Мы привыкли воспринимать В.И.Ленина как великого революционера, творца победоносной социалистической революции, создателя и руководителя первого в мире государства трудящихся. Всё это так. Но это не в полной мере отражает его заслуги.
Ленин был более крупномасштабным гением, чем он традиционно изображается. Советую перечитать литературный портрет «В.И.Ленин», написанный Максимом Горьким в 1930 году ещё до его возвращения в СССР. По свидетельству Горького, в то время даже в буржуазных газетах писали, что «в лице Ленина мир потерял человека, который среди всех современных ему великих людей наиболее ярко воплощал в себе гениальность и бесстрашие разума». Сказано красиво и ярко. Но давайте разберёмся. А что такое гениальность и бесстрашие разума?
Слово «гений» в русском понимании происходит от слова «ген». Гении – это очень немногие избранные судьбой люди, хранители и носители генетической памяти породившего их народа, т.е. носители мудрости всех предшествующих поколений. Их историческое предназначение – успеть передать родному народу смыслы его жизни, раскрыть сильные и слабые стороны народа и указать ему верный путь в светлое будущее. Но сделать это гений обязан искренним народным языком, который бы воспринимался и умом, и сердцем народа. Он должен зажигать искрами глагола сердца людей, заряжать народ огнём духовной энергии и побуждать к прорыву через трудности к светлому будущему. А главное – вооружать верой в то, что это обязательно сбудется.
Несомненно, что Ленин это историческое предназначение гения сумел достойно исполнить. Это факт. Ведь он мыслил и действовал как гений. А продемонстрировал ли он бесстрашие разума? Несомненно, да!
Ленин действительно обладал и жил разумом, а не рассудком. Разум – это высшая форма интеллекта в живой природе. Далеко не все люди на земле обладают разумом. Большинство живут рассудком. А в чём разница между рассудком и разумом? Словарь «Психология» определяет рассудок и разум как два различных типа логического мышления. Рассудок – это умственная система движения мысли к истине, которая оперирует только в пределах сложившегося знания и чувственного опыта, упорядочивая их согласно твёрдо установленным правилам и догмам. Разум — это способность человека творчески мыслить, познавать мир, понимать смысл бытия, искать и находить истину, как животворящее начало развития, как совершенное знание об окружающем мире.
Ленин бесстрашно в мыслях и делах, используя свой разум, первым прорывался сквозь догмы и запреты в неизведанное будущее мира. Он первым на земле осознал и претворил в жизнь сокровенную и главную суть марксизма. В Манифесте коммунистической партии Маркс особо подчеркнул, что «раньше философы только объясняли мир, а наша задача его изменить». А что значит изменить мир? По мнению Ленина — необходимо перейти от думания о будущем к деланию его по заданному проекту. Для этого необходим революционный переход от хаоса стихийного развития мира к проектируемому и осознанно управляемому его развитию.
Ленин смело и бесстрашно стал первооткрывателем такого перехода. Как же он этого достиг? Максим Горький сделал глубокий вывод, что Ленин «глубоко верил в своё призвание быть вождём трудящихся, всесторонне и глубоко ощущал свою связь с миром и до конца понял свою роль в хаосе мира – роль врага хаоса». Вдумайтесь, Владимир Ульянов с юности уже осознавал смыслом своей жизни стать не просто революционером, а врагом хаоса. Это вселенский масштаб личности. Откуда у него такой космический масштаб к неприятию хаоса? Возможно, от его гениальности, точнее от данной ему генетической памяти русского народа в виде основ русского мировоззрения. Ведь имя русского мировоззрения – «Лад», что в переводе с древнерусского означает – «не хаос, а космический порядок». Так вот Ленин, как враг хаоса, поставил жизненную цель – наладить счастливую жизнь людей. Горький писал, что «в нём жила вера в то, что несчастие не есть неустранимая основа бытия, а есть мерзость, которую люди должны и могут отмести прочь от себя».
Ленин, как гениальный человек, ещё в юности осознал, что поверхностное, упрощённое восприятие мира приводит к непониманию истины и бессмысленности деятельности. Он поставил перед собой цель всесторонне и глубоко познать мир и правильно определить своё место в этом мире. Азарт был свойством его натуры, и Ленин, как пишет Горький, с исключительной бодростью духа достиг поставленной цели. Он глубоко изучил законы Вселенной, законы природы и законы общественного развития. Он познал современную картину мира, взаимосвязь пространства и времени с развитием человечества, возможности влияния человека на ход общественного развития.
Именно в начале XX века к учёным пришло новое понимание пространства и времени, которое революционным образом изменило их взгляды на Космос. На смену представления о неизменной Вселенной пришло понятие динамически расширяющейся Вселенной, в которой пространство и время тоже являются динамическими и взаимосвязанными величинами. Поэтому картина мира постоянно меняется и эти изменения надо уметь учитывать при определении стратегических целей и решении практических задач. Гениальный разум Ленина в то время позволил сделать важнейший научный вывод, что «картина мира – это картина того, как материя движется и как материя мыслит».Для осуществления революционного перехода от стихийного хаотичного развития исторического процесса к правильно проектируемому и управляемому необходимо было обозначить и понять взаимосвязь движения и мышления. Ленин первым вывел основной закон нового метода управления общественным развитием, метода «хронополитики». Его суть в том, что каждому времени должно соответствовать своё мышление и свой понятийный аппарат. Поэтому для разработки крупномасштабного социального проекта будущего необходимо познать суть эпохи, прочувствовать дух времени, понять особенности пространства и мировоззрения народов его населяющих.
Для перехода от думания о будущем к деланию будущего по заданному проекту важно учитывать, что Вселенная и жизнь на Земле намного сложнее, чем известно из существующих научных теорий и идеологий. Поэтому Ленин предупреждал, что нельзя становиться рабом одной теории или одного научного подхода. Он утверждал, что «марксизм не догма, а руководство к действию. Поменьше схемотворчества, побольше знания окружающей действительности и законов развития мира».
Ленин на практике доказал, что для правильной разработки крупномасштабного социального проекта и успешной его реализации необходимо соразмерное сочетание различных научных подходов и идей, учёт политэкономических и социальных законов, правильное определение движущей силы революционных перемен. Ленин на основе сочетания классового и цивилизационного научных подходов сумел для победы социалистической революции соединить марксистский материализм с русской духовной социокультурой. Он правильно определил и сплотил движущую силу революции, сломившую сопротивление буржуазии. Этой силой по его воле стал союз рабочего класса и крестьянства. Такой силы не нашлось в других капиталистических странах. Поэтому Советская Россия стала первой в мире страной, приступившей к строительству социализма.
При этом Ленин не слепо следовал схеме Маркса. По Марксу революция возникает тогда, когда форма (производственные отношения) перестаёт соответствовать содержанию (производительным силам). Не отрицая марксистский закон социально-экономического развития, Ленин доказал, что в конкретных исторических и пространственных условиях форма и содержание в формуле Маркса могут меняться местами. В России в начале XX века после революции нужно было сделать всё наоборот, т.е. отсталые производительные силы привести в соответствие с новыми социалистическими, а значит более передовыми, производственными отношениями.
Ленин решил, не дожидаясь мировой революции, опираться на силу социалистической идеи и духовные ресурсы русской цивилизации для ускоренной индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства. Вождь революции продемонстрировал нелинейное мышление и изначально повёл народы России не по проторённому пути развития, догоняющего Запад, а по новому пути опережающего развития с выходом на качественно новый уровень эволюции человечества. Вместо характерного для капитализма общества потребления в Советской России создавалось общество знаний, формирующее Человека разумного и созидающего. Октябрьский проект Ленина нацеливал советский народ на созидание во благо своей семьи и Отечества на основе передовой научной мысли, новых технологий и лучшей техники.
Ленин, как враг стихийного хаоса, понимал, что замена хаоса на осмысленный порядок в социальной эволюции человечества требует от авторов и исполнителей этого глобального проекта светлого будущего глубочайших знаний законов развития мира и правильного их применения. Поэтому, выступая в 1921 году на III съезде комсомола, он поставил перед советской молодёжью главную задачу – учиться коммунизму! И добавил, что настоящим коммунистом можно стать лишь обогатив свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество. Сталин достойно продолжал дело Ленина, познавая и умело применяя объективные законы для опережающего развития СССР. К сожалению, последующие руководители по своему масштабу личности были неспособны осуществлять правильно управляемое развитие истории, что привело к приостановке Октябрьского проекта. Но она временная.
Величайшая заслуга Ленина в том, что он первым осознал и создал в виде ленинизма теоретические основы для перехода от стихийной к управляемой истории. Начало XXI века подтверждает, что управляемый переход к светлому будущему грядёт впереди.