Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации под её председательством академиком ВАСХН, д.с.х.н., профессором В.И. Кашиным прошло совещание по подготовки к рассмотрению проекта федерального закона № 173016-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».
Данный законопроект внесён Правительством Российской Федерации по инициативе Минсельхоза, Росрыболовства и лоббистов крупного рыбного бизнеса, входящего в РРПК и АСРФ.
Именно с принятием этих поправок будет введен так называемый «второй этап инвестквот» и очередные аукционы по крабу. Другими словами пройдёт очередной передел рыбных не менее 500 тыс. т и крабовых ресурсов не менее 40 тыс. т между пользователями.
Лишатся ресурсов малые и средние предприятия. Приобретут их крупные рыбные компании. Как результат потеря рабочих мест и сокращение поступления финансовых средств в бюджеты регионов.
Срочный созыв такого совещания в Государственной Думе, да ещё и в «мертвый», отпускной сезон депутатов, вызван, по моему мнению, тем мощным протестным движением рыбацкого сообщества и приморскими регионами Дальнего Востока и Севера против упомянутого законопроекта.
Только за последний месяц на имя Президента страны В.В. Путина и Председателя Госдумы В. В. Володина поступило около 150 открытых обращений от рыбаков и 5 записок от губернаторов приморских регионов против законопроекта по «второму этапу инвестквот» и аукционов по крабу.
Естественно инициаторы и вовлечённые в это федеральные чиновники решили срочно «выпустить протестный пар» и успокоить рыбаков, регионы, что всё будет осуществлено в соответствии с регламентом Госдумы и с учетом мнения рыбацкого сообщества и местных региональных властей.
И именно для этого будут организованы, но только после принятия законопроекта в первом чтении, Парламентские слушания. На нем вот и выскажите все свои замечания и возражения. Прием стар, как сама депутатская жизнь. Так было и в прошлом при принятии законопоправок по внедрению «первого этапа инвестквот» и аукционов по 50% долей-квот краба в 2016 году. Парламентские слушания тогда провели, а законопроект приняли без учёта мнения рыбацкой общественности и приморских регионов. Эта же линия проводится и сейчас.
Наученные горьким прошлым опытом и, простите за резкость, плевательским отношениям к мнению рыбаков, регионов представители всех рыбацких объединений, участвующих в совещании, а это Камчатка, Магадан, Сахалин, Приморье, Хабаровск, Мурманск, Архангельск, ВАРПЭ, Росрыбколхозсоюз, ветераны отрасли высказались против внесённого законопроекта.
Ими было предложено в начале завершить « первый этап инвестквот», заслушать его результаты на основании анализа, который осуществляет в настоящее время Счётная палата Российской Федерации, и только после этого рассматривать законопроект по «второму этапу инвестквот» и аукционы по крабу.
Председательствующий В.И. Кашин особо подчеркнул, что достижения рыбной отрасли весьма скромны. «Мы сумели до 5,1 млн тонн дойти, а потом застряли и топчемся на этих 5 миллионах, —заметил депутат. Это не государственный подход!»
Между тем даже данные ученых позволяют вылавливать на известных запасх водных биоресурсов не менее 7-8 мил тонн в год.
В свою очередь представитель Счётной палаты РФ её аудитор по рыбной отрасли С. Мамедов информировал, что промежуточные результаты анализа «первого этапа инвестквот» ожидаются не ранее конца декабря 2022 года. Вмести с тем, он подчеркнул, что уже на данном этапе проверки совершенно понятно, что заявленные цели «первого этапа инвестквот» нереализуемые. Более того за период реализации его у рыбодобывающих предприятий рыбной отрасли в три раза увеличилась кредиторская задолженность, которая уже достигла 112,2 млрд рублей. Из заявленных 105 судов за пять лет введено в эксплуатации всего 6 судов, что едва достигает 1% от состава рыболовного флота России.
Даже эти данные свидетельствуют о полном провале «первого этапа инвестквот».
В этих условиях, как считают рыбацкая общественность и власти приморских регионов, предлагать новые законодательные поправки с тем, что бы приступить к осуществлению « второго этапа инвестквот» по меньшей мере безответственно со стороны её инициаторов.
Другой точки зрения, а именно, что законопроект о «втором этапе инвестквот» надо всё же рассматривать и принимать уже в осеннею сессию Госдумы высказали только Минсельхоз, Росрыболовство, АСРФ, РРПК и холдинг «НОРЭБО».
А какова позиция депутатов-членов Комитета по аграрным вопросам?
Она пока не совсем ясна, поскольку многих её члены отсутствовали на заседании. Тем не менее, не трудно предположить, что их позиция в условиях, когда законопроект поступил в Госдуму от имени Правительства РФ, они обязаны его рассмотреть в соответствии с Регламентом.
Могут организовать Парламентские слушания после принятия его в первом чтении, но могут провести и накануне первого чтения. Именно заручиться согласием на это от рыбацкого сообщества стремился, получит в ходе совещания, по моему мнению, её председатель В.И. Кашин. Однако рыбацкое сообщество отклонило такой подход и высказало, как упомянуто выше, свое предложение.
Оно логично и продиктовано практикой. Напомню, ещё раз это предложение:
— завершить «первый этап инвестквот»;
— осуществить анализ его социально-экономических последствий для рыбной отрасли и приморских регионов;
— только после осуществления вышеприведенных мероприятий вернутся к законодательным инициативам по дальнейшим шагам.
Впервые в современной России именно в рыбной отрасли так жестко обозначилось противостояние между чиновниками, лоббистами крупного рыбного бизнеса и представителями малого и среднего рыбного бизнеса.
По существу между этими группировками начата «рыбная война», пока словесная, холодная. Но…может перейти и в другую, мене приятную, фазу.
Не допустить этого, в данных условиях, может только Правительство Российской Федерации, отозвав законопроект для доработки его, или вмешательство Президента Российской Федерации.
Безусловно, есть ещё и надежда чиновников и лоббистов «уговорить, укатать» рыбацкую общественность малого и среднего бизнеса в многочисленных словопрениях и обещаниях с тем, что бы они отказались от своих уже заявленных позиций по законопроекту по «второму этапу инвестквот» и крабовым аукционам.
Завершая заседание, её председатель В.И. Кашин, счёл все же возможным предложить всем заинтересованным выработать единый подход по внесённому Правительством России законопроекту по второму этапу «инвестквот» и крабовым аукционам на площадке Государственной Думы Федерального собрания.
В этих условиях, всё будет зависеть от сохранения той выверенной, консолидированной позиции, которую рыбацкое сообщество и представители законодательной, исполнительной органов власти приморских регионов, представили в ходе прошедшего совещания в Комитете по аграрным вопросам Госдумы. Сумеют ли они быть консолидированными в отстаивании своих позиций и далее? Полагаю, что сама проблема и её бесперспективность в реализации, позволяет рыбакам и регионам быть едиными в отстаивании своих справедливых требованиях. Они просты и очевидны: «Прекратить уничтожение рыбной отрасли в приморских регионах»
28.08. 2022 года
В. Зиланов, профессор, член РУСО