П.И. Сатлейкин об опасности политических иллюзий для страны и всего мира

Ключевые слова: Россия, иллюзии, политика, противник, безопасность, свобода, заблуждение, реальность, корысть, знание, идеал, образ, фикция, обещания.

Аннотация: Иллюзии свойственны общественному сознанию. Человеческая жизнь проходит между иллюзиями и реальностью. Приукрашивание действительности – одно из заблуждений человека. Поскольку тон общественным процессам задает политика, то политические иллюзии наиболее опасны и могут привести к роковым последствиям. Это появляется как на национальном, так и на международном уровне. В работе предпринимаются попытки анализа политических иллюзий, предлагаются сравнительные критерии, отличающие иллюзии от реальности, идеала и добросовестных заблуждений. Дается оценка роли субъективного фактора в истории.

SATLEYKIN Pavel Ivanovich

candidate of legal sciences, participant in hostilities,

retired police colonel

On the danger of illusions for countries and the whole world

Key words: Russia, illusions, politics, adversary, security, freedom, delusion, reality, self-interest, knowledge, ideal, image, fiction, promises.

Abstract: Illusions are inherent in the public consciousness. Human life passes between illusions and reality. The embellishment of reality is one of the delusions of man. Since politics sets the tone for social processes, political illusions are the most dangerous and can lead to fatal consequences. This appears both nationally and internationally. The paper attempts to analyze political illusions, offers comparative criteria that distinguish illusions from reality, ideals and honest delusions. An assessment of the role of the subjective factor in history is given.

Причины политических иллюзий

Анализ этой темы лучше начать с обратного. Антонимами слова иллюзия являются действительность, реальность. Между этими противоположными категориями и протекает вся жизнь, в том числе, и в политике. Оценочным критерием, разделяющим иллюзию от реальности, является проверка на аутентичность (достоверность).

Семантически близкое к понятию аутентичность – адекватность. Но об адекватности обычно говорят, когда оценивают поведения человека с точки зрения соответствия (или несоответствия) сложившейся обстановке.

Объективная реальность, как известно, дается нам в ощущениях. Все события проходят внутреннюю верификацию и являются частью общественного сознания. История, по словам военного аналитика генерала А. Владимирова, субъективна. «Субъектом и объектом истории является человеческое сознание, создающее мир и его историю». Уровень общественного сознания определяет культура духа как самая глубинная сущность, в конечном счете, определяющая мотивацию людей. То, чего человек жаждет, то и становится плодами его деяний. [1].

Даже т.н. объективный ход истории, технологический уклад, политическая система, ничто иное, как продукты деятельности человеческого сознания, материальное воплощение идеального образа. Сам по себе материалистический (эмпирический) метод еще не означает научности и верности исследования. Всю сложность мира одними рациональными и эмпирическими подходами объяснить невозможно. В цепочке рассуждений всегда будет отсутствовать конечная цель – зачем? А недосказанность и неполнота оценки допускают иные суждения. Тем более, что все знать об объекте невозможно. Значит, глубина понимания вопроса вводит нас в область феноменологии, или веры в неведомое.

В политике, как части общественного процесса, субъективный фактор тоже играет важную роль. Поскольку политика движет общественными процессами, то ошибки и иллюзии в этой области особенно опасны. Неверный выбор может привести как к полному фиаско (дискредитации) самой идеи, так и провалу олицетворяющую ее (идею) политического лидера, избранного им политического курса. Пример тому – деятельность первого и последнего президента СССР М. Горбачева. Провозгласив перестройку и новое мышление, он не представлял себе какой поток событий вызовут эти внешне привлекательные лозунги. В результате: «/Хлестнула дерзко за предел/ Нас отравившая свобода» (С. Есенин).

Но по части политического авантюризма М. Горбачева (а еще раньше Н. Хрущева), далеко превзошел первый президент России Б. Ельцин. Если М. Горбачев открыл двери врагу, то Б. Ельцин заложил ему всю страну.

Конечно, упомянутые политики сами были продуктами (и заложниками) политической системы, воспитывающей догматиков-исполнителей, а не пионеров-первопроходцев. Первый – символ уходящей эпохи, второй – новой, «демократической» России. Система выдвинула их на вершину власти, но «венценосцы» стали и ее могильщиками. Такова кривая ухмылка истории.

Возникает вопрос: были ли эти лидеры политическими романтиками, добросовестно заблуждающимися относительно своих целей и возможностей? Политическая корысть этих деятелей, эгоистические устремления, желание понравиться Западу в ущерб национальным интересам, не оставляют места для такого предположения.

Раздача обещаний – любимый конек всех современных политиков, на котором они въезжают во власть. Не избежала этих искушений и сегодняшняя российская верхушка. Процветания страны, демократических реформ мы так и не дождались, зато вошедшие во власть, через близких им олигархов, сказочно обогатились.

Вкус власти, чувство верховенства и обладания, пьянят своей значимостью и величием. Б. Окуджава в поэтической форме это выразил так: «…дай рвущемуся к власти навластвоваться всласть».

Удовольствие и власть, – как заметил М. Фуко, – «сцеплены друг с другом соответственно сложными и позитивными механизмами возбуждения и побуждения» [2].

Однако, вкус власти опаснее политических иллюзий. Б. Ельцин так слился с троном, что смог удержать его только расстрелом из пушек своих оппонентов. В результате этой «победы», Россия совершила радикальный разворот на Запад, утратив собственные идеалы и национальное достоинство.

Что касается В. Путина, то его политическая роль до конца не определилась, есть надежда, что он неслучайно появился на горизонте русской истории. Иллюзии В. Путина заключались в попытке встроить Россию в глобальный мировой порядок и его институты в качестве полноправного политического субъекта.

 Но, как выяснилось, нас там никто не ждет. А приспособленчество – удел слабых. И это главная ошибка В. Путина. Прибывая в чужой матрице Россия порядком отравилась западными ценностями и потеряла свое лицо.

Вожделенную цель Запада с предельной откровенностью сформулировал З. Бжезинский. Строить мировой порядок против России, на руинах России и за счет России.

России брошен цивилизационный вызов на выживание. Чтобы серьезно противодействовать этому, страна должна встрепенуться, осознать масштаб угрозы и мобилизовать все свои ресурсы для Победы. Требуется кардинальное изменение всех общественных отношений, создать новую модель развития. Но ничего подобного пока не происходит. «Одной из причин произошедшего является наша давняя национальная беда — запоздалая саморефлексия» [3]. Историческое притормаживание России, возможно вызвано большим пространством и инерционностью общественного сознания. Не только наша неповоротливость, но и расхлябанность в больших и малых делах мешают нам жить. И еще наивность, трепетное, деликатное отношение к врагу, поставившего целью уничтожение России. Врагам Отечества надо поставлять не вторую щеку, а меч.

Стране нужен политик нового типа – человек, смотрящий в вечность, туда, куда зовут Россию колокола истории. Такой политик должен быть гибким, мудрым и решительным. Говоря словами Платона, «политик должен знать кроме совершенного и наилучшего и самое худшее, ибо знание лучшего и знание худшего – одно и тоже знание». Знание о худшем мы получили сполна, а к понимание наилучшего пока не пришли.

В политике мы так и не научились называть вещи своими именами и распознавать личину врага.Мы постоянно покупаемся на вражеские посулы и лесть. Так, в недалеком 2009 году, глава МИД России С. Лавров и госсекретарь США Х. Клинтон в Женеве торжественно нажали на кнопку «Перезагрузка», на которой, по иронии судьбы, было написано «Перегрузка». Очень символическая ошибка. Пора бы привыкнуть к тактике США обнулять невыгодные им отношения и не участвовать в делах тьмы.

Удивительно, но противник знает нас лучше, чем мы сами себя. Еще великий пророк Н. Гоголь заметил: «Велико незнание России посреди России». А В. Розанов и вовсе произнес некролог: «Мертвая, страна, мертвая страна, мертвая страна. Все неподвижно, и никакая мысль не прививается» [4]. Спасибо Западу, разбудившему русского медведя, который, похоже, просыпается только от боли.

Пора бы уже сбросить наваждение и понять, что Россия – ось мировой истории. «Россия может быть по своей сути мостом между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в слабом месте мирового сообщества» [5].

Иллюзии следует отличать от ложного толкования, особенноопасного в политике. Вне зависимости от ситуации, право на толкование и последнее слово принадлежит власти. Пользуясь привилегиями, имея в руках мощные информационные ресурсы, власть за счет политтехнологий может вывернуться из любой ситуации. Из ничего она способна создать видимость благополучия, а бездействие и просчеты объяснять объективными причинами.

Правда жизни опасна для политика. Она может оказаться не такой лицеприятной, как доносят льстивые царедворцы. Но даже в искусственной реальности власть долго может морочить голову народу, удерживать его повиновении, который тоже не хочет лезть на рожон.

Зрелища вместо хлеба, тоже один из фирменных политических приемов. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало. Отсюда преобладание на телевидении развлекательных шоу-программ, отупляющих сознание, направленных на рефлексию, а не на разум и здравое рассуждение.

Иллюзии отличаются и от идеала. Идеал возвышает, облагораживает, подтягивает действительность. А иллюзии, как суррогат действительности, уводят в сторону, замалчивают проблемы, порождают ложные надежды на будущее.

Опасность политических иллюзий в том, что на их основе принимаются управленческие решения, бессмысленно тратятся ресурсы, уходит в песок человеческая энергия. Иллюзии тоже преобразуют мир, но искажают подлинную суть вещей, приводят к обратному результату.

Еще одной иллюзией является уверенность власти в контроле над политическими процессами, полном подчинения народа ее воле. Власть самоуверенно полагает, что молчание народа означает поддержку. Даже при самом плохом раскладе «всякая власть не оставляет надежд на то, что ей удастся переломить ситуацию и добиться большего» [5]. Если надежд не остается, и земля уходит из-под ног, властители сбрасывают тогу демократии и идут ва-банк. Исторических примеров тому предостаточно.

 Подмена реальности иллюзиями опасна как для страны, так и для власти. Иллюзии сеют зерна будущих катаклизмов. Пробившаяся сквозь тиски правда, рано или поздно заявит о себе во весь голос. Томящаяся энергия в виде накопившегося возмущения, в любой момент может прорваться наружу и опрокинуть политическую систему.

В политике одинаково опасны как рыхлость власти, так и ее железная хватка.Определить баланс сил между давлением и сопротивлением очень сложно. Равновесие всегда временно и неустойчиво. Перегиб сдерживает активность народа, а большой люфт приводит к разгулу социальной стихии. Нельзя требовать от власти большего, чем она может дать. Но не следует испытывать и терпение народа, которое создает у власти иллюзию вседозволенности и уверенности в своих силах.

Порочность или благость власти зависят от результатов политических действий. Птицу, как известно, видно по полету. Власть, не задающая целью достижения всеобщего блага – изначально порочна.

Эффективность власти определяется уровнем жизни народа и степенью защищенности государства. Российская власть этим похвастаться не может. По уровню благосостояния («рейтингу процветания») из 149 стран наша страна находится на 96 месте – между Кенией и Руандой [6].

Что касается уровня национальной безопасности, то серьезное беспокойство вызывает затягивание проведения СВО, рост военной эскалации, вплоть до возможности прямого участия в конфликте стран НАТО, что чреватое ядерной катастрофой. Все эти угрозы – прямое следствие недальновидной внешней политики, игры с противником на его поле и по его правилам.

 Иллюзия как ошибка выбора

 Предполагается, что политик понимает смысл происходящего. желает блага своему народу и способен изменить мир к лучшему. «Взялся на гуж, не говори, что не дюж» (русская пословица). Но это тоже очередная иллюзия. Как тонко заметил выдающийся французский политический мыслитель Бертран де Жувенель, «знание о власти у народа основываются на наблюдении за властью принимаемое за саму сущность власти. Результаты действий политического руководства для народа остаются сокрытыми» [7].

Он же (Жувенель) заметил, что понятие власти не совпадает с понятием нации, причем, субстанционально. Власть имеет собственное бытие и может полностью замкнуться на себе. Это очень важно знать, чтобы не обмануться в ожиданиях.

Согласно тезису, приписываемому И. Сталину: «Есть логика намерений и логика обстоятельств, и логика обстоятельств сильнее логики намерений». Именно логика намерений лежит в области грез, иллюзорного представления о действительности.

Опасность иллюзий в том, что они управляют волей, лежат в основе принятия ошибочных управленческих решений, которые, однако, формируют мнимую действительность. В результате неверного выбора неэффективно тратятся государственные ресурсы, бессмысленно расходуется человеческий потенциал.

В духовном смысле, иллюзии – это бесовское наваждение, путь лукавого. Иллюзии питаются человеческими пороками и ложными сущностями. Именно иллюзии сегодня являются движущими силами истории, подменяя собой истинный смысл человеческого существования.

Иллюзия о всемогуществе власти

Власть надеется на то, что она обладает достаточной и авторитетной силой для того, чтобы держать народ в повиновении. Причем, стремление к доминированию свойственно любой власти, независимо от типа и политического режима.

Власть, олицетворяет государство и является ведущим инструментом управления обществом. И как любой инструмент, она может созидать и разрушать. Так, что власть далеко не всегда выполняет свои созидательные, организационные и охранительные функции. Не стоит уповать на ее всесилие и безграничные возможности.

Самой большой иллюзией власти является уверенность в своей значимости, способности самостоятельно, без участия народа, решать самые сложные вопросы. Власть сильно заблуждается, когда считает, что контролирует все политические процессы, а народ целиком подчиняется ей. Положительные процессы в стране могут происходить не благодаря, а вопреки властным установлениям, силами общественной самоорганизации и гражданской самодисциплины.

Иллюзии о травоядном волке

В общественных процессах, как и в природе существуют устойчивые закономерности. Они очевидны и познаваемы. Фашизм, например, не может быть добрым и справедливым. Любая война направлена на подрыв и уничтожение противника, она сеет смерть и разрушения.

Запад всегда считал Русь, Россию, СССР основным идейным (сакральным) врагом, и не оставлял надежд покончить с «империей зла». Тайная война против нашей страны никогда не прекращались. Эпоха «перестройки» и «нового мышления», на которую мы так наивно повелись, враждебность Запада не уменьшила, изменились лишь методы. Они стали более изощренными и тонкими. План Даллеса по уничтожению СССР перешел на Россию и приобрел новые формы. Однако действующая власть до 24 февраля 2022 года этого кажется не замечала. Сидела за одним столом с политическими шулерами, а сейчас возмущается, что Россию обманули.

«Неожиданно» выяснилось, что Запад с нами считаться и не собирался. Со всей немецкой прямотой, если не сказать, цинизмом, об этом поведала стране и миру бывший федеральный канцлер Германии А. Меркель. Что называется, приехали. Вызывает только недоумение наивность и простодушие власти. Поразительно, но момент истины пришел к нам из вне, а не изнутри. Сами не догадались, что нас дурят. Что это, если не признание профнепригодности.

Высшее искусство в политике — сакральное понимание хода истории, способность распознавать личину врага во всех его замыслах и действиях.

Сегодня «товарищ волк» (выражение Президента Путина) сбросил маску зайца и власть, наконец, поняла, с кем имеет дело. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но потерянного не вернуть. В том числе, репутацию сильной, уверенной в себе страны.

Сумерки демократии или кто главнее

Слово демократия в западной политологии настолько затерто и искажено, что потерялся его изначальный смысл. А демократия – это власть народа. Все остальные формы – разновидности элитарных режимов.

Как формируется буржуазная демократия убедительно описал русский правовед и политик К. Победоносцев в книге: «Великая ложь нашего времени» [7]. Название говорит само за себя, и нет необходимости дальше развивать эту тему.

Согласно принятой на Западе идеи Общественного договора, власть исходит из верховенства народа, а не от Бога. А само верховенство определятся соотношением политических сил. Вопрос только в том, кого считать народом, чем и как измерить его волю.

У разных политических групп и отдельных граждан свои приоритеты. Определить равнодействующую интересов, воздать всем сестрам по серьгам, невозможно. Даже политические декларации о народном суверенитете мало что дают.

Можно уверено утверждать, что механизм народовластия в России отсутствует. Носитель суверенитета (народ) не обладает правом законодательной инициативы, контрольными полномочиями по отзыву своих «слуг». Как же народу проявлять верховенство, если у него нет необходимых рычагов влияния на политические процессы и управленческие решения.

Если между народом и властью отсутствует обратная связь, то такие отношения можно назвать эксплуататорскими со стороны власти. Ни о каком политическом партнерстве и социальном взаимодействии в таком случае, говорить не приходится. Если же власть присваивает себе полномочия суверена или подменяет его, то это узурпация власти, политическое мошенничество.

Надо понимать, что государство далеко не всегда выражает интересы нации, а власть – интересы государства. Власть может «приватизировать» государство и использовать его в своих корпоративных целях. В большинстве стран власть и народ живут в различных измерениях, каждый сам по себе.

Но и народ, как главная движущаяся сила истории, далеко не безгрешен. Истина, не количественная, а качественная категория, и она большинством голосов не определяется. К тому же, значительная часть народа – нигилисты и обыватели, для которых своя рубашка ближе к телу.

У народа бывают завышенные ожидания или необоснованные претензии к власти. Политический процесс носит длящийся, растянутый характер. Его последствия и результаты могут быть отложены на многие годы. Одинаково неприемлемы как бездействие власти, так и ее опасные инициативы. Но в любом случае, власть не должна находится в состоянии, когда «ничего сделать нельзя» (Николай II).

Отличие политических иллюзий от фикций

Фикции в русской транскрипции могут носить обидный и даже неприличный характер, например: лажа, туфта, брехня, фальшивка.

Фикция – это нечто несуществующее, подделка действительности, заведомый обман. Однако, грешит этим даже Конституция России. Так, провозгласив права и свободы высшей ценностью, государство не удосужилось сделать их реально действующими, наполнить их материальным содержанием. Таковыми являются право граждан на труд, жилище, благоприятную окружающую среду, участие в управлении делами государства.

Власть в России исторически выше закона. И сегодня искать в российском праве защиту от произвола власти наивно. Стоящий между законом и гражданином правоприменитель может в любой момент выставить непреодолимый барьер, и до закона гражданину уже не дотянуться. Это вам любой адвокат скажет, приведет на это счет сотни примеров чиновничьего безнаказанного произвола.

Но все же, есть конституционные механизмы народовластия. Статья 3 Конституции провозглашает народ носителем суверенитета и ЕДИНСТВЕННЫМ источником власти [8]. А это значит, что народ как единственный суверен, вправе освободить себя от притеснений власти и восстановить узурпированный ею суверенитет. Народ творец закона, а власть – его творение.

Выводы:

  1. Иллюзии – плод незрелого или лукавого ума, неспособного к глубокому аналитическому мышлению.
    1. Многие ошибки людей порождаются желанием опередить или приукрасить действительность. Пусть будет хорошо, хотя бы в мечтах.
    1. Иллюзии носят как объективный, так и субъективный характер. В любом случае, оценивает действительность человек на основе своих интеллектуальных возможностей и моральных качеств.
    1. Лучшее лекарство от иллюзий: знание, здравое рассуждение и умеренность во всем.
    1. Иллюзии власти, как правило, лукавы и имеют материальную основу. За ними стоят корыстные интересы и личная выгода. Реальная политика должна быть освобождена от иллюзий.

Список литературы:

  1. А. Владимиров. О субъективности истории // Завтра газ. январь 2023, № 3 (1515);
    1. Цит. по: Бертран де Жувенель. Власть. Естественная история ее возрастания. Мысль. М.: 2010. С. 77;
    1. В. Аверьянов. Империя и воля. Догнать самих себя. Книжный мир. М.: 2014. С. 1;
    1. А. Ахиезер. Цит. по: Рон Полборн. Воля и власть. Человек во власти и вне ее. Российская Академия образования. Московский психолого-социальный институт. М.: 2006. С. 71;
    1. Legatum Prosperity Index.
    1. Бертран де Жувенель. С. 266.
    1. К. Победоносцев. Великая лож нашего времени. Русская книга. М.: 1993.
    1. Конституция Российской Федерации (с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 1 июля 2020).