Сегодня внимание всего мира приковано к происходящему на Ближнем Востоке, где наблюдается очередное обострение многолетнего арабо-израильского конфликта. Уже полтора месяца израильская армия и ХАМАС обмениваются ожесточенными ударами, жертвами которых стали уже тысячи палестинцев и израильтян. На третий день после вторжения ХАМАС в Израиль ЦАХАЛ взяла и без того осажденный Сектор Газа в полную блокаду, оставив проживающие там сотни тысяч людей без воды, топлива и электричества, а спустя еще какое-то время совершила полномасштабное вторжение в Сектор и начала в нем наземную операцию, которая повлекла за собой катастрофические последствия для многострадального населения анклава. В середине октября Израиль нанес ракетный удар по больнице в Газе и близлежащим жилым домам. Спустя еще месяц израильская армия атаковала крупнейшую в Секторе больницу, что вновь привело к огромным жертвам среди мирного населения. Невозможно без содрогания смотреть на невероятные страдания жителей Палестины, многие из которых за последние дни потеряли своих детей, родителей, свои дома и хоть какую-то надежду на счастливое будущее. Официальные лица Израиля без всякого зазрения совести называют палестинцев «человекоподобными животными» и фактически открыто заявляют о своих намерениях истребить население Палестины, при этом оправдывая геноцид «правом на самозащиту». Каковым бы ни было отношение к ХАМАС, надо понимать, что Палестина – не равно ХАМАС, и в любом случае нельзя отказывать палестинскому народу в праве на самоопределение и создание собственного государства. Точно так же критика сионизма не равна антисемитизму, это две равные по своей гнусности проказы, по сути две стороны одной медали. Чтобы составить полное представление об этой драме, определить настоящие причины происходящего и занять разумную и взвешенную позицию по данному вопросу нужно детально проанализировать арабо-израильский конфликт, погрузиться в историю освободительной борьбы арабов Палестины и осознать подлинную сущность сионизма и империализма.
История борьбы палестинцев за жизнь началась не сегодня и не вчера и даже не в момент создания государства Израиль, ее отсчет можно вести как минимум с конца XIX века, когда на деньги английского богача М. Монтефиоре и парижского банкира Ротшильда в регионе начали создаваться первые еврейские поселения. Это стало причиной первых выступлений палестинских арабов, которые протестовали против захвата их земель сионистами, требовали прекращения сионистской иммиграции в страну и проведения переписи еврейского населения края, чтобы не позволить сионистам скрытно увеличивать численность еврейской общины в регионе. Превращение Палестины в подмандатную территорию Великобритании после Первой мировой войны вполне соответствовало намерениям сионистов и обусловило последующий захват Палестины сионистскими вооруженными силами. В этом контексте хотелось бы вспомнить знаменитое письмо министра иностранных дел Великобритании лорда Бальфура к известному воинствующему сионисту лорду Ротшильду, в котором англичанин сообщал о том, что правительство Великобритании благосклонно относится к «созданию в Палестине еврейского очага» и готово оказать этому всемерную поддержку. Бальфур отмечал как само собой разумеющееся, что при этом «не будет предпринято ничего, что могло бы причинить ущерб» палестинцам. Это письмо можно рассматривать как часть заранее спланированной кампании, проводимой с целью идеологически обеспечить «тихую оккупацию» Палестины, а обещание «не причинять ущерб» палестинцам нужно было лишь для того, чтобы не допустить ожесточенного сопротивления вторжению сионистов со стороны арабского населения края. В 1920-30-е годы произошло немало волнений и забастовок, которые говорили о росте и укреплении национально-освободительного движения палестинцев, в которое активно вовлекались рабочие и крестьяне. Так, американский исследователь палестинского вопроса Дон Перетц отмечал деятельное участие рабочих и крестьянских низов в политической и вооруженной борьбе против мандатных властей и сионистов и их приверженность цели образования палестинского национального правительства и предоставления Палестине национальной независимости. В 1930-е годы появляются собственно палестинские политические партии, создаются палестинские партизанские отряды, храбро сражавшиеся с колонизаторами и сионистами, действовавшими в одной упряжке с первыми и открыто гордившимися своими успехами в деле подавления национально-освободительного движения. Конец 1930-х годов был отмечен массовыми стачками, переросшими в восстание, которое было сурово подавлено, но жестокие репрессии без суда и следствия не смогли сломить волю палестинского народа.
Новый виток палестинского сопротивления начался с образованием государства Израиль, которое произошло вопреки резолюции ООН от 29 ноября 1947 года, предусматривавшей создание в Палестине двух государств: еврейского и арабского. К моменту провозглашения государства Израиль в ночь с 14 на 15 мая 1948 года за пределы своей Родины были изгнаны 400 тысяч палестинцев, в ходе войны 1948-1949 гг. эта цифра достигла миллиона. После войны, завершившейся победой Израиля, против палестинцев был развязан кровавый террор, который продолжается и по сей день. Законное право палестинского народа на самоопределение и создание собственного государства не было реализовано, все последующие резолюции ООН по палестинской проблеме Израиль нагло игнорировал, продолжая в отношении палестинцев политику апартеида. Именно развязанный Израилем массовый террор в отношении целого народа привел к появлению первых организаций Палестинского сопротивления, значительным шагом в совершенствовании которого стало образование Организации Освобождении Палестины в 1964 году, в состав которой вошли крупнейшие палестинские военно-политические формирования: ФАТХ, «Ас-Санка» и «Демократический фронт освобождения Палестины». Одним из крупнейших деятелей Палестинского движения сопротивления был Ясир Арафат, большой друг Советского Союза, идеологией возглавляемого им ФАТХа был левый национализм, арабский социализм.
Израиль же стал, как справедливо отмечал в одной из своих речей Ясир Арафат, «плацдармом мирового империализма во главе с США» на Ближнем Востоке.
Палестинские арабы мужали в борьбе с сильным противником, их характер и воля закалялись в ходе борьбы против сионистской политики геноцида. Летопись их борьбы полна героических и трагических событий. Среди них: тяжелейшая война 1967 года, после которой участь изгнанников претерпели не только палестинцы, но и другие арабские народы, сражение при Караме, когда 400 бойцов ФАТХа при поддержке иорданских подразделений и частей армии освобождения Палестины разбили 15-тысячный израильский десант и заставили его с позором отступить, война Судного дня, убийства многих деятелей сопротивления, осуществленные «Моссадом» при помощи и поддержке ЦРУ, агрессия Израиля против Ливана, где были убиты тысячи палестинцев и ливанцев.
Во всех битвах и сражениях силы были неравными, но современным танкам, самолетам и орудиям, которые использовал Израиль, противостояло мужество, самоотверженность и стойкость палестинцев. Разумеется, Израиль не мог смириться с существованием столь сильного Палестинского сопротивления и с целью ослабить и расколоть палестинское движение сопротивления создал контрорганизацию, которая сейчас известна как ХАМАС. Если Организация Освобождения Палестины была социалистической и просоветской, то ХАМАС ориентировался на радикальный исламизм. С 2007 года ХАМАС контролирует Сектор Газа, одну часть Государства Палестина, в то время как второй частью этого государства, западным берегом реки Иордан, управляет Организация Освобождения Палестины (ООП) во главе с Махмудом Аббасом. Отметим, что ООП признает право Израиля на существование, ХАМАС же считает, что Израиль должен быть уничтожен. ООП также не поддерживает те террористические методы, которые применяют бойцы ХАМАСа в ходе боевых действий.
Резюмируя вышеизложенное, структуры и движения палестинского движения разобщены и расколоты по своим целям, отношению к государству Израиль и своим идеологическим установкам. Нынешнее же противостояние между Израилем и ХАМАСом можно рассматривать как конфликт двух реакционных сил: сионизма и радикального исламизма. Здесь также следует отметить, что социально-экономическая программа ХАМАСа едва ли не более деструктивна, чем та, которая реализуется властями Израиля. В Секторе Газа реализуется принцип laissez-faire, локальные бизнес-структуры никак не регулируются, палестинские капиталисты концентрируют капитал в своих руках за счет эксплуатации рабочих, экономическое положение которых никак не улучшается. Методы борьбы, которые применяет ХАМАС, как уже было отмечено выше, вполне можно квалифицировать как террористические, и в этом плане они мало чем отличаются от тех, которые применяет израильская армия.
Сейчас хотелось бы также остановиться на источнике всех бед палестинского народа, заклятом враге палестинского сопротивления и всего прогрессивного человечества – сионизме и его классовой сущности. Научной критике этого реакционного политического формирования посвятил немало работ Владимир Ильич Ленин, который совершенно справедливо рассматривал сионистскую идеологию и бундизм, одну из разновидностей сионизма, как явления, связанные с идеологией и политикой еврейской крупной, средней и мелкой буржуазией. В.И.Ленин всегда акцентировал тесную связь Бунда с сионистским движением в идейном плане, а его характеристика, данная Бунду: «максимум беззастенчивости и минимум логики», вполне подходит сионизму в целом, так как основополагающим принципом мировоззрения сионизма всегда было стремление к наживе и восстановлению контроля над еврейством, над распавшимися еврейскими общинами. Кроме того, они стремились обеспечить себя необходимым набором «принципов», которые можно было бы использовать при изменяющихся обстоятельствах. Очевидно, что их идеи имели под собой основанием не объективные законы развития классового общества, а субъективное желание реакционных сил не допустить объединения еврейских трудящихся с трудящимися других национальностей. В России Бунд как филиал международного сионизма вел борьбу за обособленность, выступая как националистическая, оппортунистическая и мелкобуржуазная организация, реализация идей которой, безусловно, привела бы к раздробленности и значительному ослаблению русского социал-демократического движения. Неудивительно, что на II съезде РСДРП бундовцы образовали блок с мартовцами и «экономистами», став оппозицией «твердым искровцам». Ожидаемо на этом съезде бундовцев поддержал Юлий Мартов, высказавшись в пользу «более широкой автономии» для Бунда. Это было ожидаемо, потому что еще в 1895 году, за два года до образования Бунда, Мартов на съезде еврейской интеллигенции в Вильно заявил следующее: «Наша цель, цель действующих в еврейской среде социал-демократов, состоит в том, чтобы создать специально еврейскую рабочую организацию, которая явилась бы руководительницей и воспитательницей еврейского пролетариата в борьбе за экономическое, гражданское и политическое освобождение». Этот момент представляет собой не что иное, как факт сотрудничества представителей еврейской буржуазной интеллигенции, настоящих оппортунистов и предателей рабочего дела на основе общих классовых интересов. Ленин же всегда отстаивал принцип пролетарского интернационализма как основополагающий в деле борьбе за освобождение рабочего класса. В своей работе «Нужна ли «самостоятельная политическая партия» еврейскому пролетариату» Владимир Ильич писал: «в вопросах борьбы с самодержавием, борьбы с буржуазией всей России мы должны выступать как единая, централизованная, боевая организация, мы должны опираться на весь пролетариат, без различия языка и национальности». В этой же статье он отмечал, что еврейскому пролетариату «необходимо полное и теснейшее слияние с пролетариатом русским, необходимо в интересах борьбы всего пролетариата России».
Будет несправедливым не сказать, что среди рядовых членов Бунда было немало подлинных социалистов, которые были введены в заблуждение руководителями этой реакционной и оппортунистической организации. Результатом твердой, единственно верной позиции Ленина и его соратников по Бунду, в частности, и по строительству социал-демократической партии, в целом, а также той работы, которую они вели по разъяснению реакционности и очевидной несостоятельности сионистских идей и лозунгов стал переход настоящих интернационалистов из Бунда в ряды большевиков. К сожалению, многие бундовцы избрали другой путь и примкнули к меньшевикам и другим противникам ленинской партии.
Точно так же будет глупым и недопустимым заблуждением записывать в сионисты всех евреев. Еврейские трудящиеся не имеют к сионизму никакого отношения, а выражающие их интересы коммунисты Израиля ведут борьбу за мир, социальный прогресс и насущные интересы пролетариата, выступая за десионизацию и демократизацию. Сегодня члены левой и несионистской партии «Хадаш» находятся в оппозиции правящему в Израиле крайне правому правительству Биньямина Нетаньяху, указывают на необходимость смены курса, отмечая, что есть только политическое решение конфликта – конец оккупации конфликта и независимость Палестины.
На международной арене сионисты до определенного времени позиционировали себя как ярые противники социализма. Теодор Герцль, основатель Всемирной сионистской организации, протестовал против одного упоминания социализма, его сподвижник Макс Нордау считал социализм «симптомом разложения» и ставил его в один ряд с «нигилизмом и антисемитизмом». Однако в какой-то момент риторика сионистов изменилась, и они начали рядиться в «революционные» и «социалистические» одежды. Этот поворот был далеко не искренним и вытекал из практической необходимости: сионисты понимали, что широкие массы еврейских трудящихся вовлекались в социал-демократическое движение, забывая о «сионистском ковчеге», поэтому они спешно приступили к разработке теории сионистского социализма, чтобы вновь вовлечь их в свою орбиту. Делали они это с присущей им беззастенчивостью, затуманивая подлинную суть дела и стремясь оторвать еврейских рабочих от международного социалистического движения и превратить еврейских трудящихся в каждой стране в элемент, «осознающий свою инородность и обособленность», в резерв буржуазии. Так, те годы стали периодом противоборства сил революции и контрреволюции, и в этой борьбе сионисты принимали участие в качестве одной из активных контрреволюционных сил и закономерно потерпели поражение. Единство рабочих всей наций в борьбе с эксплуататорами сделало свое дело, свершилась Великая Октябрьская революция…
Однако сионизм не сдался и продолжил свою борьбу, и одно из ее проявлений – это установление режима апартеида в отношении палестинского народа, постоянные военные операции в Секторе Газа и на Западном берегу, оккупация палестинской земли и повседневные проявления расизма со стороны многих израильских евреев в отношении палестинцев. Всё вышеперечисленное, безусловно, представляет собой важные предпосылки сегодняшних событий, поэтому все попытки выставить Израиль невинной жертвой кровожадных палестинских террористов не выдерживают никакой критики.
Конфликт продолжается, и будет продолжаться до тех пор, пока на Ближнем Востоке не будет достигнуто справедливое по отношению к Израилю и Палестине урегулирование. Необходимо вернуться к резолюции ООН от 29 ноября 1947 года и создать на бывшей британской подмандатной Палестине два государства. Иерусалим при этом следует сделать городом с международным статусом, как это было предусмотрено вышеупомянутой резолюцией. Безусловно, это не решит всех проблем, ведь будет образована не народная Палестина, а буржуазная и раздробленная. Вполне вероятно, что после образования палестинского государства в стране вспыхнет гражданская война между палестинскими политическими организациями, и, разумеется, нам, представителям левых сил, хотелось бы, чтобы победу в ней одержал не ХАМАС, а те силы, которые желают для своей Родины справедливого социалистического будущего. Несмотря на все это, палестинскому народу необходима собственная государственность, обретение которой однозначно станет шагом вперед в разрешении палестинского кризиса.