Владимир Ильич Ленин, без сомнения, стал главным историческим персонажем ХХ века. Хотя в это время проявили себя многие выдающиеся личности – такие, как И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль, А. Эйнштейн, С.П. Королёв, М.А. Шолохов, Дж. М. Кейнс, И. Репин, М. Шостакович, Дэн Сяопин, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг, М. Тэтчер, Генри Форд, Чарли Чаплин, М. Горький и многие другие, именно деятельность Ульянова- Ленина наложила наибольший отпечаток на ход событий.
Владимир Ильич Ленин – вождь первой победившей социалистической революции в мире. Он в концентрированном виде воплотил собой образ человека новой эпохи в истории человечества – эпохи справедливости и свободного труда, дружбы и братства людей всех национальностей, эпохи без войн и угнетения. Слова поэта о «самом человечном человеке» образно отражают данный факт. В личности Ленина мы находим сочетание, казалось бы, несоединимых противоположностей. Он был удивительно скромный человек и одновременно, как великий революционер, ставил амбициозные политические цели и задачи. Внешне самый обыкновенный, Ленин, по воспоминаниям современников, мог легко затеряться в любой народной толпе, и одновременно как выдающаяся личность потрясал цепким, глубоким взглядом, простотой и принципиальностью постановки любого обсуждаемого вопроса.
Ленин был уникален и как политический организатор, и как ученый-теоретик. Точка зрения о том, что Ленин в отличие от Маркса больше практический революционер, чем учёный, глубоко ошибочна. В.И. Ленин стал основоположником второго исторического этапа в развитии марксизма, получившего название «ленинизм». Историческое складывание нового этапа марксизма прошло в жёстких дискуссиях с Плехановым, меньшевиками и в целом с лидерами II Интернационала. Последние отталкивались от представлений ХIХ века среди марксистов о том, что социалистическая революция должна произойти в первую очередь в развитых буржуазных государствах, таких, как Англия. Однако ход событий в мире и в России подтолкнул молодого марксиста Ульянова к ощущению, что Россия быстро превращается в центр мирового революционного процесса. Как известно, сам Маркс, к концу своей жизни ощущая то же самое, стал изучать русский язык, чтобы читать Н.Г. Чернышевского и других русских революционеров-демократов.
Ещё не будучи вполне теоретически вооруженным, Ленин бросается в революцию 1905 г., убеждая большевистское крыло партии в том, что пролетариат вместе со своей партией может и должен возглавить буржуазно-демократическую революцию, чтобы ускорить политическое развитие страны. Меньшевики же и Плеханов, упрекая Ленина в бланкизме и левацких взглядах, апеллировали к марксизму ХIХ в.: пусть, мол, сначала капитализм разовьётся в России, а затем уж пролетариат возьмется за свое дело.
Однако революция 1905 года потерпела поражение. Надо было зализывать раны и готовиться к новым сражениям. Упадок революционных настроений вызвал рост идеалистических и религиозных воззрений в обществе и в партии. В.И. Ленин берётся за философское обоснование большевистского движения к социалистической революции. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин поднял на новую высоту учение диалектического материализма. Ленин дал классическое определение материи. Это определение вошло впоследствии во все советские учебники философии. И даже сегодня, во время разгула идеалистических подходов, в курсе философии в разделе «онтология» преподаватели отталкиваются, так или иначе, от ленинского определения материи. Материя, писал Ленин, это философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается в человеческом сознании. Попытки махистов найти некие нейтральные элементы, объединяющие материю и сознание, Ленин высмеивал как игру в слова и отход от науки. Тем самым, Ленин, которого меньшевики упрекали в волюнтаризме и бланкизме, как никто понимал, что следует чётко различать объективную и субъективную реальность. Когда А.А.Богданов в одной из своих статей заявил о недостаточности старой материалистической формулы Маркса и предложил формулу о тождестве общественного бытия и общественного сознания, Владимир Ильич жёстко критиковал такой подход за откат к идеализму.
Философское обоснование нового этапа в марксизме было углублено в «Философских тетрадях». Ленин подчеркивает, что Маркс не оставил после себя логики в чистом виде, но зато оставил грандиозный в диалектическом отношении «Капитал», логику которого следует вычленить. Осмысление логики исторического развития на новом этапе развития привело Ленина к знаменитому выводу о том, что есть буква марксизма, а есть дух марксизма, требующий саморазвития теории. Этого не понимали меньшевики и Плеханов.
Выведя диалектико-материалистический метод на новый уровень, В.И. Ленин приступил к созданию учения об империализме. Очевидный для современных марксистов вопрос об империализме как новой исторической стадии капитализма, он был остро дискуссионным на рубеже веков. Лидер II Интернационала К. Каутский рассматривал империализм как определённую политику финансового капитала, заключающуюся в подчинении развитыми промышленными государствами аграрных, отстающих государств. Непонимание Каутским исторической специфики империализма как особой стадии зрелого капитализма вело к непониманию политических последствий империализма. Ленин, рассматривая мировую войну как закономерный результат империализма, призывал к поражению своих буржуазных правительств и превращению мировой войны во внутреннюю революцию. Схватка капиталистических гигантов в мировой войне объективно создавала ситуацию слабого звена в цепи империализма. Таким звеном на глазах становилась Россия. Создавалась и возможность, и необходимость социалистической революции.
Таким образом, революционная позиция Ленина, всё время углубляющийся курс на социалистическую революцию исходили из новых марксистских открытий, сделанных Владимиром Ильичом в философии, политэкономии и политической науке.
Накануне социалистической революции Ленин в работе «Государство и революция» (август-сентябрь 1917 г.), продолжая полемику с К. Каутским, углубляет выводы Маркса и Энгельса о диктатуре пролетариата. Ленин вслед за Марксом и Энгельсом высмеивает лозунг немецких социал-демократов 70-х гг. ХIХ века о «свободном и народном государстве». К сожалению, идеологи раннего социализма в СССР совершили тот же грех, заговорив в брежневские времена об «общенародном социалистическом государстве», что привело к игнорированию имевшихся противоречий и создало предпосылки для буржуазной реставрации.
И ещё одна важнейшая тема для теории и практики ленинизма – национальный вопрос. При образовании СССР Ленин отстаивал федеративный принцип, защищая при этом право народов на самоопределение вплоть до отделения от федерации. Ленин, как никто другой в ХХ веке, чувствовал свою связь с многонациональным народом России. Будучи по культуре великороссом, по убеждениям он был марксистом-интернационалистом. Бытует мнение, что если бы страна пошла по пути включения в состав России всех других наций и народностей на правах автономии, Союз не распался бы.
На самом деле, думается, распад был бы еще жёстче, с обвинениями в великорусском шовинизме. Национальные отношения по своей сути являются материальными отношениями народа, живущего на определенной территории, и только потом это некая духовная общность. Как таковые национальные отношения зависят от классовых отношений. Поэтому отход от социализма, реставрация частнособственнических отношений неизбежно повлекли за собой распад советской интернациональной общности людей. И если мы хотим вернуть дружбу народов как государственный принцип развития, мы должны вернуть приоритет общегосударственных, народных интересов. Тогда задача воссоздания новой федерации братских народов будет не только возможной, но и необходимой.
Новый исторический этап в развитии капитализма, приведший к социалистической революции, потребовал от В.И.Ленина развития марксизма по всем ключевым вопросам. Ленинизм, как правильно подчеркивал И.В.Сталин, – это марксизм эпохи империализма. После Октябрьской революции пролетарское учение по праву стало называться марксизм-ленинизм. На основе ленинских идей трудящиеся России победили в Октябре 1917 года, под руководством Ленина в нашей стране началось созидание великой социалистической цивилизации, удивившей мир своими достижениями в производстве, науке, искусстве, спорте, заботе о каждом человеке. В наши дни продолжателем этих достижений является народный Китай, ставший лидером мира благодаря творческому применению марксистско-ленинского учения в условиях современного глобального общества.
Сегодня, когда наша страна в результате капиталистической реставрации отброшена на десятилетия в своём развитии, и миллионы людей вынуждены бороться за выживание, когда капитализм не может решить ни одну из острейших проблем, стоящих перед человечеством, ещё шире и глубже раскрывается величие образа В.И. Ленина, подтверждаются богатство содержания и безграничная ценность его учения. Учение Ленина, творчески применяемое, дает научные ответы на коренные вопросы, которые стоят сегодня перед нашей страной; перед мировым развитием в целом. Многомиллионные массы трудящихся, как в нашей, так и в других странах, будут сплачивать свои ряды под знаменем ленинских идей, под знаменем социализма.
С.И. Рудаков,
первый секретарь Воронежского обкома КПРФ,
заместитель председателя областной Думы,
доктор философских наук, профессор.