Художник Владимир Серов. Ленин в Смольном.
ДВА ОКТЯБРЯ
Минувшее тридцатилетие продемонстрировало полную несостоятельность наших художников и творцов уже хотя бы тем, что, те расписавшись в своем бессилии и продемонстрировав свою импотентность, не могли отразить в своих произведениях гениев, героев и творцов перестройки и великих подвижников Второго Великого Октября так, как скажем художники и творцы Первого Великого Октября.
Худо-бедно разве одна только философская мысль наших дней, отринув вериги материализма и воспарив к диким высотам запредельной как бы духовности, тут хоть как-то этот пробел восполняет стоически, как это и подобает всем рыцарям духа, в меру своих сил.
Октябрь расколот сегодня, и это очевидно теперь всем, даже страдающим с рождения предубеждением к социальной его одномерности, на два Великих Октября с диаметрально противоположными знаками.
Вы можете представить себе сегодня октябрьскую тематику современного песенного искусства со словами: «А Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!», только с инициалами Бориса Ельцина?
Как и в хорошем настроении Ленин, а он был человек веселый и знал толк в озорном слове, дирижирует в эмиграции духовым оркестром.
Или пламенное полото с Лениным, где тот переполненный дум, шагает порывисто, весь — вся устремленность вперед, по набережной Невы в охваченном революционными страстями и смутой Петрограде? Только вместо него снова на его место поставьте преисполненного этими же думами за Россию и ее народ Бориса Ельцина.
А вы можете по силе воздействия увидеть прораба перестройке или кого-либо из завлабов, как на культовых полотнах Бориса Иогансона? Или Гелия Коржева?
Таких, такого уровня художников, кои были вчера, сегодня по определению, можем констатировать, у нас уже нет.
Искусство в обществе потребления стала ее прислугой и ее банальным приказчиком, эффективным менеджером и расторопным разом мерчендайзером
А кто остался, так остались одни злопыхатели и веселые, с урчанием в животе и нездоровым взглядом глаз на уровне балагурства и эстрадной шутки, баловники.
Хотя Второй Великий Октябрь показал такую бездну им как бы образов и разом видений, но никого почему-то в обществе потребления он не воодушевил на творческий подвиг из тех, кого позволительно и велено сегодня называть творческой элитой.
Ну не на безголосых, и редко когда имеющих понятие о нравственности, звезд стране тут и стоит и должно теперь рассчитывать?
Те сегодня чаще всего бесшабашно веселы и тексты их всех откровений с непременным подвыванием уже на уравне ням-ням и не выше!
И глядя на запальчивые картины дня, все кумекаю, при такой теперь бедности на страдающие души художников, на кого тут понадеяться-то еще можно?
А ведь величие Второго Октября не эфемерно. Уже одним апофеозом действия, эмоциональностью своею, и своей красочностью. Событием, каких и в мировой-то истории уж не такой и переизбыток.
А вот робость что ли тут берет художников? Простонародно ли говоря, тяму у них что ли не хватает?
Эх, сюда бы пламенную кисть Глазунова с его коллаж-полотнами.
Какие бы зарева он тут живописал.
Эх, сюда бы неистового Высоцкого, с хрипящим и разом рокочуще-рычащим голосом.
Какую бы песню пропел с отблеском зарева в своих широко раскрытых глазах тот! Да хоть про тех же коней, которые скачут что-то медленно!
Эх! — да сюда бы еще из тружеников же пера скажем неспешного и обстоятельного Леонида Леонова с его «Дорогой на Океан» и с его заоблачными Пирамидами, тоской по сословному устройству общества и долгими размышлениями о правде века и с умилительно кротким ангелом Дымковым.
Эх!
Эй, Россия, где твои чистые звезды духа и гении?