«Бедность человека унижает, богатство человека развращает, поэтому человек должен стремиться к достатку», — так гласит народная мудрость. Талантливый советский артист балета Рудольф Нуреев жил в СССР в достатке, но его потянуло к богатству. На это также наложились его психиатрическая болезнь (гомосексуализм). Итог его жизни — предательство Родины и смерть от СПИДа.
«Артист балета прыгает к свободе». Все ведущие западные СМИ писали о побеге молодого танцовщика Рудольфа Нуреева. Он стал первым невозвращенцем и это было огромной сенсацией. На этот неожиданный поступок артист балета решился во время европейского турне Кировского театра оперы и балета 16 июня 1961 года.
Ничего не предвещало такого исхода. В мае 1961 года Кировский театр уехал на европейские гастроли. После феерических выступлений в Париже, во время которых ошеломительный успех имел 23-летний артист балета Рудольф Нуреев, труппу ждали в Лондоне. Утром 16 июня участники гастролей уже прошли регистрацию в парижском аэропорту «Ле Бурже», как вдруг перед посадкой на самолет директор театра Георгий Коркин подозвал к себе Нуреева и сказал, что его срочно вызывают в Москву для участия в очень важном концерте в Кремле, якобы для выступления перед самим Хрущевым. Труппа улетела в Лондон, а солист Нуреев вместе с дипломатами и сотрудниками КГБ вернулся в зал ожидания аэропорта.
Накануне перед вылетом труппы в Лондон в посольство СССР во Франции вызвали директора Кировского театра оперы и балета Коркина и сотрудника КГБ Стрижевского, который тогда был заместителем руководителя гастролей. В дипмиссии им сказали, что есть директива Москвы немедленно отправить Рудольфа Нуреева в СССР. Решение было окончательным несмотря на все доводы Коркина о том, что Нуреев с триумфом танцевал в Париже и его отсутствие скажется на выступлении труппы в Лондоне.
- Это была целая спецоперация по принудительному возвращению одаренного, но своенравного артиста, рассказала в интервью радио Sputnik ученый-исследователь истории балетного искусства Ольга Фугина.»КГБ уже давно подозревало Нуреева в гомосексуализме. Когда еще в Ленинград приезжал немецкий танцовщик – красавец Тейа Кремки, то они нашли общий язык и общались не как друзья, а это ведь грозило лишением свободы на пять лет. И Нуреев понимал, что вот такая жизнь невозможна в СССР. Его нетрадиционную ориентацию подтверждали и отчеты КГБ из Парижа, где он был на гастролях. В них были данные о том, что Рудольф Нуреев нарушает правила поведения советских граждан за границей, посещает ночные клубы в компании французских артистов, среди которых имелись гомосексуалисты. Причем несмотря на проведенные с ним беседы профилактического характера, артист балета не изменил своего поведения, и поэтому его решили в срочном порядке вернуть на родину».Один шаг до свободыДальше история c отправкой Нуреева на родину походила больше на детектив. В окружении сотрудников КГБ артист зашел в кафе и вдруг там появилась Клара Сэн – подруга танцовщика и дочь чилийского миллионера. Считалось, что именно из-за нее артист пропадал по ночам и приходил в гостиницу только под утро. Девушка подошла к Нурееву, обняла его и тихо прошептала на ухо, что он должен подойти к полицейским и просить политического убежища. Об этом девушке сказали сами правоохранители после того, как она попросила их помочь Рудольфу остаться во Франции. По закону полицейские не могли силой освободить артиста балета, которого охраняли агенты КГБ.Чтобы Нуреев смог лично обратиться к полицейским, он должен был находиться как можно ближе к сотрудникам службы безопасности аэропорта. Как это сделать, придумала подруга танцовщика. Девушка попросила их через несколько минут подойти к кафе, а сама побежала к Нурееву, чтобы рассказать о своем плане. И он в итоге сработал.После разговора с Кларой Нуреев быстро стал выходить из кафе. В этот момент появились полицейские, и танцовщик как раз и совершил в их сторону тот самый исторический «прыжок», прорываясь через агентов КГБ, со словами «Я хочу быть свободным».
© AP Photo / G. Paul BurnettМихаил Барышников, Гвен Вердон и Рудольф Нуреев во время подготовки танцевальной компании Пола Тэйлора
На самом деле никакого прыжка не было. Это, скорее, был такой широкий шаг, но это и не так важно, да и другого выбора у него не было, написал в своей автобиографии великий Рудольф Нуриев.Решение о побеге было спонтанным, продолжает Ольга Фугина.»Кстати, после того, как Нуреева сняли с самолета в Лондон, к нему обратилась Алла Осипенко со словами «Нурик, что случилось? А он показал ей решетку из пальцев. То есть, он принимал решение о бегстве из СССР именно в тот момент. Он понял и про тюрьму, и про преследования, и про то, что ничего хорошего на родине его не ждет. А так планов покинуть Советский Союз до этой истории у него не было, потому что, когда его чемоданы прилетели в Лондон и их открыли, то в них ничего не было кроме театральных костюмов. Решение о побеге было принято в один момент, когда Рудольф Нуреев понял, что КГБ собрал на него данные, из-за которых он больше никогда не сможет выехать на заграничные гастроли, а это было для него самым страшным ударом», – говорит Ольга Фугина.
Те, кто общался с Нуреевым, рассказывали, что для него политические моменты не имели особого значения. Он был поглощен исключительно искусством и славой. Рудольф Нуреев поступил в Ленинградское училище, сейчас это Академия русского балета имени Вагановой, в 17 лет. Это довольно поздно для танцовщика. Обычно в таком возрасте училище уже заканчивают, а Нуреев только поступил. Но его неимоверная трудоспособность и упорность позволили ему не просто окончить хореографическое училище, но и овладеть спецификой труппы Мариинского театра. И в 21 год он уже танцевал ведущие партии. Когда он выходил на сцену, неистовствовали и женщины, и мужчины, потому что он обладал какой-то невероятной харизмой. Это то, чему невозможно научиться нигде, и это притягивало зрителя на его выступления. Да и сам он понимал, что он особенный. Он хотел завоевать этот балетный мир, не просо выступать в рамках Советского Союза, а выйти на мировую арену. И об этом Нуреев много раз слышал от советских артистов, что он настолько талантлив, что о нем должен узнать весь мир. И это тоже тот немаловажный фактор, который определил его выбор.К тому же считается, что на его решение повлиял и нажим со стороны Парижской оперы. Интерес к Нурееву был чисто коммерческий. Балетной труппе был нужен новый солист и в нем они увидели именно того кандидата, который им нужен. Советскому артисту пели дифирамбы и обещали золотые горы, что тоже не могло не тешить его самолюбие.
© AP Photo / Peter SouthwickРудольф Нуреев руководит Бостонским балетом на репетиции «Дон Кихот».
Сразу после бегства из СССР Рудольфа Нуреева объявили предателем родины и заочно приговорили к семи годам в колонии строго режима. Кроме того, еще много лет после побега он получал анонимные звонки с угрозами, а его мать заставляли звонить сыну и уговаривать его вернуться на родину. Впрочем, все это не работало. Нуреев стал первым невозвращенцем и остался на Западе навсегда.Его карьера в балете была просто ошеломительной и в итоге Нуреев осуществил свою мечту, став самым великим танцовщиком в мире, отмечает Ольга Фугина.»Он работал в большинстве театров мира. Несколько лет с успехом танцевал в Лондонском королевском балете, где, кстати, познакомился с мировой звездой балета Марго Фонтейн. Это была первая значимая веха в его творческой биографии за границей. Он танцевал с ней 17 лет. Причем когда они встретились, ей было 42 года, и она планировала закончить карьеру. Но Нуреев дал ей мощный творческий импульс, продлив ее карьеру на 17 лет. И они были потрясающим дуэтом – величественная англичанка и темпераментный татарин. В 1964 году, когда они танцевали балет «Лебединое озеро», их вызывали на поклон 89 раз, что было занесено в книгу рекордов Гиннеса. И до сих пор этот театральный рекорд не был побит. В 1983 году Нуреева назначили директором балетной труппы парижской Гранд-Опера, где он из кордебалета выбирал наиболее интересных танцовщиков, делал их солистами, вносил в репертуар постановки Мариуса Петипа, то есть возвращал их на историческую родину, потому что в тот момент его постановки не исполнялись. Кроме того, Нуреев был самым выносливым из всех танцовщиков. Он танцевал по 300 спектаклей в год в самых разных театрах мира. Такое количество выступлений не мог позволить себе ни один танцовщик в мире и не известно, может ли сейчас позволить».Прыжок в «свободу» принес ему и колоссальное состояние. Нуреев был самым богатым человеком в мире балета. Американский журнал «Vanity Fair» насчитал у великого танцовщика 80 миллионов долларов. Нуреев владел элитными квартирами в Париже, Нью-Йорке и Лондоне. И даже купил два острова. То есть он жил так же, как и танцевал, отдавая целиком себя и радостям, и балету.
В начале 1980-х Рудольф Нуреев вдруг стал ощущать слабость и терять в весе. Вскоре ему поставили диагноз ВИЧ. Более 10 лет танцовщик боролся с этой страшной болезнью, которая то прогрессировала, то отступала. В 1987 году с приходом к власти Михаила Горбачева Рудольфу Нурееву разрешили вернуться в Уфу, чтобы проститься с умирающей матерью. А через два года обессиленный от болезни он выступил на сцене родного Кировского театра оперы и балета. Публика буквально рыдала при виде уже погибающей звезды, но при этом как и прежде рукоплескала.
Потом Рудольф Нуреев вернулся во Францию и уже из последних сил поставил спектакль «Ромео и Джульетта». Потом еще какое-то время, когда не мог уже танцевать, он дирижировал оркестром. Последние три месяца своей жизни он повел в Париже, городе, который открыл ему дорогу в мир славы, о которой он так мечтал. Великий танцовщик умер 8 января 1993 года. Ему было всего 54 года. Похоронили Нуреева на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем.
Автор Ольга Героева.