Лев Сорников: «Слава Великому Октябрю!»

Выступление на митинге 7 ноября 2022 года в Коломне и тезисы к нему.

7 ноября в Коломне состоялось торжественное возложение цветов к памятникам В.И.Ленину. С вступительным словом к церемонии попросили выступить меня, и вот что я сказал:

—  Отмечая 105-летие Великой революции, изменившей ход мировой истории, возложением цветов к памятнику В.И Ленину — вождю мирового организованного и сознательного рабочего класса и основателю Советского Союза, мы должны задуматься о том, почему советский рабочий класс в 1987 году пошел за иудой Горбачевым, а в 1991 – за алкашом и иудой Ельциным. Сказать о том, что верхушка КПРФ к этому времени насквозь прогнила, значит ничего не сказать по существу дела. Почему во главе КПСС и государства оказались глупцы – ренегаты и предатели, а не коммунисты масштаба Ленина и Сталина – вот главная проблема, не решив которую, мы и дальше будем плутать в потёмках.

У Ленина есть ответ на эти вопросы, надо лишь понять великого мыслителя, революционера и государственного деятеля со всей глубиной. Марксизм в России находится в состоянии кризиса именно потому, что марксисты сегодня не понимают Ленина, как в 1914 году, «через ½ века» после опубликования первого тома «Капитала», они, включая таких знатоков марксизма, как Плеханов и Каутский, «не поняли К.Маркса».

Мы, коммунисты, обязаны понять Ленина буквально, а не через бесчисленные интерпретации,  и пойти путем, им указанным в 900-е годы ХХ века. И это будет лучшая дань уважения к нему, чем все славословия вместе взятые.

Добавлю, что суть Ленинского плана перехода к социализму настолько понятна внимательному, не отягощенному интерпретациями и комментариями, читателю работ, статей и выступлений В.И.Ленина, что остается только удивляться, что эта правда остается для марксистов тайной.

Вот несколько тезисов по этому вопросу:

  1. Русский рабочий класс три года сражался с буржуазией, своей и мировой, победил и остался в одиночестве во враждебном окружении.
  2. Россия была совершенно не готова к независимому от более цивилизованного европейского пролетариата «непосредственному переходу к социализму». Поэтому победившему рабочему классу не оставалось ничего другого, кроме того, чтобы бросить все силы на создание в стране необходимых для перехода к социализму условий цивилизованности. То есть доделать то, что не успела российская буржуазия.
  3. Это означало, что до тех пор, пока означенная задача не будет решена, в России (СССР) не будет социализма как типа развития, а будет формироваться государственный капитализм при диктатуре пролетариата в форме Советской власти. Иными словами, писал Ленин, это будет «социализм в известном смысле». А именно в том смысле, что рабочий класс, захватив командные высоты в государстве, создал только юридические условия для решения вышеназванной задачи, а не вошел в социализм..
  4. Если бы в этот период совершилась победоносная революция в Европе, то путь СССР к социализму стал бы легче, прочнее и короче: Это был бы зависимый путь развития к социализму.
  5. А так как этого не случилось, а произошло нечто обратное – появился фашизм, нацизм и «Новый курс» — то СССР вступил на независимый путь развития к социализму, отягощенное бешенным сопротивлением контрреволюционных сил как внутри страны, так и извне.
  6. Учитывая годы подготовки к новой войне с Европой, самой войны и послевоенного восстановления, «социализм в известном смысле» выполнил свою миссию в СССР к началу 50-х годов ХХ века, и тогда настала объективная необходимость «открыть дверь социализма» и начать «непосредственный переход к социализму» ( в кавычках слова Ленина)
  7. Но для этого надо было коммунистам сверху донизу ясно понимать что такое частная собственность, почему её необходимо ликыидировать и каков должен быть механизм снятия частной собственности. То есть понять со всей определенностью, что такое социализм.
  8. Социализм как часть коммунизма для Маркса, Энгельса, Ленина является не очередным, пятым по И.В.Сталину, способом производства, не общественно-экономической формацией, а многоступенчатой переходной эпохой, типом развития, обратным предысторическому, а не толок капиталистическому. И обратным тому типу развития, который был в СССР, т.е «социализму в известном смысле. Социализм есть процесс «положительного уничтожения» (К.Маркс)  трёх форм частной собственности, а именно – капитала, обмена и отраслевого разделения труда. Эти три ступени суть первая фаза коммунизма с выходом на ступень «страна-фабрика» (В.И.Ленин).
  9. Общество как выяснил  К.Маркс ещё в 1844 году, начиная с определенной ступени, многоукладно.

      Ступени эти суть способы производства (СП). Они возникают и закономерно сменяют друг друга в ходе общественного разделения труда на умственный –(управленческий) и физический (управляемый). Производственные отношения каждого СП суть форма самоотчуждения людей в процессе разделения труда, т.е., по Марксу, формы частной собственности. ПО это экономический базис общетва. Над ним выстраивается идеологическая, политическая и т.д. надстройка.

  1. Первоначально и достаточно долго ПО способствуют развитию ПС. Поэтому идеология правящего класса определяет сознание большинства: люди думают так, как живут, а не наоборот.

     Но так как ПС Орудия труда и т.д. динамичны, а ПО косны, то Ра но или поздно возникает слишком большой разрыв между ними, что приводит к усилению классовой борьбы. Все большая часть общества вслед за передовыми идеологами  перестает признавать правильными существующие ПО. Это приводит к революционной смене власти, к возникновению очередного СП с господством очередного класса эксплуататоров.

На смену деспотам (АзСП) приходят рабовладельцы, им на смену – феодалы, а этим – буржуазия.

На смену буржуазии может придти только организованный в компартию рабочий класс.

  1. Новые ПО не уничтожают предыдущие, а сохраняют их внутри себя в снятом виде — в виде экономических укладов. Так возникает своеобразная историческая матрёшка. В капитале как ПО в виде экономических укладов содержатся Т-Д отношения, отношения права, отношения регламентации насилия законом, отношения прямого насилия власти над большинством, отношения индивидуальной собственности.

     И в виде жизненных укладов — отношения кровного родства, ритуальные и стереотипное поведение архаического СП..

  1. Эпоха коммунизма – это эпоха последовательного снятия многоукладности, т.е. по типу развития она обратная предыстории. И для каждой ступени коммунизма общество будет разрабатывать свою теорию снятия слоя самоотчуждения.
  2. Подробнее о превращении отчуждённых ПО в производительную силу общества в другой статье.

Л.Сорников.

Литература

Маркс К. «Экономические и философские рукописи 1844 г. ПСС, т.42.

Маркс К. Энгельс Ф. «Немецкая идеология»

Маркс К. «Тезисы о Фейербахе. Предисловие  к политической экономии. Критика Готской программы.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Диалектика природы.

Ленин В.И. «О продовольственном налоге». «О кооперации». «О нашей революции. По поводу записок Суханова».

Ленин В.И. «Первый Всероссийский съезд по внешкольному образованию «Т.38, стр. 353-354.

С.Платонов сборник «После коммунизма».

Сорников Л.Я. Статьи на сайте РУСО.