В.А. Попович: «До основанья! А зачем?»

Выступая в одной из передач «Вечер с Соловьёвым»  известная сторонница  реформ в постсоветской России  Маргарита Симонян в отношении нашей страны  с Западом сказала, что  наконец — то через десятка лет дошло до высшего руководство страны, что  Запад и США никогда не будут нашими  партнёрами и  друзьями. Эта дама  много лет пудрила головы россиянам о прелестях западной  демократии, а теперь поёт диаметрально — противоположное. Правда она не одна, российский народ   обрабатывает целая когорта далеко не славянских  идеологов, обученных и воспитанных на  западных ценностях, а теперь волей судьбы осевших в  российских СМИ промывают нам мозги.

     17 мая 2022 года вице-спикер Госдумы Петр Толстой заявил о необходимости отказаться от Болонской системы образования в РФ, а  председатель ГД В. Володин сказал, что рассматривается вопрос о выходе России из Болонской системы образования.  В частности он отметил: «Насколько мне известно, все фракции поддерживают Министра науки и высшей школы, у всех есть понимание, что нам нужно выходить из Болонской системы», — добавил спикер. Понадобилось двадцать лет, чтобы разрушители осознали, что натворили в образовании, хотя «наломали дров» не только в образовании,  но и  промышленности, сельском хозяйстве, неуке, культуре, армии и флоте, пенсионной системе и т.д. За этот разгром и разгром в стране  — кто-то должен ответить?  В годы внедрения болонской системы я преподавал  в  вузе  и помню, как громили систему советского образования, при этом другие мнения отвергались напрочь.  Об этом я говорил и писал неоднократно, за что нажил немало врагов на самых высших уровнях. Но такое состояние не только в системе образования, а во всех отраслях нынешнего «демократического» устройства России.

        Несмотря на полнейший развал страны, до настоящего времени граждане России не знают – что строим и куда нас ведут  наследники Ельцина Положение в стране с каждым днем, месяцем, годом становится всё хуже и хуже, а теперь на  головы  россиян свалилась спецоперация – проводимая  на братской Украине. Правда, если прислушаться к словам  сказанным на форуме главным рупором  Кремля  Д. Песковым:  «Наш президент знает, куда ведёт нашу страну».  («СР» №53. 21.5.2022г.). То есть народ должен идти в слепую, надеясь на поводырей,  которые   привели  нас  к нищете и вымиранию. Многие россияне дошли до такого,  что впору готовить суму – разорены,  нищенствует.    Среди множества бед  свалившихся на наши головы  разрушительные реформы  в образовании. Некогда лучшее образование в мире теперь на задворках мировой науки.   Болонская система образования  оказалась одной  из самых чувствительных ибо её последствия  имеют катастрофический характер не только сегодняшнего, но и будущих поколений. Она  навязана  ельцинистами  и младореформаторами после развала СССР-России, и во многом сделала  из молодёжи  малограмотных людей – «Иванов не помнящих родства».  Как известно, образование,  основа  развития  любого  народа и благополучия государства, а такой огромной страны как Россия  — тем более.  Николай Чернышевский писал: Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны». Почему, и зачем,  разрушили советское — лучшее образование в мире? О  вредности  и опасности разрушения советской системы    образования говорили и писали многие. Разрушительные  процессы силового   навязывания  Болонской системы  начались при министре В. Филиппове, но активно стали внедрятся при   А. Фурсенко, потом Д. Ливанове и последующих  умов — светил науки. Они со знанием дела ломали бывшую советскую систему на корню. Давно, настало время привлечь к ответственности инициаторов этого разгрома с соответствующими  выводами. Вместо этого господин В. Филиппов,  А. Фурсенко  и другие по прежнему занимают высокий посты в науке,  а последний — помощника Президента РФ.  Фурсенко и его команда нанесли столько вреда науке и образованию, что последствия будут сказываться многие десятилетия.

    Официальной датой зарождения болонской системы образования принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Формироваться данная идея начала с 1998 года по инициативе министров нескольких стран — Германии, Франции, Англии и Италии. В итоге это начинание поддержали лидеры  29 государств. (Справка: Болонье (Италия), — город  выбран в связи с тем, что там располагается  старейший в Европе университет созданный  в 1088 г.). Болонская система образования — это своего рода единое пространство высшего европейского образования, которое было создано  вроде для гармонизации и сближения всех типов образования стран Европы. Задумка сводилась к тому, что болонская система  даст возможность обмениваться накопленным опытом партнеров, брать только самое лучшее и прогрессивное. Но как всегда, нас  провели вокруг пальца. Вступив в эту организацию Россия оказалась на задворках и потеряла многие квалифицированные кадры и былые достижения в образовании и науке. Как пишет Б. Пономарёв: «От охватившей радости цивилизованного единства с Западом из России выехало 10,5 млн. чел., из них 70% с высшим образованием. Видимо от такой же радости, на Запад переехало работать более миллиона научных работников. Оставшимся россиянам предоставлена высокая честь быть «квалифицированными потребителями» продукции Запада и Китая. Зачем «горбатится у станка и в поле! Это только для «совков». Воспитание шло не только через торговлю, а прежде всего через духовно – нравственное, культурное, социальное и другие сферы жизни. И надо сказать добились значительных результатов по колонизации» («СР». №54. 24.5. 2022г.).

       Потребовалось 20 лет, чтобы власти осознали пагубность, вредность того, что натворили  в бытность министрами Филиппов. Фурсенко, Леванов, Васильева и их подчинённые.  Накануне министр науки и высшего образования Валерий Фальков заявил, что ведомство намерено отказаться от Болонской системы и разработать свою собственную систему высшего образования. «К Болонской системе надо относиться как к прожитому этапу. Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента», —  сказал он. Кроме как спасибо Филькову — сказать нечего. Но хочется верить, что все бывшие разрушители и истребители  образования  и науки будут привлечены к ответственности и уволены с системы образования.  В систему образования надо вернуть тех, кто  добросовестно работал в интересах народи и государства,  и был уволен (вытеснен)  реформаторами. (Справка: «Сейчас в Болонский процесс включены 48 стран. Кроме стран Европы, это также 11 стран бывшего СССР, Турция и Великобритания. В Болонском процессе находится и Россия – по крайней мере, пока».

     Вспоминаю, как после долгих споров и преследования противников болонской системы  её протащили и приняли. Это случилось после долгих  споров — Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, став  40-м участником этого процесса. По мнению чиновников от образования интеграция в мировую систему высшего образования – это ни чья то выдумка, а  один из принципов государственной политики в сфере образования, который был предусмотрен в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. № 125 – ФЗ.    Подписание  Конвенции происходило в сентябре 2003г.  в  Берлине с участием делегации Минобразования России и министров высшего образования 33 европейских государств, принявших к тому времени эту декларацию, и 7 стран кандидатов. Вместе с Россией  среди кандидатов для принятия в Болонский клуб  оказались такие государства как Сербия, Босния, Македония, Герцеговина, Черногория, Албания, Андорра и Ватикан.  (Справка:  «Суть  Болонской декларации в том, чтобы образование базировалось на двух уровнях знаний – бакалавра и магистра, а также  взаимное признание вузовских дипломов. Страны, подписавшие декларацию должны соблюдать общие критерии оценки качества преподавания в высших учебных заведениях»). 

    Запад  взял  образование и науку России  под жесткий контроль. Это привело к тому,   что из страны выманивают  лучших высокообразованных специалистов, лучшие высококвалифицированные  производственные кадры,  новейшие  научные разработки и достижения.  Бывший министр образования В. Филиппов после  вступления России в Болонский клуб  в интервью заявил: «Скажу честно: мы волновались…Нам очень помогли Италия, Англия, Испания и Германия, а также Совет Европы». Чиновника тогда не смутило, что  Россию опустили  на уровень карликовых государств Европы.  В свое время  в мировом сообществе было признано, что в СССР лучшее образование в мире, нам подражали друзья и недруги, у нас учились. 

      В чем же   суть  Болонского процесса, который так обеспокоил чиновничьи сердца? Как  доказывали сторонники этого процесса,  Россия получит расширенный доступ к европейскому образованию, что будет способствовать дальнейшему повышению его качества и привлекательности,  мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего  образования, применение системы учебных кредитов.    Выдача выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому,  даст возможность обеспечить трудоустройство выпускников вузов за счет того, что все академические степени и квалификации будут ориентированы на европейский рынок труда.   Однако, суждения в оценке случившегося были не однозначны,  а споры  не утихают по сей день. По мнению тех, кто тянул и тянет нас в цивилизованную Европу присоединение к Болонскому процессу даст новый импульс модернизации высшего профессионального образования, откроет дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям вузов – в академических обменах с университетами западных стран. Противники рассуждают, что мы окончательно потеряем лицо, былой авторитет, попадём под влияние Запада, который станет выкачивать из России умы, наводнять рынок дешёвой рабочей силой, а это приведет к росту безработицы. И эти суждения оказались не беспочвенны. За последние годы реформ страну покинули сотни тысяч, миллионы  высококвалифицированных специалистов,  ученых, в основном молодых. Устроиться по специальности проблематично, заработки низкие, люди с учёной степенью — преподаватели колледжей и вузов,  получали (многие и ныне получают)  на уровне уборщицы или охранника. Но это никого не беспокоит.

     (Справка:  Российская система образования  становилась на ноги  около 300 лет. Известно, что М.В. Ломоносов прежде, чем создать университет, обучался в Германии,  много ездил по Европе.  Научные достижения  Союза ССР — России вплоть до 90-х годов показали, что наша система образования была признана лучшей.  Несмотря на разрушение науки «демократами», мы и сейчас по отдельным   направлениям  опережаем  Запад, в т.ч. США (космос, ракетостроение, вооружение и др.).  Но это ещё советский задел,  советские достижения в слиянии образования и науки.

       Работа по вовлечению России в  Болонскую систему активно началась   в 2002 году, когда министерством образования В. Филипповым в России была развернута кипучая деятельность по изучению европейского опыта сближения систем высшего образования. В это время, по инициативе Санкт-Петербургского госуниверситета создали рабочую группу, которую   возглавил  один из заместителей министра образования РФ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы и ректор Санкт – Петербургского  государственного университета. Кроме того, в группу  вошли ректоры и проректоры ряда вузов, ученые, международные эксперты. Чиновники из министерства образования считали, что деятельность этой группы  содействовала повышению уровня информированности высшей школы о целях Болонского процесса.  В чем же эта информированность заключалась?

    С 2002 года начали проводиться различные мероприятия, такие как: международные конференции по проблемам общего европейского образовательного пространства; международные совещания по введению зачётных единиц в высшем профобразовании; всероссийское совещание по проблемам качества образования и совещание проректоров по учебной работе;  школы — семинары по введению приложений к диплому и другие.  Совещания и другие мероприятия проходили на базе разных вузов от Санкт – Петербурга до Владивостока. В пределах научных программ только в 2004г. были исследованы вопросы затрат, связанных с интеграцией, разработка стандартов по подготовке бакалавров и магистров и другие вопросы финансирование которых обошлось более чем 10 млн. руб. Цель этих  мероприятий,  убедить колеблющихся в том, как расцветет наука и кадры в  европейском сообществе.  Оказывается то, что наука бывшего СССР признанная лучшей в  мире им не нравилось.   Начавшийся процесс интеграции российской и европейской систем образования формировал  общее пространство России и ЕС в области науки и образования. Однако для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстояло немало потрудится. И эта работа велась, за счет государства, то есть нас с вами. На подобного рода эксперименты, реформаторы денег не жалели.

      В средине  февраля 2005г. был издан приказ министра  Министерства  образования науки России № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего — профессионального образования Российской Федерации», им утвержден План мероприятий по развитию Болонской декларации в системе высшего — профессионального образования РФ на 2005-2010 гг.  В предстоящие годы  российской высшей школе предстояло  предпринять ряд мер, среди которых следовало  создать условия для функционирования двухсторонней системы высшего — профессионального образования; системы зачётных единиц для признания результатов обучения; сопоставимой с требованиями европейского сообщества, системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечения к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей.   (Справка:  «Действовавшая в нашей стране модель образования основывалась на двух принципах. Они были непрерывными. Во-первых – наше образование всегда подпитывалось глубокой фундаментальной наукой. Во-вторых — принцип индивидуального обучения, когда преподаватель работает непосредственно со студентами, оценивает его знания и способности. С введение болонской системы  предлагалось облегчить доступ к знаниям и получению диплома»).

   С введением новой системы  подготовка бакалавров и магистров в России внедрялась  по всем образовательным областям высшего профобразования за исключением сервиса, информационной безопасности и медицины. Но не все руководители предприятий и организаций  были с этим   согласны. Дело в том, что теоретический уровень подготовки этих специалистов хуже, чем обучаемых  по советским стандартам. За первые годы  реформ,  количество высших учебных заведений в России   резко увеличилось с 494 до 2046 (в последующем отдельные  стали закрывать). Однако высококвалифицированных людей и квалифицированных специалистов становиться всё меньше и меньше. Суть в том, что  будущий специалист, пристроенный в вуз, притом на престижный факультет родителем, нажившим богатство неправедным путем, окончив его, не будет работать за гроши, во благо России.  Заранее было известно, что пройдёт немного времени  и некому будет  за гроши восстанавливать  разруху, работать на заводах, фабриках, водить морские и воздушные суда, подымать  сельское хозяйство  и т.д. Но это никого не беспокоило — филипповы, фурсенки, ливановы, васильевы иже с ними громили всё, что создавалось за 70 лет советской власти.  

     Ещё в 1995-1996 годах Минтрудом России были выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Эта возможность была предусмотрена и в федеральном законе 1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В 2002г. было принято постановление Минтруда России в части приема на работу бакалавров и магистров, вышло обращение Минобразования РФ к министерствам и ведомствам по трудоустройству данной категории специалистов, но все эти документы  не  вызвали энтузиазм, не встретили понимания и поддержки  у большинства работодателей.  Суть в том, что многие  руководители с недоверием относились и относятся к новой форме образования, прежде всего качеству подготовки специалистов. Вместо того, чтобы остановиться, разобраться, продумать в чем причина недоверия,  вузы продолжали и продолжают поныне штамповать бакалавров и магистров по рекомендации свыше. Судите сами. Если в 1996 г. выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в т.ч. 12,6 тыс. очная форма), то в 2003г. он увеличился до 51,6 тыс. чел. (44.7 тыс. очная форма). Не отставали  вузы и в подготовке магистров. Так, если в 1996г. число выпускников получивших  степень магистра составило 1,4 тыс. чел. (1,3 тыс. очная форма), то в 2003г.-9,6 тыс. чел. (9,2 тыс. – очная форма).  Потом,  их число  выпускников резко возросло,  а в последующем  начался спад.  Так, За последние годы в России сократилось число выпускников высших учебных заведений — бакалавров, специалистов и магистров, Как сообщает «Царьград» со ссылкой на данные Минобрнауки РФ  в 2010-м было выпущено почти полтора миллиона бакалавров, специалистов и магистров, в 2013-м  — 1,3, в 2014-м  — 1,2, в 2017-м меньше миллиона, а в 2018-м —  930 тыс. Суть в том, что специалисты низкой квалификации стали не нужны. По данным Российского статистического ежегодника  в 2020/2021 учебном году в 707 российских вузах проходили обучение 4,05 млн чел. Доля иностранных студентов — 7,8% (315 тыс.; из них более 205 тыс. — из стран СНГ). В 2020 г. выпускниками российских вузов были около 850 тыс. чел. Из них  диплом бакалавра получили почти 558 тыс., магистра — 185 тыс.

     Болонскую  систему навязывали в приказном и законодательном порядке, притом —  предусматривался  переход к двухуровневому высшему профессиональному образованию, в которой предлагается  следующая структура: первый уровень-бакалавр, второй уровень-магистр или специалист. При этом предполагалось, что прием на обучение по программам второго уровня будет конкурсным, в аспирантуру смогут поступить только лица, получившие высшее профессиональное образование второго уровня. То есть, практически отсеяли  поступление в аспирантуру детей из малообеспеченных семей. Суть в том, что дальнейшее обучение требует  немалых   денежных затрат, которых у большинства  населения нет и, при ельцинистах  не будет. Да и защита диссертации —  это сплошные расходы, если не сказать разорение.

     Председатель Союза ректоров России, ректора МГУ им. Ломоносова  В.А. Садовничий говорил, что  европейские стандарты снизят уровень российского образования. Но это никого  из  чиновников Минобразования РФ не волновало. Возникает вопрос, кому это было нужно и выгодно? Видимо тем, кто ищет личную выгоду для себя и своих близких, прикрываясь демагогическими рассуждениями о реалиях нового времени, заботе о будущем России. Учитывая мировой опыт и требования Болонского процесса, начиная с сентября 2003г. были введены показатели, по которым  работа образовательного учреждения оценивается в т. ч. и по  качеству воспитательной  деятельности со студентами, которая должна быть  основана на определении образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения,  научно – исследовательской работы студентов. Поэтому,  во вузах была  введена должность проректора или Заместителя начальника Управления кадров по воспитательной работе. Тем, кто далек от этой проблемы, казалось, что министерские и вузовские чиновники хотя и с опозданием, но начали реализовать тогда  Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» (Постановление Правительства РФ от 16.02 2001г. №122) и последующих программ и других нормативных документов. . Но это совсем не  так. Эти должности   были введены по требованию  извне, ибо так требуют европейские – болонские  стандарты.  Понятно, в чьих интересах велась патриотическая деятельность…

      Работая в вузе, бывая в разных учебных заведениях, встречаясь со студентами,  специалистами разных уровней  я  видел, что  работа по патриотическому воспитанию не системная и  мало эффективна. Зачастую она проводилась для галочки, как говорят в народе,  через пень – колоду. Студенты, проживающие в общежитиях, как правило,  газет и журналов не читали  (их там просто не было), телевизор  часто не работал,  радио студента мало  интересует,  поэтому  слабо информированы о происходящем в стране и за рубежом (молодёжь это мало интересует).  В большинстве  вузов  вузовские и  студенческие газеты ликвидированы. Ныне патриотическая работа сведена к минимуму, доступ  ветеранам в вузы и колледжи закрыт.

   В тоже время  пунктом 4,  постановления Правительства РФ от 16.02 2001г №122 ГП «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы», а потом другими нормативными документами предусматривалась: разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций  по усилению патриотической направленности телерадиовещания; формирование программ вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий; активное противодействие фактам искажения и фальсификации  истории  Отечества; создание информационной базы в сети Интернет: организация рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программ и в печати с привлечением ученых, государственных и общественных деятелей, представителей культуры, искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, подразделений особого риска,  военной службы, ветеранов  труда и др.

    В первом десятилетии ХХI века государство вузами занималось плохо (кроме реформирования), льготы отменялись, плата за обучение  росла, учебная база разрушалась, а качество обучения снижалось. На этот счёт было  много причин, прежде всего  безденежье, отсутствие внимания  к профессорско-преподавательскому составу. Росла безработица среди выпускников вузов и молодежи. Она была вызвана рядом обстоятельств в т.ч.  демографическими, экономическими,  образовательными и другими факторами. Социологические данные о молодёжи на рынке труда за последние годы  свидетельствуют, что положение в данном вопросе по — прежнему  неблагополучное.  Среди российских регионов самый высокий уровень безработицы в 2021 г. зарегистрирован в Ингушетии, Тыве, Чечне, Дагестане и Республике Алтай. Так, уровень безработицы в Ингушетии составил 32,2%, в Тыве – 20,4%, в Чечне – 18,1%, в Дагестане – 16,4%, в Алтае – 14,7%. По данным «Роскомстата», четверть бедняков – молодые люди от 16 до 30 лет. Где уж им  мечтать об образовании, или осуществить мечту стать инженером, юристом, экономистом, а тем более защитить диссертацию. Абитуриенты  состоятельных семей выбирают специальности престижные и в последующем  высокооплачиваемые,  а дети из бедных семей те,  где меньше конкурс и, ниже плата за обучение.  Как говорил Генри Форд: «До тех пор пока мы ждём от законодательства, что оно уврачует  бедность, «и устранит из мира», нам суждено созерцать, как растёт бедность и умножаются привилегии».  (Справка: «По данным Минтруда РФ, в России на сегодняшний день официально зарегистрировано 2,1 млн безработных граждан. Более 33% из них — молодежь в возрасте до 29 лет, сообщил министр труда и социальной защиты РФ А. Котяков. Он обратил внимание, что среди российской молодежи это достаточно высокий показатель безработицы). Однако официальные  данные не всегда соответствуют истине — безработица значительно выше.

     Непродуманное реформирование экономики приводит к  ликвидации рабочих мест  и напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы, которая охватывает значительную часть  молодёжи. Процесс адаптации молодёжи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталона для молодёжи зачастую выступают люди, зарабатывающие деньги нечестным путем. Высок уровень криминогенности среди подростков. На этот негативный процесс влияет чуждая россиянам  Болонская система и ряд других факторов, которых в годы СССР не было.  Следует признать, что нередко молодёжь выбирает вуз не для получения профессии и  работы по ней, а для получения диплома. Большинство  выпускников вузов и колледжей работают не по специальности. Причина — отсутствии рабочих мест из-за развала производства и низкая заработная плата; ослаблении связей учебных заведений,  предприятий и организаций, отказ от системы распределения специалистов; недооценка социальной ориентации молодёжи в новых условиях рынка и некоторые другие. По данным открытой печати,   отток ученых и высококлассных специалистов из России  увеличился в пять раз. Если  в 2012г.  из России уезжало в год около 14 тыс.  то теперь — 70 тыс.  Такие выводы содержатся в докладе Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) «Научно-технологическая политика России в условиях постпандемии: поиск новых решений». По оценкам НИУ ВШЭ, из страны ежегодно выезжают за рубеж до 10 тыс. ученых для постоянной работы и 35-40 тыс. студентов для учёбы в магистратуре и аспирантуре. Покидают Россию порядка 60-75% перспективных ученых (аспирантов, идущих по академическому треку), причем в передовых областях естественных и технических наук – до 80%.

    Для привлечения и удержания ведущих ученых и перспективной молодежи эксперты ВШЭ предлагают обеспечить целевое бюджетное софинансирование фонда оплаты их труда: для конкурентоспособных на мировом рынке труда исследователей – до 50% для Москвы и Санкт-Петербурга и 70% – для регионов, для российских и зарубежных  (ученых, защитивших кандидатскую диссертацию) – до 65% для Москвы и Санкт-Петербурга и 85%. Покинувшие  Россию  сейчас успешно работают на интересы  США, Германии, Англии, Израиля, Франции, Италии, Японии   и других стран. В основном покидают страну молодые люди в возрасте 30-40 лет. Спрашивается кто, и зачем  разрушил советское образование, признанное лучшим в мире?   Зачем господа Филиппов, Фурсенко иже с ними нанесли невосполнимый удар по образованию и науке России?   Кто за это ответит? Болонская  система — это удавка, способ уничтожения образования и  науки и выход из неё назрел давно.

Член Президиума ЦС Русо, профессор, писатель, журналист  В.А. Попович

26.05.2022г.