Владимир Бровкин: «Фата-моргана многополярного мира»

ФАТА-МОРГАНА МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

из рассказов о Мошкине и Ложкине

image description

И глядя преданно Ложкину в глаза, Мошкин выдохнул ему в лицо, с запальчивостью амбициозного комментатора знающего правду и только правду, эту вот тираду:

—  С многополярностью, как я понимаю  и потребность и тщету этого вопроса, сегодня  встает и спать ложится каждый интеллигентный и творчески и бодро вознесенный над серой массой, колотящейся в судорожной истоме добычи куска хлеба, человек. И даже ночью если сердешного его обуревает бессонница, он если про что и думает, то  снова про нее и только про нее. И более он по определению более ни о чем не думает. И думать по определению не может.

И в этом и факт и фабула и самое главное — изюминка  наших духоподъемных дней.

Человеку такому мысль о ней и тяжкий крест мысли, и подвиг разом. И докука. Во всей ее первозданной красоте и разом — необузданности.

Мысль о многополярности, как одной из разновидности природного инстинкта, присущего человеческому виду. Во всей его трехмерной сущности — при либерте ли, фратарните и эгалите разом. Или монотеизм к чему если приплюсуем, он тоже тут лишним никому не покажется.

Правда люди практические, поджимая губу, тут же тотчас спросят, как бы находясь в неведении, на самом деле все ведая и понимая, что тут к чему — а зачем и  для чего она нужна?

Не менее важен и вопрос — и кому?

И правда и резон в хитромудрости этого вопросе тут есть.

Ее на кусок хлеба не намажешь. В залог в ломбард не  сдашь. В саду участок в три сотки им не всковыряешь.

А если дело дойдет до цифры, ни в какой иной другой формат файла ее — не конвертируешь.

Если встать на почву серьезной социальной ответственности,  от которой сегодня, как черт от ладана шарахается всякий и глубоко копающий и пророчествующий.

Если не водить человека по причудливой методе Тарковского с разными там сталкерами по замусоренным задворкам разных там сверхмудрых схем. А многополярность — это  причуда и примета, это насущный хлеб буржуазной интеллигенции.

И это ее фигуристая прыть и прихоть.

Правда  сегодня привычно если про что и говорить, так это про трехполярность.

Об этом, если не ошибаюсь, теперь говорит каждый второй блогер.

Оне, оне сегодня и честь и совесть и уж  тем более — ум нашей эпохи!

Как и про трехугольное колесо мировоззрения.

И про колесо квадратное одухотворенности и миропонимания дней текущих.

А тут – многополюсность.

То есть, по казуистике общества потребления — а кому чего сколько вольно, тот столько себе этого в корзинку в супермаркете мысли и положит. По алгоритму собственной ли охотки. По давно известному правилу ли — извольте, сколько хотите? У нас де, есть на любой вкус и цвет изделия подобного рода.

И тут в зависимости от аппетита, наличности, от желания. Воли — наконец.

Один одной жене ума не даст. Другой десять раз женится и ему хоть бы хны!

А кроме всего, мир грез, приметим это, так ли уж в  наш век многополярен?

Протяженность и времени и пространства зависит  сегодня от величины  суммы на текущем счете.

Второй полюс тут, первым же питаемый подчас — фантазии.

До неистовства и безумия.

Что же до людей попроще, то у них с  многополярностью дело обстоит куда как проще.

Даже если тут лозунги социальные совершенно не проговариваются.

И на кумаче уже не пишутся зубным порошком.

Сытый — и голодный. Два полюса.

Третий даже с  тремя электрическими с фонариками в руках в этом вопросе многополярности вы тут и днем с огнем не сыщете.

Их тут, не больше и не меньше, и так было от века в век, несмотря на все  высокохудожественные ухищрения и попущения мысли — два.

Что же касается чудес геополитики, и разных там цивилизационных фат-морган, то практика тут   красноречием просто захлебывается песенными примерами.

Будь вы тут  до мозга костей эмпирик или до мозга костей сенсуалист. Во власти дедукции ли вы тут цепенеете, во власти индукции ли пребываете ли.

Вот первый самый доходчивый пример.

И было аналогом многовекторности когда-то, чудное, богоподобное почти и всякий раз мироточащее такое явление как — движение неприсоединения.

Со всем этими и вашим и нашим. И де мы — самые непоколебимо продвинутые!

Ну и игде оно теперь?

И игде его апофеоз — маршал Тито?

Игде держава его?

Правда  продукты распада последней можно рассматривать тоже в качестве новых полюсов?

Если да — тогда да.

Но при  такой стоической работе на многополярность, где тьма полюсов, какой смысл говорить о ней, если тогда все сольется (да и сливается уже всюду-повсюду!) во мгу кромешную.

 Ложкин тому в ответ:

 — А это собственно и есть то, для чего это и делается.

И затем долго и молча смотрел в окно, там наметом шел снег, ветрено там было, и молчал.

И  в молчании этом было трудно понять:  согласен ли он был или не согласен со всем остальным сказанным.

https://zavtra.ru/blogs/tryohpolyarnij_mir_sozdan

***

ТАК СКОЛЬКО ЖЕ У МИРА ПОЛЮСОВ?

Сегодня приверженцы неклассической точки зрения и нетрадиционной философской мысли при всяком удобном случае уверяют нас со знанием дела в многополярности мира, а кто уж сколько  этих полюсов тут насчитает да придумает — тому ныне вольная воля.

Арктика, Антарктика…

А где третий полюс?

Шарю под столом.

Куда закатился?

… 

А  вообще-то борьба и единство противоположной  в мировом пространстве, охваченном  процессом беспримерной и как теперь уже очевидно беспримерной глобализации в мире в понятиях борьбы трех антиномий плохо вмещается.

— А это как? — смеется тотчас же вопрос.

Да, для сентенции об обезьяне и двух тиграх  эта утверждение подходит.

Но и тут, если иметь в виду борьбу — речь идет о двух  борющихся стихиях, тиграх.

Что же до обезьян — то их на ветки баньяна, как на трибуне стадиона или  в ложе парламента, можно насадить  добрый десяток.

Как и  трех полярный мир, в плане  бытия деснами всех и вся и разом массового и горячего поцелуя всех в засос — тоже вопрос вопросов. Реальна ли только тут такая субстанция?

Конечно,  понятию полюса можно придать какое угодно значение. Но при  всеобъемлющем взгляде на мир, и понятие это  должно быть всеобъемлюще широким.

Бесспорно, игра воображения — вещь  более чем занятная.

При помощи его можно нарисовать такие угодно, длины километровой, глазуновские мистерии из обрывков грез и предубеждений.

Но  к двух полярному привычному с малых лет  глобусу это имеет, право слово, мало отношения.

И возникает подозрение, а уж не с тем ли расчетом нынешняя передовая философская мысль тянет нас в счастье Средневековья, с ее раздробленностью и как следствием фантастической, право слово, многополярностью.

Где уже по определению все ясно — где ни князь, то там и полюс.

Но у этой многополярности  было и ныне непоколеблемое название — феодальная раздробленность.

На которую, будем честными  глобус многополярности и сегодня невозможно натянуть!

https://zavtra.ru/blogs/v_ssha_priznali_trehpolyarnost_mira