Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель либерально-рыночного остракизма.
На этой неделе Госдума приняла (за – 380) без единого голоса «против» закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» (в части трудового воспитания обучающихся).
После десятилетий неустанной настойчивости коммунистов, требовавших вернуть в школу воспитание вообще, и трудовое воспитание, в частности, министерство просвещения согласилось с требованием КПРФ. В фурсенковско-ливановском законе об образовании появилось новое положение:
«…с учётом возрастных и психофизических особенностей участвовать в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой и направленном на формирование у обучающихся трудолюбия и базовых трудовых навыков, чувства причастности и уважения к результатам труда».
Уважение к труду – не для правящего олигархата, класса эксплуататоров и «прихватизаторов». Они испытывают презрение к труду, что выразилось в двухлетнем споре вокруг Знамени Победы, когда единороссы с подачи Кремля хотели убрать со священного для нашего народа стяга Серп и Молот – символы труда рабочих и крестьян.
Неприязнь к трудящемуся выражается со стороны руководства РФ в мизерных зарплатах, издевательской МРОТ, унизительных пенсиях людям, проработавшим десятилетия на благо Родины.
Оголтелые рыночники, мечтали из россиян слепить тупых потребителей бургеров. Не вышло! Жизнь наказывает их, как они выражаются, вызовами. И выяснилось, что стране потребовались не пожиратели котлет, а рабочие и инженеры, строители и военные, защитники Родины, — убеждённые патриоты, творцы, высокодуховное сообщество людей с русским высокоморальным стержнем, коллективистки сплочённые, преданные стране граждане.
Манкурты и стяжатели, отнявшие у нашего народа средства, предприятия, целых 30 лет развития, совершенствования, научного прогресса, — смылись, испугавшись СВО, в считанные сутки в недружественные страны вслед за своими счетами, замками, яхтами. Только эта мишура ничего не стоит, если не будет мира на земле и счастья созидательного труда.
И вот, кажется, наступает прозрение. Трудовое воспитание – возвращается в школы.
«Предлагаемые новеллы, — читаем в пояснительной записке к закону, — относят к обязанностям обучающихся участие в общественно-полезном труде, предусмотренном образовательной программой… Также, в связи с предлагаемым новым подходом к воспитанию
в образовательных организациях, норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия и несовершеннолетних — без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, предлагается исключить».
Правда, во время обсуждения законопроекта во втором чтении депутат от фракции «Новые люди» Анна Скрозникова попыталась вставить поправку о том, чтобы спрашивать школьников, в каких видах общественно-полезного труда они хотят участвовать. Но, либерализм не прошёл, думцы поправку отвергли.
Инициаторами лучшего закона за последнее время выступили депутаты всех фракций. Но, главными представились единороссы. Прославляя «свой» проект, они вспомнили и Макаренко, и Ушинского, утверждавшего: «Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни».
«Если родители хотят, чтобы их ребенок вырос настоящим гражданином, у него должно быть сформировано положительное отношение к труду. Только через труд можно воспитать отношение ко многим вопросам, которые потом ему понадобится решать», — отметился цитатой председатель палаты Вячеслав Володин.
Именно об этом не раз говорили коммунисты, многократно поднимавшие эту идею на заседаниях Госдумы.
Чуть ли не впервые за многие годы Олег Смолин (КПРФ), автор законопроекта «Образование для всех», выйдя к думской трибуне со словами одобрения в адрес реально ценного законопроекта, произнёс «Я рад!»
Вот что сказал Олег Николаевич в своём выступлении:
— Уважаемые коллеги! Я рад, что в этом зале, даже противники советской системы, активно борются за её наследие. Это, во-первых. (Аплодисменты).
Во-вторых, я хочу отреагировать на поправку коллег из фракции «Новые люди» цитатой из Льва Толстого, она звучит так: «Счастье не в том, чтобы делать, что хочешь. Счастье в том, чтобы хотеть того, что делаешь». Я бы ещё добавил «надо научиться хотеть того, что делаешь». (Аплодисменты).
Третье. Я бы не стал брать слово, уважаемые коллеги, если бы не хотел дополнить двумя вещами то, о чем здесь уже говорили. Имею в виду вот что. Мы получили довольно много писем с беспокойством родителей по поводу того, не приведет ли этот закон к принудительному труду? Не приведет.
Обращаю внимание на поправку, которая там включена в число принятых, она правильная. Там говорится о том, что если труд не предусмотрен образовательной программой, то должен действовать Трудовой кодекс. То есть, всё только по закону. Безосновательные разговоры о том, что дети будут строить дачи директорам, как уже упоминалось. Закон такого не позволяет.
И последнее — о нашем наследии. На заседании Комитета по просвещению возникла дискуссия, когда один из наших коллег высказался в том смысле, что система Антона Семёновича Макаренко безнадёжно идеологически устарела.
Вот с этим я согласиться категорически не могу. Не только потому, что, увы, Антон Семёнович имел проблемы с советской бюрократией, а бюрократия, к сожалению, бывает в разных системах. Не только потому, что движение макаренковское имеет международный характер, к чему я ещё вернусь. Не только потому, что Антон Семёнович Макаренко признан одним из пяти самых выдающихся педагогов XX века, причём во всём мире, не только у нас. Нельзя разбрасываться нашим наследием.
Хочу обратить также внимание на то, что 18 августа 2023 года состоится IV Форум агрошкол и школ хозяйств, агрошколы и школы хозяйства в Тамбовской области. Организаторами этого форума выступают Ассоциация «Агрошколы России», Исполнительная дирекция международного макаренковского движения, издательство «Народное образование», федеральный центр, Всероссийское педагогическое движение. Сейчас я прочитаю вам ещё одно название — Общероссийская молодёжная общественная организация «Российский союз сельской молодёжи» и так далее. Традиции Макаренко, слава богу, живы!
Мы хотели, конечно, чтобы появилось наряду с трудовым и производственное воспитание, как того хотел Макаренко. Но, политика искусство возможного. Прошу поддержать законопроект.
Ещё одна новая норма появилась в этом законопроекте и получившая безоговорочное одобрение думцев – возвращение серебряных медалей. В школах уже получают золотые медали за отличную учёбу. В этом году золотыми медалистами стали 85 тысяч выпускников. Образовательное сообщество считает, что заслуживают достойного поощрения – серебряной медали — и те ребята, в аттестатах которых одна – две четвёрки. Теперь это утверждено законом принято Госдумой.
Закон, возвращающий в школу трудовое воспитание и серебряные медали за хорошую учёбу вступит в силу сразу после официального опубликования.
Галина Платова.