Впервые, с момента своего назначения на столь высокий пост, Председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин на совещании по «Технологическому обеспечению продовольственной безопасности» подчеркнул свою приверженность «инвестквотам». Он заявил:
«Продолжим применять и хорошо себя зарекомендовавший механизм инвестиционных квот для обновления рыболовецкого флота».
Странное, по моему мнению, заявление и преждевременный вывод председателя правительства. В обосновании него не учтены мнения рыбного бизнеса, который в подавляющем большинстве был и остается против таких новаций.
К тому же «инвестквоты» не применяются ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством. Нет их в Норвегии, Исландии, государствах ЕС, Японии, Республике Корея, Канаде, США и ряде других стран.
Нет их и ни в одном государстве, являющемся приверженцем социалистического пути развития и значимым морским рыболовством. К ним относятся, прежде всего, КНР, а так же Вьетнам, Куба и КНДР. Напомню, что Китай занимает первое место в мире по вылову, производству аквакультуры, а потребление рыбы, рыбопродуктов, водных биоресурсов его населением почти вдвое превышает таковое в России.
Следует принять во внимание и то, что в свое время Счетная Палата РФ дала нелестную оценку, поведенному первому этапу инвестквот и аукционов.
Полагаю, обо всем этом, наверняка был проинформирован и Михаил Мишустин. Тем не менее, он публично заявил о себе, как приверженце «инвестквот». Что это как не поспешный вывод для руководителя такого высокого ранга?
Буквально вслед за его заявлением о приверженности «механизму инвестквот» последовало заседание в Государственной думе РФ внутри фракционной группы «Единая Россия», которая засушила руководителя Федерального агентства по рыболовству Илью Шестакова — главного идеолога и исполнителя «инвестквот и аукционов». И там его тоже поддержали. Иного решения со стороны «Единой России» и ожидать не следовало, поскольку только эта фракция в отличие от фракций КПРФ, «Справедливая Россия-За правду», ЛДПР и «Новые люди», выступила за законодательную поправку, вводящую в практику отечественного рыболовства подобный механизм.
К этому следует прибавить и таких сторонников тяжеловесов-чиновников высокого ранга как нового заместителя председателя правительств РФ Дмитрия Патрушева и министра сельского хозяйства Оксану Лут, которые и на прежних своих должностях напрямую были причастны к принятию законодательных поправок, касающихся внедрения «инвестквот и аукционов» в морское рыболовство России.
Вот уж действительно властных структур, курирующие рыбную отрасль, начинает охватывать, выражаясь образно, пандемия именуемая «инвестиционно-аукционная». И в этой связи пора задуматься о её лечении соответствующей вакциной, имя которой –практические результаты первого этапа «инвестквот и аукционов». А они, что будет приведено ниже, неутешительные.
Другими словами, наступил период, когда властным структурам пора определиться, где же всё же ставить запятую в выражении: «Вакцинировать нельзя терпеть?»
Не сомневаюсь, что подавляющая часть рыбопромышленников, рыбопереработчиков и рыбаков всех приморских регионов, предпочтут следующее написание: «Вакцинировать, нельзя терпеть». Между тем, властные структуры в лице Минсельхоза и Росрыболовства продолжают (и не один год) ставить запятую в другой части выражения: «Вакцинировать нельзя, терпеть».
В подкрепление своей правоты, они регулярно докладывают руководству страны и шумят на всех доступных для них СМИ, о постоянных из года в год достигаемых рекордах-успехах руководимого ими «рыбохозяйственного комплекса». Обращаю внимание именно «рыбохозяйственного комплекса», а не «рыбного хозяйства», как это определено по ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20 декабря 2024 года №166- ФЗ.
Что это за такой загадочный монстр как «рыбохозяйственный комплекс»? И когда и кем он рождён? Да и кто им управляет? Ответа нет ни со стороны законодателей, правительства, да и наука академическая и рыбная ничего об этом не ведает.
Несмотря на это, руководители, так называемого «рыбохозяйственного комплекса», убаюкав президента и правительство РФ успехами первого этапа «инвестквот и аукционов», осуществленного на Северном и Дальневосточном рыбохозяйственных бассейнах, настойчиво продолжают осуществлять и второй этап «инвестквот и аукционов». Правда, пока в одном Дальневосточном бассейне.
В подтверждении своей правоты руководство Минсельхоза и Росрыболовства заявляет, что по итогам 2023 года вылова России достиг рекордного за последнее 30-летие уровня – в 5,3 млн тонн! И это вроде соответствует действительности, если отсчёт вести с 1993 года, а не 1992 года – года работы по капиталистическим лекалам. Тогда в 1992 году вылов составлял – 5,5 млн тонн.
Так что, мягко говоря, лукавят руководители «рыбохозяйственного комплекса» с отсчётом о «рекордном вылове» в 2023 году. Да и этим они вводят в заблуждение не только СМИ и тех, кто их читает, но и руководство страны.
Напомню, что в 1992 году вылов новой капиталистической России составлял 5,5 млн т, что превышает «рекордный минсельхозовский» — 2023 год на целых 200 тысяч тонн!
С какой целью делаются эти манипуляции с данными разных лет? Полагаю для возвеличивания своих успехов на фоне надвигающего банкротства многих фирм, предприятий рыбодобывающего сектора, да и все рыбной отрасли под натиском «инвестквот и аукционов».
Поистине, «рекордно-провальным» можно считать итоги в целом проекта «инвестквот – квоты под киль» (последнее выражение, полюбившее Владимиру Путину) первого этапа. По нему планировалось построить и ввести в эксплуатацию в 2023-2024 годах 105 рыбопромысловых судов. Фактически же построено 22 судна и не один из них не отработал на промысле круглый год, что не позволяет говорить об их эффективности по сравнению с действующими модернизированными судами до инвестиционной постройки.
Среди последних лидирует МРКТ «ПЕТР I» компании «Тралфлот» Хабаровского края, с годовым выловом 90,2 тыс тонн. Это действительно рекорд среди отечественного рыбодобывающего флота за всю его послевоенную историю! И его экипаж достоин самых высоких поощрений вплоть до правительственных наград.
Напомню, что это судно и его рекордный вылов за 2023 году, не имеет ни какого отношения к «инвестквотам-квотам под киль». Судно было построено еще в 1993 году. В последующем МРКТ «ПЕТР I» был судовладельцем по собственной инициативе и за счет собственных средств модернизировано с учетом особенностей промысла и обработки массовых объектов лова в Дальневосточном бассейне. Более того его результат подтверждает, что были и имеются и сейчас другие направления достижения эффективности работы флота в отличие от затратного механизма «инвестквот – квот под киль».
Между тем инициаторы программы «инвестквот — квот под киль», предусматривающей строительство рыбопромысловых судов на отечественных верфях, за счет платных квот, отнятых от всех, столкнувшись на практике с реальными проблемами, вынуждены были перенести срок их завершения строительства на 5-6 лет от ранее запланированных – с 2023-2024 годов на 2030 год. Это тоже «рекорд», но именуемый в советский период как «рекорд — долгостроя».
Не лучше дела обстоят у построенных на территориях приморских регионов — от Мурманска до Камчатки, Сахалина, Приморья и Хабаровска — предпринимателями под кредиты-долги 25 рыбофабрик.
Их, вероятно, «за усердие» по ускоренному строительству и вводу в эксплуатацию таких рыбофабрик чиновники от Минсельхоза, Росрыболовства с участием чиновников других федеральных органов власти пытаются обложить предпринимателей – владельцев рыбофабрик миллиардными штрафами.
Дескать, нарушаете господа-предприниматели ряд подписанных вами обязательств, взятых при начале строительства рыбофабрик и получение за это «с наших рук» соответствующих «инвестквот». За это будьте любезны, штрафы миллиардные внесите в казну государеву. Скудеет казна, пополнять её надо. Вот и случай нашелся подходящий — за счет вас «проштрафившихся» рыбопромышленников.
И не важно, что фабрика работает, продукцию выпускает, которая востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Но при этом, как считают чиновники, вот такие-то и такие-то пунктики обязательств вами не полностью соблюдены. Вы, не согласны с этим? Тогда судитесь с нами.
И пошли-таки предприниматели, чертыхаясь, в суды для поиска справедливого решения. Добьются ли они его? Не факт. Тогда банкротство и расставание с построенными и введенными в эксплуатацию рыбофабриками. А может, так все и было заранее задумано?
Об этом тревожном наезде чиновников федерального уровня на предпринимателей, построивших новые рыбофабрики, прозвучало и на недавно состоявшейся научно-практической Конференции рыбаков Северного бассейна в Мурманске. Информация об этом размещена на сайте Союза рыбопромышленников северного бассейна (СРПС) https://srps.ru/index.php/news_reader_union/items/doklad-xizhnjakova-va-na-vi-nauchno-prakticheskoj-konferencii-sojuza.html), а ранее и на сайте РУСО — https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/vjacheslav-zilanov-severnoe-rybolovstvo-rossii-protiv-investkvot-i-aukcionov/.
Но вернемся к достижениям по вылову. Самый провальный по вылову в капиталистической России был 2004 год – всего 2,9 млн тонн. Тогда буйствовали браконьерства, аукционы, статистика вылова велась «спустя рукава». Отсюда и результаты.
Однако в 2018 году за счёт роботы в течение десятилетия по федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и внедрения «исторического принципа» вылов достиг уже 5,1 млн тонн.
Нет никакого сомнения, что при сохранении этой основополагающей законодательной норы – «исторического принципа», улов в 5,5 – 6,0 млн тонн мог бы быть достигнут к 2024-2025 годам.
Но рыбная история пошла и следует, удивляя мировое рыболовное сообщество, по новому реформаторскому пути с русской чиновничьей спецификой. Имя её – «инвестквоты, аукционы и платность ресурсов». Проще говоря, выколачивание деньжат с рыбопромышленников. У кого их нет — берите кредиты в банках и несите за «инвестквоты» в государеву казну. Простая денежная карусель.
Основной отрицательный тренд такого проводимого «реформаторского курса» достаточно наглядно проявился в таком важнейшем показателе, как падение потребления рыбы и рыбопродукции населением России. Он снизился с 24 кг/чел/год в 2012 году до 20 кг/чел/год в 2023 году при росте её розничных цен почти на 50% за последнее 10 лет.
По данным ФАО, среди ряда рыбодобывающих государств мира по потреблению рыбы на душу населения России занимает одно из последних мест. Эти данные ФАО, рассчитанные в сопоставимых показателях – в сырце на душу населения. Если же брать в расчет потребление только съедобной части тогда получится, что потребление едва достигает 12-15 кг/чел/год при рекомендуемой норме Минздрав России 28 кг/чел/год.
Такой низкий показатель потребления — это тоже «антирекорд», о котором инициаторы «инвестквот и аукционов» предпочитают умалчивать.
Между тем из года в год увеличивается экспорт рыбы и рыбопродукции Россией, что, безусловно, сказывается и на её насыщении внутреннего рынка страны. Почти 50% рыбы и рыбопродукции уходит за рубеж. Разве это направление является основной целью рыбной отрасли?
Полагаю, что главная задача рыбного хозяйства России — это насыщение внутреннего рынка качественной продукцией отечественного производства и по доступной для населения цене.
Проводимая «реформаторами» политика «инвестквот, аукционов и платности ресурсов» вызвала угрожающий для отрасли рост и такого важнейшего экономического показателя как кредиторской задолжности фирм, предприятий рыбного хозяйства России.
Она достигла, по данным ВАРПЭ, более 1,2 трлн рублей, что в 3 раза превышает годовую прибыль отрасли!
И это действительно новый «рекорд», точнее «антирекод» за всю послевоенную историю рыбного хозяйства страны.
Это цена так называемых «инвестиций в отрасль», о которой, как положительном факторе, говорят идеологи «реформирования» рыбной отрасли России.
По факту же эти «инвестиции» не что иное, как банковские кредиты тех рыбопромышленников, которые решились участвовать в этом рискованном проекте.
Не трудно придти к выводу, что при существующей ежегодной прибыли отрасли, вряд ли возможно в ближайшее десятилетие рассчитаться за них.
На горизонте, если не будут приняты соответствующие меры, просматривается банкротство, как ряда компаний, включая и крупные, так и, не исключено, отрасли в целом.
Пора властным структурам со всей ответственность обратить внимание на сложившуюся тревожную ситуацию в рыбной отрасли и на основании научного анализа внести соответствующие коррективы в существующую стратегию развития рыбного хозяйства страны, не исключая принятия новой обновленной рыбохозяйственной политики с учетом отечественного и мирового опыта.
При этом руководствоваться следовало бы и такой целевой установкой, которую ране, еще 2015 году, высказал президент Российской Федерации Владимир Путин: «…наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией».
Проблемы рыбного хозяйства и надлежащего законодательного обеспечения его развития заслуживают и тщательного рассмотрения фракциями Государственной Думы с привлечением властей приморских регионов, союзов, ассоциаций, объединений рыбаков и научного сообщества.
21.06.2024 г.