В.К. Зиланов: «Остановить уничтожение рыбной отрасли посредством законопоправок!»               

Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации под её председательством академиком ВАСХН, д.с.х.н., профессором В.И. Кашиным прошло  совещание по  подготовки к рассмотрению проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации по инициативе  Минсельхоза, Росрыболовства и лоббистов крупного рыбного бизнеса, входящего в РРПК и АСРФ.

 Именно с принятием этих поправок будет введен так называемый «второй этап инвестквот» и очередные аукционы по крабу. Другими словами пройдёт очередной передел рыбных не менее 500 тыс. т и крабовых ресурсов не менее 40 тыс. т между пользователями.

Лишатся ресурсов малые и средние предприятия. Приобретут их крупные рыбные компании. Как результат потеря рабочих мест  и сокращение поступления финансовых средств  в бюджеты регионов.

Срочный созыв такого совещания в Государственной Думе, да ещё и в «мертвый», отпускной сезон депутатов, вызван, по моему мнению, тем мощным протестным движением рыбацкого сообщества и приморскими регионами Дальнего Востока и Севера против упомянутого законопроекта.

Только за последний месяц на имя Президента страны В.В. Путина и Председателя Госдумы В. В. Володина поступило около 150 открытых обращений от рыбаков и 5 записок от губернаторов приморских регионов против законопроекта по «второму этапу инвестквот» и аукционов по крабу.

Естественно инициаторы и вовлечённые в это федеральные чиновники решили срочно «выпустить протестный пар» и успокоить рыбаков, регионы, что всё будет осуществлено в соответствии с регламентом Госдумы и с учетом мнения рыбацкого сообщества и местных региональных властей.

И именно для этого будут организованы, но только после принятия законопроекта в первом чтении, Парламентские слушания. На нем вот и выскажите все свои замечания и возражения. Прием стар, как сама депутатская жизнь. Так было и в прошлом при принятии законопоправок по внедрению  «первого этапа инвестквот» и аукционов по 50% долей-квот краба в 2016 году. Парламентские слушания тогда провели, а законопроект приняли без учёта мнения рыбацкой общественности и приморских регионов. Эта же линия проводится и сейчас.

Наученные горьким прошлым опытом и, простите за резкость, плевательским отношениям к мнению  рыбаков, регионов представители всех рыбацких объединений, участвующих в совещании, а это Камчатка, Магадан, Сахалин, Приморье, Хабаровск, Мурманск, Архангельск,  ВАРПЭ, Росрыбколхозсоюз, ветераны отрасли высказались против внесённого законопроекта.

Ими было предложено в начале завершить « первый этап инвестквот», заслушать его результаты  на основании анализа, который осуществляет в настоящее время Счётная палата Российской Федерации, и только после этого рассматривать законопроект по «второму этапу инвестквот» и аукционы по крабу.

Председательствующий В.И. Кашин особо подчеркнул, что достижения рыбной отрасли весьма скромны. «Мы сумели до 5,1 млн тонн дойти, а потом застряли и топчемся на этих 5 миллионах, —заметил депутат. Это не государственный подход!»

Между тем даже данные ученых позволяют вылавливать на известных запасх водных биоресурсов не менее 7-8 мил тонн в год.

В свою очередь представитель Счётной палаты РФ её аудитор по рыбной отрасли С. Мамедов    информировал, что промежуточные результаты анализа «первого этапа инвестквот» ожидаются не ранее конца декабря 2022 года. Вмести с тем, он подчеркнул, что уже на данном этапе проверки совершенно понятно, что заявленные цели «первого этапа инвестквот» нереализуемые. Более того за период реализации его у рыбодобывающих предприятий рыбной отрасли в три раза  увеличилась кредиторская задолженность, которая уже достигла  112,2 млрд рублей. Из заявленных 105 судов за пять лет введено в эксплуатации всего 6 судов, что едва достигает 1% от состава рыболовного флота России.

Даже эти данные свидетельствуют о полном провале «первого этапа инвестквот». 

В этих условиях, как считают рыбацкая общественность и власти приморских регионов, предлагать новые законодательные поправки с тем, что бы приступить к осуществлению « второго этапа инвестквот» по меньшей мере безответственно со стороны её инициаторов.

Другой точки зрения, а именно, что законопроект о «втором этапе инвестквот» надо всё же рассматривать и принимать уже в осеннею сессию Госдумы высказали только Минсельхоз, Росрыболовство, АСРФ, РРПК и холдинг «НОРЭБО».

А какова позиция депутатов-членов Комитета по аграрным вопросам?

Она пока не совсем ясна, поскольку многих её члены отсутствовали на заседании. Тем не менее, не трудно предположить, что их позиция в условиях, когда законопроект поступил в Госдуму от имени Правительства РФ, они обязаны его рассмотреть в соответствии с Регламентом. 

Могут организовать Парламентские слушания после принятия его в первом чтении, но могут провести и накануне первого чтения. Именно заручиться согласием на это от рыбацкого сообщества стремился, получит в ходе совещания, по моему мнению, её председатель В.И. Кашин. Однако рыбацкое сообщество отклонило такой подход и высказало, как упомянуто выше, свое предложение.

Оно логично и продиктовано практикой. Напомню, ещё раз это предложение:

— завершить «первый этап инвестквот»;

— осуществить анализ его социально-экономических последствий для рыбной отрасли и приморских регионов;

— только после осуществления вышеприведенных мероприятий вернутся к законодательным инициативам по дальнейшим шагам.

Впервые в современной  России именно в рыбной отрасли так жестко обозначилось противостояние между чиновниками, лоббистами крупного рыбного бизнеса и представителями малого и среднего рыбного бизнеса.

По существу между этими группировками начата  «рыбная война», пока словесная, холодная. Но…может перейти и в другую, мене приятную, фазу.

Не допустить этого, в данных условиях, может только Правительство Российской Федерации, отозвав законопроект для доработки его, или вмешательство Президента Российской Федерации.

Безусловно, есть ещё и надежда чиновников и лоббистов «уговорить, укатать» рыбацкую общественность малого и среднего бизнеса в многочисленных словопрениях и обещаниях с тем, что бы они отказались от своих уже заявленных позиций по законопроекту по «второму этапу инвестквот» и крабовым аукционам.

Завершая заседание, её председатель В.И. Кашин, счёл все же  возможным предложить всем заинтересованным  выработать единый подход по внесённому Правительством России законопроекту по второму этапу «инвестквот» и крабовым аукционам  на площадке Государственной Думы Федерального собрания.

В этих условиях, всё будет зависеть от сохранения той выверенной, консолидированной позиции, которую рыбацкое сообщество и представители законодательной, исполнительной органов власти приморских регионов, представили в ходе прошедшего совещания в Комитете по аграрным вопросам Госдумы. Сумеют ли они быть консолидированными в отстаивании своих позиций и далее? Полагаю, что сама проблема и её бесперспективность в реализации, позволяет рыбакам и регионам быть едиными в отстаивании своих справедливых требованиях. Они просты и очевидны: «Прекратить уничтожение рыбной отрасли в приморских регионах»

28.08. 2022 года                                                                      

В. Зиланов, профессор, член РУСО