А ГДЕ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА?
Комментарий к статье известного российского философа А. Дугина «Данте – наш».
Россия оказывается в роли хранительницы и защитницы европейских ценностей
https://zavtra.ru/blogs/dante_nash
МЕТА ДАНТЕ
Мета Данте более чем ожидаемая для понимания более чем непростых философских конструкций и медитаций философа А. Дугина.
Я даже от неожиданности вздрогнул — как это все точно и естественно одно на другое наложилось.
И теперь мне это служит краеугольным ответом на вопрос, а что же это есть такое современный идеалистический философский отечественный авангард, откуда он в нашу жизнь вошел и какими он корнями и соками питается.
«Либерализм и глобализация это еще не вся Европа. Более того, это Анти-Европа.
Поэтому она отказывается от своих корней. Мы же от своих не отказываемся. И европейские гении нам близки».
…
Но и советский проект глобализации в лице, что особо подчеркнем — советского многонационального народа, со своими прорывными интеграционными процессами разве отказывался от своих многонациональных корней?
Впрочем, как и движущий ингредиент этого процесса, его впечатляющая пассионарная доминанта (и кто возьмет сегодня на себя эту его роль?) — русский народ со всеми своими цивилизационными корнями.
А ГДЕ ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА?
Конечно из Западной Европы и далеко от этой же страны не уходя, можно взять и другие впечатляющие примеры высочайшего человеческого духа, помогшие бы нам осмыслить и мир сегодняшний и нас самое.
Скажем, Томмазо Кампанеллу. Джаммбатисту Вико.
Но тут надо быть материалистами.
А наш философский идеалистический авангард в силу своего устройства и своей механики чаще всего оперирует своими категориями в понятиях мистики.
…
Добавим, что философские построения подобного рода возводятся на основе идеалистического видения мироустройства и понятия «ужаса», который действительно переживает современный мир, и которым действительно пропитана сегодня каждая клетка его своим задерганным вконец и рефлексирующим на каждом шагу сознанием, в абсолют.
Этим все своеобразие этого взгляда на мир идей и вещей и объясняется.
И здесь и неистовый Данте и сложноустроенный и пестро скроенный из мифов и метафор проницательности А. Дугин близки в абсолютизации этого явления. Как фундаментальной первоосновы мироустройства.
Об ужасе бытия вещает правда и Кампанелла, познавший сполна (вот уж кому в этом знании не откажешь) ад земной. Но он при этом описал более оптимистично (вот вам и парадокс парадоксов!) выход из него.
Причем совсем диаметрально противоположный. Солнечный.
Написав пророческую книгу «Город солнца».
(Правда соотечественники его записали, и понятно в каких целях — ха-ха! — в последователи и поклонники Фомы Аквинского)
И вот в этом и вся суть современного идеалистического философского авангарда, видящего завтра человечества не в завтрашнем дне, но то ли в Средневековье, то ли в самых панических формах трансцендентного сознания её и еще глубже.
Походя и шутя, расшвыряв и распиннав по сторонам, все кажущиеся ему, авангарду ненужными на фоне этого абсолюта, переходящие формы измов.
…
Кстати в отечественной культуре есть совсем неожиданный пример подобных, кампанелловских пророчеств в лице скажем того же великолепного писателя Николая Носова, с примерами, полными изящества, улыбчивого такта и примеров диалектического свойства в его неподражаемом «Незнайка в Солнечном городе».
Книги, кстати, плохо прочитанной и до сих пор мало оцененной в этом аспекте.
Что касается до представителей философского идеалистического авангарда, то именно они, более чем критически относящиеся по всем азимутам к либерализму (и здесь они дают высшей пробы его уничтожающую критику! — браво им тут за это!), плохо ориентируется именно в силу этой специфики этого своего знания и в дне вчерашнем. А завтрашний день в этой связи и вообще для них за семью печатями.
Откуда же истоки этого авангарда на отечественной почве?
Прежде всего, ужас первозданный либеральных реформ. Обрушившийся безжалостным, не знающими никакого сострадания, либеральным нашествием как бы спонтанно на наши головы и наши города и веси.
Он, этот авангард, в лице его ярких представителей есть продукт советской эпохи, но власти советской по тем или иным причинам не принявших.
Это, прежде всего представители интеллигенции, интеллигентствующих ли слоев нашего населения, писательской среды в массе своей.
К неприятию которой их подвигал социальный их, по их понятиям низкий статус, базировавший вектор направленности их духовных бдений на доминанту национального своеобразия, в первооснове своей мелкобуржуазной, вызванной, в том числе как реакция на интеграционные процессы.
Как в Первопрестольной.
Но особо пышно расцветшей на национальных окраинах, хотя и на основе интеграционных процессов, и прежде всего интеграционных процессов, но этим процессом напуганной и всячески ее саботировавшей.
А ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ ЕВРАЗИЙСТВО И С ЧЕМ ЕЕ ЕДЯТ?
Вот на этот вопрос более чем содержательный ответ в ленте этого же издания Михаила Лукина на вопрос о том, что из себя представляет философия А. Дугина:
«Читать это интервью немного печально. Дугин фактически признается, что евразийство не стало идеологией и не пользуется поддержкой в народе.
Увы это закономерный результат. После своей книги «Четвертой политической теории» Дугин, где правильно поднял проблему создания новой идеологии, пошел по пути неоимперства. Этот путь логично завел в тупик.
Проблема в том, что евразийство не способно дать ответ на актуальные проблемы общества. Как должны выглядеть социальная, экономическая, политическая системы общества? Каково будет положение в обществе человека, семьи, общины, нации, государства?
Дугин отговаривается тем, что это должны решать народы исходя из своей культурной традиции, но это не ответ, а уход от него. Идеология как раз предлагает свой вариант общества. В этом её отличие от пустых философских умствований.
Поэтому выхолащивание евразийства современной формацией либерализма стало естественным итогом. После 2014 года стало ясно, что либералы в как бы нынешней российской упаковке (зададимся вопросом — в российской ли?) не способны к экспансии, так как созданная ими система не может решать проблемы страны. Единственное на что они способны, так это пиар и обнуление любой общественной активности для удержания власти».
У Михаила Лукина более чем дан точный ответ на все философские метания нынешних философов и властителей человеческих умов.
Вопрос тут только один.
Путь в никуда сегодня старательно политдизайнерами упаковывается либо в левую упаковку. Либо — в патриотическую.
В данном случае — это чистейший второй вариант.
В отличии варианта, скажем, тут же широко прокламируемого — за правду и все хорошее.
По части сознательного и бессознательного по факту дела вопрос риторический не ставится.
И ясен ответ тут даже на такой сакраментальный ответ — как к этому относиться?
Печалиться?
Морщить ли лоб?
А к этому надо относиться весело!
Да, подано мудрено. Порой занятно. Иной раз чрезвычайно чувственно.
Но в том и замысел и смысл всех этих сложной архитектоники построений.
Всех этих чуть ли не Татлина башен построений.
А на самом деле, при всех ухищрениях, хитрого тут — ноль.
ПОПРОБУЕМ ВЗГЛЯНУТЬ НА НАШ МИР СО СТРОИТЕЛЬНЫХ ЛЕСОВ ОПТИМИЗМА
В размышлениях о странностях наших дней, в глаза бросилась вот эта яркая и броская фраза:
«Движение в сторону приватизации, либерализма, индивидуализма — это движение в сторону идеала идиота»
Александр ДУГИН
Философ, фиксируя верный и более чем очевидный вектор развития либерального общества, к либералам, однако более чем несправедлив. Я бы им не стал выдавать такую уничижетельную оценку. Уму либерала и его целеустремленности можно и должно только позавидовать.
А вот остальному человечеству, которое либерализм более чем целеустремленно ведет к означенной цели, действительно стоит посочувствовать. Он ведет его именно в эту провальную яму.
Мне представляется более справедливым такое видение проблемы.
Если поставить эту яркую и броскую мысль философа с головы на ноги. Скажем, обращусь к архаике, как Маркс — Гегеля.
И тогда все будет на месте.
Так характеризует жизнь в одной из последних своих статей в ее современных пропорциях и броских ее проявлениях известный русский философ Александр Дугин, известный своим нестандартным взглядом на мир и на преодоление всех его сегодня терзающих проблем. Порой с незаурядным градусом оптимизма. Порой — с тем же градусом пессимизма.
Что поделаешь — мир по своему устройству двулик.
Сама же жизнь многообразна, как в своих проявлениях. Как и в оценках пристально наблюдающих за ней людьми. Даже если ее рассматривать с самых предельно высоких горних вершин человеческого духа.
Когда уже порою даже трудно различить, где в ней кончается мир, скажем русский. А где начинается другой. К примеру — французский
Отбросив в сторону изыски пессимизма, попробуем взглянуть на наш мир со строительных лесов оптимизма. Что само по себе будет не лишним.
МОСТ ЛИ ЭТО НАД ПРОПАСТЬЮ?
или как убрать противоречия между капитализмом и социализмом?
Этот занимательный текст и объединенный вместе с ним видеоролик ролик о сегодняшнем Китая показался мне интересным не по причине рассказа о самом о нем, и о том, какой у него впечатляющий экономический рост и какой ценой его дает эта страна. А как красноречивый пример того, как нынешняя философская наука в более чем занимательном лице ее представителя Александра Дугина снимает проблему антагонизма между этими диаметрально противоположными социальными системами — между капитализмом и социализмом. Согласитесь, тема эта сегодня, как и вчера — более чем до не могу актуальная.
«Мы взяли из капитализма худшее, Китай — лучшее»
http://zavtra.ru/blogs/mi_vzyali_iz_kapitalizma_hudshee_kitaj_-_luchshee
В самой сжатой форме после прочтения текста и просмотра самого ролика тут можно сделать резюме:
«А ведь все тут не так уж и сложно устроено.
В расколотом по социальному признаку обществе более чем интересны и поучительны упражнения философа со словом «Мы» (похоже ключевым в его лексике — и вмещающим все что только можно в него вместить, от Ельцина и Горбачева до вопросов коммунистического строительства) и педалирование на этическую сторону ну хотя бы того же предпринимательства. Более чем очевидно, что у философа Дугина более чем размыты понятия капитализма и социализма, и что суть его мировоззрения — при помочи различного рода этических упражнений, да еще аккуратно упакованных в упаковку этническую, это неустранимое и более чем очевидное противоречие предельно затушевать.
Слить.
И как бы привести все это к одному знаменателю. Выхолостив, насколько это возможно, все социальное.
И все это, само собой подается как большой шаг вперед?
Это как бы суть того, о чем он говорит. И что пытается слушающим и читающим его — внушить.
Но за пределами всего этого — все остальные детали в его пространном рассказе не так уж и интересны. Да и не очень поучительны».
ОБЫКНОВЕННЫЙ ИДЕАЛИЗМ
Обыкновенный идеализм.
Одетый в цветастые одежды мистики и мифологии.
И немного чувственного национального флера.
Это сегодня хорошо расходится. Это сегодня и модно и почтенно.
Тем более — материализм не в чести.
(А тут еще есть щепоточка антилиберальной критики. По сути как гарнир.)
Понимая в каком обществе мы живем.
Где потребление мифов уже само по себе — добродетель.
И цель его более чем прозрачна и очевидна.
Социальное подменить идеальным.
И личный сон персонифицируется на всех остальных.
И в этом и весь умысел этих построений.
Не будем же мы уверять, что это все спонтанное…
…
Тема более чем щепетильная. Затрагивающая сакральные национальные предубеждения. Причем законные. Но жестко привязанные к идеальному и никакому иному началу.
….
В целом я к философии Дугина отношусь с почтением. Нет философских систем абсолютно безупречных и совершенных до последнего пункта.
И они, эти построения тем и интересны, что их можно читать, разбирать, спорить…
…
Как минимум — этот текст философа откровенно (при всей щепетильности темы) не лучший.
Где все огрехи (и не огрехи) его системы спекулятивно выпирают особо как-то выпукло косяком.