Эти фото часто используют для того, чтобы противопоставить «убогий и колхозный» СССР 1950-х годов и сияющий гламур послевоенной Европейской моды. Однако это фото сессия специально сделана такой скандальной: оглушительный пиар на ней сделали все участники со стороны Запада: и сам модный дом «Диор» и фотограф из США и девушки модели; в накладе остались только недальновидные советские чиновники.
Модели Кристиана Диора в Москве, 1959 год
Советской стороне изначально нужно было понимать, что модный дом «Кристиан Диор» являлся (по своей сути и духу) элитарным (возможно, самым дорогим в Европе на тот момент) и обслуживал только верхушку Западного общества.
Для знакомства советской аудитории с новинками Западной моды (что изначально и предполагалось в рамках данного мероприятия) было бы гораздо уместнее пригласить любого модельера, работающего именно на рынок массовой одежды Европы.
Модель Кристиана Диора в Москве, 1959 год.
С таким же успехом советская сторона могла пригласить к себе ювелирный дом «Картье» для того, чтобы помочь советским рабочим и служащим определиться в выборе наручных часов из золота и платины или привить вкус к правильному сочетанию бриллиантов и рубинов в ювелирных украшениях.
Не защищая известную бедность и простоту СССР (что было, то было), я все же уверен, что если перенести подобно одетых девушек на какой-нибудь окраинный рынок Парижа или Рима, то аналогично, они если бы и не выглядели как инопланетяне, то уж точно привлекли бы к себе повышенное внимание своим внешним видом.
Модели Кристиана Диора в Москве, 1959 год.
Не вызывает сомнения и другой факт: владельцы дома «Диор» прекрасно понимали, что никакого коммерческого эффекта показы французской элитной одежды в СССР иметь не будут. Однако «Диор» не только приехал в Москву, но и привез с собой имущество, застрахованное на баснословную сумму в 10 миллионов франков.
По факту модный дом «Кристиан Диор» в максимально контрастной форме подчеркнул предлагаемый им обеспеченной Западной женщине роскошный стиль и образ жизни. Подобные фото сделанные где нибудь в Западной Европе вызвали бы справедливый шквал критики, а покуражиться над СССР? Ну вы сами понимаете … Это можно приравнять к хорошо продуманной, но циничной рекламной стратегии.
Западная пресса и осветила эти показы и фото витиевато — глумливо, одним из многих характерных заголовков, был например такой: Французская мода в «коммунистическом раю». Что ни дает ни малейших сомнений усомниться в том, что эта знаменитая фото сессия была ничем иным, как глумлением над СССР.
Модель Кристиана Диора в Москве, 1959 год.
И в самом деле, кто в наше дни помнит подробности того, что происходило на самих показах? (даже цветных фото показов не сохранилось, они никому особо и не интересны, т.к. подобных фото полным полно). Зато фото роскошных Западных женщин на фоне замордованных советских бабушек в платочках до сих пор гуляет в сети на ура.
Конечно, колоритный променад французских моделей по Москве не был постановкой, и все эти бедно одетые люди действительно были на улицах города. Но, нужно понимать, как работает профессиональный фотограф, из многих сотен фотографий, он выбирает только те, что соответствуют интересующий его (или заказанной ему) концепции съемки.
Модели Кристиана Диора в Москве, 1959 год.
Кто знает, что позитивного (из увиденного на прогулке по Москве) специально не снял или впоследствии публично не показал (не отобрал для публикации) фотограф из американского журнала «LIFE» Говард Сочурек? Если предположить, что ему был дан заказ на эпатаж и контраст, он его (как профессионал) и выполнил.
Ну и наконец, почему я считаю эти фото глумлением? (хотя я уже ответил на этот вопрос, в контексте освещения этих показов Западной прессой):
Оккупированный Париж, фото 1941-192 год
Это фото оккупированного Парижа 1942 года (подобных фото много в сети), как мы можем видеть, какая то часть французов (может быть и большинство) вполне себе неплохо жила и под немцами. А свободу и право на жизнь им обеспечили все эти бедно одетые бабушки (или их погибшие на войне мужья) на фото из журнала «LIFE», над которыми вволю покуражилась Западная пресса в 1959 году (спустя всего 14 лет после окончания войны).
А матери и отцы французских манекенщиц, которые так эффектно противопоставляли свою молодость и дорогую одежду на фоне непрезентабельных советских граждан, вполне может быть, также эффектно красуются и на последнем фото в этой статье.