Школьные учебники в Белоруссии учат правде

В последнее время, как известно, в Белоруссии вновь зашевелились очернители прошлого нашей страны. Попытки переписать отечественную историю в угоду политической конъюнктуре начались после развала СССР. Однако с приходом к власти Александра Лукашенко эти попытки были сразу прекращены, причём не без истошного возмущения со стороны националистов, усиливающегося в наши дни с подачи новоявленных лидеров оппозиции.

НЕДАВНО президент А. Лукашенко ещё раз напомнил, что к прошлому, особенно советскому, следует относиться уважительно и бережно, поскольку с этим периодом связан экономический и культурный расцвет республики. Оттого и не сыскать в белорусских школьных учебниках оголтелого антикоммунизма, как в украинских или литовских.

Особого внимания заслуживает трактовка событий, имевших судьбоносное значение для страны. Так, Великая Октябрьская социалистическая революция, день свершения которой до сих пор является государственным праздником в республике, расценивается как уникальный исторический шанс, подаривший белорусской нации право на существование.

Оппоненты власти сознательно не признают этого факта и упорно занимаются мифологизацией Белорусской Народной Республики, провозглашённой в 1918 году под эгидой кайзеровской Германии. Именно в ту пору появился небезызвестный бело-красно-белый флаг, который коллаборационисты времён фашистской оккупации, а теперь и нынешняя оппозиция считают национальным.

Появление на карте мира БССР преподносится в школьных учебниках исключительно с положительной стороны. Ленин и Сталин показаны не «кровавыми тиранами», а выдающимися политическими деятелями, заложившими основу белорусской государственности.

О большой исторической справедливости воссоединения БССР и Западной Белоруссии, находившейся почти 20 лет в составе Польши, красноречиво говорит тот факт, что дату 17 сентября, ознаменовавшую начало освободительного похода Красной Армии в 1939 году, планируется объявить Днём народного единства. Оппозиция считает это событие очередным порабощением и слагает о жизни белорусов в составе Польши истории сказочного характера: мол, жилось при панах всем хорошо, а потом «советские голодранцы» сделали всех нищими и рабами. Авторы школьных учебников с этим не согласны, оперируя историческими фактами, а не домыслами ангажированных политиканов.

Чётко и недвусмысленно расставлены акценты в отношении подлинного зачинщика Второй мировой войны и победителя в ней. Это особенно важно сейчас, когда в западной среде модно обвинять Сталина в коварном и вероломном сговоре с Гитлером, разделяя их ответственность за кровавую бойню, а США выставлять в образе единственного освободителя планеты от «коричневой чумы».

Авторы учебников высоко оценивают достижения Советской Белоруссии в социально-экономической и культурной сферах. В составе Советского Союза Белоруссия демонстрировала успехи во многих областях, являясь в ряде случаев примером для других союзных республик. Оппоненты власти этого не замечают, акцентируя внимание лишь на недостатках и «бесправии людей в условиях тоталитарного строя». В большинстве случаев подобная трактовка основана не на подтверждённых фактах, а на диссидентской и псевдоисторической литературе.

В школьных учебниках не встретишь злорадства по поводу развала СССР, ставшего серьёзным испытанием для республики. Если в некоторых постсоветских странах это событие считают счастливым избавлением от «коммунистического ярма», то в Белоруссии к нему относятся иначе. Отголоски великой геополитической катастрофы чувствуются до сих пор, и радости не доставляют. Развал Советского государства привёл к острому общественно-политическому и экономическому кризису, породившему немало жуликов, готовых прибрать к рукам промышленное наследие Октября и навязать буржуазную идеологию. Отечественные авторы школьных учебников учат молодое поколение настоящей исторической правде.