Под давление неопровержимых фактов, приводимых неоднократно учёными, специалистами рыбной отрасли, депутатами, сенаторами, общественностью, Правительство Российской Федерации всё же нашло в себе мужество признать, что потребление рыбы и рыбопродукции населением страны не соответствует нормам, рекомендованным Минздравом России. Причем все это происходит при росте общего российского вылова, как об этом неоднократно заявляло руководство Минсельхоза и Росрыболовства.
Почти год назад об этом напомнил руководителю Росрыболовства Илье Шестакову и президент Российской Федерации Владимир Путин, подчеркнув, что потребление составляет всего 22 кг/чел/год (в сырце — пояснение автора) вместо рекомендованных 28 кг/чел/год (в рыбопродукции — пояснение автора). Президент потребовал от правительства России принять необходимые меры по достижению искомого показателя.
Рис.1. Динамика потребления рыбы в сырце населением России.
Исполняя прямое указание президента, заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Патрушев, курирующий рыбную отрасль, утвердил 31 июля 2024 г. №ДП-П11-24584 «План мероприятий («дорожная карта») по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 год» (прилагается).
В ней содержится семь направлений, которые следует осуществить Минсельхозу, Росрыболовству и другим федеральным, региональным органам власти, депутатам Государственной думы в течение 2024-2025 годов с тем, чтобы достичь к 2030 году потребление рыбы и рыбопродукции населением страны не менее 28 кг/чел/год.
Среди них, такие как определение целевых показателей потребления рыбной продукции; производство и переработка рыбы и рыбной продукции; организация торговли; нормативное регулирование на основании исследований; популяризация потребления рыбы и рыбной продукции. Предлагается даже организация «рыбного дня» в государственных организациях.
К сожалению, псевдо рыбные чиновники Минсельхоза и Росрыболовства в эту бочку меда под наименование «План мероприятий — дорожная карта» всё же сумели, при попустительстве чиновников аппарата правительства РФ, внести в неё и свою ложку дегтя. Так в подпункте 7.1 пункта 7 предлагается:
«Создание автономной некоммерческой организации для популяризации и продвижения рыбной продукции. Определить: в качестве учредителя — организации, подведомственные Федеральному агентству по рыболовству (ФГБНУ «ВНИРО», ФГБУ «Главрыбвод», ФГУП «Нацрыбресурс»); в качестве основного источника финансирования — прибыль учредителей от приносящей доход деятельности, а также иные внебюджетные источники».
Смысл этой автономной некоммерческой организации (сокращенно-АНО) пояснил, полагаю, автор этой идеи руководитель Росрыболовства Илья Шестаков:
«В ближайшее время в рамках создания АНО под моим председательством проведем установочное совещание по работе этого АНО, по целям и задачам, которые мы перед собой ставим. И, конечно, нам необходимо будет участие рыбацкого сообщества. Мы выделим часть средств из своих внебюджетных источников наших подведомственных организаций»… «…надеемся, что все крупные компании заинтересованы в продвижении своей продукции на отечественные рынки, по этому, эту работу предстоит делать совместно«.
Прямо таки современные «Рога и копыта» Остапа Бендера из известного произведения Ильфа и Петрова только по стрижке деньжат за чешую, кости и потроха с рыбных адмиралов крупных компаний. Вполне тянет на наименования АНО «По продаже рыбной чешуи, костей и потрохов». Предотвратить такое развитие событий будет не просто.
Не исключаю, что некоторые рыбные адмиралы крупных компаний поддержат, как это было уже не раз, шестаковскую инициативу по созданию АНО. Тем более она утверждена, не кем ни будь, а заместителем председателя Правительства РФ Д.Н. Патрушевым.
Впервые за последнее десятилетие «реформирования» рыбной отрасли и переименование её в эфемерный «рыбохозяйственный комплекс» правительство России, губернаторы приморских регионов видимо, начали понимать, что этот «комплекс» не выполняет, прежде всего, своего главного предназначение – «обеспечение рыбой и рыбопродукцией отечественного производства внутреннего рынка».
Именно эта цель была основным ориентиром в работе государственной рыбной отрасли в советский период.
В новой капиталистической России частные рыбопромышленники – владельцы судов и фабрик – ориентированы только на достижение максимальной прибыли, а ее можно достичь за счет наращивания экспорта. Что и происходит на практике. Ежегодно более 50% производимой рыбопродукции и рыбы уходит за рубеж, тем самым оголяется внутренний рынок.
Рис.2 Динамика вылова, производства рыбопродукции, экспорт и импорт ее Россией.
С тем чтобы вернуть рыбу на народный стол они и приняли соответствующие меры по предотвращению «обезрыбливания» внутреннего рынка. Именно об этом в течение почти десятилетия публиковались аналитические статьи в федеральных, региональных СМИ, включая и сайте РУСО (https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/v-k-zilanov-pandemija-rybno-investkvotovaja-vakcinirovat-nelzja-terpet/).
А в публикации на страницах журнала «Рыбное хозяйство» № 6 за 2023 год (https://www.researchgate.net/publication/375783036_About_the_consumption_of_fish_products_by_the_population_of_Russia) дается не только анализ причин падения потребления рыбы, рыбопродукции населением страны, но и предложены практические шаги по увеличению этого показателя, основываясь на отечественном опыте из других сходных областей. В частности на действующую и успешно социальную поддержку лекарствами на бесплатной основе больных, страдающим диабетом.
Полагаю, на всё это, обратили всё же внимание и в аппарате Администрации президента и правительства России.
С тем, что бы утвержденный «План мероприятий – дорожная карта» действительно были реализованы, необходим жёсткий контроль, как это было в прошлом в советское время, за его исполнением не только федеральными, региональными органами власти, но и депутатами, сенаторами приморских регионов, а также союзами, ассоциациями, объединениями рыбаков.
Только общими усилиями можно и нужно решить важнейшую задачу, касающейся продовольственной безопасности страны, по наполнению внутреннего рынка качественной отечественной рыбной продукцией по доступной для населения цене с разным уровнем дохода.