Российско-японские отношения. Куда и откуда идем?

Российская политика на японском направлении последние тридцать лет носила реактивно-уступающий характер. Вялая словесная реакция на японские заявления о территориальных претензиях к России, сопровождавшаяся уступками в практической политике и размывом территориальной целостности страны. Линия, намеченная Горбачёвым и Ельциным, пусть с некоторым замедлением, но продолжалась. Реальный отпор территориальным притязаниям Японии не давался.

         Заключались беспрецедентные соглашения о допуске японских рыбаков в российские территориальные воды на южных Курилах (1998 г.), множились неравноправные форматы безвизовых посещений японцами Курил, рассматривались вопросы т.н. «совместной хозяйственной деятельности» на Курильских островах под японской юрисдикцией. На федеральном уровне замалчивался Указ Президиума Верховного Совета СССР 1945 года об объявлении 3 сентября Днём Победы над Японией. Вместо него придумали безликий День окончания Второй мировой войны.

         «Священной коровой» был объявлен якобы необходимый «мирный договор» с Японией. Единственным его содержанием могла быть договорная уступка части территории Сахалинской области, включающая ряд Курильских островов.

         Маскировалось очевидное: мир с Японией фактически достигнут при ее капитуляции в 1945 году, а юридический переход от войны к миру, установление дипломатических отношений и взаимный отказ от претензий оформлены 19 октября 1956 года в Совместной советско — японской Декларации. Это и есть, по сути, мирный договор между нашими странами.

         Неизвестно, сколько еще времени могла продолжаться политика уступок и неопределенности, если бы Япония сама в одночасье не сломала благоприятную для нее российскую внешнеполитическую линию.

         Начиная с февраля 2022 года, Япония, как военно — политический союзник, а, точнее, вассал США, примкнула к согласованным действиям стран НАТО против России. Она односторонне, без каких либо действий в ее отношении со стороны России, ввела против нашей страны многочисленные финансовые, торговые и персональные санкции, в том числе против главы нашего государства и членов его семьи.

         Совершенно логичным и естественным с российской стороны было включение Японии в список недружественных государств (5 марта 2022 г.) и последующий пересмотр всей российской политики в отношении этой страны.

             21 марта 2022 года МИД России заявил, что с учетом очевидного недружественного характера введенных Японией односторонних ограничений против России в связи с ситуацией на Украине принимаются следующие меры:

         «Российская сторона в нынешних условиях не намерена продолжать переговоры с Японией по мирному договору ввиду невозможности обсуждать подписание основополагающего документа о двусторонних отношениях с государством, занимающим откровенно недружественные позиции и стремящимся нанести ущерб интересам нашей страны.

         Принято решение о прекращении безвизовых поездок японских граждан на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами Российской Федерации и Японией от 1991 г. и о максимально облегченных посещениях бывшими японскими жителями южных Курил мест своего прежнего проживания от 1999 г.

         Российская сторона выходит из диалога с Японией о налаживании совместной хозяйственной деятельности на южных Курилах.

         Российская сторона блокирует продление статуса Японии в качестве партнера Организации Черноморского экономического сотрудничества по секторальному диалогу.

         Вся ответственность за ущерб двустороннему взаимодействию и интересам самой Японии лежит на официальном Токио, сознательно сделавшем выбор в пользу антироссийского курса вместо развития взаимовыгодного сотрудничества и добрососедства».

https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1805541/

         Заявление российского МИД не остановило антироссийскую санкционную политику японской стороны.

         Поэтому, 3 сентября 2022 года Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение №2531-р, которым в соответствии со статьёй 37 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» прекратило действие Соглашения в форме обмена письмами между Министром иностранных дел СССР и министром иностранных дел Японии о процедуре взаимных поездок от 14 октября 1991 года и Соглашения между Правительством России и Правительством Японии об организации максимально облегченного посещения островов Кунашир, Итуруп и островов Малой Курильской гряды (Сахалинская область) японскими гражданами – бывшими жителями островов и членами их семей (в форме обмена нотами) от 2 сентября 1999 года.

                Глава МИД Японии Есимаса Хаяси назвал российское решение «абсолютно необоснованным и недопустимым». Он добавил, что санкции были введены в связи с ситуацией вокруг Украины, а Москва, принимая решения касаемо двустороннего взаимодействия, «пытается переложить ответственность на Японию». https://lenta.ru/news/2022/09/06/protest/           Странная логика у японского МИД! Дескать, мы будем вам вредить, но вы не смейте отвечать!

         Примечательно, что Москва из гуманитарных соображений не тронула несколько других соглашений о безвизовых посещениях (1986 г. – о посещении кладбищ, 1998 г. – о безвизовых поездках при оказании экстренной помощи), ограничившись отказом от дискриминационных форматов.

         Чем были ущербны прекращенные соглашения?

         Соглашение 1991 года предусматривало возможность постоянных жителей Итурупа, Кунашира и Шикотана в составе безвизовых групп посещать Японию, а группам японских граждан посещать Итуруп, Кунашир и Шикотан.

         Итак, у любого японца хоть из Токио или с Окинавы официально было право в группе посещать самые крупные острова юга Курил, расположенные в двух районах Сахалинской области. И только у жителей двух российских муниципальных районов было право посещения Японии.

         На практике японские реваншистские организации наполняли безвизовые делегации активистами своих сторонников из депутатского корпуса всех уровней, из своих территориальных подразделений, обкатывая их в практической пропаганде территориальных претензий, и сдабривая делегации нанятыми представителями СМИ. Эти пропагандисты начинали свои вояжи на Курилы с т.н. «бесед-диспутов» на тему: «Как мы тут с вами будем совместно жить». Старательно и демонстративно делили шкуру неубитого медведя.

         Безвизовые группы курильчан возили обычно только на север соседнего острова Хоккайдо в маленькие городки – Немуро, Раусу, Накасибецу и. т.п. Впоследствии, раз в сезон одна премиальная группа стала ездить в какой – нибудь другой регион Японии, определяемый японской стороной.

         Причины такого неравноправия видны из установочного письма горбачевского министра иностранных дел от 14 октября 1991 г.. В нём указано, что поездки будут осуществляться «в период до урегулирования вопроса о заключении мирного договора между СССР и Японией, включая разрешение территориальной проблемы, в целях углубления взаимопонимания и содействия таким образом решению указанного вопроса».

         Проще говоря, курильчан предательски отдали под информационно-психологическую обработку в целях смягчения их позиции в пользу территориальных уступок.

         Надо отдать им должное, они со временем научились отделять материальный и социокультурный аспект безвизовых обменов от пропагандистского и территориального аспектов.

         Уникальность ситуации состояла не только в неравноправности безвизовых обменов, а в том, что японской стороной была одновременно создана визовая блокада курильчан. Индивидуальные въездные визы им японской стороной не выдаются уже которое десятилетие!

         Т.е. иного легального способа кроме как дожидаться очереди в безвизовой группе, двигающейся в Японии по стандартному маршруту, для курильчан не было и нет.

         Более того, аналогичные санкции перенесены японской стороной и на владельцев курильских бизнесов, не являющихся жителями этих районов. Им тоже регулярно отказывали в выдаче въездных виз.

         Японская сторона многие годы, по сути, ведет экономическую и гуманитарную блокаду Курильских островов, преследуя даже фирмы третьих стран, осуществляющих поставки оборудования для Курил.    Такие действия зафиксированы, например, в отношении южнокорейских фирм, поставлявших металл для причальных сооружений Южно-Курильска.

         Очередной российской уступкой стало Соглашение 1999 года по которому бывшие жители Курильских островов и члены их семей ( на практике – внуки и т.п.) получили право безвизовых поездок на Курильские острова. Это объясняет, почему число участников безвизовых обменов с японской стороны более чем вдвое превышает число российских «безвизовиков».

         Безвизовые поездки в нескольких форматах проводились в период с 1992 года и по 2019 год. За это время без виз Японию посетили 11 032 гражданина России, проживающих на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан, а на островах южной части Курильского архипелага побывали более 25 800 японских граждан, в том числе бывшие жители этих островов и члены их семей. В 2020  и 2021 годах безвизовые поездки не проводились ввиду объявленной коронавирусной пандемии.

         Видя неэффективность дипломатических возражений против прекращения Россией соглашений 1991 и 1999 годов о безвизовых поездках, японская сторона в 2023 году начала применять новую тактику.

         Руководители двух реваншистских организаций – что хорошо видно из их названий – директор Ассоциации по вопросам северных территорий Морохоси Мамору и председатель Хоккайдской комиссии по развитию связей с Четырьмя Северными островами Тадзиро Тюдзо направили руководителям российских организаций по организации безвизовых обменов на островах Кунашир и Итуруп письма. В них предлагалось рассмотреть программу безвизовых обменов формата 1991 года на 2023 год.

         Аналогичным образом поступила и другая реваншистская организация — Союз жителей Чисимских и Хабомайских островов (Председатель Ваки Кимио). Она с японской стороны отвечает за т.н. «свободное посещение» Курильских островов по отмененному Соглашению 1999 года. Как будто они не знают о принятом Россией решении!

         При этом Сахалинскую областную комиссию по безвизовым обменам, т. е. орган, уполномоченный государством на взаимодействие, японская сторона даже в адресатах не числит. Ее председателю, названному только по фамилии (без указания должности) письма направлены в копии.

         Смысл этих канцелярско-бюрократических ухищрений и зондажа понятен – попытаться проверить как органы местного самоуправления на Курилах и их структуры, занимавшиеся безвизовыми поездками, относятся к принятому российским правительством решению. Полагаю, что гораздо более практичным было бы обращение упомянутых японских организаций к своему правительству с предложением создать благоприятные условия для нормализации такой формы приграничного сотрудничества как безвизовые обмены.

         Очевидно, что к таким условиям относится, прежде всего, отмена односторонних, не вытекающих из двусторонних отношений антироссийских санкций. Но простого восстановления досанкцинного положения дел уже недостаточно.

         Новые переговоры о безвизовых обменах российской стороне необходимо начать с условия снятия японской экономической и гуманитарной блокады Курильских островов.

         С прекращения дискриминации жителей Курильского и Южно-Курильского районов Сахалинской области, которым по территориальному признаку японские власти отказывают в выдаче въездных виз.

         С введения режима индивидуальных и групповых безвизовых поездок на началах взаимности для жителей приграничных регионов — островной Сахалинской области Российской Федерации и островной префектуры Хоккайдо Японии.

         С определения субъектами ежегодных консультаций по безвизовым обменам администрации Сахалинской области (Российская Федерация) и губернаторства Хоккайдо (Япония), т.е. государственных органов, а не реваншистских общественных организаций.

         Конечно, это не единственные составляющие нового российского курса на прекращение заискивания перед Японией.

         Остро стоит вопрос об ускорении принятия Правительством РФ решения о прекращении действия Соглашения 1998 года с 1 января 2024 года. Этим Соглашением японским судам разрешено добывать морские ресурсы в российских территориальных водах на южных Курилах. Налицо явное ущемление интересов российских рыбаков- «прибрежников» и пробоина ниже ватерлинии для интересов национальной безопасности!

         Сейчас это может показаться нереальным, но, полагаю, что успешное завершение Россией специальной военной операции на территории бывшей УССР неизбежно вынудит и Японию пересмотреть свой агрессивный курс в отношении нашей страны.

         Не может же страна, с великой консервативной культурой и самобытностью, претендующая на постоянное место в Совете Безопасности ООН, бесконечно следовать в фарватере безумной политики уходящего американского гегемона, надорвавшегося в своей якобы исключительности.

С.Пономарёв, Южно-Сахалинск.