В этом году исполняется 25 лет одной очень важной (и до сих пор актуальной) американской киноленте, которая хотя в России малоизвестна, но тем не менее оказала (и продолжает оказывать) огромное влияние на многие сферы нашей жизни. В 1997 году в прокат вышел сатирическо-комедийный фильм «Хвост виляет собакой» (Wag the dog), получивший в нашей стране название «Плутовство». В чём же важность этого фильма? Почему спустя четверть века его называют пророческим?
Для начала надо разобраться в названии. Американское выражение «хвост виляет собакой» (то есть хвост управляет собакой) применяется в политике, когда чем-то незначительным отвлекается внимание от опасной темы или проблемы.
Итак, вкратце сюжет «Плутовства» таков. За две недели до выборов президент США попадает в неприятный сексуальный скандал. Чтобы спасти его репутацию и отвлечь внимание общественности, предвыборный штаб в Белом доме нанимает политтехнолога и голливудского продюсера, которые устраивают абсолютно циничную акцию: на ТВ-каналах они инсценируют несуществующую войну с Албанией, которая якобы имеет мощное оружие массового уничтожения.
Общество шокировано и совершенно не догадывается о масштабах дезинформации, которая заполонила все СМИ. Затем политтехнологи выдумывают национального героя, оказавшегося в албанском плену, и даже устраивают ему пышные похороны. При этом весь этот лживый (фейковый) бред подтверждался якобы реальными фото- и видеоматериалами, которые на самом деле являлись фальшивками, смонтированными профессиональными видеоинженерами под руководством политтехнологов и пиарщиков из администрации президента США. Хвост начинает вилять собакой.
Таким образом, этот фильм о том, как с помощью электронных СМИ подменяется реальность и формируется ложное восприятие действительности у широкой общественности. Основной посыл этого пророческого кино был в том, что сегодня созданные и распространённые специалистами фейки (ложь, дезинформация) стали важнее реальности. Информационные войны перешли на новый уровень.
Современные электронные технологии помогают внушать гражданам, что чёрное — это белое, ложь — это правда и наоборот. С развитием интернета и соцсетей идеи, заложенные в этой кинокартине, стали только актуальнее. Поэтому за четверть века фильм «Хвост виляет собакой» («Плутовство») превратился в хрестоматийный для всех пиарщиков и политтехнологов, обучение которых начинается теперь с показа этих профессиональных азов.
Более того, циничные постулаты из «Плутовства» были наглядно продемонстрированы и показали свою эффективность во время различных настоящих войн и конфликтов. Например, все прекрасно помнят, как в 2002—2003 годах США ложно обвиняли власти Ирака в якобы разработках химического и ядерного оружия. Всем запомнились кадры выступления в СБ ООН госсекретаря США Колина Пауэлла, который перед собравшимися тряс какой-то пробиркой с непонятным белым порошком, утверждая, что это и есть то самое химоружие Саддама Хусейна. Позже сам Пауэлл признался, что это была дезинформация.
Тем не менее подобные фейки стали поводом для США и Великобритании, чтобы начать настоящую войну против Ирака, в ходе которой был убит не только лидер суверенного государства, но и многие тысячи жителей этой арабской страны. Целое государство было уничтожено при помощи фейков!
Наша страна впервые столкнулась с масштабной информационной войной нового типа во время пятидневного грузино-осетинского военного конфликта в августе 2008 года. Тогда всего 11 западных политтехнологов с помощью многочисленных фейков в интернете и СМИ настолько перевернули информационное пространство, что западные обыватели и многие политики более года верили в то, что войну начала РФ, а Саакашвили — бедная и несчастная жертва-овечка, хотя всё было наоборот.
Локальный грузино-южно-осетинский военный конфликт со всей очевидностью показал, что в истории человечества наступила новая эра — эра интернетных информационных войн. Причём собственно война с её разрушениями, человеческими смертями, горем и слезами отходит теперь, как ни цинично это звучит, на второй план, и становится своего рода фоном, на котором политтехнологи рисуют собственные картины псевдореальности. Затем именно эта сконструированная псевдореальность внедряется в массовое сознание и выдаётся за истину. Компьютерная «виртуальная реальность» стала важнее настоящего!
Отечественные аналитики уже тогда говорили, что Россия хотя и выиграла реальную войну, но всё равно проиграла. Ведь в результате на нашу страну были наложены экономические санкции. Фейки (ложь и дезинформация) оказались важнее действительности. На Западе потом, конечно, «разобрались», что к чему и кто начал, но это было потом, когда Россия уже понесла репутационные и экономические потери из-за санкций, которые так никто и не отменил.
Все эти годы жила надежда, что российское руководство (гражданское и военное) извлечёт уроки из событий 2008 года и создаст какие-то механизмы, противостоящие лжереальности и фейкам, которые меняют мозги людям. Но, увы, судя по всему, ничего этого создано не было.
Поэтому сегодня мы наблюдаем то, что наблюдаем: многочисленные профессиональные фейки настроили против России практически всё западное сообщество. Уровень лжи и откровенной дезинформации, которая публикуется и транслируется в мировых масс-медиа о российской специальной военной операции на Украине, превысил все разумные и допустимые пределы.
Понятно, что манипулирование общественным сознанием началось не сегодня, а ещё с середины XX века, когда появились многочисленные средства массовой информации и коммуникации. И с тех далёких времён любая война сопровождается неким «дезинформационным прикрытием».
Вообще же в создании фейков, имеющих серьёзные последствия, наиболее преуспели нацисты в Германии в 30—40-е годы прошлого века. В качестве примера можно привести жуткую немецкую операцию «Консервы», которая в 1939 году стала формальным поводом для нападения гитлеровской Германии на Польшу.
Напомним, что тогда сотрудники СС организовали самый настоящий адский спектакль: заранее убитые инъекциями заключённые концлагерей были переодеты в польскую военную форму и привезены на радиостанцию в приграничный немецкий город Глейвиц. Переодетые трупы использовались как доказательство того, что Польша ввела свои войска на территорию Германии. И именно с этой лживой инсценировки началась Вторая мировая война.
В связи с этим очень настораживает, что подобные эсэсовские формы и методы создания жутких фейков сегодня используются натовскими и украинскими политтехнологами, чтобы потом транслировать этот бред в западных СМИ. В частности, фейк про «резню в Буче» по сути мало чем отличается от уже упомянутой операции «Консервы», организованной маньяками из СС.
И последнее. Ещё в 2014 году генерал-полковник Николай Бордюжа, будучи генсеком ОДКБ, заявлял, что на Украине работают эксперты НАТО по информационным войнам. Также он анонсировал проведение операции ПРОКСИ (противодействие криминалу в информационной среде) и создание Центра по киберинцидентам для «противодействия информационным атакам и попыткам использования информационного пространства с целью преступных действий, связанных с дестабилизацией обстановки».
Хочется надеяться, что сегодня всё это работает и ныне успешно противостоит мощной информационной войне, развязанной против нашей страны коллективным Западом.
Впрочем, как утверждал кто-то из классиков: «Самое обидное, что в информационной войне всегда проигрывает тот, кто говорит правду. Он ограничен правдой, а лжец может нести что угодно».