Специфика информационной войны

Понятие «инфодемия» означает массированное распространение, прежде всего, по каналам глобальных и национальных СМИ и соцмедиа избыточного объема искаженной и недостоверной информации о развитии чрезвычайной заболеваемости населения — эпидемии. Инфодемия, как подконтрольный инфоток фейковой (лживой) информации, панических измышлений и инсинуаций, слуховых вирусов, а также разного рода извращений, имеет целью перевести эпидемию в статус пандемии, глобальной заболеваемости населения Земли. В интересах достижения целей гибридной войны подобная информационно-психотронная трансформация произошла в ситуации с раскруткой в пандемию Covid-19.

Как показывает практика, медиавирусы хорошо размножались в тех странах, где сильное влияния имеет подрывная пропаганда, в том числе извне, среди населения накопилось недоверие не только к власти, но и официальным и другим СМИ, при этом оказались более развитыми социальные коммуникации в социальных медиа. По информации российского научно-популярного журнала «Кот Шредингера» (с 2014 г.), исследовавшего процессы нарастания инфодемии, разного рода легенды и домыслы о заболеваемости распространяются быстрее, чем сам патоген . Действительно, в ходе медиа-раскрутки вирусы, как снежный ком, обрастают разного рода слухами и сплетнями, мифами, измышлениями, инсинуациями и т.п.

Медиавирусы становятся постоянными спутниками общественной жизни, многие из которых превращаются в инфодемии, мировые информационные поводы, становятся инструментом информационной перезагрузки и трансформации медиа-коммуникативных пространств, влияния на развитие событий в мире. По мнению известной православной журналистки Анны Шафран, информационный тоталитаризм, когда людей круглосуточно информационно насилуют, по — прежнему базируется на тезисе «Гебельсовской пропаганды» – «ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой» . Воздействие на высший уровень мышления индивида, его смыслы и ценности, которые предопределяют его поведение, посредством когнитивных нейротехнологий, зависимости людей от информационного пространства, кратно усиливают возможность манипулирования общественным сознанием, ведет к его подрыву.

Сегодня фейковый тоталитаризм выступает в качестве эффективного инструмента подрыва самой природной матрицы традиционных мировоззренческих ценностей, жизненных мотивов, координат и ориентиров. В настоящее время посредством информационного поощрения и продвижения животных инстинктов, генерируемых Лимбической системой головного мозга, из разряда эмоциональных человеческих желаний («Хочу»), нацелено в ущерб рациональным смыслам, мотивам, потребностям и ориентирам в контексте системы Неокортекс («Надо»). В результате целенаправленного и длительного нейросетевого программирования объектов воздействия происходит эрозия, а затем разрушение органической природной триады: генетическая память — историко-культурная идентичность – биосоциальный иммунитет. В данном контексте, как показывает практика, неизбежно возникает процесс духовно-нравственного перерождения и физического вырождения потребителей нейросетевой продукции, что угрожает безопасности общества и государства. Фактически происходит раз общественного сознания населения конкретных стран,

Современная агрессивная инфодемия, провоцируя общественную истерию, сея панику и хаос, приобретая признаки информационного терроризма, целенаправленно дестабилизирует обстановку в регионах и странах мира, подрывает основы государственности и национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности. В процессе инфодемизации МКП достигается цель формирования необходимого «благоприятного» фона в ходе инфо-психотронного противоборства с противником, в конечном счете, предопределяется его поражение в современных война «смыслов и нервов» . Подобное, например, произошло с советским народом в контексте развала СССР по итогам «холодной войны». По словам Андрея Ильницкого, советника министра обороны России, если страна и народ терпят поражение в когнитивно-ментальной войне, то, утратив свой «цивилизационный, духовно-нравственный код, исчезают из мировой истории».

В данном контексте термин «инфодемия», в известной мере, тождествен современному смыслу фейкизации (целенаправленному насыщению дезинформацией) «мейстримовских» инфотоков и, как следствие, глобального и национальных медиа-пространств. В настоящее время медиа-коммуникативное поле представляет собой значительную часть социального пространства, которое по мере информатизации общества постоянно возрастает. Посредством медиа осуществляются социальные коммуникации и презентация деятельности государства, общественных групп и отдельных влиятельных лиц . В данном контексте масс-медиа, в том числе социальные сервисы, участвуют в воспроизводстве как объективной, так и в большей мере, виртуальной реальности.

В процессе инфодемизации российского медиа-пространства особое внимание уделяется таргетированию (выбору) целевой аудитории. Прежде всего, расчет делается на молодежную среду, начиная с подросткового возраста, которое наиболее восприимчиво к альтернативной, нестандартной (крутой), скандальной информации, провоцирующей рост протестных настроений в быту и в обществе. Специфическое воздействие оказывается на различные объекты женской аудитории, в связи с их искренней наивностью, склонностью доверять и обманываться в своих ожиданиях. В многонациональной и поликонфессиональной России объектом особых инфо-психотронных усилий являются представители национальных и религиозных слоев населения. Чиновники и военнослужащие силовых структур, несмотря на меньшую восприимчивость подрывной пропаганды, тем не менее остаются в приоритете, как целевая аудитория. Отдельный тематический контент всякий раз готовится и продвигается в расчете на другие категории граждан в зависимости от развития информационных событий в стране. Эффективными проводниками фейкизации избраны представители творческой интеллигенции и, прежде всего, медиазвезды, информационные и другие агенты влияния, представители IT-сообщества, так называемый «офисный планктон» и др. Кроме того, нейросетевое программирование особо нацелено на категории граждан страдающих психическими болезнями, пребывающих в пограничном состояние. Такого рода интернет зависимых реципиентов с психическими отклонениями в мире достигает 1 млрд человек, преимущественно в странах «цивилизованного» миллиарда. «Коллективный Грета Тунберг» — это эффективный проводник нейро-психических расстройств, связанных с когнитивными и другими нарушениями.

Информационное измерение гибридных войн

В современном мире уровень государственной независимости и национальной безопасности страны в значительной мере кореллируется с уровнем информационного-культурного суверенитета страны. В настоящее время заидеологизированный мейнстрим, в большей или меньшей степени, преобладает в медиа-пространствах большинства стран мира, за исключением таких стран, как Израиль, Китай, Иран, КНДР и немногие другие. В мире насчитывается не более 5% относительно независимых государств с информационным суверенитетом около 50%. Россия остается одним из наиболее открытых информационных обществ мира. Несмотря на существенное продвижение РФ по пути обретения национального суверенитета, современное российское информационно-коммуникативное поле, примерно на 60-70%, все еще, остается подверженным сильному влиянию чужеродного мейнстрима.

В настоящее время наиболее эффективным способом межгосударственного противоборства выступает гибридная война (анг. – Hybrid warfare), причем в информационном измерении . В эпоху информатизации и цифровизации феноменом геополитического ранга становится информационное оружие, которое из разряда одного из эффективных инструментов гибридной войны, прежде всего, «мягкой» силы», превратилось в фактор консолидации и координации всей совокупности гибридных действий. По мнению Владимира Орлова, речь идет об информационном смысловом оружии гибридных нетрадиционных войн, способного, подорвав морально-духовные скрепы и устои общества, создать все предпосылки для смены власти и взятия под контроль территории и инфраструктуру страны .

Максимальный эффект от применения всего арсенала гибридных действий достигается в едином смысловом контексте с инфо-психотронными операциями. Они проводятся скоординировано по месту и времени, целям и задачам, объектам и субъектам, содержанию, формам и методам, каналам продвижения. При этом задача тотальной инфодемизации (ИД) национального медиа-пространства является непременным условием достижения долгосрочных планов гибридной войны. В конкретном плане алгоритм инфодемизации предусматривает контроль медиа-коммуникационного пространства, навязывание медиа-повестки, раскручивание информационных поводов, дискредитацию альтернативных источников информации, подрыв национальной лингвокультуры, демонизацию власти, разложение общества, манипулирование протестной деятельностью.

В настоящее время медийно-цифровой фактор, превратившись в феномен геополитического ранга, способен кардинально изменить даже саму природу человеческой цивилизации, так как новые, ранее невиданные, возможности для достижения целей в области инфо-психотронного противоборства открывает интернет, кибертехнологии, искусственный интеллект, роботехника. Инфодемизация предполагает использование возможностей кибероружия, в том числе, интернет-игры, кибер-атаки, кибер-шпионаж и т.п. В новой национальной Киберстратегии США 2018 года существенно расширен диапазон применения кибероружия по продвижению американских ценностей, подавлению альтернативных источников информации, подрыву официального языка и национальной лингвокультуры, манипулированию протестными действиями и т.д. В документе появились понятия «наказывать», «заставлять заплатить», «налагать последствия» и т.п., раскрывающие характер и содержание американской цифровой агрессии в мире.

Подрывные медиасмыслы

В содержательном плане особая ставка делается на идейно-политическое прикрытие истинных целей и намерений, что во многом достигается инфодемизацией, фейкизацией медиа-пространства. Во многом благодаря тотальному контролю над чужеродным заидеологизированным «мейнстримом» формируется альтернативная виртуальная реальность, разрушается традиционный биосоциальный иммунитет общества, подрывается духовно-историческая идентичность граждан. В стратегии «ментальной войны» против России на первое место выходят задачи по перезагрузке информационного поля, медиа-пространства, а также исторического самосознания, разрушению цивилизационных основ и скреп государства, социокультурных ценностей… .

В целях инфодемизации медиа-пространства используется испытанные временем приемы и технологии, в том числе: продвижение фейковой информации и дезинформации, мистификаций, домыслов, фальсификаций и разного рода измышлений и инсинуации, слуховых вирусов, скандалов и сенсаций, «окон Овертона», манипуляция мнениями, мнениями, мифами, стереотипами, замалчивание фактов, многократное повторение лжи и т.п. В их производстве и распространении участвуют ведущие мировые «фабрики смыслов», которые представлены как исследовательскими институтами, фондами, так и медиакорпорациями. На создание враждебных смыслов, русофобских мифов странами Запада, которые действуют по указке глобальных сил влияния, тратятся огромные средства, задействованы мощные интеллектуальные силы. В смыслополагании информационной пропаганды участвуют ведущие ученые, специалисты и эксперты в области геоистории, философии, культурологии, социологии, этно-лингвистики, этнологии, религии, психологии, архитектуры, музыки, кино, литературы, живописи, граффити, театр, хореография, эстрада и т.п.). Один только Голливуд ежегодно производит более 100 мифологизированных фильмов, рассчитанных как на американскую, так на мировую аудиторию.

В производстве подрывной информационно-аналитической и пропагандистской продукции ведущая роль принадлежит таким международным структурам, как Организация по защите прав человека, “Human Rights Watch”, Институт «Открытое Общество» (Фонд Сороса), корпорация “RAND Corporation”, фонд М.Ходорковского «Открытая Россия», “National Intelligence Council” (Национальный совет по разведке), Фонд Карнеги за международный мир (“Carnegie Endowment for International Peace” (CEIP), Центр стратегических и международных исследований (“Center for Strategic and International Studies” (CSIS), “Foreign Policy Research Institute” (FPRI), частная разведывательно-аналитическая компания “STRATFOR” в США, “The International Institute for Strategic Studies” (IISS) в Англии. Среди медиа – это глобальные газеты “The Wall Street Journal”, “Financial Times”, “USA Today”, “International Herald Tribune”, “New York Times”, “The Sun”, “Washington Post”, “The National Interest”, медиакорпорации Time Warner, News corporation, Viacom/CBS Corporation, Comcast/NBCUniversal и др. На роль глобальных «фабрик смыслов» все больше претендуют социальные медиа, в частности, Facebook, YuoTube и др.

В реализации стратегии ИД международного и национальных медиа-пространств, в том числе РФ, активно участвуют глобальные медиа и цифровые платформы. В частности, мировые газеты “Forbes”, “The Wall Street Journal”, “Financial Times”, “USA Today”, “International Herald Tribune”, “New York Times”, “The Sun”, “Washington Post”, “The National Interest”, агентства AP (“Associated Press”), Рейтер (“Reuters”), AFP (“Франс Пресс”), Blumberg и др., медиакорпорации Sky, BBC, “Fox news Channel”, “Euronews”, CNN, CNBC, радиостанции «Свобода», «Голос Америки», “Deutsche Welle”, а также глобальные цифровые платформы (Viber, WhatsApp, Facebook, Twitter, Google, YouTube, Instagram, Microsoft, Apple, Rambler, Yahoo и др.) .

Особая роль в формировании и навязывании пагубных ценностей массовой культуры, ложных образов, искаженных стандартов и стереотипов мышления и поведения, введению массовых аудиторий в заблуждение принадлежит мировой рекламе и медиазвездам. Под видом продвижения товаров и услуг, демонстрации моды и стиля жизни осуществляется подрыв традиционного уклада жизни, историко-культурной идентичности, биосоциального иммунитета к враждебным ценностям. Давно превратились в визитную карточку медийной рекламы — циничный обман потребителей. Идет ли речь о политической рекламе, когда, например, во время выборов продвигают во власть далеко не самых лучших кандидатов. Или, во имя того, чтобы извлечь максимальную прибыль, потребителям любой ценой навязываются далеко не самые качественные товары и услуги, нередко вредные для физического и духовного здоровья.

В содержательном плане в основе стратегии информационной войны против России положена извращенная русофобия, так как носителем русского языка и лингвокультуры является русский государствобразующий народ, остающийся главной скрепой российской государственности . На коллективном Западе русофобия глубоко укоренились в коллективном бессознательном, она накапливалась там веками . Особое место в инфо-психотронной агрессии против РФ отводится демонизации главы российского государства Владимира Путина. По мнению Марии Бутиной, члена Общественной палаты России: «Мифологизация путем дегуманизации, а затем демонизации политического лидера, в последствии экстраполируются посредством созданного образа на возглавляемое им государство – наглядный пример по манипуляции общественным сознанием» .

Нынешняя информационная пропаганда и IT – технологии продвижения информации мало чем отличаются от прежних времен «холодной войны» и сводится к упрощению, многократному повторению и раздуванию измышлений, мистификаций и инсинуаций, массированному вбросу фальши́вых (поддельных, «фейковых», ложных) но́востей. В век интернета во многом фейковая «антирусская мифология, наряду с «голливудским лоском», все больше обретает виртуальный интернет-облик. В виртуальном пространстве антирусская мифология смешивается с пагубными «ценностями» тотального потребления, трансгуманизма, гедонизма, богоборчества, сексизма и ЛГБТ, экологизма, прогрессизма и т.п. .

При этом традиционные идеалы, историко-культурные и нравственные устои общества преподносятся, как пережиток прошлого, неспособные успешно конкурировать с передовым прогрессом, виртуальной реальностью, сетевым космополитизмом, IT-либертарианством. Ситуация усугубляется тем, что в информационно-психотронной среде ложь распространяется быстрее и легче, чем правда, а контрфакты сами по себе никого не убеждают . Например, когда в медиа разжигается русофобия, факты и логика перестают играть хоть какую-то роль, так как корни русофобии восходят к далекому прошлому, социокультурным и этнорелигиозным предпочтениям и установкам различных аудиторий.

Наиболее разрушительные идеи и культы навязываются и проповедуются не только в медиа и интернет, но и в культуре и искусстве, в частности, литературе, кино, театре, музыке, живописи и т.п., которые в настоящее время все больше присутствуют в информационно-цифровом пространстве. Низкопробного качества образчики культуры и искусства целенаправленно примитивизируют интеллектуальные потребности людей, сводят их к животным инстинктам . В сети интернет осуществляется целенаправленные эрозия и разрушение русско-сла(о)вянского лингво-культурного наследия, извращение нормативной и литературной речи, вытеснение русских слов английскими и другими заимствованиями, поощрение матерщины. Традиционные смыслы в контексте эрозии и подрыва лингвокультуры подменяются ложными, во многом, искусственными идеологемами, образами, симулякрами, трендами, символами и знаками. Как считает, эксперт Владимир Петров: «Оставив людям тот же язык, но подменив смыслы, …мы получим народ, говорящий на том же языке, но имеющий совсем другие ценности» . В качестве примера приводятся коренные народы Балтии и Украины, русские по своему изначальному происхождению, впоследствии превратившиеся в манкуртов, не помнящих своего родства.

IT-манипуляции

Серьезную конкуренцию русскому языку и лингвокультуре составляет англизация и латинизация. Несмотря на то, что в сети интернет русские запросы (более 20%) занимают второе место, а количество русскоязычных пользователей превышает 300 млн, англоязычная интернет-сфера доминирует (более 60%), успешно конкурирует с русским языком в российском медиа-пространстве. Серьезные риски несет в себе обеднение и выхолащивание культурного и языкового многообразия из цифровой среды, а также увеличение деструктивного контента и фактов использования языка ненависти в Интернете .

В последние годы, как считает Юрий Цветков, советник президента Сколковского института науки и технологий, к традиционным средствам информационно-психологической обработки населения страны-мишени ментальной агрессии добавились «умные» технологии на базе искусственного интеллекта . Уже вошло в практику, когда посредством программных цифровых алгоритмов, сетевых посевов осуществляется целевое таргетирование ложных запросов и посылов. Задача состоит в построении заданной сети перекрестного обмена трафиком и повышении цитируемости источников, которые используются для тиражирования информационно-пропагандистского контента на более широкую аудиторию. Посредством подписчиков сетей достигается многократное рассеивание целевого контента, который содействует однообразному восприятию виртуальной реальности и, как следствие объективной действительности многомиллионных аудиторий.

Информационный хаос, вызванный массированной дезинформацией, управляемый сетевыми алгоритмами ведет к тому, что население воспринимает мир искаженно, всякие раз мысленно и эмоционально переносясь из мира объективной реальности в пространство виртуальной ирреальности. Неслучайно, в век тотальной информатизации люди все чаще реагируют не на подлинные события, а на виртуальные представления о них в медиа и интернет, воспринимая ложные инфоповоды важнее самой реальности. Переизбыток фейковой информации ведет к нарушению мышления и понятийной интуиции, появляется смысловая размытость, вербальная и визуальная диссоциация, наступают регресс естественной функциональной сознательной памяти, а также явления глубокого диссонанса в «особых, компактных системах в полях визуальной и понятийной гнозии в коре головного мозга» .

Информационный вал негативной информации («чернухи») уже само по себе оказывает пагубное влияние на общественное сознание. Массированный инфоток «чернухи» вводит отдельные категории граждан в агрессивно-депрессивное состояние, приводит к обособлению и замыканию в себе, отчуждению от социально-политических общественных процессов. Негатив подчас блокирует проявление позитивных настроений и эмоций, созидательной мотивации к практическим действиям, доброжелательному общественному поведению и взаимодействию с другими людьми. Негативный инфоток чрезвычайно опасен в условиях, когда имеют место межнациональные и межрелигиозные противоречия в обществе. Он провоцирует противозаконные действия.

От обороны к наступлению

В целом, нельзя не признать, что массированное подрывное воздействие враждебных сил нередко достигает своих целей. В результате массированного «консциентального» давления в области общественного и индивидуального сознания происходит «утрата локализации идентичности» и ослабление гражданской идентификации, прежде всего, среди элитных влиятельных групп населения . Таким образом, среди немалой части людей формируется «космополитичная, бинациональная или мультинациональная идентичность», зачастую личные интересы граждан частично или полностью не связываются с родным Отечеством и государством. В современной РФ, как и в других странах, на наших глазах формируется сетевая идентичность и сетевой космополитизм, которые целенаправленно насаждаются в Рунете, где проводят немалую часть времени более 100 млн россиян. Цифровая виртуальная реальность формирует генерацию биотехноидов, которые призваны стать носителями трансгуманизма в цифре, предшественниками «новой искусственной расы» .

Как известно, в информационно-коммуникативной сфере крутятся огромные средства, которые используются, в том числе на инфодемизацию, информационное сопровождение гибридных действий, медиа-коммуникативную презентацию политиков и других медиазвезд. В современном мире реальный сектор экономики, где занято 16 % народонаселения Земли, производится товаров и услуг на сумму около 86 трлн долларов. В то время, как «деньги из воздуха» в размере более 1370 трлн долларов «делаются» всего двумя процентами (2 %) привилегированных лиц, имеющих отношение к глобальным силам влияния («сильные мира сего»), имеющих все возможности финансировать самые затратные войны, «цветные революции», масштабные проекты, сценарии, операции, диверсии, в том числе когнитивно-ментальные действия.

В условиях высокого уровня инфодемизации медиа-пространства, когда медиавирусы, мифы, фейки, домыслы, рассчитанные на эмоциональную сферу психики, распространяются быстрее и воспринимаются аудиторией в большей степени, чем контрдоводы, ведение контрпропаганды малоэффективно. В целях перехвата стратегической инициативы в инфо-гибридной конкуренции с противником, необходимо перейти от обороны в наступление, навязать альтернативную медиа-повестку и собственную картину мира, вынудить оппонирующую сторону действовать в непривычном оборонительном ключе. В этом случае даже превосходство противника в глобальных медиа и цифровых возможностях, потеряет решающее значение, так информационно-пропагандисткое противоборство в сфере общественного сознания предопределяется конкурентоспособностью контента, высоких идеалов, ценностей и смыслов. Как известно, в стратегическом плане целесообразно исходить из того, что «Правда» («Добро») всегда побеждает свой антипод «кривду» («Зло»), которая сильна в тактическом планировании инфо-гибридных действий. Необходимо также учитывать в практической деятельности, что потребители воспринимают информацию, тезисы, факты и аргументы, нередко, в силу слепого доверия (по вере) к подрывным информационным источникам и медиа авторитетам.

В целом, в условиях нарастания глобальных вызовов и угроз крайне важно на государственном уровне располагать самодостаточной национальной системой инфо-гибридного противодействия. Она предполагает наличие эффективной стратегии (доктрины), планирование и координацию стратегических наступательных инициатив, конкурентоспособный контент (смыслы), современные силы и средства, подготовку информационных кадров и др. Применение сил и средств комплексного (гибридного) реагирования национальной системы целесообразно осуществлять под эгидой Совета Безопасности РФ. Он призван планировать и организовывать проведение специальных инфо-гибридных операций, скоординированных по целям и задачам, месту и времени, субьектам и объектам воздействия, содержанию (смыслам), формам и методам, каналам продвижения. Ядром национальной системы могут и должны стать Вооруженные силы страны и другие силовые структуры.

Одним из приоритетных направлений становления и развития национальной системы комплексного (гибридного) реагирования и противодействия является подготовка современных кадров в области информационно-коммуникативной деятельности со знанием не менее двух иностранных языков. В эпоху глобализации знание мировых и зарубежных реалий, иностранных языков рассматривается одним из основных требований, предъявляемых ко всем современным информационным кадрам. Подготовку специалистов целесообразно организовать не только в области изучения иностранных языков, но и межкультурных коммуникаций, лингвострановедения, журналистики, связей с общественностью и СМИ, PR и рекламы, IT, кибертехнологий, музыкальной индоктринации, психологии, политологии, социологии, теологии и др. В рамках профильного вуза должна быть организована научно-исследовательская деятельность по основным проблемам глобального информационно-гибридного противоборства, обеспечения психологической обороны и информационно-коммуникативного реагирования на враждебные действия, ведения спецпропаганды и контпропаганды. Совместное обучение в одном вузе информационных кадров со знанием иностранных языков в немалой степени будет способствовать повышению эффективности их взаимодействия в практической сфере. Создание вуза под эгидой МО РФ в значительной мере повысит роль ВС в делах государства и общества, становлении национальной системы комплексного (гибридного) упреждения и противодействия враждебным нападкам с участием всех министерств и ведомств, неправительственных организаций, массмедиа и цифровых платформ, а также обеспечении психологической обороны в силовых структурах и информационно-коммуникативного реагирования на враждебные действия.