Недавно премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что России необходимо вернуться к традиционной для нее системе высшего образования. Об этом сказано на заседании правительства Российской Федерации — «Прошу в короткие сроки вместе с законодателями скорректировать существующую нормативную базу», — сказал глава кабинета министров. Мишустин уточнил, что это откроет для россиян «новые возможности для обучения и трудоустройства», «у советского образования были свои сильные стороны». «Напомним, вернуться к базовой системе высшего образования накануне предложил президент России В. Путин в ходе обращения к Федеральному собранию. В результате срок обучения специалистов в стране будет составлять от четырех до шести лет. Министр науки и высшего образования В. Фальков сообщил, что в российских университетах разработают новые программы образования от четырех до шести лет. Как говорят давно бы так. То, что натворили сторонники Запада с российско — советским образованием будет сказываться десятилетия и за это горе — реформаторы должны нести наказание вплоть до уголовного.
По — оценке лидер фракции в Госдуме РФ Сергей Миронов на фоне санкций со стороны Запада «самое время раз и навсегда отказаться» от такой системы и «вернуться к истокам». Кроме того, депутат выступил за отмену Единого государственного экзамена (ЕГЭ). «Да, Россия присоединилась к Болонской системе почти 20 лет назад, и, несмотря на этот достаточно длительный срок, система российского образования в целом учитывает наши национальные приоритеты», Надо отметить, что хоть и с большим опозданием но всё — же дошло. Многие наконец – то поняли даже на верху, что что нас дурили сознательно и завели в тупик. Я прекрасно помню, с каким рвением бывшие носители партийных билетов с учёными степенями громили советскую систему образования, а неугодных выставляли за двери вузов. Отдельные до этих пор мутят воду и дурманят в вузах и колледжах молодые умы студентов. Немало их и в школах страны и прежде всего в столице.
Образование — это система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций В народе говорят, что ученье свет, а мы докатились до того, что в России неучей тьма. Притом на высоком уровне.
Образование фундамент всего развития общества. Это процесс формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку у человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе. Именно благодаря развитому уму людей и их способности, накопление опыта позволило образоваться культура. Как известно культура есть опыт не одной личности, а опыт общества в целом. Образование это есть процесс передачи этих знаний, накопленных в культуре, новым поколениям. Именно это во многом потеряли с развалом СССР-России, а нового не приобрели. Вместо укрепления культурных связей, дружбы народов враги наших народов привели страну к ненависти, вражде, распри и войнам между братскими народами. Наиболее характерный пример бойни между братскими народами России и Украины. Образование целенаправленно осуществляется обществом через учебные заведения: детские сады, школы, колледжи, университеты и другие заведения, что, однако, не исключает возможность и самообразования, особенно в связи с широкой доступностью интернета В Москве многие детские сады замкнули на школы, и под разными предлогами оптимизируют, сокращают и ликвидируют. К примеру, в районе Орехово Борисово – Северное закрыто несколько детских садов под предлогом ремонта. Родителям приходится возить детей на приличное расстояние. Садики длительное время не ремонтирует, видимо готовят к ликвидации. Всё это скажется на настроении людей, семей, но это мало кого беспокоит в Департаменте образования и мэрии столицы.
В обыденном понимании образование, кроме всего прочего, подразумевает и, в основном, ограничено обучением и воспитанием учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, например таким, как астрофизика, право, география или зоология, могут обучать только данным предметам. Специализация образования увеличивается по мере взросления обучающихся. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, с помощью Интернета, чтение, посещение музеев или личный опыт. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями. Несмотря на новые формы обучения, живое общение ученика с учителем с одной стороны, — преподавателя и студента с другой, не заменить. Именно на это была нацелена советская образовательная система. Я длительное время преподавал в вузах и других заведениях. Скажу откровенно, что вирус ельцинизма и его взглядов на жизнь накрепко укоренилась в отдельных головах учёного мира. Если раньше стремились дать молодому человеку глубокие знания то теперь у многих в головах доллар или длинный рубль. Это надо учитывать Правительству РФ, достойно платить профессорско-преподавательскому составу, и усилить контроль за их деятельностью. (Справка: «Болонская система: определение Болонский процесс в образовании — это создание единого образовательного пространства, которое объединяет высшие учебные заведения разных стран, как правило, входящих в Европейский союз. Ключевой позицией Болонского процесса для студентов является возможность обучаться не только в своём университете, но и отправляться на стажировки в другие европейские вузы. При этом не только получить новый опыт, но и образование, которое признаётся и котируется во всех государствах-участниках. Это должно повысить шансы молодого специалиста на трудоустройство в Европе. История подписания Болонского соглашения Как и когда возникла новая образовательная система? Официально это случилось в 1998 году. Тогда министры образования четырёх стран-основательниц Европейского союза — Германии, Италии, Франции и Англии — разработали и подписали Болонскую конвенцию. Но начало самого процесса относят к середине 70-х годов, когда принимались первые соглашения о сотрудничестве между европейскими университетами. Когда Россия подписала болонскую декларацию? Это произошло в 2003, но процесс внедрения образовательной системы растянулся на годы». Именно эти страны во главе с США «выкачивали» из России и бывших республик СССР высококвалифицированных специалистов и учёные кадры которые уехали туда, и работают на наших врагов.
Как внедряли Болонскую систему демократы?
После долгих споров Россия присоединилась к Болонской конвенции по высшему образованию, став 40-м участником этого процесса. По мнению чиновников от образования интеграция в мировую систему высшего образования – это ни чья то выдумка, а один из принципов государственной политики в сфере образования, который предусмотрен в законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996г. № 125 – ФЗ. Подписание конвенции происходило в сентябре 2003г. в Берлине с участием делегации Минобразования России и министров высшего образования 33 европейских государств, принявших к тому времени эту декларацию, и 7 стран кандидатов. Вместе с Россией среди кандидатов для принятия в Болонский клуб оказались такие государства как Сербия, Босния, Македония, Герцеговина, Черногория, Албания, Андорра и Ватикан.
(Справка: 19 мая 1999г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских государств подписали декларацию о создании единых европейских стандартов высшего образования. Суть заключается в том, чтобы образование базировалось на двух уровнях знаний – бакалавра и магистра, а также взаимное признание вузовских дипломов. Все страны подписавшие декларацию должны соблюдать общие критерии оценки качества преподавания в высших учебных заведениях. То есть, взяли под контроль.
Бывший министр образования В. Филиппов после вступления России в Болонский клуб в интервью заявил: «Скажу честно: мы волновались…Нам очень помогли Италия, Англия, Испания и Германия, а также Совет Европы». То есть те страны, куда в последующем уехали многие лучшие выпускники российских вузов. За это время сотни тысяч молодых умов покинули Россию и теперь работают на Запал, а в стране дефицит кадровый голод. Тогда министра Филиппова не смутило, что Россию опустили на уровень карликовых государств Европы. В свое время в мировом сообществе было признано, что в Советском Союзе лучшее образование в мире, нам подражали друзья и недруги, у нас учились уму – разуму, теперь всё наоборот. У нас всегда так – ломать не строить Чиновники крушат и уничтожают быстро, не думая о последствиях, а потом опомнившись начинают восстанавливать десятилетиями, за счёт ограбленного народа. Притом разрушители ответственности не несут. Так было, так оно и сейчас.
Я в те годы преподавал в Московской государственной академии водного транспорта, был зам. Главного редактора академической газеты «Бригантина» и прекрасно помню, что творили реформаторы ельцинской закалки ломая всю науку, созданную при советской власти. Эти бессовестные разрушители – западники внедрённые сверху приследовали и гнобили несогласных, любыми путями вытесняли из вуза. В чем же суть Болонского процесса, который тогда обеспокоил чиновничьи сердца? Как доказывали сторонники этого процесса Россия получит расширенный доступ к европейскому образованию, что будет способствовать дальнейшему повышению его качества и привлекательности, мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применение системы учебных кредитов. Выдача выпускникам вузов общеевропейского приложения к диплому, даст возможность обеспечить трудоустройство выпускников вузов за счет того, что все академические степени и квалификации будут ориентированы на европейский рынок труда. Однако, суждения в оценке случившегося были не однозначны, а споры не утихают, до настоящего времени
По мнению тех, кто тянул и тянет страну в цивилизованную Европу мол присоединение к Болонскому процессу даст новый импульс модернизации высшего профессионального образования, откроет дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям вузов – в академических обменах с университетами западных стран. Противники рассуждали, что мы окончательно потеряем лицо, былой авторитет, попадём под влияние Запада, который станет выкачивать из России умы, наводнять рынок дешёвой рабочей силой, а это приведет к росту безработицы. И эти рассуждения не беспочвенны. За последние годы реформ страну покинули сотни тысяч, миллионы высококвалифицированных кадров и ученых, в основном молодых. Устроиться по специальности проблематично, заработки низкие, люди с учёной степенью — преподаватели колледжей и вузов, получали, да и ныне получают на уровне уборщицы или охранника. Но это никого не беспокоило и не беспокоит. Безразличие поразившее наше общество за эти годы поражает и крайне беспокоит патриотов любящих страну и народ. Творимое с наукой и образованием в постсоветской России на совести таких господ — министров как: Филиппов, Фурсенкео, Ливанов, Васильева иже с ними. Они должны нести ответственность за трагедию постигшую страну в образовательном процессе – в вузах, техникумах (колледжах) ГПТУ (СПТУ), школах и других образовательных учреждениях.
(Справка: Российская система образования становилась около 300 лет назад. Известно, что М.В. Ломоносов прежде, чем создать университет, обучался в Германии, много ездил по Европе. Научные достижения Союза ССР — России вплоть до 90-х годов подтвердили, что наша система образования была лучшей. Несмотря на разрушение науки «демократами», мы и сейчас на порядок опережаем ведущие страны мира по многим технологиям. Это советские достижения в ходе слияний образования и науки). Однако реформаторы ельцинского пошиба предложили всё советское порушить.
Активная работа по вовлечению России в Болонскую систему началась еще в 2002 году, когда Министерством образования России В.М. Филипповым была развернута кипучая деятельность по изучению европейского опыта сближения систем высшего образования. В это время, по инициативе Санкт-Петербургского госуниверситета создали рабочую группу. Ее возглавил один из заместителей министра образования РФ, председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы и ректор Санкт – Петербургского государственного университета. Кроме того, в группу вошли ректоры и проректоры ряда вузов, ученые, международные эксперты. Чиновники из Министерства образования считали, что деятельность группы содействовала повышению уровня информированности высшей школы о целях Болонского процесса. В чем же заключалась эта информированность?
С 2002 года начали проводить различные мероприятия, такие как: международные конференции по проблемам общего европейского образовательного пространства; международные совещания по введению зачётных единиц в высшем профобразовании; всероссийское совещание по проблемам качества образования и совещание проректоров по учебной работе; школы — семинары по введению приложений к диплому и другие. Совещания и иные мероприятия проходили на базе разных вузов от Санкт – Петербурга до Владивостока. В пределах научных программ только в 2004г. были исследованы вопросы затрат, связанных с интеграцией, разработка стандартов по подготовке бакалавров и магистров и другие вопросы финансирование которых обошлось более чем 10 млн. рублей. Цель этих мероприятий убедить колеблющихся в том, как расцветет наука и кадры в европейском сообществе. Оказалось, что наука и образование бывшего Союза ССР ранее признана лучшей во всем мире им не отвергалась. Замечу, всё это происходило в бытность руководства страной нынешним президентом.
Начавшийся процесс интеграции российской и европейской систем образования формировал общее пространство России и ЕС в области науки и образования. Однако для полноценного участия в Болонском процессе российской высшей школе предстояло немало потрудится. И эта работа велась за счет средств государства, то есть нас с вами. На подобного рода эксперименты, реформаторы денег не жалеют. Катались по России и зарубежным странам транжиря народные деньги. В тоже время народ нищенствовал и голодал.
Помню, 15 февраля 2005г. был издан приказ Министерства образования и науки России № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего — профессионального образования Российской Федерации», им был утвержден План мероприятий по развитию Болонской декларации в системе высшего- профессионального образования РФ на 2005-2010 годы. В последующие годы российской высшей школе предстояло предпринять ряд мер, среди которых следовало создать условия для функционирования двухсторонней системы высшего — профессионального образования; системы зачётных единиц для признания результатов обучения; сопоставимой с требованиями европейского сообщества, системы обеспечения качества образовательных учреждений и образовательных программ вузов; внутри вузовских систем контроля качества образования и привлечения к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, а также создание условий для введения в практику приложения к диплому о высшем образовании, аналогичного европейскому приложению, и развития академической мобильности студентов и преподавателей.
(Справка: Действовавшая в нашей стране модель образования основывалась на двух принципах. Они были непрерывными. Во-первых – наше образование всегда подпитывалось глубокой фундаментальной наукой. Во-вторых — принцип индивидуального обучения, когда преподаватель работает непосредственно со студентами, оценивает его знания и способности. Болонской системой было предложено облегчить доступ к знаниям и получению диплома. К чему это привело, теперь видим на практике). Вместо высокообразованных специалистов мы получили недоучек которых предприятия и организации как правило принимать к себе на роботу не желают.
С внедрением новой системы подготовка бакалавров и магистров в России велась по всем образовательным областям высшего профобразования за исключением сервиса, информационной безопасности и медицины. Однако, не все руководители предприятий и организаций с этим согласны поэтому, как могут, сопротивляются. Дело в том, что теоретический уровень подготовки этих специалистов хуже, чем обучаемых по советским стандартам.
За годы ельцинско – путинских образовательных реформ количество высших учебных заведений в России увеличилось с 494 до 2046 (в последующем оно снизилось) но качество подготовки специалистов не улучшилось. Высококвалифицированных инженеров и других квалифицированных специалистов становиться всё меньше и меньше. Студент, будущий специалист, пристроенный в вуз родителем, нажившим богатство неправедным путем, притом на престижный факультет, окончив его, не будет работать за гроши, во благо России. Спрашивается, кто будет восстанавливать разруху, работать на производстве, фабриках, водить морские и воздушные суда, подымать производство и сельское хозяйство? Проводимая на Украине так называемая спецоперация показала всю пагубность нынешних реформ, в том числе в системе образования. Настало время спросить с реформаторов – разрушителей?
Помнится в 1995-1996 годах Минтрудом России были выпущены два письма о трудоустройстве бакалавров на должности для которых предусмотрено высшее профессиональное образование. Эта возможность предусмотрена и в федеральном законе 1996г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В 2002г. принято постановление Минтруда России в части приема на работу бакалавров и магистров, вышло инициативное обращение Минобразования РФ к министерствам и ведомствам по трудоустройству данной категории специалистов, но все эти документы не встретили понимания и поддержки у работодателей. Плохо образованные специалисты на производстве не нужны. Я как бывший руководитель завода знаю не по наслышке сколько проблем приносить плохо подготовленный в вузе специалист.
Вот почему многие руководители с недоверием относятся к новой форме образования, прежде всего качеству подготовки специалистов. Вместо того, чтобы остановиться, разобраться, продумать в чем причина недоверия, вузы продолжали и продолжают штамповать бакалавров и магистров по рекомендации свыше. Судите сами. Если в 1996 г. выпуск бакалавров составил 15,1 тыс. человек по всем формам обучения (в т.ч. 12,6 тыс. очная форма), то в 2003г. он увеличился до 51,6 тыс. человек (44.7 тыс. очная форма). Не отставали вузы и в подготовке магистров. Так, если в 1996г. число выпускников получивших степень магистра составило 1,4 тыс. чел. (1,3 тыс. очная форма), то в 2003г.-9,6 тыс. чел. (9,2 тыс. – очная форма). И эта подготовка шла по нарастающей. Мы сами загнали себя в тупик. Кому это было выгодно? И кто за это должен ответить?
Как бывший руководитель промышленного предприятия и профессор много лет проработавший в вузе, считаю, что решение примьер – министра РФ М. Мишустина правильное (хотя и запоздалое),. Следует безотлагательно вернуться к советской системе образования, восстановить техническую базу вузов, техникумов, ГПТУ, наладить правильный учебный процесс в школах. Те, кто препятствует этому процессу не место на занимаемых должностях. Выпусков по болонской системе навязывают в приказном и законодательном порядке. Кто эти люди, и на чью мельницу льют воду? Неужели не видно, какая хищная стая окутала Россию внутри страны и извне?
Помнится, Председатель Союза ректоров России, ректора МГУ им. Ломоносова В.А. Садовничий высказывается за то, что европейские стандарты могут снизить уровень российского образования. Но это мало тревожило чиновников Минобразования РФ. Возникает вопрос, кому это было нужно? Видимо тем, кто искал и ищет личную выгоду для себя и своих близких, прикрываясь демагогическими рассуждениями о реалиях нового времени, заботе о будущем России. Реформаторы завели Россию в тупик.
Учитывая мировой опыт и требования Болонского процесса, начиная с сентября 2003г. были введены показатели, по которым работа образовательного учреждения оценивается в т. ч. и по качеству воспитательной деятельности со студентами, которая должна быть основана на определении образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения, научно – исследовательской работы студентов. Поэтому, во многих вузах была введена должность проректора или Заместителя начальника Управления кадров по воспитательной работе. Тем, кто далек от этой проблемы, казалось, что министерские и вузовские чиновники хотя с опозданием начали заниматься патриотическим воспитанием студентов. Но это не оказалось не так. Эти должности была введены по требованию европейского (болонского) стандарта, цель его заключалась совсем в другом, западном воспитании. Знаю об этом не по наслышке. Профессорско- преподавательскому составу нашего вуза отстоять интересы России в данном вопросе не удалось. Тогда многим несогласным с политикой проводимой министерскими чиновниками пришлось покинуть вузовские стены.
Работая в вузе, бывая в разных учебных заведениях, встречаясь со студентами, специалистами разных уровней я видел, что работа по патриотическому воспитанию мало эффективна. Зачастую она проводится вяло, для галочки, как говорятся, через пень – колоду. Студенты, проживающие в общежитиях, как правило, газет и журналов не читали (их, зачастую, там не было), телевизор не смотрели, радио не слушали (они там отсутствовали, или находились не в рабочем состоянии), поэтому были слабо информированы о происходящем в стране и за рубежом. Во многих вузах выпускаемые студенческие газеты были ликвидированы. Мы интересовались у представителей из Министерства образования РФ, как реализовывать постановление Правительства РФ и программу по патриотическому воспитание граждан РФ при таком подходе, ответ был один – не денег. Действовавшее тогда Постановление Правительства РФ 2001г. №122-ФЗ предусматривало большой объем мероприятий в части патриотического воспитания граждан и молодёжи, включая студентов и школьников.
(Справка: Пунктом 4, постановления Правительства РФ от 16.02 2001г №122 ГП «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005годы» предусматривалось: разработка программ, циклов и конкретных рекомендаций по усилению патриотической направленности телерадиовещания; формирование программ вещания на Россию в интересах обеспечения объективности изложения исторических и текущих событий; активное противодействие фактам искажения и фальсификации истории Отечества; создание информационной базы в сети Интернет: организация рубрик о патриотическом воспитании граждан в телевизионных и радиовещательных программ и в печати с привлечением ученых, государственных и общественных деятелей, представителей культуры и искусства, педагогов, воспитателей, ветеранов войны, военной службы и труда и т.д.).
Мы убедились. что ничего этого не сделано. Радио, телевидение, «демократическая пресса», ученые и политики типа А. Яковлева, М. Горбачев, Б. Ельцина, В. Черномырдина и иже с ними, льют грязь на наше прошлое. Радио и телевидение заполнены пошлыми антисоветскими передачами, песенками, а телевидение даже порнографией. Это было не во сне, а наяву. К примеру на патриотическое воспитание на 2001-2005гг было выделено 178 млн. рублей, а в 2006-2010 годы реализовано около 497,8 млн. руб. притом примерно 378,05 млн. рублей из федерального бюджета.
Государство вузами должным образом не занималось (кроме реформирования), льготы отменяли, плата за обучение росла, учебная база ветшала, качество обучения снижалось. Здесь много причин, прежде всего безденежье, отсутствие внимания к профессорско-преподавательскому составу. Росла безработица среди выпускников вузов и молодежи. Она была вызвана рядом обстоятельств — демографическими экономическими, образовательными и другими факторами.
Данные социологических исследований молодёжи на рынке труда последних лет и прогноз его развития свидетельствуют, что положение в данном вопросе во многих регионах неудовлетворительное (Калмыкия, Чувашия, Дагестан, Алтай, Тыва и другие), где доля безработных в возрасте до 30 лет превышала 40%. Тогда по данным «Роскомстата», четверть бедняков – были молодые люди от 16 до 30 лет. Где уж им и мечтать об образовании, или осуществить мечту стать ученым. Абитуриенты из состоятельных семей выбирают специальности престижные и в последующем высокооплачиваемые: экономист, юрист, дизайнер, а дети из бедных семей – в основном педагогические и инженерные, где меньше конкурс и, ниже плата за обучение.
Непродуманное реформирование экономики и не только, приводит к ликвидации рабочих мест и напряженности на рынке труда. Растут масштабы скрытой безработицы, которая охватывает более четверти работающей молодёжи. Процесс адаптации молодёжи к новым условиям происходит сложно. В качестве эталона для молодёжи зачастую выступают люди, зарабатывающие деньги нечестным путем. Высок уровень криминогенности среди подростков. С вступлением в Болонскую систему этот процесс остановить не удалось, пожалуй наоборот, он усилился и углубляться.
Следует признать, что нередко молодёжь выбирает вуз не для получения профессии и работы по ней, а для получения базовых знаний. К примеру, 3/5 выпускников вузов, 1/3 выпускников ПТУ, 3/4 выпускников техникумов (колледжей) работали не по специальности. Причина — отсутствии рабочих мест из-за развала производства и низкая заработная плата; ослаблении связей учебных заведений, предприятий и организаций, отказ от системы распределения специалистов; недооценка социальной ориентации молодёжи в новых условиях рынка и некоторые другие. В настоящее время дефицит рабочих и инженерно – технических кадров. Это последствия реформ в образовании и не только. Кто должен ответить за тот разгром который учинён над Россией?
Помню, в российских вузах в 2003/2004 учебном году обучалось 25 тыс. иностранных студентов за счет федерального бюджета, в том числе 15,7 тыс. граждан из стран СНГ. В настоящее время эти показатели скромны как никогда. В годы Советского Союза в стране обучались представитель большинства государств мира, а теперь всё наоборот. Если мы думаем остаться развитой, образованной, читаемой страной, то обучение во всех видах государственных учебных заведений должно осуществляться на бесплатной основе. Путь к образованию следует открыть всем, кто хочет и способен его получить. Но учить в интересах России, а не наших врагов.
(Справка: Немалая часть бюджета многих стран – США, Канады, Великобритании, Франции и других государств идёт на образование. В России в этом деле немало проблем. Если по Болонской конвенции Европа готовила своих нужных им специалистов, какой смысл был ехать в Россию. Но об этом министерские работники не думали). Они работали на Запад. Теперь после начала СВО и наложенных санкций на Россию какое – либо взаимодействие исключено и думается на долго. Давно настало время отказаться от разного рода иностранных услуг и жить своим умом.
Помнится, в 2003 году на конференции министров в Берлине принято коммюнике, в котором рекомендовалось рассматривать подготовку докторов наук как третью ступень высшего образования. В России аспирантура является традиционной формой подготовки кандидатов наук в вузах и научных организациях. Последними законодательными актами, регулирующими подготовку кандидатов наук, являются закон 1996г. № 125 – ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и Положение о подготовке научно- педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утверждённое приказом Минобразования России от 1996г. № 814.
В конце 2004г. в базовой сети работало 2587 советов. В составе региональной сети действовало 172 совета и 48 зарубежных советов. Средняя годовая загрузка каждого диссертационного совета составляла 9,5 диссертации. Однако как показывает статистика, начиная с 1997г. имеет место рост общего количества защищаемых кандидатских и докторских диссертаций. Было время их спада. (Справка: По разным данным за годы так называемых реформ страну покинули миллионы высокообразованных специалистов и ученых. самого выдающегося потенциала (по теоретической физике, биологии, математике и др.). Бывшие россияне успешно работает в интересах США, Германии, Англии, Израиля, Франции, Италии, Японии, Китая и других стран. В основном покидают страну молодые люди в возрасте 30-40 лет. (Справка: После развала Союза мы по количеству исследователей были на первом месте в мире. У нас было 992 тыс. учёных. На этих людей были затрачены бюджетные средства за годы их обучения в вузах. По расчётам Минобрнауки, на каждом выезжающем специалисте мы теряем от 300 до 400 тыс. долл. Многие российские ученые, покинувшие страну после распада СССР, занимали ведущие позиции в составе научного сообщества. В 1992 году в России было около 900 тысяч учёных, активно занимающихся наукой. Сейчас же около 450 тысяч специалистов можно формально назвать учёными, из них лишь около 100 тысяч более половины своего рабочего времени уделяют изучению неисследованных областей и совершенствованию существующей и разработку новой техники)
Время подтвердило, что система образования в России вызывает много нареканий. Вместо единого европейского пространства высшего образования мы получили не совсем ясные перспективы. Слепое копирование Западных моделей привело не к модернизации, а очередным потерям кадров и попаданию в тупиковые ситуации. Болонский процесс обучения надо как можно быстрее ликвидировать, и вернутся к устоявшейся, проверенной советской системе образования. Безусловно учесть отдельные особенности в которых мы оказались. Кажется руководство страны осознало свою ошибку, но хватит ли мужества и упорства довести дело до логического, конца, — покажет время?
Член Президиума ЦС РУСО, профессор, писатель и журналист
В.А. Попович
23.9. 23г.