12-го декабря состоится очередное празднование так называемого Дня Конституции, которая была принята ровно 30 лет назад фактически под грохот выстрелов ельцинских танков по зданию Верховного Совета России. Утверждение нового Основного закона стало закономерной кульминацией противостояния Верховного Совета и объединившихся вокруг него защитников советской власти, с одной стороны, и президента Ельцина и его сторонников, с другой. Как известно, в начале октября 1993 года их конфликт перешел в вооруженную фазу: десятки тысяч людей откликнулись на зов совести и вышли на улицы российской столицы защищать те ценности и ту власть, за которую геройски сражались их отцы и деды, и вступили в неравный бой с ельцинскими палачами. Все мы хорошо знаем наиболее яркие и трагические события Черного Октября: штурм телецентра «Останкино», захват здания московской мэрии, с балкона которой генерал Макашов произнес свое знаменитое: «ни мэров, ни пэров», организованный Виктором Анпиловым митинг «Всенародного Вече» на Октябрьской площади и, конечно, фактический расстрел Советской власти, Верховного Совета, высшего государственного органа, в конце сентября отстранившего Ельцина от власти, имея на то все полномочия. В те роковые и судьбоносные для нашей страны дни каждый показал свое истинное лицо: в то время как рабочие и студенты возводили баррикады у Дома Советов и геройски гибли под пулями ельцинских палачей, наша интеллигенция в очередной раз демонстрировала свою низость, подлость и беспринципность, призывая Ельцина как можно скорее расправиться с «красно-коричневой гадиной». Будет не лишним вспомнить безоговорочно поддержавших Ельцина Лию Ахеджакову и Булата Окуджаву, высказавший публичное одобрение действиям палачей собственного народа Президиум Российской Науки, впавшего в истерику Бориса Немцова, восклицавшего: ««Давите их! Давите, Виктор Степанович!». Безусловно, здесь тот случай, когда ни в коем случае нельзя прибегать к обобщениям, поскольку на стороне защитников Дома Советов выступили выдающиеся писатели и верные сыны своего Отечества Юрий Бондарев и Валентин Распутин, а также несколько видных профессоров. Эти октябрьские дни, навсегда вписанные в полную трагических дат историю новой России, стали своего рода лакмусовой бумажкой для каждого гражданина России и осуществили грандиозную проверку на вшивость.
День Конституции, по сути, тоже выполняет эту роль, проверяя всех нас на наличие совести и здравого смысла, понимание простых истин. Очевидно, что те, кто считают этот день праздником, плюют в могилы жертвам Октябрьского кровопролития, их детям, матерям и женам, а также, не задумываясь (а некоторые, и задумываясь), не желают обретения своей страной подлинного суверенитета и славят колониальный ее колониальный статус, утвержденный этой самой Конституцией.
Конституция, как правило, закрепляет общественно-политические реалии, сложившиеся на момент принятия Основного закона. Так, Сталинская Конституция 1936 года зафиксировала построение социалистического строя в Советском Союзе, представлявшее собой, как отмечал Юозас Ермалавичюс, «высшее достижение исторического прогресса человечества в ХХ веке». Этот документ в полной мере отразил значительные количественные и качественные изменения в экономике, в классовой и социальной структуре советского общества. Прогрессивное значение Конституции 1936 года признавали даже противники Советской власти. Например, Николай Бердяев в своей книге «Русская идея» писал о ней следующее: «Советская конституция 1936 г. создала самое лучшее в мире законодательство о собственности. Личная собственность признается, но в форме, не допускающей эксплуатации». В данной конституции, с энтузиазмом встреченной большинством советских людей, нашли отражение многочисленные всемирно-исторические инновации во всех областях человеческой жизни, все из которых прошли историческую проверку во время Великой Отечественной войны, одержав сокрушительную победу над фашизмом.
Ельцинская Конституция точно так же закрепила расклад сил, сложившийся после расстрела ельцинской командой Верховного Совета, и узаконила те реалии, которые сложились в стране на декабрь 1993 года, подтвердив поражение России в «холодной войне» и закрепив за нашей страной статус побежденной державы. На именно этот статус указывают запрет государственной идеологии, примат международного права над российским законодательством, допущение частной собственности на природные ресурсы и признание независимости Центрального Банка от Правительства. Сегодня, когда наш народ борется с очередными попытками Запада расчленить Россию, а власть предержащие постоянно твердят нам о суверенитете страны и необходимости его защищать, продолжение действия Конституции 1993 года выглядит как минимум нелепо. Однако менять ее, судя по всему, никто не собирается, и события 2020 года продемонстрировали нежелание политической элиты вносить существенные корректировки в Основной закон. Да, сейчас вроде как вспомнили о необходимости государственной идеологии, которая могла бы сплотить народ в это непростое время. В частности, с идеей сформулировать государственную идеологию недавно выступил глава Следственного Комитета Александр Бастрыкин, а депутат Госдумы Алексей Журавлев, в свою очередь, предложил сделать Конституцию более «патриотичной». Однако пока все эти намерениями остаются намерениями, а наша Конституция по-прежнему абсолютно вычищена по отношению не только к идеологии, но и к духовности, о которой, казалось бы, в последнее время твердят на всех углах. Понятие «Родина» в нашей Конституции используется всего один раз (в то время как в конституциях других стран оно встречается в среднем 2-3 раза), терминология, связанная с патриотизмом, в тексте Основного закона также отсутствует. Очевидно, что глупо требовать от Конституции нынешней Российской Федерации тех постулатов, которыми славились советские Конституции, но обращает на себя внимание то обстоятельство, что ныне действующий Основной закон не содержит даже тех положений, которые в последнее время из раза в раз повторяют высокопоставленные чиновники, в том числе и первое лицо государства.
Текст Конституции изобилует разного рода противоречиями, на подробное описание которых ушла бы как минимум дюжина статей. Нам бы хотелось остановиться лишь на одной ее статье, которая вызывает наибольшую критику. Речь идет о 13-й статье, согласно которой «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Данное положение, безусловно, вступает в противоречие с самой природой государства, которое однозначно не может существовать без определенной идеологии, которая должна задавать вектор его развитию. Кстати, термин «развитие» в российском Основном законе встречается всего 6 раз, в то время как в тексте Советской Конституции его можно было встретить 55 раз, а в большинстве сегодняшних конституций им оперируют приблизительно по 14 раз. Конституция РФ ничего не говорит о целях и задачах государства, в ней ничтожно мало употребляется термин «наука», а по блокам «культура» и «воспитание» она также существенно уступает конституциям других стран. Нетрудно догадаться, что нынешняя Конституция не задает нашей стране и нашему народу никакого образа будущего, хотя, казалось бы, сегодня, в эпоху нового столкновения России с Западом, который начинает терять устремленность в грядущее, становясь все более агрессивным и расчеловеченным, нам как никогда необходимо осуществить осознанное самоопределение и вернуться на столбовую дорогу истории.
Хотя, о чем это я? Возможно ли это в сегодняшней России, при сегодняшнем строе? Ведь если мы оглянемся вокруг себя, то убедимся, что никаких глубинных перемен не происходит и не предвидится: продолжается демографическая катастрофа, закрываются фабрики и заводы, экономика страны не может выйти на уровень 27% ВВП, установленный указом президента уже больше десяти лет назад, дает о себе знать невероятный дефицит квалифицированных кадров и все так же идет отток капитала из страны. В основе всех этих проблем лежат более глубинные процессы: разрушительная деятельность финансовой власти, которая в конечном счете привела к отсутствию свободных ресурсов, и планомерное уничтожение системы подготовки рабочих кадров, болезненные последствия которого мы все сегодня ощущаем. Об этих проблемах, конечно, не принято говорить, стараются их тщательно ретушировать, отвлекать наше внимание от них при помощи красивых слов о «патриотизме», «борьбе за суверенитет России», «Русском мире». Все это так, все это правильно, только вот парадокс: подлинным суверенитетом наша любимая Отчизна обладала как раз-таки в столь ненавистную для власть предержащих советскую эпоху и сможет вновь обрести его лишь при реставрации социалистического строя, альтернативы которому у России нет.
Сегодня мы находимся на передовой борьбы за социализм, за выход из обострившегося до предела глобального кризиса, за спасение всех народов бывшего Советского Союза от окончательного самоуничтожения, за отмену сложившейся в начале 90-х годов системы координат, основанной на лживых ценностях и социальной и духовной деградации нашего общества. И наша борьба проходит под не стареющим и не теряющим своей актуальности лозунгом, однажды провозглашенном Фиделем Кастро, «Социализм или смерть!»