Результаты выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва показали, что партия «Единая Россия» вновь, как и в предыдущей VII созыва Госдуме, сохранила свое конституционное большинство. А это означает, что она единолично, даже при возражении остальных фракций — КПРФ, «Справедливая Россия — За правду», ЛДПР, «Новые люди» — будет способна провести те решения, которые по её единоличному мнению, а также, по мнению президента и правительства, следует приять.
Как всё это влияет на развитие рыбной отрасли, свидетельствуют ряд тех законодательных поправок, принятые, по существу, тем же конституционным большинством депутатов «Единой России» прошлой VII созыва Госдумы, и которые были отражены в моей публикации на ФИШКАМЧАТКЕ. Напомню, среди таких поправок, отрицательно повлиявших на отрасль, прежде всего это:
- введение инвестиционных квот привели к разрушению, оправдавшейся себя на практике исторического принципа и обязывающие рыбную отрасль, по существу, финансировать развитие отечественных судостроительных верфей;
- возрождение аукционов на квоты краба и ряда рыбных объектов промысла в российской исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе в воде;
- введение аукционов квот на вылов рыбы в воде в зонах иностранных государств и в конвенционных районах Мирового океана за пределами 200 мильных зон;
- ограничение прибрежного рыболовства рядом нормативных критериев, которые делают его не эффективным;
- проведение реформирования отраслевых научно исследовательских институтов, постоянное недофинансирование научных рыбохозяйственных исследований, что привело к срыву обновления научно исследовательского флота и в перспективе ведет к разрушению отраслевой рыбохозяйственной науки.
Были приняты и ряд других нормативных актов, которые в целом привели к падению потребления рыбной продукции населением страны не менее, чем на 30-40% и увеличению ее розничной стоимости почти на 50-70% по сравнению с периодом предшествующей Госдумы VII созыва. Добавьте сюда ещё и экспертную направленность рыбной отрасли, что делает ее зависимой от конъюнктуры внешнего рынка, а также полный провал «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года».
Всё это даже не проанализировано Правительством Российской Федерации, Счетной Палатой, Госдумой, не говоря уже о Минсельхозе, Росрыболовстве и общественными рыбацкими союзами, ассоциациями, объединениями.
А о привлечении к ответственности чиновников, допустивших такие провалы, давно находится в не практики властных структур, включая президентскую администрацию. Вместо этого принимаются все новые и новые шапкозакидательские рыбные стратегии. Вероятно, за них еще и вели в практику поощрять государственными наградами.
Действующая в настоящее время очередная «Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса до 2030 года и план мероприятий по её реализации», мягко выражаясь, обречена на очередное невыполнение. Видимо, понимая это и с тем, чтобы уйти от ответственности, руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков выдвинул очередную новацию: «Самое главное сейчас — определиться с окончательной концепцией дальнейшего развития». Довольно странное заявление со стороны чиновника столь высокого уровня. Выходит, для Шестакова утвержденных Правительством Российской Федерации двух «Стратегий развития рыбохозяйственного комплекса России» от 26 ноября 2019 года и от 12 апреля 2020 года, которые он, как руководитель «рыбохозяйственного комплекса», завизировал и активно лоббировал, маловато и они уже не являются для него руководством для исполнения?
В этих условиях ожидать, что руководство Росрыболовства и депутаты «Единой России» новой VIIIсозыва Госдумы «прозреют» и начнут анализировать провалы всех ранее принятых «Стратегий», потребуют привлечь к ответственности чиновников за это, наивно и не реально. Так же как и принятия ими законодательных актов, направленных на отмену инвестквот, аукционов, сокращения финансирования науки, её продолжающем реформировании – а по сути ликвидации, увеличения роста розничных цен на рыбу, морепродукты и снижения душевого потребления рыбопродуктов населением страны.
Об это свидетельствуют и ряд активных пиаровских публичных акций и знаковых заявлений руководителя Росрыболовства И. Шестакова, сделанных им, уверен, в преддверии начала работы Госдумы нового созыва. Среди них такие, как очередное проведение инвестквот-2, выставление на аукционы оставшихся 50% долей-квот краба в воде, повышение платности за пользование водными биоресурсами, введение биржевой торговли рыбой и рыбопродукцией и ряд других. Не за горами выдвижение и такого предложения, как ограничение рыболовства в российской 200 мильной ИЭЗ судами, построенными на иностранных верфях.
Ещё раз хочу напомнить, что всех этих «новаций» нет ни в одной стране с рыночными отношениями и развитым морским, океаническим рыболовством, рыбным хозяйством. Никто наши «новшества» не воспроизводит и даже не изучает, но…наблюдают с интересом за их результатами. Выскажу предположение, основанное на репликах, брошенных «шутя» отдельными зарубежными специалистами рыбного хозяйства в беседе со мной, которые ожидают, что такие «революционные реформы российского рыболовства» могут привести к развалу отрасли, не освоению выделяемых России квот, и им, зарубежным рыбакам, в этом случае больше достанется рыбных ресурсов, относящимся к общим запасам.
Мы вновь, как и в добрые старые времена, — «впереди планеты всей», но не в балете, а во внутренней рыболовной политике по отношению к отечественным труженикам рыбной отрасли.
Какова все же истинная цель такой рыболовной политики? Не провозглашённая властями в различных стратегиях, концепциях, публичных заявлениях, а скрытая под словесной шелухой этих пафосных документов? Она, по моему мнению, заключается в решении двух главных задач:
- первая: это разовое изъятие любыми способами максимума денежных средств от деятельности рыбопромышленников;
- и вторая: периодически, осуществляя разными методами передел водных биоресурсов и основных рыбодобывающих мощностей с тем, чтобы сконцентрировать всю рыбную отрасль в руках 5-6 собственников олигархов-рыбников с которыми легче будет решать любые вопросы, включая и конфиденциальные.
Если эти цели властные структуры действительно осуществляют на практике, а у меня в этом сомнений нет, тогда в ближайшие год-два рыбная отрасль, пройдя через очередное «реформирование», в результате которого средние и малые компании, предприятия поглотятся крупными, а последним в свою очередь не избежать «перехода» от одних собственников к другим.
Вновь, как уже было неоднократно в новой капиталистической России, перед рыбацким сообществом встают извечные два вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Относительно «Кто виноват?» ответ лежит на поверхности. Все те, кто в очередной раз проголосовал за партию чиновников и власти «Единую Россию». Ссылки на то, что нас ввели в заблуждение и на имеющие подтасовки в подсчетах голосов это отдельный разговор. Политическая элита страны выборы признала состоявшимися. Пожалуй, нет необходимости дополнительной аргументации. Жить придется с этой подвластной ЕдРосам Госдумой и одобренном ими правительством, которое состоится на ближайшем пленарном заседании. И не исключено, что мы вновь увидим во главе Росрыболовства И.В. Шестакова. На мой взгляд, это решение было бы заслуженным для Шестакова с тем, чтобы было кому отчитаться за инвестквоты-1, крабовые аукционы, реформирование-развал науки и прочие «новации».
А вот ответ на вопрос «Что делать?» требует серьёзного обсуждения и принятия согласованного между всеми участниками рыбного бизнеса оптимального решения относительно перспектив развития рыбного хозяйства страны в условиях продолжающихся инвестквот, аукционов долями-квотами в воде и осуществляемого реформирования рыбохозяйственной науки. Площадкой для рассмотрения такого вопроса можно было бы принять как чрезвычайную Конференцию союзов, ассоциаций, объединений, предприятий рыбной отрасли и собственниками рыбного бизнеса.
Не исключено, что собственники, представляющие крупный рыбный бизнес, могут заявить, что они уже высказались за продолжение инвестиционной и аукционной политики и не намерены участвовать в гласном обсуждении этих вопросов.
Тогда собственникам среднего и малого рыбного бизнеса придется либо присоединится к ним, либо принять решение провести все же Конференцию по этой ошибочной политике властей, и, приняв согласованное решение самостоятельно его отстаивать всеми законными средствами, вплоть до протестных.
27.09.2021 года.
В. Зиланов, заслуженный работник рыбного хозяйства России.