Владимир Бровкин: «Дорога на океан»

ВОПЯТ СОЦСЕТИ

Соцсети вопят блаженными голосами  авгуров нынешнего дня и  гаруспиков, которым и ныне,  в век вроде  бы прогресса нет числа, о том, что мы Россия по количеству интеллигентствующих гениев, с их духовными поисками — впереди  планеты всей.

Так ли уж это на самом деле?

Попробуем в сумме  следующих  заметок на их полях разобраться.

НЕЗРЯЧИЕ ГЕНИИ И СТРАНА

 «Тарковский  — русское сокровище, как … Гагарин».

Вот  броское определение одного полуобморочного «исследователя» творчества Андрея Тарковского, где он без обиняков объявляется нашим все. И ничем иным.

Господа и товарищи — о чувстве меры все-таки надо помнить.

Гагарин — это прорыв будущее.

А что такое Тарковский, при всей своей знаковости?

А это либо глубокомысленное блуждание по потемкам кругами или по помойкам пригорода эстонской столицы.

И куда он нас звал?

Рядясь не в робу покорителя и строителя, а в тогу пророка.

А никуда!

Нет, насчет русского сокровища — это уже слишком.

Пожалейте нас русских.

Будьте в жестокий век хоть чуть к нам снисходительны.

Мы достойны большего.

И не переизбыток ли у нас в стране гениев, при той вселенской катастрофе пережитой, страной, которую ни один из них, и этот в том числе, не узрели. Погруженные в свои беззаветные копания и блуждания.

Так и грош тогда вашим всем пророчествам.

Если вы такие зрячие.

Из ленты

«Первый раз «Солярис» я посмотрел классе в 6-м или 7-м по черно-белому телевизору. То впечатление осталось, пожалуй, самым сильным.

Потом, во время учебы в Москве, встречаясь со школьным товарищем, мы шли к ближайшей автобусной остановке, где находился большущий щит с информацией по всем 100 с лишним московским кинотеатрам, находили, где идет «Солярис» и ехали смотреть его в очередной раз.

Впоследствии, будучи взрослым человеком, я пересмотрел большинство фильмов Тарковского, и, чем старше становился, тем яснее понимал, что Андрей Тарковский — талантливый режиссер, и не более. Наше киноискусство знало значительно более значительных, действительно великих мастеров.

Фильмы Тарковского сняты мастерски, но это не шедевры, коих в советском кино было немало. Они даже не приближаются к таким фильмам, как «Война и мир» Бондарчука или «Живые и мертвые» Столпера. И еще ко многим другим. Но сняты профессионально и, во-многом, из расчета на иностранного зрителя и критика. А, когда это просматривается, то уже не то».

Александр Иванович

Реплика, позволяющая делать  более чем прозаический тут вывод:

В расчете работали на иностранного зрителя и критика Тарковский — в кинематографе, Глазунов — в живописи, Солженицын — в  литературе.

И напоследок — привычное дело  сегодня —   множить всуе списки на ксероксе восхищения о переизбытке гениев в России.

И  этот вопрос кем восхищаться, и кому ставить в душе своей до поднебесья памятники при жизни, после ли — дело вкуса. Может быть, еще и житейского преуспеяния.

Да и по большому счету никто тут и не сомневается в заурядности мастера. Впрочем — своего дела.

Да вопрос и не в мастерстве — это ведь тоже надо понимать.

Спросим только себя — при таком их переизбытке, а где сегодня находится она сама страна?

Спросите себя об этом хоть раз.

Так, на всякий случай.

….

Дорога на Океан

https://zavtra.ru/blogs/yormungand_logovo

Есть в данном тексте что то от провидческой книги Леонида Леонова со знаковым названием «Дорога на Океан».
Редкой прозорливости даже для русской литературы книги.

Обращается мадам по поводу этого замечания пояснить, что под  этим имеется в виду.

«Не могли бы подробнее описать книгу Леонова «Дорога на Океан»? Чем она Вас так привлекла? Дело в том, что «Пирамиду» я читала, а вот упоминаемую Вами книгу нет. Теперь раздумываю, читать или нет…Возможно, «Дорога…» — сугубо МУЖСКОЕ чтиво, женщине будет книга непонятна, а?»

Валентина Четнева

Приходится в меру сил объяснить:

Дорога на Океан есть в любом собрании сочинений писателя. Много раз он, этот роман, выходило отдельными тиражами.

Произведение сложное. И многоуровневое. Как и все произведения  писателя.

Отличительной чертой его, что он —  был один из немногих советских писателей, который был по смысловым нагрузкам своих исканий  более глубже остальных.

Даже всей балаганной бутафории и бытовой конспирологии нашего нынешнего литературного всё М. Булгакова.

И сама мысль о дороге на океан у него на Океан с большой буквы. Это дает особую смысловую нагрузку роману.

Он, его Океан глубже и шире Океана Тарковского.

Но весь шик его в описании того, как потом  на Океанских просторах будет развиваться будущее.

Тут с ним и близко даже не стоит сегодняшний великий футуролог и мир-системник Андрей Фурсов, выдающий  каждую неделю очередную порцию своих апокалипсисов и дивинаций.

У меня сложное отношение к Леонову.

От  восхищения его ранними рассказами.

До глубокого пониманияя и его романов тридцатых годов.

С их пафосом и  дотошной въедчивостью.

Пирамиду я — не принял.

Это разом и палата №6 и Дантовы круги ада.

Надо  как минимум хорошее здоровье иметь, чтобы такие книги читать.

И  в ней много от  сакрального.

А это при всем понимании нашего будущего все же не продуктивно.

И в чем-то даже антигуманно.

И  сумрак его пророчеств я списываю на возраст и время.

….

Но пафос дороги на Океан во мне, при  теперешнем моем  более чем сложном к нему отношении все же остался.

Там есть ответы на вопросы о будущем.

Чего  скажем в творчествах того же Тарковского и днем с огнем, как выясняется теперь, не сыщешь.

И которого я, помнится, так до безумия и иступления  боготворил.

А он, самое то главное, ничего о будущем — не знал.

Как теперь выясняется

В отличие от того же Леонова.

С его  пафосом  дороги, строящейся через континент на Океан.

ПРО ЗОЛОТО СЛОВ

Золото слов:

«Кончаловский разнообразен.

Начинается эмигрантский период его бытования в творчестве».

Это в плане событийном.

А так  — вы всерьез о его разнообразии?

Веселые, однако,  вы ребята люди.

И странное понимание у вас разнообразия.

А впрочем, и более чем интересное.

Говорить о разнообразии, причем как о методе, там, где его нет!

По определению.

Если иметь в виду в целом период его бытования.

И жизни — как творчества.

И — наоборот.

Что же до «Сибириады»,  сценарий которого если кто читал, то он его перелицевал прилично и более основательно.

От замысла сценариста в нем почти ничего не оставив.

Перелицевал с позиций этой своей внутренней эмигрантской сути.

Если вспомнить, какие он там на другом конце океана духоподъемные феерии снимал.

В этом только и стыкующиеся друг с другом.

Тут даже и про советское какое-то начало в творчестве и в замыслах нечего бы казалось поминать.

Тут даже в вопросу о русской национальной идее это решение вопроса в нем никак не цепляется.

И напоследок — привычное дело  сегодня —   множить всуе списки на ксероксе восхищения о переизбытке гениев в России.

И  этот вопрос кем восхищаться, и кому ставить в душе своей до поднебесья памятники при жизни, после ли — дело вкуса. Может быть еще и житейского преуспеяния.

СУТЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

https://zavtra.ru/blogs/vragi_chelovechestva

«Всё давно изучено, доказано, обосновано Марксом, Энгельсом, Лениным».

Не только.

Уже в лучших своих проявлениях  античная философия этим уже кричит и дышит.

Нынешняя же философия, а точнее ее задворки, если  чем и занимаются так это старательным и скрупулезным вымыванием измов из общественного сознания.

И не более того.

Единственное что в ее гордости и самозначимости можно  принять, ну разве что пафос критики и обличения либерализма, сути происхождения которого они, в лучшем случае, не понимают. И не хотят понимать.

Отчаянно  внушая общественному сознанию  вторичные и рудиментарные ответвления философии исторического развития.

Не лишним  будет ее и похвалить за  то, что она делает доброе дело, на фоне всех вселенских нынешних катаклизмов, по части просвещения масс, правда подвигая вопреки ее стараниям, мысль думающую  в противоположном совсем направлении.

Снова и к Марксу, и к Энгельсу, и к Ленину.

И ко всему тому, что им предшествовало.

Там тоже есть чему поучиться.

Там азы.

Тут — перепев вчерашнего.

АУ!

Куда скрылся студент кулинарного техникума?

Самая сейчас работа.

Пройтись с его-то талантами по американскому политбюро.

И огрести разом кучу аплодисментов с дурака.

А как он, помнится, изгалялся тогда над нашим.

А наше-то не стояло с  сегодняшним заокеанским даже  близко.

Толи заробел?

Ау — ты где?

https://vk.com/zavtraru?z=video-38085148_456246118%2Ff8bdafa4d47265695f%2Fpl_wall_-32969466

image description