В.К. Зиланов: «Японо-российские дипломатическо-рыболовные ритуальные курильские пляски: в чём соль?»

В последнее время в центре внимания  российско-японских отношениях оказались рутинные ежегодные переговоры по определению условий промысла японскими рыбаками морских живых ресурсов в территориальных водах российских южных Курил.

При этом российские рыбаки ни когда не вели и не претендовали на лов рыбы в территориальных водах Японии, допустим в ближайших к нашим Курильским островам, морских районах японского острова Хоккайдо. Да и международная практика свидетельствует, что промысел рыбы, моллюсков, ракообразных, водорослей в территориальных водах, как правило, прибрежное государство не предоставляет рыбаком другого государства, даже соседнего, за исключением на взаимной основе.

А тут Россия в одностороннем порядке представляет японским рыбакам, базирующих в портах северного Хоккайдо, право промысла в территориальных российских водах южных Курил, на которые ещё и претендует недружественная нам Япония.  Всё это осуществляется под зонтиком ельцинско-немцовского межправительственного соглашения между Россией и Японией от 28 февраля 1998 года. Уникальный случай, как в отечественной рыболовной практике, так и мировой!

К сожалению, вопрос этот не нов в российско-японских отношениях, и он подробно освещался дипломатами, учеными и  специалистами-рыбниками в СМИ на сайтах РУСО, ФИШКАМЧАТКА, ИА REX, REGNYM и другими. Более того он рассматривался и на ряде Конференций, круглых столов в Федеральном Собрании, включая и в депутатских фракциях с участием и представителей МИД России.

Суммируя главную составляющую  этих всеобъемлющих мероприятий, то  они таковы, что Соглашение 1998 года не отвечает национальным интересам России и его действие должно быть прекращено.

И тем не мание соглашение  продолжает действовать, вызывая напряженность в российско-японских отношениях не только в области рыболовства, но и в целом между Россией и Японией.

Об этом свидетельствует и недавнее соответствующее заявление МИД России, касающегося данного вопроса. В нем особо подчеркнуто, что «В условиях предпринятых правительством Японии антироссийских мер, которые со всей очевидностью идут вразрез с духом и буквой Соглашения 1998 г. об укреплении и развитии добрососедства, российская сторона проинформировала Токио, что не может согласовать проведение межправительственных консультаций по выполнению данной договоренности (имеется в ввиду на сезон промысл в 2023 году- пояснение автора)».

Весьма серьёзное заявление, хотя и с существенными, характерными для МИД, оговорками. Оставим их пока в стороне. Позволю напомнить, кратко, читателям «соль Соглашения 1998 года». И главное — действительно ли оно заслуживает такого внимания государственных мужей России и Японии, да и общественности этих стран?

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов от 21 февраля 1998 года (далее по тексту Соглашение 1998) было заключено в бытность Президентом России Б.Н. Ельцина.

Положения этого соглашения впервые в отечественной рыболовной практике предоставляет промысел морских живых ресурсов японским подданным в территориальных водах российских южных Курильских островов, на которые ещё и претендует на протяжении вот уже более шестидесяти лет Япония.

Определённым катализатором заключения Соглашения 1998 года стали в то время «браконьерские массовые набеги японских рыбаков», базирующихся на порты Хоккайдо, в территориальные воды российских южных Курильских островов для промысла морских живых ресурсов, что приводило к столкновению с ПС ФСБ.

Эти «браконьерские японские набеги»  были хорошо организованы, что свидетельствовало о причастности к ним и определённых властных японских структур. Для защиты наших территориальных вод в морском районе южных Курил ПС ФСБ пришлось применить, что и остановило строптивых японцев от таких «браконьерских набегов», силу. К сожалению, не обошлось тогда и без жертв со стороны Японии.

Видя бесперспективность давления на российскую сторону посредством массовых «браконьерских набегов» и желая хоть как-то, пусть косвенно подтвердить свои права на южные Курилы японская сторона и инициировала разработку соответствующего соглашения.

Это стало возможным ещё и  при активном лоббировании рядом «отечественных» президентских,  мидовских специалистов, курировавших в то время российско-японские отношения, некоторых учёных-востоковедов поддержавших японскую инициативу,  и пойти на разработку и подписание Соглашения 1998 года.

Соглашение преследовало исключительно политические цели Президента Ельцина и его команды по созданию якобы российско-японского «климата доверия» в целях получения кредитов и инвестиций. В последующим, эти надуманные политические цели, на поверку оказались миражами.

Между тем Сахалинская Областная Дума, дальневосточные рыбохозяйственные круги, включая тех, кто осуществляет рыболовство в районе южных Курильских островов, а так же специалисты рыбной отрасли, курирующие международные связи в области рыболовства, были против заключения подобного соглашения, как одностороннего и несбалансированного по своим задачам.

Само Соглашение 1998 года содержит преамбулу, 7 статьей, Приложения с координатами морского района в котором должны вести промысел морских живых ресурсов японские рыбаки и ежегодных Меморандумом о понимании.

Из ряда статье Соглашения 1998 года (1,2,3 и др.), а также Меморандума следует, что японские рыболовные суда осуществляют промысел морских живых ресурсов в территориальных российских водах южных Курильских островов по существу явочным порядком, да ещё и сами себя контролируют.

Карта — схема морского района

по межправительственному российско-японскому Соглашению от 21.02.1998 г.

Красная линия — линия Государственной границы РФ, синяя линия и цифры точки поворота — граница морского района внутри которого разрешено вести промысел японским рыбакам по Соглашению 1998 года, желтая линия – граница территориальных вод Российской Федерации.

В самом Соглашении даже не упоминается, что это территориальные воды Российской Федерации, в которых действуют соответствующие законодательные акты.

Объёмы вылова для японских рыболовных судов ежегодно определяются в ходе ежегодных российско-японских консультаций с соответствующей согласованной оплатой, которая поступает в федеральный бюджет и оформляется Меморандумом. Так в последние годы  квоты для японских судов устанавливалась в объёме  2,1 — 2,3 тыс  тонн различных объектов при фактическом вылове около 1,0 тыс тонн с оплатой в 21,3 мил японских иен. Эти объёмы вылова, не имеют ни какого экономического значения для рыболовства Японии, да и рыбаков Хоккайдо, поскольку в целом они составляют менее 0,01% от годового японского вылова, как и величина оплаты для российских властей.

Ссылки японцев, да и ряда наши обозревателей, что этот промысел имеет «большое значение» для мелких рыбацких кооперативов города Немуро и они без него якобы лишатся средств к существованию так же не соответствует действительности.

Напомню, что в советский период с 1948 года по 1991 года японский промысел в российских территориальных водах южных Курил не осуществлялся, за исключением морской капусты у острова Сигнальный, и никогда об этом японцы даже  не ставили вопрос перед Советским Союзом. Да и в новой капиталистической России с 1992 года по 1997 год сохранялся аналогичный подход.

Японский промысел в территориальных водах российских южных Курильских островов осуществляется на значительной морской площади, что лишает отечественных курильских рыбаков  вести здесь прибрежное рыболовство с поставкой выловленной рыбы и морепродуктов на переработку  береговыми  перерабатывающими фабриками.

Сам факт промысла японцами в российских территориальных водах южных Курильских островов является определённым косвенным правовым подтверждением их притязаний на эти острова.

Более того Соглашение 1998 года несбалансированное поскольку Япония не предоставляет России право осуществлять промысле в её территориальных водах.

Обращает на себя внимание и такой факт как несбалансированность подписания ежегодных Меморандумов, которые с российской стороны осуществляются федеральными государственными органами – Росрыболовством и ПС ФСБ, а с японской стороны общественной неправительственной Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников.

Соглашение 1998 года, поскольку касается территориального моря России, где действуют ряд законов и подзаконных актов, должно было проходить процедуру ратификации. Однако ельцинская администрация при попустительстве Правового Управления администрации президента и МИД России, в обход этого, ввела его в действие в упрощенном порядке —  посредством одобрения Правительством Российской Федерации.

Особо следует напомнить, что территориальные воды южных Курил это и вопросы безопасности государства. Присутствие здесь иностранных, пусть даже и рыбаков, это по существу «глаза и уши» японского Военно-морского флота недружественного нам государства. Таковым в настоящее время и является Япония.

Исходя из вышеизложенного, представляется целесообразным российским властям воспользоваться положением пункта 2 статьи 7 Соглашения 1998 года. Это положение предусматривает, что  «…действие настоящего Соглашения автоматически продлевается на очередные годичные периоды, если одна Сторона не менее чем за шесть месяцев до дня истечения соответствующего периода действия не направляет другой Стороне письменного уведомления о своем намерении прекратить его действие».

Вот и надо МИД России не заявления и ноты увещеваний направлять Японии и торжественно информировать общественность о соблюдении государственных интересов, а внести в Правительство Российской Федерации согласованное с соответствующими ведомствами и прежде всего с Минобороны и ФСБ предложение о прекращении действия Соглашения 1998 года с 1 января 2024 года. Наступила пора переходить от слов к конкретным действиям.

Такой подход, уверен, найдёт поддержку у депутатов, сенаторов Федерального Собрания.

Кроме того  будет отвечать интересам развития отечественного рыболовства в территориальных водах южных Курильских островов, а также лишит Японию косвенный аргумент по их притязанию на эти острова.

           05.02.2023 г.                            

В. Зиланов, профессор, член Научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, заслуженный работник рыбного хозяйства России.