Валентин Балашов: «Рыбаки Арктических регионов просят Михаила Мишустина»

Сегодня вряд ли кто-то сможет доказать, что в экономике полный порядок. В связи с этим значительная часть гражданского производственного сектора регулярно пытается сигнализировать наверх о том, что на самом деле происходит внизу на земле. Стараясь не раздражать представителей власти, люди бизнеса ищут мягкие формы, как донести до государственных руководителей картину мира производства и реализации товаров и услуг. Реалии настораживают — хозяйственная жизнь поступательно деформируется не в лучшую форму.

В силу очевидности надвигающейся экономической «неопределённости», в течение уходящего лета на площадках нескольких общероссийских форумов наконец то стали раздаваться голоса высокопоставленных должностных лиц. Вместе с представителями российского бизнеса они обсуждали производственную, экономическую и финансовую ситуацию. Следует отметить, что даже отсутствие ответов на некоторые поставленные перед чиновниками вопросы молчало само за себя. Видно, что руководители экономического блока Правительства и Центробанка знают и понимают, как обстоят дела. Если коротко, экономика России «ПЕРЕГРЕЛАСЬ». Так ответственные лица выразили состояние объекта своего регулирования. Вежливо подискутировав друг с другом о меняющихся параметрах, «диагнозе» и методах лечения «перегревшегося», после нескольких публичных дискуссий чиновники разъехались по своим кабинетам. Представители производственного сектора вернулись на свои рабочие места. Пока, кроме очередного повышения ключевой ставки (ключевая ставка — процентная ставка, по которой коммерческие банки занимают деньги у Банка России), ничего не изменилось.

Рыбацкая экономика

В преддверии общероссийских экономических дискуссий рыбаки Севера в мае провели свою отраслевую конференцию, на которой тщательно проанализировали ситуацию в рыбном хозяйстве нескольких субъектов Российской Федерации. В частности, рассматривались следующие актуальные темы:

  • анализ состояния сырьевой базы и промысла морских гидробионтов;
  • анализ производственных мощностей и состояния основных фондов рыбодобывающих организаций, проблем технического обслуживания флота;
  • анализ показателей экономической деятельности организаций морского рыболовства с учетом влияния международных санкций и роста производственных затрат;
  • анализ влияния на условия ведения хозяйственной деятельности организациями морского рыболовства налоговой, контрольно-надзорной и административной систем (включая ежегодный рост цен на обязательные государственные «услуги»);
  • анализ промежуточных итогов реализации законодательства о рыболовстве в части, касающейся мер поддержки («инвестиционные» квоты) строительства судов на российских верфях и береговых заводов — для производства рыбного филе и (или) фарша.

По итогам Конференции было принято решение обратится к Председателю Правительства Российской Федерации М.В.Мишустину. Соответствующее письмо подписали несколько десятков руководителей рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Северного рыбохозяйственного бассейна.

В период 2018-2023 гг. сформировался тренд падения ежегодных финансовых показателей рыбохозяйственных организаций Мурманской области, Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики Карелия (по виду экономической деятельности «рыболовство»). При росте производственных затрат и нарастающих негативных тенденциях в сбыте рыбной продукции, в условиях снижения и стагнации сырьевой базы трески и пикши, показатель отраслевой рентабельности продолжит падать. Эта реальность определяет негативный сценарий существования рыбной индустрии Севера в ближайшие годы. Для многих организаций, осуществляющих деятельность в сфере «рыболовство», сложившаяся ситуация формирует риск оказаться в финансовом кризисе, что приведёт к сокращению общего объема вылова рыбы.

Участники Конференции сформулировали ряд предложений, направленных на сохранение стабильности в деятельности предприятий морского рыболовства в непростых условиях хозяйствования. Основой рыбного промысла является уверенность рыбопромышленников в долгосрочном доступе к сырьевым ресурсам, сохранение долевого принципа распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между рыбодобывающими организациями и недопущение изменения законодательства о рыболовстве в части, касающейся введения новых видов квот.

Система душит

Кроме вышеуказанных проблем, в рыбной индустрии накопилась тяжелая критическая масса административных и контрольных барьеров.

Одним из примеров откровенного «административного чёса» являются платежи подведомственным государственным учреждениям за оказание производственным предприятиям так называемых «обязательных услуг». Такого рода организаций в системе рыболовства несколько (научная, мониторинга рыболовства и связи, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания). Каждая имеет свой прейскурант. Цены растут год от года. Обязательных услуг, это значит — «не заплатишь не поедешь», то есть не получишь от федерального органа государственной власти разрешения на вылов рыбы или не начнешь хозяйственную деятельность на водоеме рыбохозяйственного значения.

В системе госконтроля и судопроизводства сформировалось искаженное понимание понятия «ущерб водным биологическим ресурсам», стала «нормой» практика ареста рыбной продукции и тройного наказания за одно и то же административное правонарушение. Расчет сумм штрафов для рыбохозяйственных организаций и должностных лиц в большинстве случаев не соответствует практическому ущербу водным биоресурсам.

Аналогичная ситуация имеет место быть в сфере оборота рыбной продукции. «Доисторические» нормы содержания мышьяка в рыбной продукции, которых нет нигде в мире, уже измотали рыбную отрасль России. Пятнадцать лет борьбы рыбаков с государственной бюрократией, к сожалению, не привели к положительным результатам — штрафы прилетают с разных концов страны, как снег на голову. Предприятия вынуждены укладывать неожиданные убытки в себестоимость рыбной продукции.

Ежегодный экономический ущерб рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям от деятельности администраторов и контролеров уже значительный. В отдельных случаях, как, например, почти миллиардные штрафы для вновь построенных несколько лет назад в приморских субъектах Российской Федерации «инвестиционных» рыбзаводов, по мнению отраслевого «регулятора», не выполнивших «план по филе», — ведомственный административный задор гарантированно убивает производственные предприятия вместе с идеей так называемых «инвестиционных квот». В этом вопросе частный бизнес больше не поверит государству.

Всё происходящее создает социальную напряженность в трудовых коллективах рыбного хозяйства, порождает недоверие и нехорошие чувства. Кроме этого, давление на рыбный бизнес неизбежно приводит к росту цен на рыбную продукцию для внутреннего рынка, то есть, задевает материальные интересы населения.

Мишустин, помоги

В связи с образованием «пустоты» и исчезновением формата регулярного общения с отраслевым ведомством, представители рыбной отрасли Севера России попросили Михаила Владимировича Мишустина поручить соответствующим структурам Правительства Российской Федерации организовать с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти прибрежных субъектов Российской Федерации, а также профессиональных объединений, расширенное совещание правительства (возможно с выездом в один из приморских регионов) по вопросу о состоянии рыбного хозяйства страны. Нужно уже что-то делать — сам собой процесс экономической деградации отрасли не рассосётся.

Хотелось бы верить в то, что письмо рыбаков Арктических регионов России Михаилу Мишустину в аппарате правительства автоматически не распишут вниз по ведомственному принципу, и какой-нибудь маленький, умненький столоначальник хладнокровно не ответит на все поставленные рыбаками вопросы. Ответит «во исполнение», «по поручению», ответит развернуто и так, что читать устанешь — забудешь, о чем и спрашивал. Уж что-что, а вот этот эпистолярный фокус нынешняя государственная бюрократия хорошо освоила.

Однако, посмотрим, как оно будет.