В.К. Зиланов: «Крабы по мандату «ЕР» резвятся на аукционах»

На очереди  рыбные аукционы и инвестквоты

Госдума в декабре 2022 года голосами только одной фракции «Единой России» приняла законопроект о втором этапе инвестквот и продолжение аукционов долей/квот на вылов краба. Против этого законопроекта выступили депутаты от фракций КПРФ, « Справедливая Россия — За правду» и ЛДПР, которых поддерживали многие рыбацкие объединения и ряд губернаторов приморских регионов.

Под самый Новый год 30 декабря 2022 года законопроект подписал Президент Российской Федерации В.В. Путин, что дало возможность осуществить его практическую реализации с 1 января 2023года. Таким образом, рыбные либералы в лице руководства Минсельхоза и Росрыболовства получили право продолжить дело своих предшественников начала нулевых годов.

Считается, что отцом выставления долей/квот на вылов водных биоресурсов в воде на аукционы является бывший министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф. Тот самый Греф, который в настоящее время рулит крупнейшим российским банком СБЕР.

 Рыбацкое, да и депутатское сообщество, помнят его крылатые слова при выступлении 12 февраля 2002 года в Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации, о том, что: «Безусловно, билет, купленный на вылов рыбы на аукционе, является своего рода разрешительным билетом для того, чтобы осуществлять браконьерство».

Однако  Греф в этом вопросе не первый, кто заявил о своей приверженности посредством торговли долями/квотами на вылов водных биоресурсов  в воде «приносить» в государеву казну «дармовые» деньги.

Задолго до него, а точнее  в 1998 году, самый молодой в российской  истории ельцинского периода  Председатель Правительства Российской Федерации С.В. Кириенко (в настоящее время Первый заместитель Руководителя Администрации президента России; пояснение автора) в поисках средств наполнения, пустой в то время государевой казны заявил, что «Можно совершенно спокойно взять дополнительные … средства (пояснение автора)…, с продажи лицензий на вылов рыбы»

Такого новшества, как выставлять на аукцион доли/ квоты в воде для своих рыбаков и тогда, и в настоящее время, нет ни в одном государстве мира с развитым рыболовством и рыночными отношениями.

Вот так Кириенко и Греф стали «творцами» торговли посредством аукционов долями/квотами в воде для отечественных рыбопромышленников не ведая, есть они эти доли/квоты, или их нет в глубине морских вод.

С тех пор эта навязчивая идея, претворенная в жизнь «стричь деньги с рыбопромышленников» посредством выставления на аукционы долей/квот в воде не дает покоя новоиспеченным руководителям рыбной отрасли в лице Минсельхоза, Росрыболовства и поощряемые Правительство Российской Федерации.

 Правда в 2005 году под давлением рыбацких общественных союзов, ассоциаций,  губернаторов приморских регионов и руководства в то время Росрыболовства, эти аукционы долями/квотами в воде были, при поддержке Президента России В.В. Путина, отменены.

Вместо них был введен «исторический принцип» наделения российских пользователей долями/квотами, который оправдал себя на практике. Об этом неоднократно отмечалось на разных уровнях, включая депутатами в Государственной Думе РФ, на различных слушаниях и даже на совещаниях в  Администрации Президента. Практически именно эта мера позволила вывести рыбную отрасль из затяжного кризиса.

Однако кириенковско-грефовская идея об аукционах долей/квот в воде с целью получения дармовых средств не давали покоя новому руководству отрасли  и депутатов фракции «Единой России» в Госдуме. Других способов зарабатывать средства в государеву казну от производственной деятельности рыбаков, рыбопромышленников у этой группы «государственных деятелей» не было, вероятно, по причине незнания возможностей самой отрасли, да и осведомленности о международном опыте по этому направлению в других соседних с нами государствах.  

Так и были вновь возрождены  аукционы долей/квот в воде, прежде всего крабов. На днях они прошли второй раз на Дальнем Востоке, как об этом сообщил руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков, весьма успешно «принеся» в государеву казну около 214 млрд. рублей «состриженных» с рыбопромышленников – крабовиков. Напомню, что аналогичные крабовые аукционы, проведенные первый раз в 2019 году принесли к казну более 140 млрд. рублей. На очереди крабовые аукционы в Северном бассейне – в Баренцевом море, которые планируются провести в 2024 году.  Сомнений, что они состоятся, нет.

Последствия крабовых аукционов не трудно предвидеть. Это возрождение браконьерства. Вложенные, причем заемные в банках деньги  для участия, приобретения долей/квот краба надо рыбопромышленникам, как можно быстрее отбивать. К тому же риски природного снижения запасов крабов достаточно велики. Пример тому закрытие промысла крабов в Беринговом море правительствам США для американских рыбаков, ввиду резкого снижения их запасов.

Если  подобное произойдет в Дальневосточном и Северном бассейнах, тогда все  крабовые компании, участники аукционов, неминуемо разоряться. Десятки тысяч рыбаков и их семей останутся без средств к существованию.  К тому же государство, как распорядитель водных биоресурсов ни каких гарантий на это случай не дает рыбопромышленникам.

При этом государство не обеспечивает рыбопромышленников долгосрочными прогнозами о состоянии запасов крабов на 15 -20 лет вперед, хотя «продало» доли/квоты на 15 летний период.

Риски, риски и еще раз риски. Все это ждет рыбопромышленников – крабовиков, участников аукционов, в недалеком будущем.

Инициаторы – затейники крабовых аукционов чиновники Минсельхоза и Росрыболовства остаются в стороне и даже, полагаю, ходят в героях в правительственных и кремлевских коридорах.

Как же постучали молоточком и вот получите в сумме за два этапа крабовых аукционов в государственную казну более 350 млрд. рублей! Не работаем, не пашем, краба не ловим, но…деньги с рыбаков стрижем. Однако эти денежные средства еще не заработанные рыбопромышленниками-крабовикам, а взяты в банках в кредит по соответствующие и немалые проценты. Отрабатывать их придется рыбакам не менее двух пятилеток  в море на промысле в непростых условиях. Да еще и  при ненадежности рынков сбыта крабовой продукции.

Настораживает и то, что в результате такой схемы, как «инвестквоты+аукционы» растет закредитованность всей рыбной отрасли, которая уже составляет 1трлн. рублей, что сопоставимо с размером дефицита, который Правительство РФ закладывает в проект федерального бюджета на 2024 год. По мнению президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморского края Георгий Мартынов, как об этом сообщает РБК Приморья, положение весьма тревожное.

«По итогам первого этапа инвестиционных квот отрасль потратила примерно 460 млрд рублей. Второй этап начался со старта 216 млрд руб. Столько мы заплатили за крабовые квоты. Теперь мы начнем строить крабовый флот … одно судно обойдется от 100 млн долларов и выше …цифра в 1 трлн руб. настораживает еще и потому, что наука не может дать точный прогноз: что будет через 15 лет? Если по минтаю и сельди обстановка более или менее ясная, то по крабам очень непонятная. Даже в зоне Приморья мы когда-то закрывали район на 10 лет для восстановления. Сегодня он открыт, но запас не очень хороший, и наука не может просчитать: через 15 лет каким он будет».

Отрасль движется к банкротству. Расплачиваться за это буде все таже государственная казна и народ – потребитель рыбопродукции.

Многие читатели наверняка могут возразить, что краб мы не покупаем, дороговато для нас. К том уже в России так и не решены допустимые нормы мышьяка в нем при направлении в пищу. За рубежом решены, а у нас нет. Не исключено, что сей парадокс, существует осознанно для того, что бы гнать его на экспорт. Что и происходит. Из добываемы около 105 тыс тонн краба в год более 80% идет за рубеж с тем, что бы получить больше выручки, необходимой для расчета по кредитам, взятыми для участия в аукционах. Там, за рубежам, покупатель съедает вместе с мышьяком. И ни чего. А нам нельзъя.

 Вслед за крабовыми аукционами, наступит очередь по возрождению и рыбных аукционов. А это уже коснется насыщения внутреннего рынка рыбопродукции отечественного производства и продолжения роста ее цены.

Напомню, ранее все это уже  было. Да и такой влиятельный государственный орган, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС), не один раз уже предлагала Правительству РФ вести аукционы и по рыбе.

Правда, руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков в своем недавнем интервью газете «Ведомости» от 30 октября 2023 года скромно подчеркнул, что «…нет оснований для перераспределения квот…». Но сегодня нет, а завтра они появятся. Такое уже тоже было. Говорим одно, а на практике делают другое.

Не менее тревожно, что потребление рыбы и рыбопродукции населением страны, несмотря на рапорты о высоких уловах, падает из года в год. Так при рекомендуемой Минздравом норме в 22-28 кг/чел/год, фактически за 2022 год этот показатель не превышает 16 кг/чел/год. А это уже касается продовольственной безопасности России.

Возможно, ли рыбацкому сообществу изменить вектор развития рыбной отрасли с опасного разрушительного направления на созидательный?

Опыт прошлого, когда были все же отменены аукционы долей/квот в воде, подтверждает, что это реально при условии единства союзов, ассоциаций и властей всех уровней в приморских регионах страны. В настоящее время наступил именно такой период, когда, только сообща, можно остановить эти разрушающие рыбную отрасль процессы. Свое веское слово обязаны заявить депутаты, сенаторы.

Необходимо вернуться, как это было ранее, к решению о том, что главной задачи рыбной отрасли —   насыщение внутреннего рынка разнообразной, высококачественной рыбопродукцией отечественного производства, позволяющей населению страны приобретать ее по доступным цена в пределах норм, рекомендуемых Минздравом России – 28 кг/чел/год.

Под эту целевую установку надо формировать соответствующую законодательную базу и комплекс организационных мер.

03.11.2023 года                                 

Вячеслав Зиланов, экс-заместитель Министра рыбного хозяйства СССР, профессор, член РУСО.