Владимир Бровкин: «Какие бывают бесы?»

ГЕРБЕРТ УЭЛЛС В РОССИИ И АББАТ КОНДИЛЬЯК

Фантастика как жанр литературы, похоже  крепко себя изжила (или как говорил дурашливый персонаж по имени Тимофей, друг Федоса,  играемый Борисом Новиковым, в  чуть ли не культовом фильме «Белые росы»  — «Валет издох!» —  а с ним  многонько  еще чего на нашем веку издохло), ибо нынешняя  действительность посрамила даже самую запредельную  мистерию всякого, в том числе и творческого ума и отчаяния.

Что до писателей, или  тех, кто себя так самозабвенно с зашкаливающей, тщась, гордостью, обзывает — а имя им сегодня, и  это в тотально-то переставшей читать стране — рать, те ныне пишут фэнтези, которые при всем старании  есть разновидность разве что галлюцинаций. Переложенных на бумагу с разной степенью вдохновения и достоверности. И ровным счетом по части прогнозов на будущее себя никак не обязывающих.

А уж блогеров-сказочников, захлебывающихся в собственном красноречии, мы здесь  и по определению с их эзотериками и мистериями трогать и брать в расчет будем ли?

Канули, канули видимо в связи с кризисом жанра времена, когда к нам в Россию-матушку с Запада когда-то приезжал разглядеть наши сумерки дней и лет, навоевавшись с марсианами, Герберт Уэллс. 

Или с теми  же намерениями реалисты Ромен Ролан и Лион Фейхтвангер.

При имени блистательного писателя-фантаста (ну и разом разведчика будущего — а в Англии  что за великий писатель,  если он в добавок ко всему еще и не разведчик будущего и не путешественник) и разом память  моя нарисовала в памяти моей его развеселую книжку «Россия во мгле». И фото, где тот мило беседует с кремлевским мечтателем Лениным.

Да, перестали к нам писатели такого масштаба ездить и писать о нашей стране с такими яркими заголовками книжки.

Толи потому что действительно фантастика извелась. Толи не стало в России мглы.  Толи английским писателям в пору, когда пол Москвы  сегодня живет в Лондоне и нужды-то особой по этой части уже по определению никакой нет.

А еще припомнился мне в этой связи аббат Кондильяк из сопредельной Франции (тем более, что поклонники  либерте, эгалите и фратарните) более чем знаково, отметились и в 20-м веке в нашей истории. Ну хотя бы тем же чехословацким корпусом. В котором, как в зародыше видны и ныне ярко все нынешние коллизии межславянских дрязг,  этими поклонниками всего вышеперечисленного вдохновленных и целеустремленно направленных к цели.

Вот строки аббата о том, что такое мрак.

Что есть синоним слову мгла, помянутому в заголовке Уэллсовской книжечки.

«Между тем суеверия проповедуются жрецами алтарей, а главы правительств используют суеверия в своих целях. Законодатели приписывают богам речи (освящающие их законы); философы приспосабливают свои воззрения к пред­рассудкам, которых они не отваживаются оспаривать, ко­торых они не могут уничтожить и которые иногда они са­ми разделяют. Так, суеверие, законодательство и филосо­фии суть не что иное, как единый свод (corps) доктрины, в которой большое количество заблуждений, смешанных с небольшим количеством истин, погружают народы во мрак, и к тому же создается видимость просвещения этих народов (…)»

Этьенн Бонно  де КОНДИЛЬЯК

«Из курса занятий по обучению принца Пармского»

***

КАКИЕ БЫВАЮТ БЕСЫ?

(из стихов для детей)

Бесы бываю разные:

Добрые и безобразные.

Но какие  они, о! — муха цекотуха, ты бы поглядела они у нас —  

Оборони Господь от них все человечество тридцать раз!

От дел их и от хитросплетения и похоти их слов,  

От слов их и безукоризненных и разом  звездно-астральных…

….

Но самые страшные вы спросите меня, какие из них?

И я без  промедления отвечу вам тотчас —

Бесы либеральные!