В данном случае я буду вести речь об «Учительской газете», которая через год будет отмечать своё 100-летие. Не буду писать о членах Комитета по просвещению ГД ФС РФ, председателю которого, учителю из Ставропольского края Казаковой Ольге Михайловне я уже писал письмо, как своей землячке, но она не удосужилась ответить на письмо своего пожилого земляка и учителя, который ей годится в отцы, не буду писать за весь Северный Кавказ России от Ростовской области до Дагестана, включая Краснодарский и Ставропольский края, республики Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чечня и Ингушетия, скажу только об одном из двенадцати районов Карачаево-Черкесии, в котором я родился, вырос и живу – Хабезском районе, в котором около полусотни учреждений образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения на тридцать тысяч населения, которые выписывают и получают лишь два десятка экземпляров «Учительской газеты», а читают, на мой взгляд, и того меньше, если не ошибаюсь.
Прочитав прекрасные, актуальные статьи в «Учительской газете» (№9 от 1 марта 2022года), я позвонил одному молодому директору школы, и попросил перезвонить мне, когда у него будет свободное время. Он, конечно, не перезвонил, поэтому я позвонил ему второй раз и спросил, читает ли он что-нибудь. Сказал, что читает книги, журналы и газеты. Затем я спросил его, читает ли он «Учительскую газету». На мой вопрос он ответил так: школа получает, но он уже давно не читал (?!). Спасибо, что хоть честно сказал правду! И тогда я вспомнил Жан Жака Руссо (1712-1778), который писал: «Люди в тысячу раз больше заботятся о приобретении богатства, чем знания». И подумал: если бы все учителя всегда читали «Учительскую газету», которая стала выходить в 1924 году, 98 лет назад, по инициативе Крупской Н.К., на каком высоком уровне давно уже оказались бы образование, просвещение и воспитание подрастающего поколения, да и сама Россия!
К сожалению, Заслуженный учитель РСФСР, прочитав мою публикацию «Недоучившимся у нас нет места» (Ленин, т.44, с.167), сказала, что люди и их дети глубоко ошибочно вступили в полосу разложения, распада и угасания, перестали читать, а мы читали, потому что у наших родителей были богатейшие библиотеки.
Прочитав в моей публикации о том, что во второй половине 20 века иногда учили не тому, что надо, и не так, как надо, один читатель в своих комментариях к моей публикации написал, что и сами должны были учиться, читать. Считаю, что в его словах есть и доля правды, хотя я лично думаю, что правы те, кто считал и писал, что обстоятельства делают людей такими, какие они есть.
Со слов Генриха Гейне, Карл Маркс и Ленина писали, повторяя великого немецкого поэта: «Я сеял драконов, а жатва давала только блох». К сожалению, так всегда было, так есть и боюсь, что так будет ещё долго, если не будут преодолены те большие недостатки, которые имеются в организации образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения.
Сталин к 72 годам своей жизни настолько устал бороться, что почти перестал защищать своих верных соратников, чем косвенно содействовал созданию благоприятных условий тем, кто себя считал мудрее и благороднее Сталина, убрать себя и прервать опыт 72-летнего развития России в 1917-1989 годах по пути строительства лучшего мира — Советского Социализма и Коммунизма.
Я долго думаю, прежде чем написать очередное письмо, в своём 87-летнем возрасте, когда становится невмоготу не обратить внимание на ту или иную публикацию. Я не смог пройти мимо очередного прекрасного и очень содержательного номера «Учительской газеты» (№9 от 1 марта 2022 года), как не смог пройти мимо статьи «Учительской газеты» (№20 от 18 мая 2021 года, с.9) «Сто без одного. Быть пионером».
В «Учительской газете» (№20 от 18 мая 2021 года, с.9) была опубликована актуальная для Карачаево-Черкесии на сегодняшний день великолепная статья «СТО БЕЗ ОДНОГО. БЫТЬ ПИОНЕРОМ», потому что «Российское Движение Школьников» (РДШ) в Карачаево-Черкесии имеет такие же недостатки, какие имеются по всей России, и какие недостатки имело пионерское движение в СССР до 1989 года, когда началась буржуазная, капиталистическая контреволюцтия 1989-1999 годов.
Работая в системе образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения с 1954 года, я всегда занимался и продолжаю заниматься проблемами, связанными с деятельностью первых общественных организаций учащихся.
По моей инициативе и при моём активном личном участии три старшие пионервожатые Карачаево-Черкесии получали звание «Заслуженный учитель Карачаево-Черкесии»: из станицы Кардоникской (благодаря депутату Совета Карачаево-Черкесии Чотчаевой Розе Абубекировне) Калиниченко Людмила Петровна, из аула Али-Бердуковский Кабардова Аминат Айсовна (благодаря бывшему Председателю Правительства Карачаево-Черкесии Карданову А.Х.) и из посёлка Бавуко Уракина Любовь Георгиевна (благодаря депутату Совета Карачаево-Черкесии Биджеву Исмелю Абдул-Газизовичу).
К глубокому сожалению, лучшие из лучших старшие пионервожатые Карачаево-Черкесии плохо знали историю, науку и практику развития первых общественных организаций учащихся, и недостаточно эффективно выполняли свои общественные обязанности, как и на всей территории СССР.
Свою трудовую деятельность в должности старшей пионервожатой начинала одна из лучших директоров школ Хабезского района Хубиева Салима Хизировна из аула Жако, где учительница начальных классов Бавижева Зоя Абдулаховна по моей инициативе, благодаря поддержке её бывшего ученика, Председателя Правительства Карачаево-Черкесии Карданова Алика Хусейновича, получила высокое звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Я обращался 6 июня 2021 года с просьбой ко всем субъектам системы образования Карачаево-Черкесии, к директорам школ в ауле Али-Бердуковский, посёлке Бавуко и ауле Жако поручить своим заместителям по воспитательной работе ознакомить учителей с великолепной статьёй в «Учительской газете» (№20 от 18 мая 2021 года, с.9) «СТО БЕЗ ОДНОГО. БЫТЬ ПИОНЕРОМ» и обсудить мероприятия школы по подготовке к 100-летию пионерии, а также информацию об этом мероприятии, проведённом в школе, по электронной почте передать в «Учительскую газету» и в газеты Карачаево-Черкесии.
К сожалению, в течение прошедших с тех пор девяти месяцев практически никто ничего не сделал по моей просьбе, изложенной в письме, потому что от органов власти и управления подобных поручений не поступало, а субъекты образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения в Хабезском районе в капиталистической России 21 века не привыкли прислушиваться к голосу пожилых, учитывать их знания и опыт.
Вожатая средней школы №1 станицы Кардоникской Жарова Ю.В. участвовала в работе педагогического собрания Российского Движения Школьников (РДШ) в Москве. Если не ошибаюсь, никто в Карачаево-Черкесии не знает, что она узнала на этом высоком собрании и чему она научилась там, потому что средства массовой информации Карачаево-Черкесии, как и научно-методические службы, об этом не позаботились.
Игорь Смирнов делал и продолжает делать много публикаций на страницах «Учительской газеты», посвящённых молодёжной политике, вопросам истории, науки и практики научно-методического руководства работой первых общественных организаций учащихся.
В «Учительской газете» (№9 от 1 марта 2022 года, с.8) он опубликовал очередную статью «Странное создание», посвящённое Российскому Движению Школьников (РДШ). Если не ошибаюсь, никто на страницах «Учительской газеты» пока не откликнулся на его многочисленные публикации, в которых, на мой взгляд, он глубоко ошибочно не только не ссылается на Крупскую Н.К., но и делает неоднократные попытки критиковать Крупскую Н.К., научно-педагогическое наследие которой, по моему глубокому убеждению, должно быть востребовано в 21 веке не только в России, но и во всём мире.
На мой взгляд, публикации Игоря Смирнова заслуживали и заслуживают большого общественного внимания, изучения, обсуждения и, главное, главное и главное, преодоления тех недостатков, о которых пишет Игорь Смирнов. Но кто у нас читает «Учительскую газету» из тех, кто управляет развитием образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, если судить не только по Карачаево-Черкесии, но и по ГД ФС РФ и Правительству РФ, заместителю Председателя которого Татьяне Голиковой я писал – 87-летний учитель, работающий в системе образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения практически 68 лет, по вопросам содействия Правительства РФ повышению эффективности использования потенциальных возможностей «Учительской газеты» для повышения квалификации и профессионального мастерства учителей, но даже не получил вразумительного ответа от многочисленных подчинённых ей чиновников, получающих оклады в несколько раз превышающих мою пенсию.
Я с большим интересом читаю публикации на страницах «Учительской газеты», посвящённые опыту Краснодарского и Ставропольского краёв по развитию образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения, как и в Чечне. Хотелось бы, чтобы на страницах «Учительской газеты» ещё чаще появлялись публикации о работе системы образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения в Карачаево-Черкесии, помимо Зеленчукской средней школы №1, о которой несколько раз рассказывалось на страницах «Учительской газеты». Я надеюсь, что мы подготовим и проведём когда-нибудь конференцию читателей «Учительской газеты» на базе средней школы №1 станицы Зеленчукской с участием главного редактора «Учительской газеты» Арслана Хасавова и его первого заместителя Ирины Димовой.
Свою миссию как учителя я всегда видел и вижу в том, чтобы помогать учащимся независимо от их возраста научиться расти и развиваться в течение всей своей жизни. Я согласен с Екатериной Александровной Щербаковой из Краснодара, которая говорила: «Не воспитывайте детей, воспитывайте себя – дети всё равно будут похожи на вас».
Очень жаль, что не все учителя имели возможность глубоко изучить материалы «Учительской газеты» (№9 от 1 марта 2022 года), потому что, на мой взгляд, тираж «Учительской газеты» явно недостаточен, о чём, к сожалению, ошибочно никто не беспокоится. И нет стимулов и мотивов, чтобы каждый учитель получал и читал «Учительскую газету» (?!).
Я с большим интересом и большой пользой для себя изучал все публикации «Учительской газеты» (№9 от 1 марта 2022 года).
Читая публикацию Андрея Сёмке «Проводник на путь взросления» (с.10), я получил удовольствие узнать очень много ранее неизвестных мне сведений, но у меня возникли некоторые конкретные предложения и вопросы. Во-первых, почему так много иностранных слов на страницах «Учительской газеты»?
Прочитав, что Андрей Сёмке – тьютор Института развития образования Краснодарского края, как человек, с большим трудом к 15-летнему возрасту изучивший русский язык и ставший понимать сказанное и написанное на русском языке, и не знающий никаких других языков, кроме своего адыгского и русского, с трудом пришлось мне поискать и узнать, что английское это слово означает наставник, репетитор, преподаватель, который проводит дополнительные занятия с целью передать свои знания и навыки, чем, на мой взгляд, по существу, и занимается каждый учитель в течение всей своей жизни, занимаюсь и я.
Мне бы очень хотелось прочитать на страницах «Учительской газеты» о том, есть ли в России и мире школы с глубоким углубленным изучением русского языка и русской литературы, подобные школам с углубленным изучением английского зыка в России?. Будут ли в России и мире когда-нибудь уроки, посвящённые Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу, Ленину, Сталину, Крупской Н.К.? Правильно писал Владимир Высоцкий, что «пророков нет в своём отечестве, но и в других отечествах не густо». Поэтому считаю, что тот успех в развитии образования, просвещения и воспитания не только подрастающего поколения, но и бывших неграмотными и малограмотными взрослых, который был достигнут в первой половине 20 века, нужно развивать, а не отвергать, как это пытаются делать отдельные члены и члены-корреспонденты Российской Академии Образования (РАО).
Послесловие. Если редакция «Учительской газеты» решит что-то опубликовать из этого моего текста, разрешаю сокращать сколько душе угодно, но прошу не искажать мои мысли и не вносить ничего такого, что я не написал, редактируя текст.
Фуад Пафов, учитель. Карачаево-Черкесия. Март 2022 года.