На состоявшейся в Мурманске 22 мая 2024 года по инициативе общественной неправительственной организации Союза рыбопромышленников Севера (СРПС), объединяющая 54 рыбодобывающих компаний, научно-практической конференции «Рыбная промышленность Северного бассейна в современных условиях» были поведены не только итоги ее деятельности за последнее десятилетие, но и определены факторы, сдерживающие ее развитие.
Наряду с этим были предложены и пути устранения негативных тенденций, в условиях постоянно меняющего отечественного законодательства и политико-экономического давления на российское рыболовства западных стран.
Все это касается четырех субъектов Российской Федерации, входящих в Северный рыбохозяйственный бассейн – Архангельской, Мурманской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа с населением 2, 178 млн человек.
Выступающими участниками конференции было констатировано, что, несмотря на постоянно меняющее законодательство, коллективное давление Запада на российское рыболовство и природное сокращение запасов трески и пикши – основных объектов рыболовства Северного бассейна, суммарный вылов все же удалось сохранить в объеме 803-808 тыс. тонн ежегодно, что составляет 15-17% от годового отечественного вылова России. Против прежних 921 тыс. тонн.
Этих объемов вполне хватает для насыщения внутреннего рынка упомянутых субъектов Российской Федерации с тем, чтобы потребление рыбы и рыбопродукции вышло на показатель рекомендуемый Минздравом России в 28 кг/чел/год. В настоящее время он составляет в Мурманской, Архангельской областях и Республики Карелия всего 20,6-22,7 кг/чел/год и только в Ненецком Автономном Округе он достиг 30,9-44,1 кг/чел/год. Последнее произошло за счет большего потребления речной, озерной рыбы в питании населения округа.
Вместе с тем экономические показатели деятельности компаний, фирм, предприятий, объединений рыбной отрасли Северного бассейна продолжают ухудшаться, прежде всего, под давлением непридуманных «трансформаций» и законодательных «новаций».
Падает рентабельность и прибыль, увеличивается кредиторская задолженность по обслуживанию средств, взятых в банках для участия в федеральной программе 1 этапа так называемых «инвестквот и аукционов», или как их именует президент России Владимир Путин «квоты под киль».
Одновременно с этим, под давлением коллективного Запада, сокращаются районы лова, затруднена логистика сбыта рыбопродукции на внешних рынках, существовавшая ранее по межправительственным договоренностям, закрываются рынки сбыта для отечественной рыбы, рыбопродукции и крабов.
Положение усугубляется еще и надвигающими миллиардными отечественными штрафами со стороны федеральных органов к тем фирмам, которые построили по программе 1 этапа инвестквот рыбоперерабатывающие фабрики и не обеспечили их, в силу непредвиденных обстоятельств, загрузкой соответствующим сырьем и выпуском продукции по договорам с Росрыболовством.
В этих условиях специалисты, управленцы и руководители фирм, ученые Северного бассейна считают необходимым принять на федеральном уровне ряд срочных дополнительных мер по стабилизации положения в арктическом рыбном хозяйстве и придания ему нового импульса развития в создавшихся непростых международных условиях рыболовства.
Среди них, такие как отмена 2 этапа «инвестквот и аукционов»; прекращение претензий, а по существу выбиванию штрафных санкций, касающиеся построенных рыбоперерабатывающих фабрик по программе 1 этапа «инвестквот и аукционов»; создание режима наибольшего благоприятствования при заходе рыболовных отечественных судов в порты Северо-Западного Федерального округа и других.
Пора, наконец, решить проблему обеспечения современным научно-исследовательским флотом ученых, определяющих состояние запасов и возможный объем вылова гидробионтов в Северо-Западном секторе Арктики и прилегающих морях.
Требуется разработка и проведение программы защиты интересов отечественного рыболовства с использованием международного инструментария по линии МИД РФ и других федеральных органов в этом арктическом секторе с прилегающими морями и, особенно в морском районе архипелага Шпицберген, подпадающем под Договор 1920 года.
Участники конференции, учитывая, что аналогичные проблемы существуют и в других рыбопромысловых бассейна, выступили с инициативой проведения Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства с тем, чтобы на нем выработать согласованную с властями всех уровней «Новую стратегию развития рыбной отрасли», как в краткосрочной, так и на долгосрочную перспективу. В основу ее должны быть положены научно-экономические расчеты и практика последних лет.
Активное участие в таком Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства с выработкой долгосрочной стратегии развития рыбного хозяйства должны принять сенаторы, депутаты Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации.
Продолжение ошибочной стратегии «инвестквот и аукционов» приведет к финансовому банкротству рыбной отрасли, к падению потребления рыбы и рыбопродукции населением России, ростом ее розничных цен.