С.А. Щеглов: «На путях социалистических преобразований»

РОЛЬ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ в РАЗВИТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ПУТЯХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Щеглов Сергей Анатольевич

Собрание депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола»

Аннотация. В предлагаемой работе раскрывается связь между порочностью эксплуататорского общества и ростом классового сознания через деятельность контрольно-счётных органов в историческом разрезе от крестьянских реформ Александра II до нашего времени. Предлагается для левых активистов с целью использования легальных инструментов контроля органов власти в борьбе с мелкобуржуазным сознанием.

 Ключевые слова: Реформа. Контроль. Общество. Сознание. Социализм.

Annotation. The proposed work reveals the connection between the depravity of exploitative society and the growth of class consciousness through the activities of control and counting bodies in a historical context from the peasant reforms of Alexander II to our time. It is proposed for left-wing activists in order to use legal instruments of control of authorities in the fight against petty-bourgeois consciousness.

Keywords: Reform. Control. Society. Consciousness. Socialism.

По мере развития эксплуататорских обществ вопрос сохранения накопленных богатств выходит на первый план. В условиях социальной несправедливости такие богатства являются значительным раздражителем общественного спокойствия, что представляет угрозу существования правящего класса. А значит, важнейшей задачей собственников является скрытие от общества всего неправедно нажитого. Для чего элита, получившая наибольшие преференции в эксплуататорском обществе, принимает все возможные меры для вывода своего имущества за пределы национальной юрисдикции. Собственники же более низкого ранга вынуждены приспосабливаться к национальным реалиям. К таковым относятся особенности развития местного самоуправления в постсоветской России. И тут важнейшим механизмом, препятствующим незаконному обогащению, является функционирование органов контроля.

Для лучшего понимания роли местного самоуправления необходимо обратиться к истории его создания.

Современное местное управление берёт своё начало с отмены крепостного права под давлением общественного сознания и по соображениям практического порядка, когда 5 марта 1861 г. был обнародован знаменитый манифест императора Александра  II об отмене крепостного права. Согласно «Положению о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» был создан новый многолюдный (21-22 млн.) общественный класс из временнообязанных крестьян, которые пользовались земельными наделами не выкупив их у помещика, и крестьян-собственников, урегулировавших свои от ношения с помещиком. Прежде для управления крепостными крестьянами довольствовались помещичьей вотчинной властью. Теперь же управлять ими должно было государство. Старые екатерининские учреждения, установившие в уездах дворянское самоуправление, совсем уже не годились для нового разносословного уездного населения. Надобно было создать заново местную администрацию и суд.

Прежние законы знало только сословное самоуправление. Но с 1864 г. создаются учреждения всесословные в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях». К заведованию хозяйственными делами каждого уезда стали привлекаться выборные лица от населения в уездные земские собрания. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа есть учреждение постоянное: на основании закона и полномочий земского собрания она ведает все земские дела своего уезда.

Ведению земств подлежат дела по народному образованию, попечение о народном здравии, продовольственное дело, дорожное дело, страховое дело, ветеринарное дело. Школы, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств. Поэтому земствам предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды, образовывать земские капиталы, приобретать имущества. Самоуправление получило столь широкий характер, что многими было понято как переход к представительному образу правления. По такой же аналогии создавались формы городского самоуправления в соответствии с «Городским положением 1870 года» — городская дума и городская управа. Деятельность земских и городских учреждений была подчинена надзору губернаторов и Министерства внутренних дел с намерением удерживать их в круге исключительно местных дел и не дозволять общения между собой органов самоуправления различных губерний. Такая политика правительства привела к многообразию форм местного самоуправления с различными полномочиями.

Общая перемена в общественном строе повлияла благотворно на развитие городской жизни. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось господство патриархальных форм крепостного помещичьего хозяйства, сохранившего в себе до последнего времени черты хозяйства натурального. Города имели мало покупателей и потребителей из уездов, были скудны капиталами; население их не отличалось предприимчивостью, было бедно и невежественно. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог; было основано много торгово-промышленных предприятий и банков, хозяйственной жизни государства отозвался на городах самым решительным образом; города ожили и, пользуясь новым самоуправлением, приняли совсем иной вид. Из административных центров они стали превращаться в центры народнохозяйственной деятельности с огромными капиталами. Стал формироваться класс пролетариев.

Активная экономическая деятельность поставила перед правительством задачу упорядочить государственное хозяйство, чтобы восстановить равновесие в бюджете. Были предприняты некоторые финансовые реформы. Установлен определенный и точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов ежегодно публиковалась к всеобщему сведению, преследуя публичность бюджета. Введено было «единство кассы», при котором движение всех денежных сумм в казначействах империи подчинялось общему распоряжению Министерства финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само собирало свои доходы и производило расходы. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль. Однако, равновесие бюджета достигнуто не было. И одной из тому причин был рост коррупции: взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрата и отмывание денег. Основными причинами коррупции являются низкая заработная плата и слабость политических институтов.

За дарованием новых учреждений, в которых действовали выборные представители общества, не последовало политической реформы, которая бы привлекла этих представителей общества к высшему управлению государством – органы местного самоуправления не вошли в систему государственной власти [4; c. 774-784]. Таким образом, ожидаемого российским обществом представительного правления на основе широкого бессословного участия населения, т.е. народовластия, не случилось. И это стало одной из причин внутренней смуты, которая привела к глубоким революционным преобразованиям.

С победой Великой Октябрьской социалистической революции вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной  Советской  Республики  стала принадлежать всему  рабочему  населению  страны,  объединенному  в городские и сельские Советы, в соответствии со статьёй 10 Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 года [1].

При переходе от капиталистического способа производства к социалистическому В.И. Ленин полагал замену капиталистической конкуренции на соревнование. В своей статье «Как организовать соревнование?», написанной в конце декабря 1917 года, руководитель первого Советского правительства считал: «Учет и контроль — вот главная экономическая задача каждого Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. … Учет и контроль, если они производятся Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, как верховной государственной властью, или по указаниям, по полномочию этой власти, — учет и контроль повсеместный, всеобщий, универсальный, — учет и контроль за количеством труда и за распределением продуктов — в этом суть социалистического преобразования, раз политическое господство пролетариата создано и обеспечено. Учет и контроль, которые необходимы для перехода к социализму, могут быть только массовыми. Только добровольное и добросовестное, с революционным энтузиазмом производимое, сотрудничество массы рабочих и крестьян в учете и контроле за богатыми, за жуликами, за тунеядцами, за хулиганами может победить эти пережитки проклятого капиталистического общества» [2; c. 199-200].

Как видим, эту важнейшую роль Советское государство поручило Советам, как наиболее массовым органам власти. А согласно статье 62 Конституции РСФСР 1918 года была выстроена вертикальная система контроля деятельности Советов:  «Съездам Советов и их   исполнительным комитетам принадлежит право контроля над  деятельностью  местных Советов, а областным и губернским съездам Советов и их исполнительным комитетам, кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов» [1]. В дальнейшем контрольные органы реформировались, но «учёт и контроль» всегда оставались государственной функцией: «всякий шаг в деле практически реального обуздания, сокращения, взятия под полный учет и надзор богатых и жуликов важнее дюжины отменных рассуждений о социализме», — настаивал В.И. Ленин [2; c. 202].

Со вступлением в силу Конституции Российской Федерации в день всенародного голосования 12 декабря 1993 г. был реставрирован капиталистический строй, и органы местного самоуправления были выведены из системы органов государственной власти. Сегодня местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций в пределах законных полномочий. Либерализация законодательства предоставила местному самоуправлению широкие границы применения своих полномочий, а также многообразие муниципальных образований (на сегодня их восемь видов), в значительной степени осложнили государственный контроль его деятельности. А контроль со стороны жителей осложнён их загруженностью повседневными заботами и низкой профессиональной подготовленностью по этому вопросу, что создаёт предпосылки для манипулирования общественным мнением. Так, для выявления общественного мнения по многим важным вопросам местного значения органы местного самоуправления по закону должны проводить публичные слушания и общественные обсуждения с предварительным уведомлением населения. Такие уведомления проводятся по минимальным требованиям закона и, как результат, жители не получают нужную информацию и не принимают участия в этих властных процедурах, а значит вопросы решаются без учёта интересов населения. Такая ситуация способствует развитию и коррупциогенных факторов. По факту принятых таким образом решений имеют место случаи нарушения прав жителей, которые эмоционально и неорганизованно пытаются выразить свой протест доступными методами: индивидуальные и коллективные обращения ко всем органам власти вплоть до Президента Российской Федерации, подачи судебных исков, пикетирование, стихийные митинги и т.д.

Всё это создаёт чрезмерную напряжённость в обществе, мимо которой власть пройти не может. Необходимость восстановления профессионального контроля была разрешена принятием федерального закона № 6-ФЗ о контрольно-счётных органах, которым устанавливается их организация, деятельность и основные полномочия, а именно:

1) организация и осуществление контроля за законностью и эффективностью использования средств бюджета;

2) экспертиза проектов бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета;

4) проведение аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг;

5) оценка эффективности формирования, управления и распоряжения собственностью;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот;

7) экспертиза проектов правовых актов в части, касающейся расходных обязательств, доходов и изменений бюджета;

8) анализ и мониторинг бюджетного процесса;

9) проведение оперативного анализа исполнения и контроля за организацией исполнения бюджета в текущем финансовом году;

10) осуществление контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга;

11) оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития, предусмотренных стратегическим планированием;

12) участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

13) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля.

Такой внешний финансовый контроль должен осуществляться в отношении органов власти и её учреждений и предприятий. Но далеко не всегда это работает, т.к. органы власти местного самоуправления, в отношении которых и реализуется контроль, в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении (статья 38), вправе, но не обязаны образовывать контрольно-счётный орган, и остаются в этом отношении бесконтрольными.

Для примера можно взять городской округ «Город Йошкар-Ола», где в 2019 году упразднили муниципальную контрольно-счётную палату без передачи её полномочий Государственной счётной палате Республики Марий Эл. Что в свою очередь повлекло нарушение бюджетного законодательства в части утверждения годового отчёта контрольно-счётного органа по проверке исполнения бюджета – Собрание депутатов передало эти полномочия сформированной им же комиссии из числа депутатов и экспертов, что не предусмотрено законодательством. В связи с тем, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, возможности прокуратуры защиты законности ограничены внесением представлений и рекомендациями об использовании норм федерального законодательства.

Разрешить ситуацию могут жители, имеющие право на осуществление местного самоуправления на правовой основе Российской Федерации для непосредственного обеспечения своей жизнедеятельности посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Но препятствием здесь является мелкобуржуазное сознание, культивируемое в обществе буржуазной властью: «Формирование мелкобуржуазного сознания во всех группах людей российского общества ‒ главное условие укрепления этой власти, которая с развитием капитализма переросла в олигархическую» [5]. Очевидно, здесь и скрывается «беспомощность» государственных органов по обеспечению государственных гарантий прав населения на осуществление местного самоуправления.

Мысль В.И. Ленина, что социализм – это учёт и контроль, должна овладеть массами и стать «материальной силой», по образному выражению Карла Маркса. Это руководство к действию ещё не в полной мере осознано в среде левых сил. Достаточно сказать, что статья В.И. Ленина «Как организовать соревнование?» была впервые напечатана 20 января 1929 г. в газете «Правда» № 17, т.е. через 11 лет после написания. Недооценка ленинской мысли затормозила социалистические преобразования в нашей стране, привела к «искривлению» практики применения марксистского учения в деле построения общества свободного от эксплуатации человека человеком.

Сегодня народные массы, заражённые мелкобуржуазным сознанием, ещё не готовы организованно выступить в защиту своих интересов. Но процессы, которые происходят в местном самоуправлении, затрагивающие важнейшие вопросы жизнедеятельности населения, такие как жилищно-коммунальная сфера, дошкольное и школьное образование, тепло-, газо-, электро-, водоснабжение и водоотведение, градостроительство, экология и комфортная среда обитания и т.д., способны через эмоциональные протесты и неорганизованные выступления, которые мы наблюдаем повсюду,  разбудить классовое сознание. «Надо ясно понять и твердо усвоить, что на такой социальной базе никакого социализма построить нельзя. Руководить трудящимися и эксплуатируемыми массами может только класс, без колебаний идущий по своему пути, не падающий духом и не впадающий в отчаяние на самых трудных, тяжелых и опасных переходах. Нам истерические порывы не нужны. Нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата» [3; с. 208], — так высказался о классовом сознании пролетариата В.И. Ленин в статье «Очередные задачи Советской власти». На это и должна быть направлена работа местных отделений партии через работу контрольно-счётных органов,  которые выявляют слабость капиталистического общества, нацеленного на получение прибыли даже неправедным путём.

Библиографический список

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm#5ата обращения: 17 января 2024).
  2. Ленин В. И. Как организовать соревнование? // Полн. собр. соч., 5-е изд. ‒ М.: ИПЛ, 1974. ‒ Т. 35. ‒ С. 195-205.
  3. Ленин В. И. Очередные задачи Советской власти // Полн. собр. соч., 5-е изд. ‒ М.: ИПЛ, 1974. ‒ Т. 36. ‒ С. 165-208.
  4. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. // М.: ООО «Фирма СТД», 2005. – С. 1-832.
  5. Щеглов С.А. Фундаментальный принцип материализма и его роль в политике современной России. // https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/fundamentalnyj-princip-materializma-i-ego-rol-v-politike-sovremennoj-rossii/ ата обращения: 17 января 2024).