Я более чем с любопытством прочитал ниже приведенную в ссылке статью о Джеймсе Джойсе, писателе по всем позициям ну как минимум нестандартном.
И уж никак не полагал, что он то, да еще со скандальным своим Улиссом может быть «зеркалом».
Общеизвестны слова классиков о том, что писатели в тот или иной период общества, стоящего на переломе (любой Апокалипсис — понятие временное если оставаться на позициях философского материализма), ими являются…
Что он своим творчеством, сам наверное того не ведая — есть диагноз той эпохи в которую жил.
ДЖОЙС КАК ДИАГНОЗ ТУПИКА
https://zavtra.ru/blogs/fenomen_dzhojsa
Модернизм это не только Джойс.
Но и Джойс.
Модернизм — во всем зашкаливающем его великолепии.
Как скажем и нынешний концептуализм по всем его азимутам.
Который есть — направление схоластической философии, согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
И который первому является если не прямым продолжением его, то, как минимум родным братом.
И именно на примерно таком же типологически тупиковом (что особо подчеркнем!) этапе развития общества.
Если не брать во внимание какие-то там внешние мелкие разночтения в их облике.
И возникают сакраментальные вопросы: что это такое? — откуда идут его, модернизма, истоки? — и какой он, Джойс, как художественное, прежде всего явление, сам по себе есть диагноз очередному социальному тупику.
Если приблизиться к пониманию понятия краха, то фраза о том, «… для понимания феномена Джойса чрезвычайно важно, что отмеченная выше победа английского языка, воплощенная в творчестве (ирландского — это подчеркнуть будет не лишним!) писателя, совпала по времени с крахом «ньютоновского» мира и «ньютоновской» же причинности», пожалуй, более чем восхитительна.
Но тогда все это неотвратимо и целеустремленно отсылает мысль к феноменологии, и еще раз феноменологии, дивно произрастающей также и на хорошо ныне взрыхленной почве классически понимаемой русской философии со всеми ее неизбывными дебрями, ибо феноменологическая теория есть формулировка закономерностей, определяющих взаимосвязь между различными наблюдениями явлений-феноменов в соответствии с фундаментальной теорией, но непосредственно из этой теории не следующих.
А ведь лучше и не скажешь о существе краха, являющегося одним из синонимов и понятия тупика, так живописно всякий раз отражающихся в одеждах и мистериях последней.
Это разом есть и хороший ответ на вопрос об истоках модернизма, как диагнозе, прежде всего в параметрах познания социального, но не естественно-научного, о том, когда и для чего он явился на белый свет и какова его роль эвристическая и роль и ценность.
Джойс со своими бдениями — есть впечатляющая лакмусовая бумажка на запрос социальных перемен, которые феноменология опять в тех же самых одеждах старательно и мило затушевывает.
Своими резко режущими взгляд, кричащими углами.
…
И Поль Элюар с грохотом встал своими необыкновенными поэтическими пророчествами.
Знаете, как они называются?
«Двадцатитысячного года не будет».
Интересных нам, живущим теперь в 2022.
Особо это подчеркнем, уж как там? — это другой вопрос — живущим!
Дайте мне ваш кафедральный собор где все где все так похоже
На каждодневную жизнь на улицу над которою солнце
Раздроблено колесами витражей
О солнечный свет с ободранной кожей
О древняя боль человека о до чего ж ты на нынешнюю похожа
Так все похоже кругом голод ложь недоверье
Что выходя из собора невольно зажмуришь глаза
…
Страницы европейской поэзии
ХХ век
Перевод Мориса Ваксмахера
Москва
«Искусство и мода» 1992
К этому стоит добавить, что у нас Джойса печатали в 20-е годы прошлого века.
Что по-своему тоже как бы и удивительно и феноменально…
Уж не говоря про то, что в нынешнее время в Москве ему поставлен памятник.
А вот что сказал о Джойсе в комментариях к этой любопытной и по-своему великолепной статьи Геннадий Сергеев:
«В части отношения к модернизму у меня плохо с чувством юмора. Поэтому скажу «просто».
Модернизм, как фактор сознания, есть форма отношения к действительности. Патологическая форма. Патология сознания, в которой ее носитель лично не виновен.
Патология общественного сознания, «психического склада» общества — та же «клиника», только в форме «пандемии».
Причина всему этому — животное (биологическое) начало человеческого общества, ослабление иммунитета или «антисанитария» в духовной (культурной) сфере. Итог — беззащитность к «вирусу» «культуродефицита», частным проявлением чего является модернизм, т.е. все тот же животный субъективизм-индивидуализм».
…
Я бы паталогию единичного сознания рассматривал в неразрывной связи с паталогией общественного сознания, проявлением которого является модернизм на уровне, в том числе, единичного сознания, и не как изначально данного и предопределенного, но формируемого известными всем обстоятельствами.
Но к этому как раз и подвигает дело феноменология своими базовыми понятиями, заводя общественное (в чем и беда) сознание — сознательно или бессознательно? — это мы тут пока заострять не будем — в тупик.
…
Общеизвестно высказывание классика о том, зеркалом чего является тот или иной писатель.
Модернизм же — это зеркало тупика.
Прежде всего, в процессе познания действительности.
И со всеми далее отсюда так или иначе вытекающими последствиями.
…
Попутно с Джойсом всплыла фигура ныне раскрученного философа с «философского парохода» Ивана Ильина.
Чье имя часто теперь ассоциируется все с более чем, на мой взгляд, неуспешными поисками, длящимися вот уже не один десяток лет, национальной идеи. Поиски которой сегодня превратились в национальный вид спорта.
Ох уж этот философ Ильин!
А ПРАВИЛЬНО ЛИ КАЧНУЛСЯ МАЯТНИК В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ?
Что до философа Ильина, а у нас всякий, кто оказался бит и вынужден был эмигрировать-бежать за границу, становился философом с философского парохода и разом «Титаника» ушедшей эпохи — страдания по потерянным смыслам, сословным бонусам и безделье и безденежье к этому побуждали многих из них, не принявших новую власть ими. Как все и вся перетерпевшими и страдальцами и пророками.
Но стоит отметить, что Ильин был необыкновенно популярен на самом изломе 90 – х годов и у левой оппозиции, пока в суете дел, те оглушенные случившимся цивилизационным Апокалипсисом, те не разобрались что тут к чему.
Его кстати восторженно и многократно печатали в журнале Анатолия Иванова «Молодая гвардия».
Которого уже за безукоризненно точный образ Лахновского в его романе «Вечный зов» трудно в чем-либо упрекнуть.
Но маятник часов вдруг теперь странным образом качнулся в другую сторону.
На глазах оторопелых левых его теперь с радостью спешат объять в свои объятья и облобызать — вот парадокс парадоксов — нынешние.
Но повод ли это в этом случае разочаровываться ту в исконных и базовых своих убеждениях?
В конце концов он туда по большому-то счету и должен ведь был качнуться.