В.А. Попович: Как защитить человека труда?

      Вот уже несколько десятилетий ежегодно 12 июня в стране отмечается  День России — это один из самых  молодых государственных праздников. Сначала он назывался Днем принятия декларации о государственном суверенитете России и только с 2002 года обрёл свое нынешнее название — то есть при В. Путине.  И это правильно  ибо «День  принятия декларации о государственном суверенитете России» не вяжется с тем, что происходит после развала советского Союза. Тем более, что на референдуме 17 марта 1991 года большинство россиян  проголосовали за сохранение своей еще не до конца разрушенной и проданной страны. Большинство граждан бывшего СССР и  РСФСР  до сих пор пытаются понять, почему  тогда большинство уступило меньшинству. Но при всей грандиозности случившейся с нами катастрофы все было проще простого. У народа была только воля, а у предателей которых поддерживал генералитет была военная сила и власть. Необходимо заметить, что впоследствии, Российская Дума, опираясь на ст. 29 Закона СССР от 27 декабря 1990 года № 1869-I «О всенародном голосовании (референдуме СССР)», о том что «решение, принятое путём референдума СССР, является окончательным, имеет обязательную силу на всей территории СССР и может быть отменено или изменено только путём нового референдума СССР», приняла 15 марта 1996 года Постановление № 157-II «О юридической силе для Российской Федерации — России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР», в котором заключается, что «должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР». И  с точки зрения международных правовых норм  невозможно  признать законными возникшие на пространстве СССР новые государства. Они возникли  против воли большинства граждан Советского Союза. На все понимают, что наши законы, что дышло…Мне хочется именно сказать о нормативных актах и законах которые следует писать и принимать  депутатам ГД  и СФ в интересах народа, а не   его грабителей и душителей. Было бы правильно установить в России «День защиты человека труда от произвола чиновников».

     В народе  бытует выражение о том, что театр начинается с вешалки, а  охрана  и безопасность труда начинается  с учета несчастных случаев на производстве. Если их реально не будет, то нет необходимости говорить об охране труда, как важной и составной части трудовых отношений. Теме, касающейся различных аспектов учета и расследования несчастных случаев на производстве в журнале «Охрана труда и социальное страхование» уделяется значительное внимание. Это вполне объяснимо, ибо после несчастного случая у работника и членов его семьи в случае его гибели появляется масса различных проблем. Их наличие становится возможным именно из-за их некачественного учета.

     1 марта 2022г.  вступили в силу изменения в ТК РФ, которые касаются охраны труда. Они внесены Федеральным законом от 2.07.2021 года №311-ФЗ. На этапе его подготовки у профессионального сообщества была надежда, что Минтруд России, как инициатор изменений в ТК РФ и регулятор сфере условий и охраны труда, законодательно определит какой федеральный орган

исполнительной власти возьмёт на себя бремя с ведением учета несчастных случаев с работниками, погибшими и пострадавшими в период исполнения трудовых обязанностей. Но, как говорится, надеждам не было суждено сбыться. В настоящее время учет несчастных случае на производстве по своим правилам ведется Росстатом по отдельным отраслям экономики, Рострудом только по смертельным и тяжелым несчастным случаям, ФСС России – по страховым несчастным случаям, Ростехнадзором – по несчастным случаям на опасных производственных объектах, отдельными отраслевыми профсоюзами

— по своим направлениям деятельности. При этом данные между перечисленными выше структурами количество несчастных случаев, количество погибших, пострадавших и последствиям от них в ряде случаев существенно отличаются. Это выгодно – явно не пострадавшим.

    Так, в  2021 году должностными лицами федеральной инспекции труда было выявлено и расследовано в установленном порядке 279 сокрытых несчастных случаев на производстве, включая 82 несчастных случая со смертельным исходом. Это подтверждает, что «болезнь» сокрытия несчастных случаев на производстве продолжает реально имеет место. Здесь уместно отметить, что в отчёте Роструда обойдён молчанием факт ответственности должностных лиц,

допустивших сокрытие несчастных случаев. Это приводит к тому, что работодатели не боятся скрывать несчастные случаи и сколько их осталось неучтенными никто не знает. Необходимо отметить, что из года в год количество выявленных федеральной инспекцией труда сокрытых несчастных случаев снижается. Всем структурам, имеющим отношение к охране труда,

нужны победные реляции их достижений. а в этой связи, образно говоря, рубить сук, на котором сидишь никто не хочет. Зачем иметь стройную и прописанную в законодательном порядке систему учета несчастных случаев на производстве, которая  будет  помехой в достижении радужных многолетних показателей снижения гибели и травмирования работников в период исполнения ими трудовых обязанностей.

     Автор не отрицает того факта, что тенденция снижение несчастных случаев за последние годы действительно имеется. К этому есть масса предпосылок, но наряду с этим свой вклад в «копилку» положительных результатов вносит отсутствие законодательного регулирования учета несчастных случаев и персональной ответственности должностных лиц за её полноту и объективность. Минтруд России, осуществляя функции государственной политики и нормативного регулирования в сфере охраны труда и социального страхования самостоятельный учёт несчастных случаев не ведет. В тоже время, пунктом 5.6.38 Положения о Минтруде России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 610, предусмотрено, что этот ФОИВ осуществляет ведомственное статистическое наблюдения в установленной сфере деятельности. Почему статистическое наблюдение по количеству несчастных случаев и их последствиям не относиться в ведомственному наблюдению, которое должен осуществлять Минтруд России, не очень понятно. Можно предположить, что должностным лица Минтруда России так удобно и выгодно.

     Манипулируя разными данными, можно легко сгустить краски или наоборот — все представить в розовом цвете. Позволительно задать вопрос: может ли федеральный орган исполнительной власти вообще осуществлять государственную политику и нормативное регулирование в сфере условий и охраны труда, не имея объективной и оперативной статистики по гибели и травматизму работников?  Поневоле вспоминается крылатое выражение: «Если очень хочется, то – можно». Минтруду России можно в рамках ведомственного статистического наблюдения не вести учет несчастных случаев на производстве, Наполним, что статья 230.1 обновлённого ТК РФ «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве» определяет только одну позицию — как должна осуществляться регистрация и учет несчастного случая только на уровне предприятия. Как должен вестись учет на федеральном, региональном, отраслевом или муниципальном уровне — ТК РФ ответа не дает. При этом общеизвестно, что лица, пострадавшие при несчастных случаях на производстве, обращаются за оказанием медицинской помощи в лечебные учреждения, а погибшие доставляются в морги, подведомственные медицинским учреждениям здравоохранения.

     Механизм проведения сверки по погибшим и пострадавшим при несчастных случаях на производстве между органами здравоохранения и органами по труду на муниципальном, региональном и федеральном уровнях не регламентирован, на законодательном и подзаконном нормативном уровне не установлен Все это создает предпосылки к тому, что на муниципальном, региональном, отраслевом и федеральном уровнях отсутствует точная и объективная картина с данными о погибших, пострадавших при несчастных случаях и о последствиях от них. При этом следует отметить, что в дополнение к этому в стране  отсутствует учет несчастных случаев с само занятыми работниками, индивидуальными предпринимателями Об этом неоднократно шла речь в  статьях  журнал «Охрана труда и социальное страхование», но мер чиновники не принимают.   В стране нет  стройной системы учета несчастных случаев военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов, на деятельность которых не распространяются требования ТК РФ. Они тоже гибнут и травмируются, что требует затрат и существенных, на их социальную защиту, в особенности сегодня в период проведения специальной военной операции в Украине. Отмеченное выше позволяет сделать малоприятный вывод о несовершенстве учета погибших и пострадавших при исполнении трудовых (служебных) обязанностей. Официальная статистика по несчастным случаям –это только видимая часть айсберга. Какова его подводная часть –  загадка со многими неизвестными. Сокрытие несчастных случаев и неполнота  их учета  и отчётности  создает иллюзию благополучия, которая не соответствует реальной действительности, а для пострадавших (или его близких) дополнительное хождение по чиновничьим кабинетам и судам, доказывая свое право на те или иные выплаты и льготы. Нужно признать, что этому способствуют и сама власть.  Не секрет, что больше всего нарушений норм и требований охраны и безопасности труда в коммерческих и частных структурах. Там как правило людей  по ОТ не обучают,  документацию не ведут, контроль  за состоянием оборудования не осуществляют. Несмотря на это решением высших должностных лиц – президента и премьер – министра, проверки  и контроль состояния дел в т.ч. по ОТ запретили, притом на длительные сроки. Их мало беспокоят состояние безопасности труда, оборудования и  судьбы пострадавших. Они этим мало интересуются. Хотя любое производство — это сложный процесс и редко обходится без травматизма. Знаю об этом как бывший руководитель завода, а о проблемах в части законодательных актов как специалист по охране труда и заведующий кафедрой «Охраны и безопасности труда».

     В этой связи имеет смысл обратить внимание на следующий нюанс. Постановлением Минтруда России от 24.10. 2002 г. N73 были утверждены формы документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве. Оно было издано в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 г. N 653 «О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и особенностях расследования несчастных случаев на производстве». В обоих документах идет упоминание об учёте несчастных

случаев на производстве, но они утрачивают силу с 1.09.2022 года. В развитие изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 02.07.2021 года №311-ФЗ, Минтрудом России 20.04. 2022 года издан приказ N 223н (зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 1.06.2022 года, регистрационный N 68673) «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве». В целях упрощения ситуации постановление Правительства РФ вообще не издавалось, а в новом приказе Минтруда России, требования которого начинают действовать с 1.09.2022 года, упоминание об учёте вообще отсутствуют. Так на подзаконном уровне созданы условия, при которых регулирование учета несчастных случаев уходит на задний план. При этом имеет смысл обратить внимание читателя на ряд примеров по законодательному и нормативному регулированию учета несчастных случаев в других сферах деятельности.

1.Расследование и учет несчастных случаев обучающимися.   Статья 41 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года №273-ФЗ предусматривает: «4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в здравоохранения. Этот вопрос обсуждается  и подымается на всех уровнях давно, но воз и ныне там.

      В развитие нормы закона Минобрнауки России по согласованию с Минздравом России издан приказ от 27.06.2017 № 602 «Об утверждении Порядка расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность» (Зарегистрирован 29.09.2017 № 48372), который детализирует процедуру учета и расследования несчастных случаев с обучающимися. 2.Расследование

и учет несчастных случаев спортсменами, не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией (спортсменами- любителями) Аналогично к обучающимся на законодательном уровне четко

регламентирован вопрос учета и расследования несчастных случаев со спортсменами-любителями. Часть 6 статья 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» предусматривает «6.При реализации программ спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, создают условия для охраны здоровья лиц, проходящих в них спортивную подготовку, а также обеспечивают расследование и учет несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку и не состоящими в трудовых отношениях с физкультурно-спортивной организацией, не осуществляющей спортивной подготовки (далее — заказчик услуг по спортивной подготовке), во время прохождения ими спортивной подготовки в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, в том числе во время их участия в спортивных соревнованиях, предусмотренных реализуемыми программами спортивной подготовки.

    Расследование и учет отмеченных  несчастных случаев осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по  выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.»; В обоих случаях на законодательном уровне определено, что учет несчастных случаев осуществляется профильными министерствами

по согласованию с Минздравом России В порядке реализации требований указанного Федерального закона Министерством спорта РФ издан приказ от 13.07. 2016 г. N 808. «Об утверждении порядка расследования и учета несчастных случаев, происшедших с лицами, проходящими спортивную подготовку» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 сентября 2016 г., регистрационный N 43881). 3 По лицам погибшим и пострадавшим в результате ДТП Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года №196-ФЗ (статья 9 «Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения») предусматривает: «1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения. Такими показателями являются количество дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан, транспортных средств, водителей транспортных

средств; нарушителей правил дорожного движения, административных правонарушений и уголовных преступлений в области дорожного движения, а также другие показатели, отражающие состояние безопасности дорожного движения и результаты деятельности по ее обеспечению. 2 Система государственного учета обеспечивает организацию и проведение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работ по формированию и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. 3 Порядок ведения государственного учета, использования учётных сведений и формирования отчётных данных в области обеспечения безопасности дорожного движения устанавливается. Правительством РФ».

    Постановление Правительства РФ от 19.09. 2020 г. N 1502 утверждены Правила учета дорожно-транспортных происшествий, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации. В соответствии с этим документом МВД России по согласованию с Минздравом России и другими структурами ведет учет количества ДТП, погибших и пострадавших в них людей. При этом,  часть из числа погибших и пострадавших при ДТП людей, находилась при исполнении трудовых обязанностей. Такие инциденты одновременно являются несчастными случаями на производстве. Их количество по данным федеральной инспекции труда в 2021 году составило 12% от общего количества смертельных и тяжелых несчастных случаев. Объективность этих данных в связи с отсутствием должного взаимодействия и сверки данных с ГИБДД и органами здравоохранения вызывает большое сомнение 4 По лицам погибшим или пострадавших при пожарах

    Закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ (статья 27 «Учет пожаров и их последствий») регулирует порядок учета пожаров, погибших и пострадавших при этом людей. Она предусматривает: «В Российской Федерации действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий. Официальный статистический учет и государственную статистическую отчётность по пожарам и их последствиям ведет Государственная противопожарная  служба.

Порядок учета пожаров и их последствий определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица». Приказом МЧС России от 21.11. 2008 г. N 714 «Об утвержден Порядок учета пожаров и их последствий» (с изменениями и дополнениями), который регламентирует учет количества пожаров, погибших и пострадавших при этом людей. Часть людей, погибших и пострадавших людей в результате воздействия опасных факторов пожара, которые в момент их возникновения находись при исполнении трудовых обязанностей, могут одновременно считаться погибшими или пострадавшими в результате несчастного случая на производстве. В тоже время точных данных о количестве работников погибших и пострадавших при пожаре в настоящее время тоже нет Помимо приведённые выше примеров есть еще ряд других законодательных и нормативных актов, которые определяют механизм и порядок учета показателей, характеризующих деятельность федерального органа исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

    По  нашему мнению, порядок учета гибели и травмирования работников, экономические последствия от этих происшествий должен осуществляться Минтрудом России по согласованию с Минздравом России и Министерством экономического развития РФ. Нельзя правильно формировать экономику страны, не владея объективной ситуацией о количестве погибших пострадавших, лиц, ставших инвалидами в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний, полученных в процессе трудовой (служебной) деятельности. Исходя из изложенного полагал бы целесообразным дополнить ввести в ТК РФ статью 230.2 с отражением в ней следующей примерной позиции: 1. На территории Российской Федерации осуществляется государственный учет основных показателей состояния условий и охраны труда. Такими показателями являются: количество несчастных случаев на производстве, количество смертельных несчастных случаев в период исполнения трудовых обязанностей, количество страховых несчастных случаев, количество несчастных случаев, признанных в установленном порядке не связанными с производством, последствия несчастных случаев.

    2.Система государственного учета обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны труда и способствует выработке федеральных, отраслевых региональных программ по созданию работникам здоровых и безопасных условий труда. 3 Порядок ведения государственного учета, использования учётных сведений и формирования отчётных данных в области условий охраны труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере трудовых отношений по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, а также другими федеральными органами исполнительной власти и устанавливается Правительством Российской Федерации». Указанное предложение было направлено в Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думе РФ, но  пока  поддержки  не получило. Хочется верить, что слуги народа вникнут в суть проблемы и решат ее во благо своих избирателей.

         Как говорят в народе — Москва не сразу строилась, иначе чем бы занимался господин С. Собянин. Сложно надеяться, что проблема в решении которой не заинтересовано большое количество должностных лиц федеральных органов исполнительной власти получила быстрое решение. Многим из них нужна благостная картина с показателями по гибели и травматизму работников в период исполнения ими трудовых обязанностей. Её можно легко достичь за счет лукавства статистики и отсутствия четкой законодательной и нормативной базы, регулирующей это направление деятельности. Нас удивляет позиция ФНПР и других профсоюзных объединений, которые знают о проблеме, но, закрывают глаза, на создавшуюся ситуацию и имея широкие возможности  и полномочия не принимают должных  мер по её решению. И всё же хочется надеяться, что  обозначение проблемы не останется без внимания. Для её решения необходима политическая воля и желание властных структур по внесению изменений в ТК РФ и изданию подзаконных нормативных правовых актов на уровне Правительства РФ. Они должны детально и четко регулировать порядок учета несчастных случае на производстве. Необходима персональная ответственность должностных лиц за выполнение требований Конституции РФ, которая предусматривает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Давайте господа начнём думать и работать,  от слов перейдём к делу – защитим человека труда.

Член Президиума ЦС РУСО, профессор, журналист      В.А. Попович

12.6.22г.