Владимир Бровкин: «Два Октября»

Художник Владимир Серов. Ленин в Смольном.

ДВА ОКТЯБРЯ

Минувшее тридцатилетие продемонстрировало полную несостоятельность наших художников и творцов уже хотя бы тем, что, те расписавшись в своем бессилии и продемонстрировав свою импотентность, не могли отразить  в своих произведениях гениев, героев и творцов перестройки и великих  подвижников  Второго Великого Октября так, как скажем  художники и творцы Первого Великого Октября.

Худо-бедно разве одна только философская мысль наших дней, отринув вериги материализма и воспарив к диким высотам запредельной как бы духовности, тут хоть как-то этот пробел восполняет стоически, как это и подобает всем рыцарям духа, в меру своих сил.

Октябрь расколот сегодня, и это очевидно теперь всем, даже страдающим с рождения предубеждением к социальной его одномерности, на два Великих Октября с диаметрально противоположными знаками.

Вы можете представить себе  сегодня октябрьскую тематику современного песенного искусства со словами: «А Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди!», только с инициалами Бориса Ельцина?

Как и в хорошем настроении  Ленин, а он был человек веселый и знал толк в озорном слове, дирижирует в эмиграции духовым оркестром.

Или пламенное полото  с Лениным, где тот переполненный дум, шагает порывисто, весь — вся устремленность вперед, по  набережной Невы в охваченном революционными страстями и смутой Петрограде? Только вместо него снова на его место поставьте преисполненного этими же думами за Россию и ее народ Бориса Ельцина.

А вы можете по силе воздействия увидеть прораба перестройке или кого-либо из завлабов, как на культовых полотнах Бориса Иогансона? Или Гелия Коржева?

Таких, такого уровня художников, кои были вчера, сегодня по определению, можем констатировать, у нас уже нет.

Искусство в обществе потребления стала ее прислугой и ее  банальным приказчиком, эффективным менеджером и расторопным разом мерчендайзером

А кто остался, так  остались одни злопыхатели и веселые, с урчанием в животе и нездоровым взглядом глаз на уровне балагурства и эстрадной шутки, баловники.

Хотя Второй Великий Октябрь показал такую бездну им  как бы образов и разом видений, но никого почему-то в обществе потребления он не воодушевил на творческий подвиг из тех, кого позволительно и велено сегодня называть творческой элитой.

Ну не на безголосых,  и редко когда имеющих понятие о нравственности, звезд стране тут и стоит и должно теперь рассчитывать?

Те сегодня чаще всего бесшабашно веселы и тексты их всех откровений с непременным подвыванием уже на уравне ням-ням и не выше!

И глядя на запальчивые картины дня, все кумекаю, при такой теперь бедности на страдающие души художников, на кого тут понадеяться-то еще можно?

А ведь величие Второго Октября не эфемерно. Уже одним апофеозом действия, эмоциональностью своею, и своей красочностью. Событием, каких и в мировой-то истории уж не такой и переизбыток.

А вот робость что ли тут  берет художников? Простонародно ли говоря, тяму у них что ли не хватает?

Эх, сюда бы пламенную кисть Глазунова с его коллаж-полотнами.

Какие бы зарева он тут живописал.

Эх, сюда бы неистового Высоцкого, с хрипящим и разом рокочуще-рычащим голосом.

Какую бы песню пропел с отблеском зарева в своих широко раскрытых глазах тот! Да хоть про тех же коней, которые скачут что-то медленно!

Эх! —  да сюда бы  еще из тружеников же пера скажем неспешного и обстоятельного Леонида  Леонова с его «Дорогой на Океан» и с его заоблачными Пирамидами, тоской по сословному устройству общества и долгими  размышлениями о правде века и с  умилительно кротким ангелом Дымковым.

Эх!

Эй, Россия, где твои чистые звезды духа и гении?