В Казахстане ширится массовое недовольство падением уровня жизни и усилением эксплуатации наёмного труда. В Джезказгане это привело к забастовке железнодорожников, а в Павлодаре и Семее — к протестам работников автобусных парков.
В УСЛОВИЯХ углубляющегося кризиса солидарность трудящихся является единственной возможностью защитить свои права. Это понимают всё больше трудящихся Казахстана. Избавляясь от иллюзий, они видят в государстве выразителя интересов не народа, а лишь кучки владельцев капитала. Реальные доходы населения республики продолжают снижаться: за год они сократились почти на 3%. В то же время, по данным журнала «Форбс», суммарное состояние 50 богатейших казахстанцев уменьшилось незначительно и по-прежнему превышает 25 миллиардов долларов. А это больше всех доходов республиканского бюджета.
Как и прежде, буржуазия перекладывает бремя кризиса на трудовой люд. Но терпеть, туже затягивая пояса, готовы далеко не все. 11 декабря полторы сотни сотрудников ТОО «Транко Джезказган» отказались приступать к работе. Ещё около трёхсот их коллег из других смен собрались у здания управления предприятия, настаивая на выполнении своих требований.
Железнодорожная компаниия «Транко Джезказган» обслуживает объекты металлургической корпорации «Казахмыс», крупнейшего производителя меди в стране. Ей принадлежат шахты, обогатительная фабрика и медеплавильные заводы в городах Джезказган и Сатпаев. Раньше компания входила в структуру металлургической корпорации, но затем была выведена из неё, продолжив работу по договорам подряда. Это позволило «Казахмысу», владельцем которого является богатейший бизнесмен Казахстана Владимир Ким, экономить на оплате труда. Железнодорожникам много лет не повышали зарплату, в результате чего она находится на уровне окладов рабочих корпорации, имеющих самую низкую квалификацию.
Участники забастовки потребовали двукратного повышения зарплаты и выплаты премии по итогам года, а также улучшения бытовых условий, увеличения нормы командировочных расходов и прекращения преследования активистов, которым грозят увольнениями. Объединение усилий пролетариев дало свои плоды. После встречи представителей компании и главы городской администрации Джезказгана с протестующими было объявлено о создании межведомственной комиссии по рассмотрению их требований. На сегодняшний день руководство «Казахмыса» согласилось выплатить рабочим годовую премию и с января повысить зарплату на 45%. Следующее аналогичное повышение произойдёт в июле 2021 года. После этого железнодорожники возобновили работу.
К ПРОТЕСТУ как крайнему способу быть услышанными обратились и работники ТОО «Семей Бас» — крупнейшего пассажирского перевозчика города Семей (бывший Семипалатинск). 15 декабря водители и кондукторы отказались выходить на работу, требуя выплаты задолженности по заработной плате. Это уже не первая их забастовка. В августе на линию по той же причине не вышло свыше ста автобусов. После этого начальство и городские власти обещали выплатить людям причитающиеся деньги, но ситуация с тех пор только ухудшается. Помимо невыплаты зарплаты за октябрь и ноябрь, работодатель перестал производить пенсионные отчисления и выплаты в Фонд обязательного медицинского страхования. Из-за этого многие люди не могут получить необходимую медицинскую помощь. Более того, в последнее время был уволен ряд работников, прежде всего избавились от «зачинщиков» протестов.
Нужно отметить, что «Семей Бас» находится в смешанной собственности: 49% акций принадлежит государству, а 51% — частной фирме. Это приводит к непрекращающимся конфликтам. В частности, руководство компании обвиняет власти в неполной и несвоевременной выплате дотаций за льготное обслуживание ряда категорий пассажиров.
Схожая ситуация сложилась в Павлодаре, где недавно также произошла забастовка водителей и кондукторов общественного транспорта. Сотрудники частных фирм-перевозчиков жалуются на резко сократившиеся из-за карантинных мер доходы. В то же время из бюджета компенсируется льготный проезд лишь семи из семнадцати льготных категорий граждан, да и то с задержками.
Выйти с протестом на улицы, перекрыв проезжую часть одной из магистралей, недавно были вынуждены и жители посёлка Косшы, находящегося близ столицы. Несмотря на холода, им не в первый раз отключают электроэнергию, от которой здесь зависит и отопление многоквартирных домов. Из-за того что строительство жилищного массива ещё не завершено и владельцы квартир не получили необходимые документы, компания-застройщик сама собирает плату за коммунальные услуги. Собирает, но не перечисляет энергокомпании. И свет за долги отключают рядовым потребителям.
Рост протестной активности явно беспокоит власти. В ход идут привычные методы, включая давление. 13 декабря в Жанаозене Мангистауской области были арестованы два местных жителя. Поводом стали записи в социальных сетях, где они сообщили, что собираются почтить память погибших девять лет назад людей. Напомним, в декабре 2011 года многомесячная забастовка нефтяников завершилась беспорядками, в которых погибли, по официальным данным, 15 человек. На следующий день после произведённых арестов собравшиеся у здания местной администрации люди потребовали освободить задержанных, но их требование не было выполнено.
Нет сомнений, что в новом году поводов для возмущения меньше не станет. Руководство Казахстана не собирается менять социально-экономический курс, и выход у трудящихся остаётся только один — самоорганизация и отстаивание своих интересов.