Завершая первую серию статей под общим названием «Славянофилы и западники – борьба продолжается», считаем необходимым, хотя бы кратко, ознакомить интересующихся этой темой с:
- Введением – обоснованием того, почему автор взялся за этот вопрос и какие задачи он ставит перед собой?
- Заключением – некоторыми выводами и, в продолжение идей славянофилов, некоторыми мыслями о нашем времени;
- Краткими выдержками из статей отдельных славянофилов ХIХ века, которые могут быть полезны и сегодня.
Конечно, предлагаемый материал не завершает исследование. Оно продолжается.
ВВЕДЕНИЕ
«Нет, мы не посторонние безответственные зрители, созванные для того, чтобы хлопать в ладоши. Другое говорит нам совесть, другое требует время. Где бы мы ни стояли, высоко ли, низко ли, мы должны теперь почувствовать, что польза и честь России есть наше общее дело и личное дело каждого, что наступила пора безропотно обратить на служение отечеству не только руки, ноги и карманы, но и совесть, мысль и сердце».
Самарин Ю.Ф. «Чему мы должны научиться»
В 2004 году, когда мы в Рязани готовили первую научно-практическую конференцию «Россия и русские», мне попалась в руки книга со статьями известного славянофила ХIХ века И.С. Аксакова. Я начал читать её и зачитался. Затем я стал знакомиться со статьями других славянофилов. Больше всего меня поразило то, что многие описания и характеристики России ХIХ века были очень похожи или даже совпадали с тем, что сегодня происходит в России ХХI века. История повторяется? Меня поразило и то, насколько их описания-характеристики России ХIХ века совпадают с тем, что происходит в России сегодня. Выводы, мысли, рекомендации славянофилов актуальны и сегодня. Конечно, следует учитывать, что они жили и воспитывались в другой эпохе, в другой обстановке, но они сумели подметить то, что актуально для нас и сегодня и будет актуально в будущем.
Свою тревогу о состоянии дел в России и причину своей деятельности, славянофилы кратко выразили в вышедшей в 1860 году в свет брошюре: «К сербам. Послание из Москвы». Она была опубликована одновременно на русском и сербском языках. Его подписали 11 видных славянофилов того времени: Алексей Хомяков (в подписи только имена без отчества), Михаил Погодин, Александр Кошелев, Иван Беляев, Николай Елагин, Юрий Самарин, Пётр Бессонов, Константин Аксаков, Пётр Бартенёв, Фёдор Чижов и Иван Аксаков.
Обращаясь к сербам, они указали на многие «ошибки», допущенные Россией. «Всему чужому стали мы не учиться только, как следовало, а подражать…». Вот лишь некоторые из них, указанных в Послании и которые тревожили славянофилов:
-управление строили мы на немецкий лад, не соответствующий нашим собственным потребностям;
-чиноналичия рядили в иностранные имена;
-все обычаи свои изменяли, чтобы принимать обычаи чужие;
-самый язык свой, великое наследие речи славянской, древнейшего и лучшего изо всех слов человеческих, презирали мы, заменяя его жалким лепетом самого скудного из всех языков европейских;
-одежду наших предков заменяли безобразными одеждами западных народов и т.п.
Но это самоуничтожение было не в народе, а только в высшем сословии, оторвавшемся от народа. Оно хотело подражать всему иноземному, хотело казаться иноземным и для народа оно сделалось иноземным». Славянофилы призывали сербов: «Да будет наш пример уроком для вас! Учитесь у западных народов, это необходимо; но не подражайте им, не веруйте в них, как мы в своей слепоте им подражали и веровали.». И уже как призыв звучали слова: «Не надевайте на свою умственную свободу щегольского ошейника с надписью – «Европа». Думается, ЭТИ СЛОВА ДОЛЖНЫ СТАТЬ САМЫМИ ГЛАВНЫМИ В ПОЛИТИКЕ НЫНЕШНЕЙ РОССИИ И ЖИЗНИ НАРОДА.
К славянофилам и западникам ХIХ века нельзя относиться только с позиций нынешнего времени, современной эпохи и нынешних понятий. Это были люди своего времени, воспитания и научно-информационной среды. Это были люди мужественные, высокообразованные. И славянофилы, и западники старались найти пути к изменению России в лучшую сторону. Но не всё они могли писать открыто. Все их статьи находились под жёстким контролем властей. Прежде чем опубликовать, необходимо было получить разрешение главного управления по надзору за печатью. Отсюда часто происходил такой разрыв во времени между написанием статей и их первой публикацией. Славянофилы были люди высокообразованные и мужественные. Не раз их издания закрывались, но они вновь и вновь открывали их под другим названием.
Конечно, славянофилы ХIХ века не могли не нести на себе отпечаток того времени. Многое в их учении было противоречиво. Но это был поиск своего пути России. Наверное, это было главное. Не бездумно копировать Запад, а жить своим умом, своей историей. Это был шаг вперёд.
По-разному сегодня относятся к славянофилам. Недавно я спросил своего знакомого преподавателя истории, критикующего славянофилов, а как бы он сам поступил, если бы жил в середине ХIХ века. Причём, не с современными знаниями, а с теми, что были в середине того века? Он задумался, но ничего конкретного я так и не услышал.
Несомненно, в теории славянофилов много незаконченного, спорного. С нынешних позиций и информации – неверного. Но они сделали очень важный шаг для своего времени поставив вопрос о не подражании Западу, о своём духовно-нравственном пути. И они эту позицию постоянно защищали и развивали.
Одновременно в России существовали и другие общественно-политические течения. Наиболее значимым из них было революционные демократы. Наибольшей силы и влияния оно достигло во второй половине ХIХ века, отодвинув все другие общественно политические силы. Этому способствовали переводы на русские язык работ К. Маркса и Ф. Энгельса: Первый том «Капитал» — 1872 год, «Манифест Коммунистической партии» — 1882 год и ряда других. Вскоре именно эти идеи получили наибольшее распространение в среде передовой интеллигенции. Но всё-таки вопросы, поднятые славянофилами в ХIХ веке, их дискуссии, мысли и в последующим оказались актуальны.
Сегодня, как и в ХIХ веке, перед Россией снова стоят вопросы: Куда она должна и куда идёт? К самостоятельности или подчинению Западу? И есть ли какие-то пределы сближения, чтобы не стать полностью экономически и политически зависимой от других стран Запада и Востока? Что им нужно от России? Сырьё, рынки сбыта, дешёвая рабочая сила и политическое влияние. Вновь власти на всех углах говорят о внешней угрозе. А разве внутренние угрозы менее опасны? Примеров множество. Приведу только один.
Опросы, проведённые одной из ведущих маркетинговых компаний как в Москве, так и в крупных городах России, «Вoston Сonsulting Group», показали, что хотели бы работать за рубежом 50% российских учёных,49% — работников инженерных специальностей. Почти 65% — это «цифровые таланты», например – специалисты по искусственному интеллекту. 57% из них – это молодые люди в возрасте до 30 лет! Среди студентов (до 21 года) доля ещё выше и достигает 59%. «Утечка мозгов» — это не просто очень серьёзно. Это значительно опаснее, чем утечка денег. Кроме того, от хорошей жизни никто не убегает!
В связи с этим встаёт важная, на наш взгляд, задача. Практически во всех статьях наших современников по этим вопросам идеологии славянофилов, период исследования ограничен ХIХ веком, без проведения параллелей с нашим временем. Но, думается, любое исследование должно быть закончено именно таким сравнением. Иначе для чего оно делается?
Наверное, нетрудно воссоздать факты и идеи славянофилов. Но значительно труднее провести параллель с сегодняшним днём проблемами и задачами. Важно понять общий ход событий, общий ход мыслей и причины из вызвавшие, а не (только) судьбу того или иного лица, славянофила. Отсюда главная цель работы – не просто описать те или иные взгляды славянофилов, оценки состояния страны, народа и общества, их представление на дальнейший путь России и её будущее. Всё это важно. Но нельзя на этом ставить точку. Нельзя останавливаться на идеях и мыслях славянофилов 19 века. Надо постараться перебросить мост из ХIХ века в ХХI век. В связи с этим, одна из задач предлагаемых статей – обратить внимание на процессы ХIХ века в России, на необходимость их глубокого изучения, в том числе в контексте нынешних событий в России.
Именно поэтому, при написании статей автором широко использовались конкретные примеры из практики его работы: дважды – председателя Рязанской областной думы, члена Совета Федерации и дважды – депутата Государственной думы ФС РФ.
Думается, что пока будет существовать Россия как самостоятельное государство, будет существовать и славянофильство как идеология, теория и практика. Конечно, в разное время, оно в чём-то менялось и меняется. Но не в главном. Поэтому изучение идей славянофилов ХIХ века, представляет не только теоретический, но и практический интерес!
Здесь уместно будет одно дополнение: по сути перед всеми странами и народами всегда стояли и стоят извечные вопросы: как жить дальше, какими быть, каким путём идти. Выбор, в конечном счёте, определяется тем классом, который у власти. Но история знает немало примеров, когда сила народа, общественного мнения заставляют менять курс или меняли власть. Но это отдельная тема для исследования.
Основная цель данной работы – насколько актуальны оценки и выводы российских славянофилов ХIХ века сегодня? Почему многое повторяется через 200 лет. Могут ли мысли славянофилов помочь нам точнее посмотреть на нынешнюю ситуацию в России, сделать правильные выводы и принять реальные меры?
В предлагаемых статьях не ставилась задача полностью рассмотреть и раскрыть такое явление как идеология славянофилов. Возможно эти публикации стимулируют новый интерес к этой проблеме и найдут ответы на многие современные вопросы. Конечно, невозможно в одной небольшой книге осветить все стороны идей и деятельности славянофилов, что их волновало, с чем они боролись, за что выступали. Да такая задача и не ставилась. Основное – привлечь внимание как можно большего числа людей к этой эпохе, к деятельности славянофилов и западников. Кому-то напомнить. А кого-то ознакомить впервые.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История по-своему разрешила споры славянофилов и западников о будущем России. Она не пошла ни по одному, ни по другому пути. По сути, со второй половины ХIХ века в России формировался периферийный капитализм. Царская Россия попадала в постоянную и всё более возрастающую финансовую зависимость от Запада. Если к началу 1860-х годов её внешние долги составили 500 млн рублей, то к концу ХIХ века – выросли в 8 раз! Ни одна страна не имела такого громадного внешнего долга как Россия. Это приводило ко всё возрастающей зависимости её от воли развитых капиталистических государств.
Кроме того, целые отрасли промышленности попали во владение западного капитала: добыча нефти, угля, железной руды, марганца, платины, а также электрическая и электротехническая промышленность. Особенно здесь «преуспели» Франция и Великобритания. (Л.Г. Ляндау. Иностранный капитал в дореволюционной России и в СССР. Гос. изд. Москва-Ленинград. 1925 г. С.59).
Многое менялось. Появился класс капиталистов и класс наёмных рабочих. На месте, как пишут, «ранних» славянофилов появились так называемые «поздние» со своими взглядами и идеями. Конечно, каждое поколение славянофилов было дитя своего времени. Учитывая это, какие-то стороны со временем менялись. Но всегда оставался главный вопрос: копировать ли Запад во всём или Россия должна искать свой путь и идти им. Конечно, теории славянофилов и западников не возникли сами по себе. Это был ответ передовой части общества на проблемы России и её дальнейшего пути. Поиск оценок и ответов на эти вопросы вёлся и ранее. Но как правильно отмечают некоторые авторы, лишь в ХIХ веке эти отдельные попытки стали складываться в систему.
Да, славянофилы отрицали классовую борьбу. Но они подметили и оставили много фактического материала, который следует ещё обобщить, обдумать, сравнить с современным состоянием России и использовать его при поиске путей укрепления страны. В Приложении мы старались привести наиболее значимые, на наш взгляд, их высказывания по различным сторонам жизни страны и народа.
Сегодня в России наступила другая эпоха – западничества конца ХХ-начала ХIХ веков. Снова многое изменилось или меняется. Россия всё больше и больше походит на выжитый лимон. Кроме того, глобализация поглощает одно государство мира за другим. Не избежала этой участи и Россия. Только научно-экономически сильные страны, объединённые единой идей народы, могут противостоять этому. Какое будущее в связи с этим просматривается для России? Россия, по своей слабости, глубоко интегрирована в мировую экономику и политику. (ВТО, МВФ и т.п.), которые давно диктуют ей что и как делать.
Здесь уместно будет вспомнить высказывание известного историка, исследователя жизни славянских народов Ю. Крижанича, который ещё в ХХVII писал: «Наивны и даже преступны те политики, которые усиленно ищут помощь у других держав. Те с готовностью откликаются, обещая «золотые горы». Но… подадут пригоршню овса, а затем, с помощью приманки, обуздают и сядут на нас верхом».
Идеи славянофилов ХIХ века, в условиях царской России, так и не были реализованы на практике. И не потому, что они были плохи или не правильны. Для буржуазной власти они были опасны, потому, что способствовали пробуждению духа народа, его сознания. Здесь верх взяли западники. Классовый характер, классовые интересы власти играли решающую роль.
Многое из того, о чём писали и мечтали славянофилы ХIХ века, было учтено, переработано и реализовано после Великой Октябрьской социалистической революции. Ленин, в свои работах, доказал необходимость для нашей страны особого, отличного от Запада пути. И не только доказал, но, это было реализовано на практике: не уговаривать буржуазную власть, а менять её. (Достаточно подробно об этом мы писали в первой статье).
Последние тридцать с лишним лет, в России снова взяли верх западники и их хозяева. Как и раньше, в ХIХ веке, снова не только отдельные, даже стратегические для России предприятия, но и целые отрасли, по сути, попали в иностранные руки. Стало завозиться большинство продукции как научно-производственного назначения, так и товаров для народа. По сути, Россия снова стала периферийным придатком капитализма. В этих условиях с особой силой встал старый вопрос – по какому пути дальше идти России? Победит национальный здравый смысл – Россия возвысится. Не победит – её не будет, по крайней мере, как самостоятельного и независимого государства. Что бы этого не случилось нужно не на словах, а на деле развиваться изо всех сил. Что-то следует взять из нашей истории, что-то взять из нынешнего опыта.
Как автор этой книги (и не только этой) считаю себя славянофилом. В связи с этим, как бы продолжая их идеи, хочу коротко высказать некоторые мысли по одному, на мой взгляд, ключевому направлению. Наши предки Россию собирали веками, а у нынешнего поколения отняли её сразу и всю. Хотя в СССР были мощная экономика, передовая наука, сильная и разноплановая армия. Уверен, без вмешательства США и ЗАПАДА во внутренние дела, без пятой колонны внутри страны, этого бы не произошло. Суть нынешнего противостояния славянофилов и западников состоит не просто в том, по какому пути дальше пойдёт Россия, а в том, быть или не быть России вообще.
Не раз многим, наверняка, приходилось слышать мнение, что за последние годы, социально-экономическая ситуация в России серьёзно изменяется к лучшему. Но так ли это?
Здесь, прежде всего, следует отметить, по темпам роста экономика России уже на протяжении многих лет отстаёт от развитых стран. И судя по проекту федерального закона о бюджете на 2025 год и на период 2026-2027 годов, это отставание не только сохранится, но и усилится. Значит зависимость России от других стран тоже усилится, что неминуемо должно найти проявления в усилении борьбы российских славянофилов и западников. В подтверждение вывода о дальнейшем отставании можно привести такой факт – весь развитый мир уже давно идёт по пути ускорения научно-технического процесса, а в России расходы на науку в 2024 году снижаются до минимальных за последние 18 лет значения! Хотя они и так в два-три раза ниже нормы. За годы рыночных реформ РФ потеряла две трети научного потенциала! На кого власти планируют опираться? На помощь Запада?
Недавно опубликованы данные о том, что российское машиностроение за 34 года, наконец то, достигло уровня 1990 года. Но это в целом. Если посмотреть глубже, то рост произошёл, в основном за счёт военно-промышленного комплекса. По остальным направлениям машиностроения отставание от советского периода по-прежнему составляет разы.
Проблем социального состояния тоже не становится меньше. Об этом пишут много. Приведу лишь один пример, прозвучавший в Государственной думе РФ 1 октября 2024 года во время «Правительственного часа». Средняя стоимость путёвки в летние лагеря отдыха для детей в текущем году составили, например, В Астраханской области – около 80 тысяч рублей, в Москве – 112 тысяч, в Карелии – 245 тысяч. Это какая же семья может позволить отправить своего ребёнка на отдых?
ЧТО ДЕЛАТЬ? КПРФ, её фракция в Государственной думе РФ неоднократно и конкретно давала ответы на этот вопрос. Она обосновывала и предлагала законопроекты о возвращении в госсобственность стратегических отраслей экономики и системообразующих банков; снижении налогов на производство; установлении государственного контроля над ценами на товары первой необходимости и лекарства; прекращении оттока капиталов; введении монополии внешней торговли на природно-сырьевые ресурсы; создании единой системы поддержки русского языка и духовной культуры народов России; освобождении России от влияния западников, которые засели во многих органах власти и, прежде всего, в их верхнем эшелоне; создании со всеми левопатриотическими силами Правительство народного доверия и др. Здесь всё в интересах простого народа и укрепления России. Но, поскольку во всех уровнях власти абсолютная монополия одной партии «Единая Россия» – партии, где главенствует класс крупной буржуазии-западников, эти предложения раз за разом отклонялись и отклоняются.
И так не только с проектами законов, предложенных КПРФ. Ни одно предвыборное обещание Путина, воплощённое сразу после выборов в указы Президента, ни одно крупное его поручение о национальных проектах не выполнено. Но все исполнители остаются на своих местах. Возможно, кроме публично озвученных поручений есть и негласные, не озвученные перед всем народом. И они имеют большую силу, чем публично озвученные. И долго ли так ещё будет?
Кроме чисто экономической стороны, здесь хотелось бы, хотя бы коротко, остановиться на особенностях формирования внутреннего мировоззрения народа, мотивации его поведения, поступков.
За последние годы во власть пришло и приходит иное поколение, воспитанное на других идея, идеалах, на других ценностях. Для многих основная цель – личное обогащение. Если, этот процесс продолжится и дальше, никакие идеи в пользу России невозможно будет реализовать.
С этой стороной очень связана проблема нравственности самой нынешней власти. На слуху немало примеров коррупции и воровства народных денег в высших эшелонах власти. Причём воровства в особо крупных размерах: сотни миллиардов, триллионы рублей. Среди задержанных – высшие чиновники министерств, генералы МВД и Вооружённых сил России. А сколько таких случаев среди чиновников во власти пониже рангом!
И здесь невольно возникают вопросы: у них что, эта тяга к воровству и взяточничеству появились с рождения? Конечно, нет. Тогда на каком этапе жизни и почему у них исчезло чувство ответственности и появилось неуёмное желание присваивать народные деньги? Это возникло сразу или развивалось годами? К этому следует добавить, что полковники и генералы, начиная свою военную карьеру, давали Присягу на верность Родине и народу! Почему они забыли её? К тому же все эти высшие чины из далеко не бедных семей! Почему переродились? И никаких угрызений совести. Или при капитализме не может быть иначе?
Как любое дерево начинается с семечки, так и формирование любого человека начинается с самого раннего возраста. И здесь необходимо, хотя бы коротко, остановиться, обратить внимание на некоторые очень важные особенности формирования внутреннего мира и убеждений у современной российской молодёжи.
Наивно, даже ошибочно утверждать, что она, нынешняя молодёжь, предоставлена сама себе. Что она сама себе выбирает кумиров, примеры для подражания. Нет. Она выбирает только то (или из того), что умело и усиленно западники готовят ей по заказу власти. Отчасти, этот вопрос мы рассматривали в статье «Славянофилы о нравственности». Но учитывая особую его значимость, считаем необходимым добавить некоторые моменты. Это требование усиливается и нынешними военными действиями на Украине, где многие годы со школьной скамьи воспитывали ненависть ко всему русскому, советскому. Что российские власти не знали об этом? А если знали, то почему не принимали упреждающих мер? Третий год Россия не может решить поставленные перед началом СВО задачи. Конечно, десятки капиталистических стран помогают Украине. Но воюют-то, в основном, молодые украинцы, УБЕЖДЁННЫЕ в своей правоте.
Более того, необходимо отметить, что практически во всех бывших советских республиках (за исключением Белоруссии) со школьной скамьи воспитывается неприязнь к России и её истории. Мы, мол, для этих поколений агрессоры и раньше, и сегодня. Сознательно забыты и вычеркнуты из школьных учебников примеры помощи этим народам со стороны советской России: сколько сил и не лишних для русских финансовых средств было направлено на ликвидацию нередко повальной безграмотности в этих республиках, подготовку национальных кадров, помощь им в становлении экономики, социальной сферы!! Почему об этом молчат не только национальные власти этих, бывших наших республик, но и, что особенно удивительно, нынешние российский власти? Ведь сколько хороших документальных и художественных фильмов было снято по этому поводу! Сколько талантливых статей и книг написано об этом! Где они? Пылятся на полках в архивах? Не хочется думать, что эти власти заодно. Чем это может закончиться? Новыми украинами?
Да и в самой России на «воспитание», нужных классу новоявленной буржуазии, детей и молодёжи выделяются огромные деньги, брошены огромные силы. Их трудно посчитать. Но одно ясно: тысячи, а возможно десятки тысяч специалистов разных направлений работают над «воспитанием» нужного для капитала поколения, удобных современной олигархической власти людей. И немало, к сожалению, в этом нынешние западники преуспели. Вот лишь несколько примеров.
1.В июне 2024 года по одному из каналов телевидения показали интервью с улиц Москвы. Мне запомнились слова одной из девушек, которая заявила: «Наконец то я закончила музыкальную школу и теперь слушаю настоящую музыку». Она говорила не о Чайковском, не о Бетховене, не о Шопене и других музыкантах мировой истории. Она говорила о рок-музыке.
Из моей советской молодости мне запомнились, например, еженедельные телепередачи «Музыкальные вечера для юношества», где интересно рассказывали о жизни великих композиторов, оркестр исполнял отрывки из их произведений. Государство выпускало аудиокассеты с таким же названием. Их мог купить каждый. А почему сегодня власть отказалось от этого? Это ведь часть и важная часть воспитания будущего страны, в том числе и политического!
2.Или другой пример. За последние годы я не раз слышал по радио, или читал в газетных объявлениях о том, что та или иная школа приглашает детей (мальчиков и девочек) в возрасте от 7 лет и старше на занятия в секции карате, бои без правил и т.п. Кого этим воспитывает власть? Снова вспомню своё советское время, когда нас, школьников, постоянно приглашали в кружки математики, физики, поэзии и т.п. Это тоже была часть государственной политики, но с совершенно с другими целями чем сейчас. Кстати, в Рязани, в центре города, многие советские годы существовал книжный магазин «Русское слово». Но со сменой власти в начале 1990-х годов, он был закрыт, а на его месте открыли магазин «Французская парфюмерия». Снова западники заменили русский дух на французский.
3.И третий пример. Если не всё, то очень многое в ребёнке формируется в раннем детстве. 11 ноября 2015 года мне было в очередной раз поручено выступить от имени фракции КПРФ на пленарном заседании Госдумы РФ. Я говорил в основном о воспитании. «Недавно один из моих знакомых, видя с каким интересом его ребёнок смотрит современные мультфильмы, спросил, показывая на экран: «Это кто – мальчик?». «Нет» — ответил сын. «Девочка?» — вновь спросил отец. И снова услышал — «Нет». «А кто это?». «Ну, это вот такое» — услышал он ответ сына. И этим «вот такое» с утра до вечера забивают мозги детям. Это что государственное воспитание? С какой целью?». Такие мультфильмы во множестве продолжают показывать и в 2024 году. Наверняка современная власть знает об этом, но преследует здесь свои классовые цели.
А что в итоге? Как говорится в остатке такой «воспитательной работы»? Снова обращусь к своему выступлению в Госдуме 11 ноября 2015 года: «Недавно канадские социологи провели исследование, показывающее, насколько люди готовы помочь своим ближним, друг другу. Так вот, Москва в списке 48 городов мира по этому показателю, заняла последнее 48 место ПОСЛЕДНЕЕ МЕСТО!!
Кто-то обо всём этом скажет – ну, когда это было, 5-10 лет назад. Но, к сожалению, достаточно просто посмотреть по сторонам, чтобы убедиться – лучше сегодня на стало. Как говорится, «Колбасы стало больше, а души и совести – меньше!».
Мне доводится немало ездить по районам области и могу утверждать, что в абсолютном большинстве населённых пунктов книгу для ребёнка, да и для себя купить невозможно. Зато водки и вина – сколько хочешь! Это тоже современная сознательная государственная политика? На что она рассчитана?
В общем, с какой стороны не подходи, видно, что включён курс на ликвидацию русского и других народов России, ликвидацию славянской памяти!
Снова вопрос – ЧТО ДЕЛАТЬ? Мне, вместе с другими депутатами фракции КПРФ в Государственной думе, довелось участвовать в разработке и защите перед современными западниками многих документов по этому вопросу. Многие из них были официально приняты на наших пленумах, съездах и научно-практических конференциях (в дополнение к тем социально-экономическим, о которых мы писали выше): «О сохранении духовно-нравственных традиций русского и других народов России», «О русской культуре», «О традициях национального образования», «В защиту фундаментальных ценностей русского и других народов России», «Обращение к российской интеллигенции» и немало других. Они все не только озвучены перед депутатами Государственной думы, но и напечатаны в газетах «Правда», «Советская Россия», размещены в Интернете. Потому каждый желающий может с ними подробно ознакомиться.
А завершить хочется фразой из статьи А.С. Хомякова, одного из зачинателей славянофильства ХIХ века, «О старом и новом»: «Настало для нас время понимать, что человек достигает своей нравственной цели только в обществе, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому»! Впервые эта статья была напечатана ещё в 1861 году.
КРАТКИЕ ВЫДЕРЖКИ ИЗ СТАТЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ СЛАВЯНОФИЛОВ ХIХ ВЕКА,
которые могут быть полезны и сегодня
«Опасность для России одна: если она престанет быть Россиею». (К.С. Аксаков. «О внутреннем состоянии России»
«Велика земля русская, да сама себя не ведает. Много у нас людей, да мало человеков». А.И. Кошелев, «В чём мы всего более нуждаемся? Больше всего мы нуждаемся в правде».
«Нет, мы не посторонние безответственные зрители, созванные для того, чтобы хлопать в ладоши. Другое говорит нам совесть, другое требует время. Где бы мы ни стояли, высоко ли, низко ли, мы должны теперь почувствовать, что польза и честь России есть наше общее дело и личное дело каждого, что наступила пора безропотно обратить на служение отечеству не только руки, ноги и карманы, но и совесть, мысль и сердце». (Самарин Ю.Ф. «Чему мы должны научиться»).
И.С. Аксаков в статье «В чём недостаточность русского патриотизма?». Он пишет: «На упрёки в недостатке народного самосознания в нашем обществе нам не раз приходилось слышать возражения такого рода: «А вот посмотрите-ка, какие мы Русские, какие мы патриоты в минуты опасности: сунься-ка на нас чужеземцы войной, мы все как один человек, станем грудью за Русскую землю» и пр., и пр. Это действительно так, в этом нет и сомнения; и этим свойством нашим мы можем по праву гордиться, НО этот похвальный патриотизм НЕ МЕШАЕТ НАМ ВЫДАВАТЬ ту же Русскую землю тем же иностранцам – как скоро идут на нас не войной, а мирным набегом». (И.С. Аксаков. «В чём недостаточность русского патриотизма?»).
«Пора же понять, наконец, что способность патриотических жертв во время войны нисколько не освобождает нас от обязанностей нравственных во время мира». (И.С. Аксаков. «В чём недостаточность русского патриотизма?»).
«Нам не достаёт внутренней общественной жизни, недостаёт глубоких убеждений, недостаёт самодеятельности, недостаёт силы общественной… Но почему недостаёт нашему обществу этой силы? (И.С. Аксаков. «Народ, государство, общество»).
«Там, где нет общества, там народ… беззащитен против государства и может противопоставить ему только силу пассивную, силу в охранении, в сбережении своих начал». (Аксаков И. С. «Народ, государство, общество»).
«Никто не соблюдает законов, и каждый требует соблюдения их от низших себя. Но низший, видя, что высший не уважает законности, естественно, не на ней старается утвердить свои права и свою безопасность, но на милости высшего. Так держится вся цепь управляющих чиновников, требующих порядка и законности от управляемых граждан…». (И.В. Киреевский. «Записка об отношении русского народа к царской власти»).
– «Не порядка хотите вы, нарушая законы: вы хотите выслужиться перед вашим начальством… Потому вы сказали себе: «Пропадай законность, только бы я мог отличиться… Некоторые смешивают уважение закона с уважением начальства, думая, что «повиноваться приказанию начальника ещё важнее, чем повиноваться требованию закона». (И.В. Киреевский. «Записка об отношении русского народа к царской власти»).
«Почти везде ложь и обман, и почти нигде правда не лежит в основе существующих между людьми отношений». (А.И. Кошелев. «У нас всё неправильно, противоестественно, раздвоено»).
«…в служебном сословии дисциплина заняла место совести, боязнь формальной ответственности перед начальством заглушила благороднейшие побуждения и всякое понятие о нравственной ответственности перед отечеством». (Ю.Ф. Самарин «Чему мы должны научиться?»).
«Образованность России… – вот основание нашего будущего благоденствия. Ибо благоденствие наше зависит от нашего просвещения». (И.В. Киреевский. «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России»).
«Просвещение не есть только свод и собрание положительных знаний: оно глубже и шире такого тесного определения. Истинное просвещение есть разумное просветление всего духовного состава в человеке или народе!». (А.С. Хомяков. «Мнение иностранцев о России»).
«Воспитание, в обширном смысле слова, есть, по моему мнению, то действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним поколение к его очередной деятельности в истории народа… «Школьное образование должно быть соображено с воспитанием… и только при таком соображении может оно сделаться полезным вполне». (А.С. Хомяков. «Об общественном воспитании в России»).
—«И любишь Россию – и невольно спрашиваешь себя, за что ты её любишь». (И.С. Аксаков. «О России»).
-«Половина общества так воспользовалась предоставленной ему от правительства свободой, что живёт за границей и воспитывает там своих детей; наши будущие российские деятели готовятся не только вдали от России, но и в атмосфере ей чуждой и враждебной, под воздействием иных нравственных начал, с детства усваивают себе точку зрения, с которой менее всего понятна Россия». (И.С. Аксаков. «О России»).
— «Русский народ есть народ не государственный, т.е. не стремящийся к государственной власти, не желающий для себя политических прав, не имеющий даже зародыша народного властолюбия». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
-«Опасность для России одна: если она перестанет быть Россиею». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
-«Современное состояние России представляет внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью. Правительство, а с ним и верхние классы, отделилось от народа и стало ему чужим. И народ, и правительство стоят теперь на разных путях, на разных началах». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
-«Внутреннее величие – вот что должно быть первою главною целью народа и, конечно, правительства». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
-«Лишённый нравственных сил, человек становится бездушен…». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
-«Государство не хочет дать власти народу…». (Из Записки К.С. Аксакова «О внутреннем состоянии России, представленной государю императору Александру II в 1855 г.).
Самарин Ю.Ф. «Историческое признание России принадлежит ей одной, ей исключительно; между европейскими державами, как это ясно доказали последние события, у нас нет друзей, потому что нет ни с одною из них в существе тождественных интересов… Но если нет друзей, то могут быть союзники. Мы можем сближаться и действовать заодно с другими державами, когда ВТОРОСТЕПЕННЫЕ цели нашей политики будут совпадать с их целями… мы не должны ни пренебрегать, ни гнушаться никакими союзами. Напротив, мы должны искать их везде». (8, С.396).
«Вне народа и народности не спасут нас никакие системы самой лучшей немецкой отделки». (К.С Аксаков. «В чём сила России?»).
«Учитесь у западных народов, это необходимо; но не подражайте им, не веруйте в них, как мы в своей слепоте им подражали и веровали…Не надевайте на свою умственную свободу щегольского ошейника с надписью – «Европа». (««К сербам. Послание из Москвы»).
«О духовном совершенствовании мы не думали; нравственность народную развращали… и никогда не помышляли о том, что только духовная сила может быть надёжным источником для сил духовных». («К сербам. Послание из Москвы»).