В.А. Попович: «Победа куется в тылу»

         30 сентября т.г. исполняется 81 год начала наступление фашистов на Москву. Эта грандиозная по масштабам и длительная по времени битва проходила с 30 сентября 1941г. по 20 апреля 1942г. и закончилась полным разгромом немцев и их сателлитов. В этом сражении важную роль сыграл хорошо организованный тыл Красной Армии. Об этом пишут и говорят мало,  но без хорошо, чётко организованного тыла добиться победы в войне невозможно.   В  процессе разработки вопросов  тылового обеспечения Красной Армии и Флота учитывали  опыт боевых действий в районе  Хасана, Халхин-Гола, войны в Испании, Финской компании и Западной Европе. Был  разработан и в 1941 г. издан новый проект Устава тыла РККА  — «Войсковой и армейский тыл». Вышли в свет и другие важные наставления и инструкции по работе тыла, в частности «Наставление по военным дорогам», «Наставление по работе грунтового участка военной дороги»  и другие.   Накануне  войны непосредственное руководство тылом центра, военных округов, армий, соединений и частей осуществляли общевойсковые штабы. Такой порядок основывался на предположении, что в маневренной войне только общевойсковые штабы будут постоянно осведомлены об оперативной и тыловой обстановке и наиболее правильно смогут организовать работу тыла при подготовке и в ходе операций. На начальников штабов возлагалась персональная ответственность за организацию и работу тыла по всестороннему обеспечению войск при ведении боевых действий. В составе Генерального штаба имелось Управление устройства тыла и снабжения, в штабах военных округов, армий и корпусов — отделы тыла, в штабах дивизий — отделения тыла, в полку — помощник начальника штаба по тылу.  Решение ГКО от 28 июля 1941г. создано Главное управления Тыла  и введена должность начальника тыла Красной армии, на которую   назначили генерал – лейтенанта А.В. Хрулева. Во фронтах и армиях образованы управления тыла, а также ведены новые штатные формирования.  Так, были введены должности командующего: ВВС, бронетанковыми и механизированными войсками, артиллерией, гвардейскими минометными частями, ПВО, начальника инженерных войск.

         Вопросами планирования, организации и осуществления железнодорожных и водных перевозок, восстановления и заграждения железнодорожных коммуникаций ведало Управление военных сообщений Красной армии, которое подчинили начальнику Генерального штаба. В штабах военных округов (фронтов) и армий имелись отделы военных сообщений, подчиненные непосредственно начальнику штаба. Руководство военно-автомобильными (шоссейными и грунтовыми) дорогами, организация и осуществление подвоза материальных средств войскам автомобильным и гужевым транспортом сосредоточены в отделах тыла, в составе которых накануне войны созданы отделения автомобильно-дорожной службы. За снабжение войск материальными средствами, техническое, медицинское и ветеринарное обеспечение отвечали соответствующие начальники родов войск и служб, подчиненные непосредственно командующему (командиру). Заместитель (помощник) начальника штаба по тылу должен был направлять работу начальников родов войск и служб на обеспечение и обслуживания войск. Снабжение армии и флота  материальными средствами в мирное время осуществлялось по схеме: центр — округ — дивизия — часть. Наличие в схеме снабжения дивизионного звена позволяло в случае войны быстро перейти на схему снабжения центр — фронт — армия — дивизия — часть. В центре, в военных округах (фронтах и армиях) имелись службы снабжения и обеспечения: артиллерийского, инженерного, интендантского (продовольственно — фуражного, вещевого и обозно-хозяйственного), автобронетанкового; снабжения имуществом противохимической защиты, средствами связи, горюче-смазочными материалами; санитарная, ветеринарная и финансовая службы. Фронтовой и армейский тыл предполагалось развернуть на базе окружных стационарных тыловых частей и учреждений. Общее количество тыловых частей и учреждений фронта зависело от его задачи и численного состава и могло достигать 400–500.

       Для дислокации тыловых частей и учреждений,  использования местной материально-технической базы фронту определялся тыловой район, глубина которого могла достигать 500 км. В пределах фронтового тылового района должно было проходить два-три железнодорожных направления, на которых назначались две-три распорядительные станции (PC).  Командование считало,  что фронтовой тыл будет стационарным, поэтому на его складах намечалось содержать крупные запасы материальных средств: 3-10 боекомплектов боеприпасов, до 10 заправок горючего, 30 сутодач продовольствия и фуража. Фронтовые склады следовало развертывать вблизи железнодорожных станций с таким расчетом, чтобы при подвозе материальных средств из внутренних военных округов к ним и из них в армии исключались перекрещивания маршрутов. Все тыловые части, учреждения и запасы материальных средств требовалось размещать рассредоточено, чтобы уменьшить потери от ударов авиации противника. Тыл армии  как и фронтовой, был также многочисленным. Общее количество армейских тыловых частей и учреждений достигало 90-100 единиц, а личного состава в них — до 10–15 тыс. человек. Все эти части и учреждения предполагалось развернуть на территории армейского тылового района глубиной от 75 до 175 км. На армейских складах содержалось 1–2 боекомплекта боеприпасов, 3 заправки горючего и 5–8 сутодач продовольствия и фуража.

       Каждой армии выделялся самостоятельный железнодорожный (водный) участок, на котором назначались: распорядительная станция (пристань), основная армейская станция (пристань), станции (пристани) снабжения по числу стрелковых и механизированных корпусов, станция для снабжения авиасоединений, а на восстанавливаемом участке — головная станция (ГС).

     Железнодорожные участки армий, как правило, дублировались и усиливались армейскими автомобильными дорогами. Армейская автомобильная дорога связывала все станции снабжения на железнодорожном участке армии. Она обслуживалась дорожно-эксплуатационным полком армии, командир которого являлся и начальником дороги. При отрыве войск от станций снабжения на расстояние, превышающее нормальную глубину войскового тылового района (свыше 75 км), за каждым корпусом развёртывался грунтовый участок дороги. Стрелковые корпуса не имели снабженческих функций и своих штатных тыловых учреждений и частей, за исключением ветеринарного лазарета. Подвоз материальных средств в войсковом тылу осуществлялся по принципу «на себя», то есть полк своим транспортом подвозил запасы материальных средств из дивизии (дивизионного обменного пункта), а дивизия — со станций снабжения (армейских складов). Если в ходе наступления войска отрывались от этих станций на 75-100 км, дивизионный транспорт подвоза материальных средств в меру необходимости усиливался армейским автомобильным транспортом, передаваемым в распоряжение начальника грунтового участка. При удалении войск от станции снабжения более чем на 100 км на грунтовом участке у тыловой границы войскового тылового района предполагалось развернуть передовой армейский склад с отдельными перегрузочными площадками по видам снабженческих грузов. Для подвоза материальных средств от станции снабжения до передового армейского склада в распоряжение начальника грунтового участка дополнительно выделялся автомобильный транспорт.

      В 1941г. Наркомат обороны СССР и Наркомат автомобильного транспорта РСФСР сформировали 48 подвижных ремонтных баз для производства среднего ремонта автобронетанковой техники непосредственно на фронтах. Наряду с этим было дополнительно привлечено для капитального ремонта автомобилей 5 заводов промышленности. Снабжение авиационных соединений и частей общевойсковыми видами материальных средств, медицинское, дорожное и некоторые другие виды тылового обеспечения осуществлялись силами и средствами тыла военных округов и фронтов.  Для обслуживания авиационных полков в базах создавались батальоны аэродромного обслуживания, из расчета один батальон на полк. Войска ПВО страны до войны, но существу, не имели своего тыла. Их авиацию обслуживал тыл ВВС, а по общевойсковым видам снабжения и обеспечения их потребности удовлетворялись через тыл военных округов, на территории которых они дислоцировались. Таким образом, тыл оперативных объединений Сухопутных войск рассматривался как основа тылового обеспечения всех видов Вооруженных Сил на театрах военных действий.

      В соответствии с принятым порядком развертывания тыла и организации тылового обеспечения войск с началом военных действий в предвоенные годы большое внимание уделялось подготовке театров военных действий в военно-тыловом отношении. Она проводилась с таким расчетом, чтобы в начале войны каждый фронт получил готовую базу для тылового обеспечения войск — железнодорожные, водные, автомобильные и воздушные пути, склады с запасами материальных средств, продовольственные предприятия, ремонтные мастерские, медицинские и ветеринарные учреждения. Наряду с мероприятиями по созданию и развитию единой взаимоувязанной сети транспортных коммуникаций широким фронтом велись работы по строительству и реконструкции аэродромов, баз, складов, созданию и размещению запасов материальных средств.  Определяя размеры мобилизационных и неприкосновенных запасов, Генеральный штаб исходил из необходимости обеспечения Вооруженных Сил материальными средствами в период перевода народного хозяйства на рельсы военного производства. В основу расчетов ложилась предполагаемая численность войск на данном ТВД, их задачи, а также принятые в то время нормы расхода материальных средств в операциях. По расчётам, на наступательную операцию фронту планировалось иметь 2,5–3 боекомплекта боеприпасов, 5-6 заправок автомобильного бензина, 3–4 заправки авиационного горючего. На 1 июня 1941 г. складов значительная часть находилась в западных военных округах.  В общем комплексе мероприятий по укреплению и развитию Красной Армии в предвоенный период важное место занимала подготовка специальных войск (железнодорожных, автомобильных, дорожных).

      Железнодорожные войска обоих наркоматов насчитывали 13 бригад (97,1 тыс. чел.). С началом войны для восстановления девятнадцати западных железнодорожных направлений (по расчётам Управления военных сообщений Красной армии), требовалось по меньшей мере 257 тыс. человек — на 87 тыс. больше установленной численности железнодорожных войск в военное время. Для покрытия этой потребности предусматривалось организовать в системе трудовых резервов подготовку специализированных отрядов призывников численностью около 100 тыс. чел. К началу войны десять железнодорожных бригад находилось на строительстве железных дорог в западных приграничных военных округах (3 — в Западном, 4 — в Киевском, 3 — в Одесском военном округе ), 3 — на Дальнем Востоке. Началась переработка устаревших положений и наставлений по восстановлению и заграждению железных дорог в военное время. Были пересмотрены штаты и табели железнодорожных частей, подчиненных НКО. С февраля 1941 г. началась коренная реорганизация железнодорожных войск.

         Активно  развивались автомобильные войска. Только за четыре предвоенных года количество автомобилей в красной армии увеличилось в 7 раз и на 20 июня 1941 г. составляло 273 тыс., в том числе 257,8 тыс. грузовых72. Это обеспечивало штатную потребность военного времени на 41,2 процента73. Такая укомплектованность армии автомобильным транспортом в мирное время с учетом сравнительно ограниченного количества автомобилей в стране была достаточно высокой.      Основное количество автомобилей, поступавших в армию, шло на укомплектование соединений и частей. Во всех дивизиях были созданы автомобильные батальоны или роты подвоза. По состоянию на 22 июня 1941 г. в непосредственном подчинении оперативных объединений и центра насчитывалось 19 автомобильных полков, 37 отдельных автомобильных батальонов, отдельная автомобильная рота и 65 автомобильных депо (27,3 тыс. автомобилей, то есть 10 процентов состава автопарка Красной армии). В западных приграничных военных округах находилось 9 автомобильных полков, 6 отдельных батальонов и 8 депо, во внутренних и южных округах — 4 автомобильных полка, 10 отдельных батальонов и 57 депо, в Забайкальском и Дальневосточном военных округах — 6 автомобильных полков и 21 отдельный батальон.

       Кроме  формирования дорожно-строительных частей перед Гушосдором НКВД в мобилизационный период стояла задача постройки наплавных мостов через Неман (двух), Западную Двину (двух), Днепр (четырех) и т.д. Для этого в приграничных военных округах создавались запасы необходимых материалов и оборудования. Специальных частей военно-транспортной авиации в предвоенные годы создано еще не было. Задача обеспечения Красной армии воздушным транспортом в военное время возлагалась на Главное управление Гражданского воздушного флота (ГВФ) под оперативным руководством Наркомата обороны. Планировалось формирование в мобилизационный период из состава территориальных республиканских управлений ГВФ особых фронтовых авиационных групп и отрядов транспортной авиации. Эти группы передавались в оперативное подчинение командования Воздушных Сил фронтов и флотов. Оно устанавливало их дислокацию и порядок использования. За Главным управлением ГВФ сохранялось административное, хозяйственное и финансовое руководство и техническое обеспечение.

       Несмотря на значительный уровень моторизации армии, большой удельный вес в подвозе материальных средств войскам к началу войны по-прежнему занимал гужевой транспорт, особенно в войсковом тылу. В подразделениях и частях стрелковых войск, артиллерии и коннице не только сохранялся, но и усиливался конный обоз. Полная его замена автомобильным транспортом планировалась на 1941 год. В составе стрелковой дивизии на военное время по штатам 1941 года насчитывалось 3039 лошадей. Грузоподъемность обоза достигала 352 т. Широко использовался гужевой транспорт и для укомплектования армейских тыловых частей и учреждений, формируемых в мобилизационный период.  На  военное время войскам требовалось почти в 2,5 раза больше конского состава, чем его имелось в наличии. Для обеспечения этой потребности в каждом колхозе, совхозе и других государственных и кооперативных организациях заблаговременно готовились в фонд обороны 5 процентов лошадей, 10 процентов повозок с упряжью от общего наличия в совхозах и других государственных предприятиях и одна повозка с упряжью от каждых 50 колхозных дворов. Служба артиллерийского снабжения, ведавшая вопросами обеспечения войск вооружением и боеприпасами, в предвоенные годы находилась в подчинении Главного артиллерийского управления (ГАУ) Красной армии. На нее возлагалось планирование, накопление необходимых запасов вооружения и боеприпасов, их распределение и доставка войскам, организация эксплуатации, обслуживания и ремонта вооружения. 

       Кроме  мобилизационных запасов служба располагала неприкосновенными запасами, содержащимися в войсках. По директиве Генерального штаба, изданной в августе 1940 г., к 1 октября 1940 г. их размеры в войсках западных приграничных военных округов необходимо было довести в стрелковых дивизиях до 1,25 боекомплекта, в кавалерийских, танковых и моторизованных дивизиях (бригадах) — до 3 боекомплектов танковых боеприпасов и до 1,5 боекомплекта по остальным боеприпасам, в артиллерийских полках стрелковых корпусов и резерва Верховного Главнокомандования — до 1,5 боекомплекта. Служба снабжения горючим была одной из самых молодых служб Тыла Красной армии. До 1936 г. обеспечение войск горючим осуществлялось через инженерную службу.

        Кроме мобилизационных запасов создавались неприкосновенные запасы горючего в войсках. Нормы их содержания определялись приказом НКО СССР в январе 1941 г.: 2 заправки для механизированных, танковых и стрелковых дивизий, 4–6 заправок для частей ВВС (в зависимости от рода авиации) и 1 заправка для автотранспортных частей. Помимо мобилизационных и неприкосновенных запасов горючего создавались и государственные резервы горючего в системе Управления государственных резервов. К 1 июня 1941 г. на нефтебазах областных и республиканских контор Главнефтесбыта хранилось горючее государственных резервов, в том числе авиационный бензин, автотракторное горючее и смазочные материалы. На нефтебазах Гражданского воздушного флота, Наркомата совхозов и Наркомата земледелия содержались десятки тысяч тонн различных видов горючего.   Уже к 22 июня 1941 г. общие запасы продовольствия и фуража были созданы почти полностью в размерах, предусмотренных мобилизационным планом и обеспечивающих четырех месячную потребность армии. Переходящие запасы продовольствия в мобилизационную обеспеченность военных округов не засчитывались. Они составляли дополнительный резерв армии. Относительно высокие переходящие запасы продовольствия и фуража позволяли войскам с началом военных действий производить маневрирование продфуражными ресурсами без получения их мобилизационных фондов в течение 20–30 суток.

      В начальный период войны приняты важнейшие решения по экономическим вопросам. Так, 23 июня 1941г. был введен в действие мобилизационный план по производству боеприпасов и патронов. 24-25 июня Политбюро рассмотрело возможность увеличения выпуска танков и самолетов. 30 июня руководство страны общий мобилизационный план на 3 квартал 1941г.  который определил основные направления перестройки народного хозяйства на военный лад. Был разработан военно – хозяйственный план на IV квартал 1941г. и на 1942г. по районам Поволжья, Урала, Западной Сибири, Казахстана и Средней Азии, который одобрен 16 августа 1941г. ЦК ВКП(б) и Совнаркомом СССР.  Несмотря на резкое увеличение производства и поставок новой техники службе продовольственного снабжения, мобилизационная потребность удовлетворялась не полностью. Обеспеченность войск полевыми автохлебозаводами, кухнями-автоприцепами и термосами на мобилизационное развертывание была недостаточной.

      Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР в январе 1941 г. был установлен для всех родов войск и служб единый (защитный) цвет обмундирования на мирное и военное время. Особая форма для казачьих частей, а также открытый френч для начальствующего состава военно-воздушных сил и бронетанковых войск со снабжения снимались, окантовка предметов хлопчатобумажного обмундирования и пилоток отменялась. Большая часть запасов вещевого имущества находилась в приграничных округах.  По состоянию на 9 июня 1941 г. в Красной армии насчитывалось 149 постоянных госпиталей общей вместимостью 35 540 коек. На их базе  по мобилизационному плану в прифронтовой полосе и в глубине территории страны в течение первых 30 суток планировалось развернуть эвакуационные госпитали на 450 000 коек.  В Москве планировалось развернуть около 25 тыс. коек из 40 тыс. коек по всему Московскому военному округу, Ленинграде — 18 тыс. коек из 22 тыс. в Ленинградском военном округе, Харькове — 13,8 тыс. коек из 35,5 тыс. в Харьковском военном округе и т.д.

        К началу  войны укомплектованность медицинской службы по штатам мирного времени составляла: врачами — на 65 процентов, зубными врачами — также на 65, фельдшерами — на 63,7, фармацевтами — на 58,9 процента. Кроме того, в запасе находилось более 100 тыс. врачей (мужчин — 36,8 процента, женщин — 63,2), что в основном удовлетворяло мобилизационные потребности.       Важным вкладом в военно-медицинскую пауку явилась разработка В. Н. Шамовым, И. Р. Петровым и Н. Н. Еланским проблемы переливания крови, работы А. В. Вишневского и А. А. Вишневского в области хирургического обезболивания ран, выделение в самостоятельную специальность и развитие нейрохирургии (Н. Н. Бурденко, В. Н. Шамов) и другие.  В Красной Армии имелось Ветеринарное управление, а  в округах  ветеринарные отделы, в корпусах, дивизиях и полках — ветеринарные врачи. Эта структура имела  в своем составе Ветеринарный научно-исследовательский институт, центральную и окружные ветеринарные лаборатории, центральный и окружные  ветеринарные склады, гарнизонные ветеринарные лазареты, амбулатории и другие учреждения. Укомплектованность ветеринарными врачами и фельдшерами достигла 98 процентов. По состоянию на 22 июня 1941 г. в народном хозяйстве страны имелось 13 700 ветеринарных врачей и 16 700 фельдшеров, что полностью покрывало мобилизационные потребности армии и флота.

    В связи с  отступлением наших войск государство лишилось крупных запасов продовольствия на складах, оказавшихся в оккупированных районах. Из западных приграничных областей не удалось вывезти свыше 70 процентов мобилизационных запасов. Продовольственная проблема обострилась и в связи с мобилизацией из сельского хозяйства большей части работоспособного мужского населения и техники. Это привело к значительному уменьшению в стране валового сбора сельскохозяйственных культур. К примеру, в 1942 г. валовой сбор зерна сократился (по сравнению с 1940 г.) с 95,6 млн. до 29,6 млн. т, сахарной свёклы — с 18 млн. до 2,2 млн. т, картофеля — с 76,1 млн. до 23,6 млн. т.

        Свыше 50 процентов предприятий Наркомата пищепрома Советского Союза  оказались на оккупированной территории. Особенно пострадали сахарная, маслобойная, консервная и табачная отрасли промышленности. Из 210 сахарных заводов, имевшихся в стране, 196 были полностью или частично разрушены. Обеспечение продовольствием войск действующей армии с самого начала войны осуществлялось при повседневной помощи  Государственного Комитета Обороны (ГКО)  партийных и советских руководителей.  1 июля 1941 г. СНК СССР образовал Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной армии под председательством первого заместителя Председателя СНК СССР А. И. Микояна. Рабочим органом по контролю за снабжением фронтов продовольствием и фуражом была специальная группа в составе В. М. Коляскина, А. Л. Черняка, А. Н. Морозова и других.

         Продовольственное обеспечение войск в период стратегической обороны в основном базировалось на использовании разбронированных мобилизационных запасов на базах государственного резерва, Наркомзага и созданных к началу войны запасов на продовольственных складах приграничных военных округов. Использование этих запасов позволило обеспечивать действующую армию продовольствием на месте, без подвоза его из глубины страны. Непосредственно в войсках имелось 4–5 сутодач продовольствия. Централизованный подвоз его фронтам летом 1941 г. носил эпизодический характер.   Отход армии в глубь страны тяжело отразился на обеспечении войск техническими средствами службы продовольственного снабжения. Так, за два месяца войны боевые потери походных кухонь составили 7740 штук, печей ПАХ — 140, хлебопечей — 250, 12-литровых термосов — 3700 штук, что  хватило бы на укомплектование ста стрелковых дивизий. Трёхкотельные кухни стали выдаваться войскам из расчета на 300 человек вместо 180, что позволило сократить на 30–40 процентов количество походных кухонь в стрелковых и танковых дивизиях.

      Трудные условия снабжения войск продовольствием и фуражом сложились зимой 1941/1942 г., прежде всего в ходе битвы под Москвой. Ее начало по времени совпало с продолжавшимся перемещением производительных сил и мобилизационных запасов продовольствия из угрожаемых районов на восток. Многие фабрики и заводы пищевой промышленности находились на колёсах. Производственные мощности пищевой промышленности резко сократились, уменьшились запасы продовольствия и фуража на базах Управления государственных резервов и складах НКО, а также запасы сельскохозяйственного сырья на предприятиях пищевой промышленности.   В осенне-зимний период были трудности в обеспечении конского состава сеном. В составе  фронта действовали кавалерийские корпуса, которые часто совершали глубокие рейды по тылам противника в отрыве от баз снабжения.

    При  контрнаступлении под Москвой и общего наступления зимой 1942 г. продовольственной службе впервые пришлось столкнуться с организацией и проведением заготовок продовольствия и фуража из местных ресурсов в освобожденных от врага районах.       В осаждённом  Ленинграде осталось около трех миллионов граждан К 12 сентября 1941 г., то есть ко времени прекращения подвоза продовольствия с Большой земли, в Ленинграде имелось: хлебного зерна и муки — на 35 суток, крупы и макарон — на 30, мяса и мясопродуктов — на 33, жиров — на 45, сахара и кондитерских изделий — на 60 суток255. Требовалась строжайшая экономия продовольствия, использование различных примесей и пищевых заменителей. Нормы довольствуя для войск Ленинградского фронта снижались несколько раз. С 20 ноября 1941 г. по февраль 1942 г. суточный паек личного состава частей и соединений первой линии составлял 2593 калории, а в тыловых частях — 1605 калорий256. Войска первой линии получали в день 500 г хлеба и 125 г мяса, а тыловые части — соответственно 300 и 50 г. С 20 ноября 1941 г. рабочие получали 250 г суррогатного хлеба в сутки, а остальные — 125 г. В наше время обстановка далеко не радужная. С одной стороны тишь и благодать, а с другой цены на продукты питания растут не по дням, а по часам. Это вызывает тревогу среди населения. Ухудшается медицинское обеспечение, доступность лекарств, путёвок на лечение, ветераны льготники чувствуют это на себе. Даже в годы Великой Отечественной войны государство всячески поддерживало пенсионеров, ветеранов и инвалидов. А сейчас с 1 октября 2022г. лишили военных пенсионеров надбавок к пенсии, то есть обманули (какой уж раз), ибо обещали повысить выплаты с учётом инфляции. В тоже время господин В. Путин повысил зарплаты чиновникам – госслужащим.

          Решающее значение в улучшении снабжения войск и населения города имел подвоз продовольствия по открытой ледовой трассе через Ладожское озеро. С 29 ноября 1941 г. по 21 апреля 1942 г. по Дороге жизни было перевезено 162 419 т продовольствия — 75 процентов общего количества перевезённых по ней грузов. Подвоз продовольствия по ледовой трассе дал возможность создать к весне 1942 г. для войск и населения города  двухмесячные неприкосновенные запасы продовольствия и переходящие запасы в пределах 6–8 суток. В результате возросшего подвоза продовольствия в конце декабря 1941 г. увеличена норма выдачи хлеба, а затем мяса личному составу войск Ленинградского фронта. С 8 февраля 1942 г. горячую пищу в войсках стали готовить регулярно три раза в сутки. Сначала  1942 г. организовано Главное управление продовольственного снабжения Красной армии (ГУПС), непосредственно подчиненное заместителю Народного комиссара обороны СССР — начальнику Тыла Красной армии. Возглавлял  управление до конца войны генерал-лейтенант интендантской службы Д. В. Павлов.   Были проведены организационные мероприятия во фронтах, армиях и внутренних военных округах. Постановлением ГКО персонально утверждены начальники управлений продовольственного снабжения всех  фронтов.       В конце января 1942 г.  Д. В. Павлов доложил Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину о снабжении продовольствием населения Ленинграда и войск Ленинградского фронта, состоянии продовольственных ресурсов, снабжении войск продовольствием других фронтов.

         Важное значение имело решение Военного совета фронта об организации сушки сухарей на полевых хлебопекарнях с расчетом обеспечения 50 % потребности войск фронта, для чего использовались как военные, так и гражданские хлебопекарни и хлебозаводы в полосе действия войск фронта. Это значительно облегчило снабжение войск в ходе контрнаступления, когда подвоз свежего хлеба был  затруднен.  С учётом дорожания хлебобулочных изделий настало время и нам сушить сухари.   В ноябре 1943 г. в Главном управлении продовольственного снабжения  создан отдел заготовок, а во фронтах (армиях) образованы более мощные заготовительные отделы (отделения). В таком виде заготовительные органы  армии оставались до конца войны. Для проведения заготовок фуража из местных средств военные советы фронтов и армий выделяли в помощь своим заготовительным органам большое количество личного состава и транспорта. Так, 1-й Белорусский фронт для заготовки и вывоза зерна, картофеля, овощей и сена из урожая 1943 года выделил около 1,5 тыс. офицеров, 27 тыс. солдат и более 1,2 тыс. автомашин. К концу 1943 г. особое внимание отводилось  подсобному  хозяйству. Имелось свыше 5 тыс. таких хозяйств с общей посевной площадью около 298 тыс. гаектаров

       На плановое довольствие войск от подсобных хозяйств в 1943 г. поступило: 517,7 тыс. т. картофеля и овощей, более 2 тыс. т мяса, около 6 тыс. т рыбы, значительное количество молока, яиц и зелени. Успехи подсобных хозяйств в продовольственном снабжении войск были продемонстрированы на Всеармейской сельскохозяйственной выставке 1943 г. в Москве. Выставка способствовала распространению передового опыта подсобных хозяйств фронтов и военных округов, их укреплению и расширению, увеличению производства сельскохозяйственной продукции, идущей для снабжения войск. Начиная со второй половины 1943 г. шло быстрое восстановление сельского хозяйства на освобожденных территориях. Если в 1943 г. валовой сбор зерна составил 29,4 млн. т, то в результате прироста посевных площадей и повышения урожайности зерновых культур в 1944 г.  получено на 17,6 млн. т (на 1,1 млрд. пудов) хлеба больше, чем в 1943 г. Прекратилось также уменьшение поголовья скота. За 1943 и 1944 гг. поголовье крупного рогатого скота в стране выросло на 15,8 млн. голов, овец и коз — на 8,4 млн., свиней — на 2,8 млн. и лошадей — на 1,7 млн. голов.  В годы войны служба тыла успешно справилась с бесперебойным снабжением войск фронтов продовольствием и фуражом. Расход основных видов продовольствия и фуража на довольствие Красной армии за годы  войны составил около 40 млн. т. При этом  из местных ресурсов  заготовлено и обращено на довольствие войск свыше 20 млн. т продовольствия. Труженики тыла и продовольственного Управления внесли достойный вклад в нашу победу.

     Стремительное наступление фашистов, интенсивность ведения боевых действий, характер войны потребовал коренную перестройку порядка снабжения войск вещевым имуществом, реорганизации складского хозяйства и развертывания заготовки имущества в огромных количествах. В конце июня 1941 г. Управление вещевого снабжения Красной армии разработало и довело до войск Положение о вещевом снабжении в военное время и Наставление по учету и отчётности интендантского имущества в частях и учреждениях.    Учитывая увеличившиеся объемы и изменением характера работы вещевых складов в июле 1941 г. произошла реорганизация складского хозяйства обозно-вещевой службы. Было сформировано несколько складов и десятки обособленных отделов хранения вещевого имущества, складам повысили разряды, часть окружных складов перешло в непосредственное подчинение Управления вещевого снабжения.  Для производства погрузочно-разгрузочных работ и сопровождения грузов при складах создавались специальные команды.

    Во второй половине 1941 г. поставила для армии более 5 млн. шинелей (против 2,1 млн. в первом полугодии), 8,6 млн. хлопчатобумажных гимнастёрок (против 5,8 млн.), 9,2 млн. пар обуви (против 5,3 млн. пар).  В декабре 1941 г. начальником Управления вещевого снабжения Красной армии  назначен генерал Н. Н. Карпинский, который занимал эту должность на протяжении всей войны. Это был деловой, грамотный, знающие свое дело руководитель.  Большим событием в жизни армии явилось решение Политбюро ЦК ВКП (б), ГКО и Советского правительства о введении погон и новых образцов военной одежды (мундира и кителя). Вновь введённые на снабжение предметы обмундирования не только улучшили внешний вид офицеров и солдат, но и сыграли важную роль в укреплении воинской дисциплины, поднятии боевого духа войск. Срок перехода на новую форму был установлен с 1 по 15 февраля 1943 г.  Вещевое имущество фронтам обычно отгружалось через центральные и  окружные склады. Большинство предприятий легкой промышленности были прикреплены к складам, расположенным вблизи этих предприятий, и поставляли туда всю продукцию. Со складов вещевое имущество отправлялось фронтам воинскими транспортами.

     Немалое значение имело поступление    материалов по «ленд-лизу» хоть и сыграли определённую роль, но были незначительны. Так,  во второй половине 1941 г. удельный вес импортных шерстяных тканей составил около 8 % их общего расхода в  армии, а кожаной обуви — 20 %. В 1942 г. эти цифры снизились соответственно до 5,1 и 7,5%. В денежном выражении общая сумма платежей за импортное вещевое имущество составляла 4,4 процента денежных средств, израсходованных на вещевое снабжение наших войск за все годы войны.  Важным источником обеспечения армии и флота вещевым имуществом в годы войны были добровольные взносы трудящихся в фонд обороны страны. Большое количество вещевого имущества, переданного населением в фонд обороны — свидетельство высокого патриотизма советских людей,  единства фронта и тыла. Помимо этого для снабжения войск использовалось имущество, заготовленное военными округами и фронтами из местных средств.

         Более сложной   задачей службы вещевого снабжения было обеспечение войск фронтов тёплыми вещами зимой 1941/1942 г. так, в целях рационального использования ресурсов зимнего обмундирования и обуви все тёплые вещи были сосредоточены на центральных и окружных складах и зачислены на учет Управления вещевого снабжения. В результате (с учетом запасов на складах) Управление вещевого снабжения к началу зимы имело в своем распоряжении 1819 тыс. полушубков, 6 692 тыс. ватных телогреек, 7 791 тыс. ватных шаровар, 5 907 тыс. пар валенок, 10 089 тыс. шапок-ушанок и свыше 10,5 млн. пар тёплого белья   К началу войны Красная армия располагала  13 тыс. саней. Поэтому, были приняты экстренные меры к изготовлению саней в народном хозяйстве. Различные артели изготовили 280 тыс. саней. Однако завоз фронтам саней шол медленно из-за недостатка вагонов и из-за несвоевременного подвоза их к станциям погрузки. Большинство саней изготовлялось в глубинных пунктах, расположенных на расстоянии 30-100 км от железной дороги. Ввиду этого зимой 1941/1942 г. войска фронтов недополучили 119 тыс. саней.

     В 1942 г. вступили в строй крупные швейные и обувные фабрики, эвакуированные из Харькова, Киева, Витебска, Днепропетровска, Ростова-на-Дону, Артёмовска в восточные районы. На базе эвакуированного оборудования были созданы новые текстильные предприятия в Семипалатинске, Алма-Ате, Караганде и Омске. Все они выполняли заказы Управления вещевого снабжения армии и флота. Уже к началу  1943 г. легкая промышленность СССР  вырабатывала больше вещевого имущества, чем в 1942 г. Объем заказов на изготовление основных его видов (для снабжения войск в 1943–1944 гг.) возрос по сравнению с 1941 г. в разы.   На протяжении  войны  органы тыла уделяли особое внимание ремонту вещевого имущества. Это во многом облегчило бесперебойное обеспечение многомиллионной армии одеждой, обувью, обмундированием и другими предметами вещевого имущества.  За  войну отремонтирован одежды и обуви столько, что позволило увеличивать сроки их носки, уменьшать расход материалов и денежных средств на производство предметов вещевого имущества. Начало организации ремонта вещевого имущества в действующей армии было положено в мае 1942 г., когда были созданы штатные дивизионные, армейские и фронтовые ремонтные мастерские, усилены ремонтные органы в центре.

      В годы великой Отечественной войны  израсходовано более 38 млн. шинелей, свыше 70 млн. комплектов хлопчатобумажного обмундирования, 117 млн. пар нательного белья, около 64 млн. пар кожаной обуви, около 20 млн. комплектов телогреек и шаровар, 11 млн. пар валенок, Свыше 2 млн. полушубков и много другого имущества.       В г целом  служба вещевого снабжения успешно справилась с задачей бесперебойного обеспечения армии и флота обмундированием, обувью, другим снаряжением.  Война дело сложное и очень затратное. Здесь принятие строгих законов недостаточно. Надо работать всем притом на полную силу. В нынешней обстановке этого не ощущается. Здесь  угрозы, хвастовство,  громкие речи не помогут. Нужна конкретная и кропотливая работа на всех уровнях.  Тыл дело сложное,  требует конкретных результатов в противном случае голод, холод и вымирание народа. И.В. Сталин и его окружение сумели  в годы войны организовать работу тыла так, что несмотря на трудности военного времени он работал чётко и слажено. Тыловики  Красной Армии и Флота наравне с бойцами и командирами находящимися на передовой доказали, что  тыл – организация боевая.  

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист

                                                                            В.А. Попович

24.9.22г.