В.К. Зиланов: «Путинский синдром «мирного договора с Японией» вновь на столе переговоров?»

На прошедшем Международном дискуссионном клубе «Валдай», состоявшемся в Сочи 18 — 21 октября 2021 года, сенсационной, среди прочего, прозвучала тематика российско-японских отношений.

Сенсационной, во – первых, потому что вопрос Президенту Российской Федерации В.В. Путину, задан он  на пленарном заключительном заседании 21 октября по японской тематик, не японским журналистом, обозревателем или официальным представителем японского правительства, как это было на прошлых заседаниях клуба, а профессором Университета Хосэй (Япония) Нобо Симотомаи, известного своими взглядами, как сторонника развития японо-российских отношений.

И, во-вторых, не менее сенсационным прозвучал и ответ Президента Российской Федерации В.В. Путина о его приверженности и далее развивать российско-японские отношения стремясь к «…окончательному урегулированию отношений, вплоть до заключения мирного договора».

Объяснение такому подходу организаторов форума по «отбору», задающего вопрос по японскому направлению, видимо, связано с той непримиримой японской позицией по увязке «территориальных притязаний на российские южные Курилы – мирный договор», которую провозгласил новый Премьер-министр Японии Фумио Кисида. Так в своей инаугурационной речи 8 октября он заявил, что «Япония не подпишет с Россией мирный договор без разрешения территориального спора». В последующем Премьер-министр Японии Ф. Кисида неоднократно подтверждал свою неизменную приверженность такому подходу. Как известно, Кисида был министром иностранных дел в кабинете Премьер-министра С. Абэ и проводил политику последнего относительно «мирного договора-территориальные японские претензии» на основе Совместной Декларации от 19 октября 1956 года, которой в этом году исполнилось 65 лет с момента подписания и ее ратификации обеими сторонами. Именно Совместная Декларация 1956 года и является тем мирным договором, по которому осуществлялись в советский период, да и сейчас, двухсторонние российско-японские отношения.

Практика шестидесятипятилетнего применения мирной Совместной Декларации 1956 года подтвердила возможность развития российско-японского сотрудничества по самым разным направлениям, безусловно, при наличии взаимной заинтересованности и как любят подчеркивать дипломаты и политики ещё и доброй воли. Последняя в большом дефиците с японской стороны.

Уверен всё это хорошо известно обеим сторонам, как и то, что, с учетом ряда событий, произошедших в период действия Совместной Декларации 1956 года, у российской стороны нет каких-либо обязательств по заключению нового «мирного договора». Да и само наименование «мирный договор» относится к воюющим сторонам. Такого состояния нет между Россией и Японией, надеюсь и не будет, вот уже 76 лет с момента подписания последней Акта о безоговорочной капитуляции.

Между тем, как  известно, новая Россия вот уже целое тридцатилетие упорно придерживается, и втянулась в бесперспективные переговоры с Японией, относительно заключения какого-то надуманного нового «мирного договора». Этим и воспользовалась, в своё время, японская сторона, навязав к эфемерному российскому предложению по «мирному договору» свои реваншиским территориальные притязания на южные Курилы. Все попытки российской стороны убедить японцев снять свои территориальные притязания, как не имеющие каких-либо международно-правовых основ, не находят понимания. Переговоры зашли в заведомо прогнозируемый тупик ещё при прошлом Премьер-министре Японии Синдзо Абэ.

Казалось, с уходом с поста Премьер-министра С. Абе, который провел с Президентом России В.В. Путиным 27 встреч-переговоров по канве «мирный договор — территориальные японские притязания на южные Курилы» закрыты, как бесперспективный тупиковый путь, и к ним нет больше никакого возврата.

И вот прозвучала сенсация на японском направлении на Валдайском форуме. Это — сам ответ Президента Российской Федерации В.В. Путина на вопрос японского ученого Н. Симотомаи: «Каким Вы видите будущие двусторонние отношения, прежде всего, перспективы мирного договора между Россией и Японией?» В ответе президента России В.В. Путина вновь подчеркнул «… стремление к урегулированию, окончательному урегулированию отношений, вплоть до заключения мирного договора. Мы будем к этому стремиться». Разъясняя свой такой подход, президент уточнил, что «У нас еще при Абэ был выстроен целый ряд наших совместных действий, совместной работы по выведению российско-японских отношений на новый уровень. Мне б очень хотелось, чтобы эта работа была продолжена в таком же ключе и в будущем».

Такой ответ, полагаю, был неожиданным не только для участников дискуссионного клуба «Валдай», но и российских, японских политиков, а также и общественности двух стран. В не сомнения в российских сми вряд ли подобный подход Путина в условиях ультимативных японских территориальных притязаний на российские южные Курилы получит поддержку.

Впереди нас вновь ожидают бесперспективные российско-японские встречи-переговоры на высшем уровне по известной формуле: «мирный договор – южные Курилы».

Возникает вполне логичный вопрос: «Что и кто побуждает Президента России В.В. Путина идти на столь унизительные для России, как одной из основных стран победителей во Второй мировой войне, шаги по выклинивание у бывшего японского агрессора эфемерного «мирного договора»? Можно предположить, как ответ на поставленный вопрос, две версии.

Первая это то, что в ходе прошлых 27 встреч-переговоров между Путиным и Абэ были все же достигнуты конфиденциальные предварительные договоренности по возможному заключению «мирного договора» в обмен «на передачу Японии из группы островов южные Курилы только часть из них —  Малой Курильской гряды». В подтверждение возможности такой развязки была в своё время утечка информации с японской стороны, которая, правда, самими участниками переговоров не подтверждалась, но и не опровергалась.

Вторая версия ответа лежит, по моему мнению, в отсутствии должного анализа российских советников президента по японскому направлению, относительно истинной заинтересованности японских деловых кругов в экономическом сотрудничестве с Россией. Эти возможности вероятней всего завышаются. Не следует сбрасывать со четов и возможное влияние такого фактора, как про японского лобби во властных кремлёвских структурах. 

В результате все этого и принимаются ошибочные решения относительно необходимости заключения эфемерного «мирного договора» в увязке с «территориальными японскими притязаниями на южные Курилы».

Давно назрела необходимость заявить Японии, что Россия прекращает какие-либо переговоры относительно «мирного договора», как не имеющего актуальности в настоящее время, так же как и обсуждать реваншиские японские территориальные притязания на российские южные Курилы.

Напомню — сумел же МИД России довести до властей Украины, российской и украинской общественности, что российская сторона не  будит вести каких либо переговоров с кем, либо по принадлежности Крыма. Так и Японии пора заявить – ни каких переговоров по «мирному договору», как и по принадлежности  российских Курильских островов.

Такой подход Кремля встретит понимание реалистически мыслящей российской, японской общественности, да и общественности других стран.

Следует прислушаться властям к рекомендациям ученых, общественных деятелей, отраженных в Обращении к российской и японской общественности (приложение 1) и Резолюции Круглого стола от 3 сентября 2021 года (приложение 2.). В них конкретно предложены основы развития российско – японского сотрудничества, а также восстановление ежегодного празднования, как это имеет место в целом ряде стран, да и у нас в недавнем прошлом, Дня Победы над Японией.

Пора и депутатам Государственной Думы, сенаторам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации высказать своё отношение к происходящему вокруг переговорного российско — японского процесса по лекалам: «мирный договор в увязке с территориальными притязаниями» с учетом Конституции Российской Федерации и мнения всего российского населения и прежде всего Сахалина, включая южные Курилы.

23.10. 2021 года.               В. Зиланов, профессор, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации.

                                                                               Приложение 1.

        Обращение к российской и японской общественности

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

5 февраля 2021 года.  

Участники круглого стола «К новому этапу российско-японских отношений» поддерживают стремление руководства, политических и деловых кругов, равно как и общественности Российской Федерации, к взаимовыгодному наполнению отношений и связей между нашей страной и Японией. Прошедший тридцатилетний период ведения переговоров между руководителями двух соседних государств, в основе которого было стремление Японии заключить «мирный договор в увязке с территориальными претензиями», не привел, да и не мог привести к поставленным целям.

А потому считаем, что следует придать ускорение процессу поиска форм сотрудничества между Россией и Японией, убрав искусственные преграды на этом пути. Считаем важным зафиксировать в новом многоплановом межгосударственном документе в качестве «маяка» на длительную перспективу основные принципы двусторонних отношений, исходящие из понятия взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела, отказа от территориальных претензий, политической деликатности и осмотрительности, здравого смысла и учёта интересов обеих сторон.

Однако достижение таких целей, на наш взгляд, нереально, если в качестве условия развития отношений японская сторона будет продолжать ставить вопрос об отторжении в свою пользу так называемых «северных территорий», даже если при этом ограничится требованием лишь части Курильских островов. Ибо задача вывода отношений между Россией и Японией на качественно новый уровень не может решаться за счёт откусывания от России её территории. В Токио должны осознать, что это для российского руководства и народа совершенно нереальный сценарий. Проведённые в последние годы опросы общественного мнения, в том числе и с участием японских журналистов, со всей определенностью показывают, что народ России не допускает мысли о передаче Японии Курильских островов, какие бы намёки на «материальную благодарность» Японии для России ни делались.

Мы вполне в состоянии самостоятельно развивать нашу страну в целом и Курильские острова в частности, что, впрочем, и делается. Государство в последние годы вкладывает миллиардные суммы для того, чтобы наладить отвечающие современным требованиям благоприятные и привлекательные условия работы и проживания на Курильских островах.

Несмотря на то, что премьер-министр Японии Ёсихидэ Суга заявляет о стремлении его правительства к развитию всего комплекса японо-российских отношений, считаем неприемлемым его недавнее заявление о том, что Япония якобы «обладает полным суверенитетом над северными территориями», то есть над законно принадлежащими Российской Федерации южными Курильскими островами. Не стоит доказывать, что это утверждение абсолютно не соответствует действительности, ибо никаких следов японского суверенитета там нет и быть не может.

Из заявлений Ё. Суги и членов его кабинета следует, что в Токио отождествляют получение южных Курильских островов с подписанием «мирного договора», ставшего анахронизмом, ибо состояние войны между нашими странами было официально прекращено Совместной декларацией 1956 года. При этом японское правительство, искажая положения этой Декларации, ставит подписание такого договора в зависимость от предварительного согласия Москвы отдать Японии все южные Курилы, включая Кунашир и Итуруп, на что ни советское, ни российское правительства никогда не соглашались. Со всей определённостью заявляем, что такой подход — тупиковый путь.

Делая, по сути, реваншистские заявления, японские деятели игнорируют принятую в Конституции Российской Федерации поправку, которая гласит: «Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются». Если следовать букве Основного закона РФ, отныне вопрос об отчуждении каких-либо островов Курильской гряды, включая Малую Курильскую гряду, не может выноситься на межгосударственные российско-японские переговоры. Что же касается слухов и домыслов о том, что эти оговорки якобы позволяют «решать вопрос северных территорий», то, по разъяснению МИД РФ, внесенные в текст поправки исключения не имеют отношения к российско-японским переговорам о подписании межгосударственного договора. Хотелось бы, чтобы в Стране восходящего солнца с большим уважением относились к коллективной воле одобривших поправку граждан России и уважали Основной закон суверенного государства, с которым Япония состоит в дипломатических отношениях.

Давно назревший отказ официального Токио от бесперспективной политики и идеологии предъявления соседней стране и ее народу необоснованных территориальных претензий был бы по достоинству воспринят в России и создал бы ощутимый свежий климат для нового этапа гармоничных, уважительных и добрососедских отношений на благо народов России и Японии на длительную перспективу.

Участники круглого стола «К новому этапу российско-японских отношений»:

В. К. Зиланов — профессор, экс-замминистра рыбного хозяйства СССР, В. П. Зимонин — д. и. н., профессор, М. А. Колеров — главный редактор ИА REGNUMА. А. Кошкин — д. и. н., профессор, Ю. В. Крупнов— политолог, публицист, И. А. Кульнев — зам. председателя АРСИКО, В. С. Микоян — главный эксперт «Меркурий-клуба», А. Ю. Плотников — д. и. н., профессор

5 февраля 2021 года, г. Москва

                                                                                         Приложение 2.

                            Резолюция Круглого стола

Участники Круглого стола, проведенного в Москве 3 сентября 2021 года, отмечают.

В 1945 году союзные державы — Великобритания, Китай, СССР, США – основатели Организации Объединенных наций – несущего каркаса современного мироустройства – одержали военную победу над союзницей нацистской Германии – милитаристской Японией.

Два очага мирового фашизма и мировой агрессии образовались накануне Второй мировой войны: Германия на западе и Япония на востоке. Они развязали Вторую мировую войну. Это они поставили человечество и его цивилизацию на край гибели. Через четыре месяца после безоговорочной капитуляции Германии был ликвидирован очаг мировой агрессии на востоке, в результате чего Япония, главная союзница Германии, также оказалась вынужденной подписать акт безоговорочной капитуляции.

Решающим для быстрого завершения Второй мировой войны было вступление Советского Союза в войну с Японией, а не уничтожение очередных японских городов, произведенное Соединенными Штатами Америк варварским способом с помощью атомных бомб.

В августе 1945 года Советской (тогда — Красной) армией освобожден Северо-Восточный Китай, Северная Корея, погашен очаг мировой агрессии на востоке, ликвидировано черное пятно от поражения русских войск в 1905 году. Возвращенный России южный Сахалин и Курильские острова из средства отрыва нашей страны от океана и базы японского нападения на наш Дальний Восток стали средством прямой связи России с океаном и базой обороны нашей страны. Маньчжурская стратегическая наступательная операция является гордостью советской военной истории, а Южно-Сахалинская наступательная и Курильская десантная операции обусловили установление законом Сахалинской области от 17 июня 2008 года Дня освобождения Южного Сахалина и Курильских островов, также празднуемого 3 сентября.

Медалью «За Победу над Японией» награждено более 1,8 миллиона человек. Они, их потомки, все мы гордимся этой наградой.

Все страны – победители, а также ряд других стран, ежегодно в августе — сентябре отмечают день Победы над Японией. В Советском Союзе День Победы над Японией — это 3 сентября. Праздник установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР в 1945 году и согласно пункту 2 раздела 2 Конституции Российской Федерации находится в правовой системе России – правопреемницы Советского Союза.

Между тем потенциал этого праздника в России не используется. Более того, волевое сдерживание его празднования наносит ущерб духовному состоянию общества, внешнеполитическим позициям страны.

               Давно назрела необходимость ввести этот праздник в общероссийский календарь и отмечать его в масштабах всей страны.

               Попытки низвести День Победы над Японией как день всенародного торжества до  простого и безликого Дня окончания войны – несправедливы и антиисторичны, подрывают духовно-нравственные основы нашего общества и суверенитет в информационном пространстве, ограничивают доступ к Победе как одной из ценностей отечественной культуры, потворствуют зарубежным и отечественным фальсификаторам истории, они сродни лишению российских олимпийцев флага и гимна и  вступают в противоречие с Конституцией Российской Федерации провозгласившей, что Россия чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды, а умаление значения подвига народа при защите Отечества не допускается.

В установлении и восстановлении праздников страна должна ориентироваться, прежде всего, на свои традиционные духовно-нравственные ценности. Препятствующие этому конъюнктурные оглядки на т.н. внешнеполитические факторы вредоносны, т.к. заставляют сомневаться в полноте суверенитета России.

С учётом изложенного участники Круглого стола решили:

— создать постоянно действующий всероссийский Оргкомитет по празднованию Дня Победы над Японией;

— обратиться:

— к гражданам, общественным и, прежде всего, военно-патриотическим организациям с предложением восстановить ежегодное празднование в России и на территории бывшего СССР Дня Победы над Японией:

— к новому составу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, ко всем политическим партиям, участвующим в выборах Государственной Думы, с предложением поддержать принятие находящегося на рассмотрении проекта федерального закона о правильном наименовании Дня окончания Второй мировой войны Днём Победы над Японией;

— к Президенту Российской  Федерации с предложением перейти от слов к делу и во исполнение статьи 67.1 Конституции Российской Федерации, пунктов 21, 22, 25, 40, 46, 56, 84-93 Стратегии национальной безопасности, утверждённой его Указом №400 от 2 июля 2021 года обеспечить ежегодное празднование Дня победы над Японией в Российской Федерации, ведь сохранение российской самобытности, культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан будут способствовать дальнейшему развитию демократического устройства Российской Федерации и ее открытости миру;

— к соотечественникам и гражданам стран, входивших в Советский Союз с поздравлением с 76 годовщиной Победы над Японией и во Второй мировой войне!