5 октября мы отмечаем День учителя. Теперь это международный праздник, установленный ЮНЕСКО в 1994 году. Дата приурочена к принятию в этот день в 1966 году международного документа «О положении учителей», определяющего условия труда педагогов во всем мире.
Константин Черемисов Зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ.
2023-09-29 11:07
В документе отмечалось, что успехи в образовании во многом зависят от квалификации и способностей педагогического коллектива в целом и от личных и профессиональных качеств отдельных учителей, а условия труда сотрудников образования должны способствовать эффективному обучению и позволять учителям концентрироваться на профессиональных задачах.
Но мы вправе гордиться тем, что в нашем социалистическом Отечестве День учителя начали официально отмечать уже в 1965 году. И это вполне закономерно. Социалистическое государство ставило перед школой задачи формирования ответственного, мыслящего гражданина. Школьный учитель во многом определял каким будет общество, каким будет каждый человек.
Поэтому, по словам Ленина, «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».
В Учительской газете в 1952 году была напечатана статья, в которой были такие слова: «Перед тысячами молодых педагогов открывается новая ответственная страница жизни. Каждый из выпускников, отправляясь на педагогическую работу, должен быть достоин высокой чести носить гордое звание советского учителя».
Профессия учителя была важна и почетна. Именно так об учительском труде говорили с высоких трибун, именно об этом снимались многочисленные фильмы, именно так учитель воспринимался гражданами страны.
Сейчас ситуация изменилась. Согласно профстандарту 01.001, основная цель профессиональной деятельности педагогов (воспитателей, учителей) «оказание образовательных услуг». В профстандарте выделены три направления их деятельности: общепедагогическая функция, обучение; воспитательная деятельность и развивающая деятельность. Каждое направление подробно расписано – чему и как учителя должны учить, какими умениями и знаниями должны владеть. Некоторые требования вполне понятны, некоторые не совсем. Но общее впечатление, что на учителей слишком много взвалили.
Например, в процессе обучения учителя должны уметь «Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Воспитательную деятельность учителя должны строить «…с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;… Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.».
Развивающая деятельность предполагает, в том числе, «Освоение и применение психолого–педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети–мигранты, дети–сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью; Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно–развивающую работу».
Это требования к обычному школьному учителю в обычной школе?! И к занятию подготовиться; кучу бумаг написать; обеспечить безопасность; смотивировать учеников учиться, причем всех, независимо от их особенностей; индивидуальные программы придумать, если особенности не позволяют усвоить общую; научить обязательно переживать «ценностные аспекты», еще и экспедицию организовать.
Неудивительно, что сейчас школа испытывает кадровый голод. В 2022 году в сфере начального, основного и среднего общего образования работали 1083400 человек. И этого недостаточно. Настолько, что министр просвещения заявил, что в стране «создается стандарт среднего образования для подготовки учителей–предметников». Другими словами, математику в 9 классе сможет преподавать выпускник колледжа, который будет ненамного старше своих учеников. А как же он успеет освоить все эти психолого–педагогические нюансы, которые ему просто необходимы, чтобы соответствовать профстандарту?
Сейчас у 86,8% учителей есть высшее образование. Около 23% сотрудников школ моложе 35 лет и 14% – старше 60.
Согласно недавно проведенному НИУ ВШЭ исследованию, более 80% учителей отметили, что счастливы работать в своей школе. Но при этом почти половина участников опроса признались, что готовы либо уйти из своей школы, либо совсем уйти из профессии. То есть сама работа учителям нравится, но много нерешенных проблем.
Учителя отмечают, что их жизнь ухудшается, в первую очередь из–за того, что работа не дает заниматься собой, семьей, обеспечивать себя материально в достаточной степени, отдыхать и учиться чему–то новому.
Учителя по–прежнему перегружены. Причем чем больше чиновники говорят о борьбе с бюрократической нагрузкой, тем больше она растет, об этом сообщают 70% учителей.
Учителей тревожит проблема взаимоотношений с родителями и учениками. Претензии родителей, отмечают учителя, примерно такие: учитель слишком много задает или, наоборот, недостаточно задает; он заставляет учить стихи; он часто болеет. Есть и жалобы на то, что преподаватель не дает свой личный номер мобильного телефона, не расписывает домашнее задание в мессенджерах и не поясняет оценки и т.д.
Учителя из глубинки особо отмечают, что их рабочий день ненормирован. В первую очередь потому, что организация досуга, внеурочной занятости целиком легла на плечи школы.
Педагог несет ответственность за все – и за внеурочной занятости, и за дисциплину на уроках, и за пропуски уроков ребенком без уважительной причины. При этом, что касается, например, нарушений дисциплины, то реальных статуса, прав, возможностей у рядового учителя хоть как–то бороться с ними нет.
Уже подходит к концу 2023 год, объявленный Годом педагога и наставника. Никаких реальных изменений, улучшений не произошло. Престиж профессии низок, зарплаты в разных регионах разные, но в основном нищенские, по крайней мере, совершенно не соответствуют реальной нагрузке и ответственности.
И в принципе ждать каких–то реальных улучшений при нынешнем режиме бессмысленно.
Надо еще раз подчеркнуть, что выдающиеся достижения Советского Союза в науке, технике, космосе, военной сфере, культуре и т.д. основывались на фундаменте лучшего в мире школьного образования. Более того, советское школьное образование стало образцом и для многих стран капитализма.
Интересный материал о сегодняшней ситуации в финском образовании, которое считается одним из лучших, представлен в материале https://spichka.media/finnish–education/.
Факты указывают на то, что все их достижения, не только в образовании, но и в социальной сфере в целом, стали возможны только благодаря существованию советской социалистической системы.
После Второй мировой войны, запрета фашистских организаций, в Финляндии были легализованы демократические, социалистические и коммунистические партии и организации. И на первых послевоенных выборах они одержали крупную победу. Именно в этот период и зародилась финская система социального обеспечения. К примеру, среди важнейших реформ, принятых в 1948 году, были финансовая помощь семьям с детьми и бесплатные школьные обеды.
Первый этап создания финской системы народного образования проходил в течение 1950–х годов. В этой системе школа стала бесплатной и обязательной для всех. В 1968 году был принят закон о базовом образовании. То, что он был принят именно тогда, – не случайность, так как до этого коммунисты находились в оппозиции. Но в конце 1960–х годов они снова попали в правительство. В это же время в Финляндии был принят закон о всеобщем государственном здравоохранении.
Успешность финской системы образования – в её бесплатности, всеобщей доступности и обязательности. Бесплатными были школьные обеды и учебники. В школу вкладывалось много средств, поэтому было достаточное количество школьных зданий, учителей и других базовых вещей.
В начале 2000–х годов Финляндия занимала ведущие позиции в международных тестах по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Но с тех пор показатели финских школьников резко упали. Сейчас они настолько низкие, что все говорят о кризисе школьной системы. И основная причина – разрушение социализма и, в целом, удар по левому движению, как в мире, так и в Финляндии, где с 1990–2000–х годов правительство всё больше уходит вправо и значительно сокращает расходы государственного сектора.
Поэтому системе образования Финляндии урезали финансирование. Власти по закону всё ещё обязаны обеспечивать учеников бесплатной едой. Но на это затрачивается так мало денег (в некоторых школах на еду тратится 75 центов), что обеды потеряли в качестве.
Самой серьёзной проблемой и основной причиной всех бед финской системы образования является проблема с учителями. Из–за сокращения финансирования и попыток сэкономить, учителей просто недостаточно.
Закрыто большое количество школ, в результате для всех учеников стало не хватать учебных помещений. Появились даже, так называемые, гигантские классы, где в одной комнате может находиться до 100 учеников и 2–3 учителя.
В настоящее время среди окончивших школу финнов много функционально неграмотных.
Финский коммунист делает вывод: «Капитализм порождает слишком много социальных проблем и ведёт к гибели культуры. Конечно, они могли бы увеличить финансирование школ, удвоить их количество и увеличить в 4 раза число учителей. Это было бы отправной точкой. Я понимаю, что это и не станет долгосрочным решением, так как рано или поздно система снова уйдёт в стагнацию. Так всегда происходит при капитализме. Любые реформы – лишь временное решение, которые в конечном итоге будут свёрнуты, когда правые вновь наберут силу. Именно это и случилось. Единственным надёжным решением могло бы стать движение к социализму».
С этим выводом можно абсолютно согласиться. Только социализм может дать образование, здоровье и благополучие, сделать людей истинно свободными и счастливыми.
Черемисов, Зам. Председателя Московской областной Думы, второй секретарь МК КПРФ, член ЦК КПРФ