В.А. Попович ко Дню пограничника     

 28 мая 2023г. те, кто несёт нелёгкую службу на границе, а также  ветераны погранвойск отметили «День пограничника».  По ТВ рассказали и покакали нелёгкую службу  (вчера и сегодня) солдат и командиров в зелёных фуражках.   (Справка: 28 мая 1918 году декретом СНК учреждена пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление пограничной охраны. День пограничника СССР установлен в 1958 г.). О трудностях обустройства   новых границ между странами разваленного ельцинистами  СССР  говорил  бывший Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации  генерал-армии А. Николаев и другие. Они подробно рассказали с какими трудностями   и вооружёнными  столкновениями проходил разрыв  вековых связей между нашими братскими народами и  странами, которых насильно разорвали и ввергли в братоубийственные войны. Ликвидация границ повлекла поток контрабандных товаров, в том числе наркотиков.   (Справка: генерал — армии Николаев Андрей    Иванович — советский и российский военачальник, государственный деятель, генерал армии (1995г.). Директор Федеральной пограничной службы Российской Федерации…).

    Более остро эти процессы происходили в насильственно  созданных странах Киргизии, Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Казахстане, а в последующем Азербайджане, Армении, Грузии, Украине, Молдавии.  Более цивилизованно этот процесс был в Прибалтийских странами, где последние пошли по — пути  стандартов Запада. После объявления независимости тех,  или иных государств,  многие военнослужащие, в т.ч.  офицеры уезжали к себе на родину, бросая службу на границе.  России пришлось не только охранять отдельные участки границы, но и готовить специалистов погранвойск для вновь образованных государств. То есть, правители ельцинско – путинской России силой, нередко с кровью,  разрушали то, что создавалось веками.

    Странно другое, что господин Николаев А.И.  не высказал ни малейшего сожаления о том, кто виновен за то, что  творилось в ходе разрушения нашей страны. и творится в наши дни. Получается странная картина,  новые Кремлёвские российские правители оторвали, разорвали,  разрушили  и силой отторгли то, что веками принадлежало Российской империи и СССР,  чтобы с  большой кровью пытаться вернуть часть того, что уже нам не  юридически не принадлежит. И. Сталин сумел из врагов делать единомышленников, а нынешние правители друзей превращают в врагов России и ее народа.

    Так,    в борьбе с фашизмом  союзниками СССР стали  многие государства, все прогрессивное человечество, в том  числе  народы государств порабощённые немецко – фашистскими захватчиками.   В поддержку Советского Союза  выступили многие страны,  в том числе США и  Англия,  Канада,  Польша,  Австралия, Новая Зеландия, Индия,  Норвегия, Египет, Китай, Иран  и другие. К концу Второй мировой войны  в антигитлеровскую коалицию входило свыше 50 государств. 22 июня 1941г. примьер — министр Великобритании Уинстон Черчилль, выступая по радио заявил, что «опасность угрожающая России, — это опасность грозящая нам и Соединенным Штатам», поэтому Великобритания окажет «России и русскому народу всю помощь, которую только сможет». О готовности США оказать «всю возможную помощь Советскому Союзу» заявил 24 июня и президент США Ф. Рузвельт.

 В связи с заключенными договорами между   США, Англия   и другие страны поставляли в Советским Союзом  оружие, технику,  материалы, имущество и продовольствие. Это стало основой зарождения антифашистской коалиции стран и народов, ядром которой были СССР и Англия, а с декабря 1941г. и США. Поставки  по ленд-лизу шли по разным направлениям, через Тихий океан во Владивосток, через  Иран в порты Каспийского моря, по трассе Аляска – Сибирь — фронт, однако водный путь проходивший через Атлантику и Заполярье считался наиболее коротким и удобным. По нему в СССР доставлялись грузы из США, Англии, Канады. Перевозки техники, вооружения других грузов осуществлялись союзными и советскими судами, следовавшими, как правило, в составе конвоев из США и Англии через Исландию в северные порты Советского Союза Архангельск, Молотовск (Северодвинск), Мурманск и обратно.

     Караваны судов шли под условными обозначениями (литер и номер). Путь конвоев был разделён на две оперативные зоны. Первая — тянулась от Англии через Исландию до острова Медвежий  — на этом участке  конвой обеспечивали англичане. Вторая — занимала пространство от острова Медвежьего до Архангельска. На этом участке конвой прикрывали английские и советские корабли и авиация.  Этот тысячемильный отрезок морского пути, был наиболее опасным, ибо проходил относительно невдалеке от Норвегии, где базировались основные силы авиации и флота Германии.

Для обеспечения безопасности конвоев привлекались корабли и авиация Северного флота. Грузы в основном формировались в бухтах Лох Ю и Скопа Флоу (Шотландия), Хваль–Фьерд и Рейкьявик (Исландия). До конца 1942г. конвои обозначались РQ (инициалы офицера связи, который передавал на суда приказы Адмиралтейства), а шедшие в обратном направлении, на Запад – QР. В последующем, конвои стали именоваться JW и RА с порядковым номеров начиная с 51-го. Восточные конвои, шедшие северным морским путем с Дальнего Востока в Архангельск и Мурманск, кодировались отдельно.

      В процессе  следования конвоя вся деятельность флота была направлена на обеспечение его безопасности. За несколько суток до подхода транспортов и сил охранения к востоку от меридиана 20 градусов восточной долготы в Баренцевом море производилась разведка подлодок в районе базирования фашистских  кораблей. Для предотвращения возможного нападения на суда конвоя в назначенный район выходило несколько подводных лодок Северного флота с задачей обнаружить и уничтожить корабли противника.

    На расстоянии  250-300 миль от главной базы флота конвой встречали два-четыре советских боевых корабля занимая место в походном ордере в готовности отразить атаки с моря и воздуха. В это время активно действовала авиация флота ведя наблюдение за базами, портами и аэродромами противника. Как правило, в это время  бомбардировочная авиация    наносила удары по вражеским аэродромам Луостари, Банак,  и Хебуктен. Истребительная авиация прикрывала конвой с воздуха,  производилось постоянное барражирование. По курсу движения конвоя самолеты Пе-3  производился поиск подлодок противника. На  удалении до 120 мил от побережья в поиск включались гидросамолеты МБР-2, сторожевые корабли, охотники за подводными лодками, а тральщики производили траление мин, по курсу следования конвоя. При  подходе к месту назначения, а также в момент входа в порты корабли, самолеты и береговые зенитные батареи приводились в повышенную боевую готовность. На случай повреждений в полную готовность приводились  аварийно — спасательные формирования. Для обеспечения безопасной проводки на каждый корабль, судно, транспорт,  выделялся лоцман.

   Первый конвой «Дервиш» (РQ-0) в составе 6 транспортов, 2 эсминцев, 3 тральщиков, 4 корветов   прибыл в Архангельск 31 августа 1941г. без потерь.   Он стал реальным воплощением британо-советского военного сотрудничества. В незамерзающий Мурманский порт первый конвой пришвартовался  17 января 1942г. Суть в том, что ранее принимать поставки  по ленд-лизу Мурманский порт не был готов. Как отмечал министр морского флота Советского Союза Т.Б. Гуженко, что в Мурманске  работа проводилась в неимоверно-трудных условиях на суше и море, под постоянным обстрелом и бомбежкой. Город был фактически разрушен и сожжён.  Так к середине 1943г. гитлеровской авиацией разрушено 6 причалов, 26 складов, 9 служебных и 13 производственных зданий. За первые два года войны в порту было 2,5 тысяч разрушений: водопровод, электро-и теплосети, телефонная связь, канализация, шоссейные и железные дороги. От зажигательных бомб сгорел почти весь жилой фонд, столовые и прочие объекты социального и культурно-бытового назначения. Большие потери нёс флот и спасательные формирования.

    В процессе  разгрузки и погрузки транспортов противовоздушная оборона  осуществлялась средствами ПВО Северного флота,   Беломорской флотилии, а также Архангельского и Мурманского  районов противовоздушных территорий страны.   В 1941г. в составе семи внешних  конвоев в Советский Союз прибыл 51 транспорт (из них 9 советских), в это время из наших портов на запад  вышло 47 судов (из них 15 советских). Доставлено в СССР 160 413 тонн, а вывезено 145 758 тонн различных грузов. Для обеспечения безопасности корабли Северного флота совершили соответственно 58 и 34 выхода. По прибытию конвоя в северные порты формировался  караван судов (примерно через 2-4 дня), для следования обратно в  порты Англии или Исландии. Боевое обеспечение, охрана, сопровождение осуществлялось по той же схеме, как  шедшего в советские порт Архангельск и Мурманск.

       В 1942г. СССР получил по северному маршруту 814 654 т. различных грузов, за рубеж отправлено 366 023 т. Для прикрытия конвоев было совершено соответственно 191 и 126 выхода кораблей флота. В 1943г. объем перевозок сократился и составил  245 097 т., то есть меньше на 1/3, поставок 1941г. Союзники объясняли снижение поставок большими потерями. Так, из 75 судов 4-х конвоев вышедших из Великобритании, Исландии, Советского Союза и обратно     потоплено: QР-10 — 4 судна, конвой   РQ-13 (прибыл в Мурманск 30 марта 1942г.), потерял 5 судов,  РQ-14 – одно судно, РQ-15 -3.    Но наиболее трагичным оказалась судьба конвоя PQ-17.

    Летом 1942г. Гитлер отдал приказ о проведении специальной операции   для уничтожения конвоя РQ-17 под названием «Рёссельшпрунг» («Ход конём»), выделив 264 самолета, в т.ч. 133 бомбардировщика и 57 торпедоносцев. Против конвоя PQ-17  действовали 11 подлодок и две боевые группы надводных кораблей (4 тяжелых крейсера и 10 эсминцев), в том числе: линкор «Тирпиц», тяжелые крейсера «Адмирал Хиппер», «Адмирал Шеер», «Лютцов» и другие боевые корабли.  Немцы заблаговременно  обнаружили конвой в Норвежском море. 4 июля по приказу английского адмиралтейства в связи с выходом вражеской эскадры транспорты были рассредоточены, а корабли охранения и прикрытия отошли на Запад. С 5 по 10 июля авиация и корабли противника атаковали неохраняемые транспорты и потопили в Северо-Восточной части Баренцево моря 20 транспортов и одно спасательное судно.

     Так, участник конвоя из кораблей прикрытия  Д. Кокборн вспоминал поступивший  приказ  оставить транспорты конвоя РQ-17 и рассредоточить караван поступил   из английского адмиралтейства.  Его  отдал английский адмирал флота Д. Паунт (1677-1943гг.), чем фактически оставил их на растерзание немецким подводным лодкам. Караван быстро рассыпался  в разные направления, а эскадра прикрытия и корабли эскорта повернули обратно. Глядя в след уходящим пароходам, матросы задавались вопросом: «Как же теперь они смогут выжить?» находясь на мостике корабля противолодочной группы «Оффа», они спорили и обсуждали: «Мы не имеем права поступить так. Мы должны вернуться к каравану». Но они обязаны были повиноваться приказу, и это, по словам Кокборна,  было единственным оправданием: «Я до сих пор испытываю чувство стыда, которое ежегодно возобновляется во мне 4 июля, в День независимости Америки. Я ненавижу этот день. Для меня – он день посрамления и подрыва репутации Британского королевского флота». Бывший сигнальщик с транспорта «Эмпай Байрон» Г. Вайд вспоминает, что их караван находился под постоянными атаками с воздуха,  несколько кораблей погибли. Двигались со скоростью десять узлов. На рассвете 6 июня их транспорт был торпедирован немецкой подводной лодкой. Люди были очень напуганы. Удалось забраться в спасательную лодку. Гребля была разделена по сменам. Воды давалось по две унции на человека с таблеткой – пеммиканом, действовавшей шесть часов. На шестой день на горизонте появился корабль. Спасатель оказался американским поисковым корветом, который до прибытия в Архангельск несколько дней ползал в дебрях ледяных полей, в поисках погибающих.

    Как отмечал   капитан парусно-моторного бота «Мурманец» П.И. Котцов о трагедии с РQ-17  ему стало известно от спасшихся членов экипажа парохода «Олапана» в районе южной оконечности Новой Земли. Среди спасённых   у троих были сильно обморожены ноги. Оказалось их транспорт был торпедирован и ушел под воду в считанные минуты. Двое суток на плоту люди добирались до Новой Земли. Удалось спасти 18 членов экипажей – американцы, англичане, норвежцы, голландцы. Это были моряки с погибших судов «Алькоа Рейнджер», «Хатлбьюри», «Вашингтон» и «Паулс Поттер», которых передали на стоявшее в одной из бухт британское судно «Эмпайр Тайд». Разгром  РQ-17 нанес огромный материальный и моральный урон. Из 36 транспортов конвоя два суда вернулись  в Исландию, до Архангельска дошли 11, 23 погибли, притом 20 потоплены после приказа рассредоточится.   В ходе этой  бойни ушло на дно: 3350 автомашин, 430 танков, 210 самолетов и 99316 т других грузов. 

      После  гибели многих судов РQ-17      союзники стремились ограничить поставки через Атлантику. Однако по настоянию руководства СССР поставки возобновили. Так, в средине  сентября из бухты Лох-Ю вышла основная группа конвоя РQ -18. Всего в составе конвоя было четыре десятка транспортов, спасательное судно, танкер, 3 тральщика, два эскадренных танкера. Охранение составляло 17 кораблей различных классов. Из 40 транспортов  в Архангельский порт прибыли 27, доставлено 149 797 тонн груза. Из общих потерь  этого конвоя  только один транспорт  потерян в зоне Северного флота. В тоже время противник потерял 3 подлодки и 41 самолет, а  20 самолетов было уничтожено нашей авиацией на немецких аэродромах. Авиация флота совершила 775 самолётовылетов в т.ч. 274 истребительное прикрытие,  102 на разведку и поиск подлодок.     Из этого следует, что Северный флот эффективно защищал морские коммуникации на отведённом им театре.  Несмотря на это после PQ–18 и  QP-14 англо-американское командование  временно прекратило отправку конвоев до наступления полярной ночи.

     Каждой операцией руководил командующий Северным флотом А.Г. Головко через штаб флота, командиров и штабы соединений. Взаимодействие с командованием английских и американских ВМС руководство флота осуществляло через союзные военно-морские миссии, размещавшиеся в Полярном, Мурманске, и Архангельске.  Английских миссий было две, одна  в штабе Северного флота, другая в  Беломорской флотилии. В основном они занимались вопросами совместной защиты внешних морских сообщений в оперативной зоне Северного флота. Кроме этого в их компетенцию входило: формирование конвоев из СССР в Англию, разгрузка и погрузка судов, обеспечение базирования в водах Заполярья  кораблей и транспортов. Американская миссия обеспечивала свои суда во время их погрузки, разгрузки и стоянки в портах советского Заполярья всем необходимым.

         Взаимодействие  Северного флота и английских военно-морских сил было положено в августе 1941г. при обеспечении перехода в Архангельск минного заградителя «Адвенчур»  с грузом глубинных бомб и магнитных мин. Для этого был разработан специальный план  перехода и разгрузки этого корабля. Так, в районе мыса Большой Городецкий минный заградитель встретил эскадренный миноносец «Сокрушительный» который сопровождал корабль до Архангельска, и на обратном пути до мыса Канин Нос. В это же время другой миноносец «Грозный» вел поиск подводных лодок по курсу следования корабля. Грамотное взаимодействие командования флота и представителей английской миссии позволяло оперативно решать все вопросы по доставке и отправке грузов.

      В  1942г. на Север Норвегии немцы передислоцировали в этот район один из крупных кораблей «Тирпиц», а также: два линейных корабля «Гнейденау» и «Шорнгорст», тяжелые крейсеры «Принц Евгений», «Лютцов», «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер», легкий крейсер «Кёльн», две флотилии эсминцев. 20 подлодок, другие корабли и суда обеспечения. О важности, которую немцы придавали борьбе с конвоями свидетельствует то, что на начало июля 1942г. в Северной Атлантике действовало 6 крейсеров, до 10 эсминцев, 30 сторожевых кораблей, 16 подлодок, 2 плавбазы и 16 самоходных барж.  Фашистские  корабли в основном дислоцировались в норвежских портах: Нарвик, Киркенес, Варде. На этом направлении  был задействован 5-й немецкий воздушный флот.

 В связи с усилением вражеской группировки, условия в которых проводили союзные конвои, ухудшались. Причин: во-первых, из-за постоянной угрозы со стороны авиации и подлодок противника; во-вторых, из-за плавающих мин, приносивших водами с запада со штормами и Гольфстримом; в-третьих, из-за тяжелой обстановки в зимнее время года. Полярная ночь, сильные морозы,  плавучие льды, спускающиеся с высоких широт на юг, густые испарения моря и туманы создавали сложную обстановку. Немцы интенсивно нападали на союзные конвои. Их авиация топила корабли и суда, нанося огромный материальный и моральный урон. Но и Северный флот все активнее переходил к целенаправленным наступательным действиям. Главной силой в борьбе с фашистами  на путях его морских сообщений оставались подводные лодки и авиация флота.

     Так, только с января по апрель 1942г. подлодками Северного флота  потоплено 34 вражеских транспорта (108,6 брутто – регистровых тонн).  Подлодка «Щ-402» потопила 9 транспортов, «К-21» — 7, «Щ-403» — 9 кораблей, гвардейцы «Щ-422» — 11. Однако были и потери. В одном из походов море навсегда похоронило экипаж гвардейской подлодки «Щ-422», вместе с их командиром Ф.А. Ведяевым. Для защиты конвоев в состав охранения стали включались эскадренные миноносцы. Особенно эффективным явилось использование новых эсминцев вооруженных артиллерийскими системами повышенной огневой мощью. При отражении низколетящих торпедоносцев противника они вели стрельбу дистанционными гранатами из 130-мм орудий. Это вынуждало вражеские самолеты отклонятся от курса и сбрасывать торпеды мимо цели. 30 мая 1942г. авиация противника группами по 30-40 самолетов атаковала союзный конвой РQ-16. В ходе атаки два эсминца Северного флота впервые применили стрельбу по низколетящим самолётам из главного калибра, дистанционной гранатой. В ходе боя эсминец «Куйбышев» сбил один самолет, а артиллеристы «Сокрушительного» и «Грозного» — четыре торпедоносца. Немецкие летчики были ошеломлены, а союзники удивлены результатом стрельбы советских эсминцев.  Этот опыт приказом Наркома ВМФ Н.Г.Кузнецова был распространен и на других флотах.

        В  1942г. из Англии в СССР вышло 13 конвоев, в составе 222 союзных, 27 советских транспортов и 125 кораблей охранения. Потери на переходе составили 53 союзных, 2 советских транспорта и 4 корабля охранения. Из наших северных портов вышло 12  конвоев в составе 150 союзных, 37 советских транспортов и 122 корабля охранения. Немцами потоплено 10 союзных и 5 советских судов и 3 корабля эскорта. В течение года в Советский Союз доставлено  814 654 тонн груза, отправлено за рубеж – 366 023 тонн груза. Примеры  мужества показывали наши летчики. Так,  23 апреля 1944г. заместитель командира эскадрильи Илья Катунин был ведущим восьми штурмовиков Ил-2, вылетевших на уничтожение немецкого конвоя в Варангер – фиорде, южнее   Вардё. Прорвавшись через заслон противника, летчики направились к транспортам. В воздушном бою самолет ведущего был подбит и загорелся. Тогда капитан Катунин направил горящую машину  на крупный фашистский транспорт и врезался в него. За героический подвиг  А.М. Маркину посмертно присвоено звание    Героя Советского Союза. В боях не раз отличились морские летчики Б. Ф. Сафонов,  В. П. Балашов, И.Т. Волынкин,  Н.И. Зайцев и др.

     В 1944г. на внешних коммуникациях  значительно возросла активность немецких подлодок.  Опасность их увеличилась из-за того, что многие подлодки были оборудованы устройством позволяющим подлодкам идти под дизелями  в подводном положении, они оснащались более совершенными радиолокационными и гидроакустическими станциями, акустическими торпедами. Немецкие субмарины стали занимать позиции ближе к советским портам, на выходе кораблей из баз. Для ликвидации угрозы со стороны противника командование флота увеличило число кораблей охранения конвоев, несения дозорной службы  и поиска противника в районах Кольского залива и Белого моря. Принятые командованием флота меры позволили избежать серьезных потерь кораблей и судов. 

        Больше половины Северных конвоев приходится на 1943-1945гг., а подавляющая часть потерь  на 1942г. Так, только при следовании конвоев «PQ-17»  и  «PQ -18»,  погибли десятки кораблей и транспортов. Таким образом, несмотря на объективные и субъективные трудности  командования Северным флотом сумело разработать эффективную систему проводки судов и транспортов поступающих по Северному морскому пути в годы войны. Для флота защита внешних и внутренних коммуникаций была одной из важных задач. С целью обеспечения  безопасности конвоев проводились специальные операции, в ходе которых решались различные вопросы в зависимости от возникающей обстановки. Несмотря на всю мощь фашистской авиации и флота, недостаток в противолодочных кораблях и боевых ёним задачу, обеспечив проводку конвоев поступавших в СССР с техникой, вооружением и другим имуществом по ленд-лизу.

     В 1941-1945гг.  в северные порты СССР пришел 41 конвой, а в обратном направлении 36. В конвой входили 1464 судна, в Советский Союз доставлено 4 млн. тонн грузов, а вывезено около 1,4 млн. тонн. Северным путем было доставлено около  22,7% всей помощи по ленд-лизу. Половина грузов обработал Архангельский и Северодвинский порты, остальные Мурманск.  На северных трассах потери составили 103 транспорта, их них: 12 советских, 47 американских, 35 английских, 7 панамских, 1 датское и 1 норвежское. При защите союзных конвоев потеряно: 8 эскадренных миноносцев (советские «Сокрушительный» и «Деятельный»), английские крейсера «Тренидад» и «Эдинбург», 3 шлюпа, 2 фрегата, 3 корвета,  3 тральщика. Из 44 транспортов, совершивших переход без охранения, 38 прибыли в пункт назначения.  Погибло 1944 моряка – люди разных  возрастов и национальностей, женатых и холостых, военных и гражданских. Силы охранения при сопровождении конвоев потопили десятки кораблей противника, в том числе:   «Шарнхорст», «Тирпиц», вспомогательный крейсер «Бремзе», минный заградитель «Ульм», 3 эскадренных миноносца 33 подлодки, сбили сотни вражеских самолетов. Несмотря на значительные потери, Северные конвои вписали славную страницу в нашу Победу.     За годы войны    Великобритания поставила в СССР: 5218 танков, 7411 самолетов, 4932 противотанковых орудий, 4005 винтовок и автоматов, 1803 радиолокатора, 4338 установок радиооборудования, 2000 телефонных аппаратов, 473 000 000 патронов,  9 торпедных катеров, 14 тральщиков, 4 подлодки, немало сырья, продуктов питания, машины, медикаменты, госпитальное и другое оборудование. Англичане передали Советскому Союзу для флота 329 гидролокаторов. Полученные ультраакустические приборы  отличались в лучшую сторону от подобных наших станций. Союзники снабдили советский флот большим количеством судовых моторов и генераторов. Которыми были оснащены более 1/3  боевых катеров флота.

      Новые советские тральщики стали оснащаться электромагнитными тралами, по параметрам близкими к американским и английским. На них появились гидролокаторы, которые можно было использовать как для поиска подводных лодок, так и для обнаружения мин. На вооружение противолодочных кораблей поступили многоствольные бомбометные установки. По опыту союзников в Военно – Морском флоте была внедрена для внутриэскадренной связи надёжная и удобная радиостанция УКВ-диапазона. Она позволяла вести переговоры командирам и вахтенным офицерам, идущих в походном ордере, не прибегая к помощи радиста.

  Соединенные Штаты Америки  поставили в СССР:  7537 танков, 14 795 самолетов, 345 000 тонн взрывчатых веществ, 27 00 000 тонн нефтепродуктов, 842 000  химического сырья, 150 00 000 пар обуви, 1 981 паровозов, 11 155 вагонов и платформ, 380 0000 автомобильных шин, 775 883 грузовика, 51 503 виллиса, 420 000 полевых телефона, более 2 000 000 километров телефонных проводов, более 4 000 000 тонн продуктов питания, 8 701 трактор, 35 000 мотоциклов, 8 128 зениток, 132 000 пулеметов, 96 торговых судов, 202 торпедных катера, 140 охотников за подлодками, 77 тральщиков, 28 сторожевых кораблей, 105 десантных судов, 3 ледокола.

         Кроме этого союзниками  в нашу страну поставлено: автомобилей почти в два раза, пороха в три раза, телефонного кабеля в 15 раз,  паровозов в 22 раза больше, чем было произведено в СССР в годы войны. Многие образцы техники и оборудования в нашей стране вообще не производилось. Кроме этого ленд-лиз явился для нашей страны легальным каналом получения высоких технологий.    Всего расходы США на ленд – лиз с 11 марта 1941г. по 1 августа 1945г. составили 46 млрд. долл. В том числе: странам Британской империи — 30 269 млн. долл., СССР – 9 800, Франции – 1 406, Китаю – 631, латыноамериканским странам  — 421,  остальным государствам – 424 млн. долл. В 1943г. 10 млн. американцев внесли немалые средства из своих сбережений в пользу советского народа, собирал пожертвования  и английский «Фонд помощи России».

       Советский народ благодарен за помощь, прежде всего США и Англии в годы войны. Вместе с тем эта помощь была не безвозмездной. Следует помнить, что ни одного корабля, ни одного самолета, ни одного танка или пушки, ни одной банки тушёнки СССР  не получили бесплатно. За все было заплачено золотом, платиной, лесом, рудой,  другими  ценными ресурсами и человеческими жизнями. США получили из Советского Союза материалов на общую сумму 2,2 млн. долларов. Оружие само не стреляло, его применяли людикоторые  гибли в бою, страдали, мучились. Как  заявил министр торговли США Дж. Джонс, что поставками из СССР  Америка  не только возвращала свои деньги, но и извлекала прибыль Как видно, у  буржуазии нет друзей,  есть только бизнес Это касается не только капиталистов Запада, но  также украины и России.  Для них слёзы и кровь простого народа, что водица… Именно из этих позиций надо исходить и в наши дни. Американцы и их союзники по НАТО получают выгоду из поставки оружия в Украину. Они натравили два братских народа русских и украинцев друг против друга. Надо лишить их  возможности наживаться  на крови наших братских народов.   Только мирные переговоры дадут положительные  результат. Война выгодна врагам славянских народов. поэтому нынешний лед – лиз это изобретение США, Англии, Канады Франции, Германии  и их единомышленников по НАТО. Только мирные переговоры Украины и России,   принесут пользу   нашим братским народам. Не нужен ленд – лиз, нужен мир и братская дружба., как было в годы СССР. 

  Член президиума ЦС РУСО, писатель и журналист

                                                                     В.А. Попович

30.5.23г.