Определенной интригой на открывшемся сегодня в Санкт Петербурге VII Международной рыбопромышленном форуме и Выставке рыбной индустрии, морепродуктов и технологий является ожидаемая самооценка итогов двух капиталистических пятилеток «рыбохозяйственного комплекса» России со стороны ее руководителя И.В. Шестакова.
И главное, под каким брендом он поведет ее в третью пятилетку в случае и долее руководства рыбной отраслью?
Напомню, что к.э.н. И.В. Шестаков был назначен Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 17 января 2014 года в должности заместителем Министра сельского хозяйства-руководителя Федерального агентства по рыболовству.
В последующем Шестаков был переназначен как руководитель Федерального агентства по рыболовству Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишутиным 30 января 2021 года. Однако, при это, Шестаков, лишился должности заместителя Министра сельского хозяйства.
В этом качестве, только как руководитель Федерального агентства по рыболовству он сохранил свой пост и в новом Правительстве РФ после переизбрания Президента России В.В. Путина на новый шестилетний срок, что свидетельствует об одобрении со стороны руководства страны его деятельностью.
Сам И. Шестаков на прошедшем недавно ВЭФ во Владивостоке так охарактеризовал проводимую им социально-экономическую политику в рыбной отрасли:
«…она изменилась. Изменились сами компании. Многие из них стали, в моем понимании, более экономически эффективно работать и больше смотреть не только на прибыли, но и на социальную составляющую. И конечно, самое важное, — это инвестиции, которые сейчас идут в отрасль: по программе инвестиционных квот и крабовых аукционов». И далее: « …произошла значительная трансформация рыбохозяйственного комплекса, за которую всем нам не стыдно. Позитивное развитие». Вот такая высокая самооценка. Ни больше, не меньше!
Однако, прошедшая накануне в Северном рыбохозяйственном бассейне VI научно-практической Конференции «РЫБНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СЕВЕРНОГО БАССЕЙНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ», проанализировав экономическо-социальную ситуацию в рыбной промышленности Северного бассейна в своем Решении дает другую оценку. В частности подчеркивается о «…нецелесообразность осуществления второго этапа «инвестквот долей квот добычи (вылова) трески, пикши и других рыбных ресурсов» и о нецелесообразности «… дальнейшее проведение крабовых аукционов».
Рыбопромышленники Северного бассейна по данным и другим вопросам вынуждены были, в отсутствие понимания со стороны руководителя Росрыболоства, обратится с письмом к Председателю Правительства России М.В. Мишутину, которое было размешено на сайтах СРПС и Фишкамчатки.
Близкую к северянам оценку, проводимой Шестаковым «…политики трансформации рыбохозяйственного комплекса» высказывает и Координационном совете рыбохозяйственных ассоциаций Дальнего Востока, особенно по возникшим проблемам по перезаключению прав промысла лососевых на традиционных участках и об оплате за них.
Мною, ранее давалась личная оценка «модернизации…трансформации…» рыбной отрасли по лекалам Шестакова и К0 , которая была опубликована на ряде федеральных сайтов, включая и полную версию на данном сайте — https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/v-k-zilanov-za-bort-kapitana-i-izmenit-kurs-korablja/.
К сожалению кремлевские и бело-домовские чиновники все это пропустили мимо ушей своих боссов. К тому же рыбопромышленные круги и прежде всего собственники ряда компаний, холдингов и предприятий, полагаю, понадеялись, что все со временем образуется само собой, либо их минует сия чаша и не стали публично выступать против шестаковской «трансформации».
Более того ряд из них были еще и инициаторами передела рыбных ресурсов и основных рыбодобывающих фондов. По существу именно они лоббировали такой подход и пред вышестоящей властью, вплоть до Президента России. Не исключено, что они и поддерживали назначение в этих целях в качестве руководителя Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестакова.
Определенную лепту и не малую в создавшееся положение в рыбной отрасли внесли депутаты, сенаторы Федерального собрания Российской Федерации. Именно они, особенно относящиеся к фракции «Единая Россия», которые поддержали инициативу Правительства РФ по внесении соответствующих поправок в базовый закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» направленные на введение «инвестквот-квот под киль», «крабовых аукционов», повышения платности «за ресурсы» и изменение наделения пользователей рыбопромысловыми участками и их платность. Все эти поправки-новации разрабатывались Минсельхозом и Росрыболовством. Большинство депутатов от других фракций в Госдуме, а это КПРФ, Единая Россия», ЛДПР, «Новые люди» выступали против этих «новаций». Однако их мнением проигнорировала, обладающая в Госдуме конституционным большинством фракция «Единая Россия». Вновь сработала машина голосования.
Подобное отношение и привело к рекордной кредиторской задолжности фирм, предприятий, консорциумов, объединений рыбной отрасли, которая уже составила более чем в 1,2 триллиона рублей!
При этом идет падение из года в год потребления рыбной продукции населением России. По этому показателю мы отстаем, и на много, от соседних с нами государств (см. ниже приведенный рис.). К тому же розничные цены на рыбопродукцию толко за последнее пятилетие возросли вдвое.
(По данные академика РАН, д.с.х.н. В.И. Кашина; потребление в сырце).
Отрасль неминуемо скатывается к банкротству, видимо надеясь, что спасет ее от этого государств, а это мы свами, как основны налогоплатильщики в государеву казну.
Такого не было за всю историю рыбной отрасли со времен Российской Империи, СССР и современной капиталистической России до осуществления политики «трансформации».
Полагаю, что на Международном рыбопромышленном форуме в Санкт Петербурге И. Шестаков вновь озвучит под новым брендом продолжение своей прежней политике «трансформации рыбохозяйственного комплекса» на очередную третью капиталистическую пятилетку в отрасли под его руководством.
Настало время властным структурам признать ошибочным проводимой в отрасли социально-экономической политики и выработать новый курс с учетом сложившееся ситуации в отрасли и существующих международных реалий.
В этих целях целесообразно было бы проведение очередного V Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства или соответствующей Всероссийской Конференции,
Интересам же инициаторов и участников «трансформации рыбохозяйственного комплекса» отвечает сохранение действующей правовой системы, которая позволяет им осуществлять каждый раз по их указаниям предел водных биоресурсов и основных рыбопромысловых фондов с использованием нормативного механизма «инвестквот», «аукционов по крабу» и «повышению платности за ресурсы и поромучастки».
Настал время предотвратить подобный подход. Промедление с принятием соответствующих сбалансированных решений приведет к негативным социально экономическим последствиям, прежде всего в приморских регионах страны.
Свою взвешенную позицию, основанную на реальном научном анализе, должны высказать и депутаты, сенаторы Федерального Собрания, внеся соответствующие корректировки в законодательство, касающиеся рыбной отрасли.