Рыбо-монументальное полотно для Президента — «инвестквоты 2.0»

Перед Новым годом на сайте Fishkamchatka была опубликована статья «Рыбные квоты для частных компаний – только за большие деньги».

Не прошло и двух месяцев, как изложенные в материале предположения начали материализовываться. Лед тронулся. В правительстве создана Рабочая группа. На РЫБУ назначены: «владелец процесса», «оператор продукта» и «эксперт». Все рисуется быстро, просто и красочно. Работа кипит. Задачи по построению «нового облика рыбной промышленности», как уже стало принято в последние годы, формулируются без участия самой этой промышленности, «оператору продукта» хватает одного «эксперта». А зачем «оператору продукта» рыбаки? Нет – теперь, как ранее говорилось в одном материале на эту тему, будет «просто ХОЧУ».

Агитация за «новый облик рыбной промышленности»

По заранее утвержденному эскизу на высоком идейно-художественном уровне идейными борцами за светлое рыбное будущее заявлено полотно под названием «Океан возможностей». Инициатива направлена на «динамичное развитие рыбохозяйственного комплекса», в котором авторам видится значительный потенциал для роста.

По мнению никогда не работавших в рыбном хозяйстве художников, в отрасли существуют проблемы: «недостаточная экономическая отдача ввиду низкой степени переработки, потому что отсутствует достаточный объем перерабатывающих и холодильных мощностей».

Для решения намеченных проблем предлагается комплекс мероприятий.

Во-первых. Предлагается расширение механизма предоставления квот в обмен на инвестиции, начиная с 2022 года для рыбоперерабатывающих предприятий, а с 2023 года для рыбопромысловых судов.

Во-вторых. Предлагается реализация в 2023 году оставшиеся 50 процентов квот добычи крабов с инвестиционными обязательствами по строительству флота.

Тут следует отдельно прокомментировать, ибо это вызывает улыбку.

Желание грабануть понятно. Однако, внимание. При реализации данной идеи число краболовных судов, например, в Мурманске превысит весь краболовный флот стран Атлантического океана. Над нами вся Атлантика смеяться будет. Работой дополнительные краболовы будут заняты максимум один месяц в году – промыслового запаса крабов в Баренцевом море для их загрузки нет и НЕ БУДЕТ НИКОГДА, даже если «партия прикажет». Но, зато картинка выглядит красиво — стоят суда «с иголочки» борт о борт у городской набережной, чайки сидят на мачтах, туристы и местные отдыхающие фотографироваться на их фоне смогут, на экскурсию сходить. Океан, как говорится, фото-возможностей.

В-третьих. Расширение мер государственной поддержки для строительства судов на бассейнах с низкорентабельным промыслом.

При этом девушкой, которая наливает этот «океан», отмечается, что новые суда в «массе своей» будут перерабатывать 100 процентов добытого ресурса, «используя все эти механизмы». Как утверждает активистка: «мы сможем повысить экономический эффект в 1,5 раза». Далее текст усиливается голосом: «Подобной глобальной программы по модернизации флота и переработки сейчас нет, не в одной рыбодобывающей стране мира!». Это точно (автор).

План реализации инициативы – наиболее важные вехи

  1. Разработка и внедрение механизмов частных инвестиций в строительство рыбопромыслового флота и в строительство мощностей береговой рыбопереработки и сопутствующей инфраструктуры логистики и обслуживания флота (предоставление 20% квот в Дальневосточном федеральном округе с 2022 года и 50% квот крабов с 2023 года).
  2. Внесение изменений в нормативно-правовые акты в части определения порядка работы механизма инвестиционных квот с 2022 года и объектов портовой инфраструктуры, начало строительства рыбопромысловых судов и береговых предприятий в рамках ИНВЕСТКВОТ 2.0.
  3. Обновление рыбопромыслового флота на 80% по итогам компании ИНВЕСТКВОТ+. Создание береговой инфраструктуры с новыми холодильными мощностями в объеме не менее 170 тыс. тонн.

2022 г. – закладка не менее 80 судов (нарастающим итогом с начала мероприятий по инвестквотам), обновление рыбопромыслового флота на 20% (50 ед.)

2023 г. — закладка не менее 100 судов (нарастающим итогом с начала мероприятий по инвестквотам), обновление рыбопромыслового флота на 30% (75 ед.), увеличение мощности по переработке до 2 млн. тонн/год, наращивание холодильных мощностей до 170 тыс. тонн (из них 20 тыс. тонн новые)

2024 г. — закладка не менее 120 судов (нарастающим итогом с начала мероприятий по инвестквотам), обновление рыбопромыслового флота на 40% (100 ед.), увеличение мощности по переработке до 2,5 млн. тонн/год (из них 500 тыс. тонн новые), наращивание холодильных мощностей до 220 тыс. тонн (из них 70 тыс. тонн новые)

2030 г. — обновление рыбопромыслового флота на 80% (200 ед.), увеличение мощности по переработке до 3,5 млн. тонн/год (из них 1 млн. тонн новые), наращивание холодильных мощностей до 320 тыс. тонн (из них 170 тыс. тонн новые).

Финансовое обеспечение «Океана возможностей»

По задумке «технических руководителей проекта», все, что они предлагают, позволит привлечь 200 млрд. рублей частных инвестиций в период до 2024 года, и еще 200 млрд. рублей дополнительно в период до 2030 года. В сумме получается много – 400 млрд. рублей.

Цифра красивая — можно отчитываться перед руководством.

Далее уточняется, что на реализацию указанных выше позиций до 2030 года федеральный бюджет предусмотрит 34 млрд. рублей, а внебюджетные источники – 364,6 млрд. рублей (инвестиции товаропроизводителей). По-простому говоря, эти деньги заплатят следующие по счету заказчики рыбопромысловых судов и прочих береговых объектов. Вторую порцию инвестиционных квот (20% от величины ежегодного общего допустимого улова — ОДУ) они отберут у своих коллег по рыбному цеху — малых и средних предприятий.

Мировая экономическая наука ищет ответы на вопросы

Процесс второго отраслевого передела пошел — ИНВЕСТКВОТЫ 2.0.

В отрасли молчание. Хотя нет. Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) фактически поддерживает аукционы. По мнению ВАРПЭ «крабовые аукционы», которые состоялись осенью 2019 года, позволили решать две важные задачи: получить в федеральный бюджет значительный объём средств (свыше 142 млрд. рублей) и гарантировать для судостроительных предприятий заказ на постройку новых краболовов. Заручившись поддержкой Нобелевских лауреатов Милгрома и Уилсона ВАРПЭ указала Счетной палате Российской Федерации на ошибки, допущенные в отчете об оценке прошедших в 2019 году аукционов. Негативной, кстати говоря, оценке. Фактически Счетная палата констатировала признаки одношагового «крабового мухлежа» на Дальнем Востоке в интересах нескольких «победителей». Из протоколов результатов аукционов слов не выкинешь, это очевидно – «один шаг». Аудитор увидел это. То есть, не исключается банальный сговор? В таком случае в определенный момент Отчет Счетной палаты может превратиться в Акт Счетной палаты со всеми возможными вытекающими последствиями.

Ударим контейнером по рыбакам

Очередная громкая инициатива была озвучена на днях. Под стимулирование строительства «инвестиционных реф-контейнеров» предлагается использовать рыбные квоты. Вот так. Еще пару лет назад рыбаки на эту тему шутили. Однако — C’estLaVie.

В принципе, есть еще:

— причалы и иные портовые гидротехнические сооружения;

— портальные краны и подкрановые пути;

— железнодорожные и автомобильные подъезды к морским портам.

Кроме того, деньги нужны на поддержание в рабочем состоянии старичка лихтеровоза 1988 года постройки. А может быть даже кому-то придет мысль забрать у рыбаков квоты на строительство нового лихтеровоза. Или паровоза. Кто теперь знает, что им там в голову стукнет. Для чего еще в России можно использовать квоты на вылов водных биологических ресурсов?

Шутки шутками, а смешного мало.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рыбную отрасль умышленно продолжают штормить. Отдельными представителями власти продавливается проект концентрации сырьевого ресурса в руках нескольких кремлевских олигархических структур.

В этой связи представителям государства, отвечающим за рыбное хозяйство страны необходимо понимать следующее.

  1. На Дальнем Востоке и на Крайнем Севере люди на флоте, те кто добывают эти самые водные биоресурсы и живут в этих краях, все видят и все слышат. Моряки не слепые и не глухие и с головой у них все в порядке – они понимают, что в результате фактического СОКРАЩЕНИЯ РЫБОЛОВНОГО ФЛОТА после отбора квот у добывающих организаций малого и среднего предпринимательства многие из них окажутся без работы. Если три года назад (до начала активной фазы реализации программы ИНВЕСТКВОТЫ 1.0) этого еще не было, то сегодня экипажи рыболовных судов активно интересуются, отберут у их предприятия квоту или нет, задают вопросы своим командирам, обсуждают. Рыбаки думают в первую очередь о себе и о своих семьях. Главный вопрос — где они будут завтра искать работу на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере, на какие деньги жить будут. Ответов никто дать не может. Люди начинают понимать, что этот разговор про квоты – это не про какие-то высокие экономические материи, это ИХ КАСАЕТСЯ конкретно. Может быть там «наверху», конечно, уже всем все «до лампочки», но не лишним будет знать, что в рабочих коллективах сегодня реально растет недоверие к государственным решениям и к власти в целом. В рыбной отрасли усиливается социальное напряжение.
  2. Население страны, в свою очередь, на себе чувствует результаты «рыбных реформ» — цены на розничном рынке рыбных продуктов уже больно кусаются, рыба становится не по карману большинству российских граждан. Такого не было три года назад (до начала активной фазы реализации «рыбных реформ». Отношение людей к ситуации на российском рыбном прилавке КРАЙНЕ НЕГАТИВНОЕ, если не сказать больше.

Казалось бы, пора задуматься над происходящим вокруг и внутри рыбной отрасли, честно без кабинетных лозунгов проанализировать промежуточные результаты программы ИНВЕСТКВОТЫ 1.0. Понять, когда она реально завершится и все инвестиционные объекты этой программы начнут работать, принося запланированные экономические результаты. Сейчас финансирование строительства новых рыбопромысловых судов по программе ИНВЕСТКВОТЫ 1.0 в самом разгаре, обязательства перед судостроителями потребуют от рыбодобывающих организаций в ближайшие три года огромных денежных средств – десятки миллиардов рублей. Очевидно ведь, что до 2025 года запускать в рыбном хозяйстве России какую-либо следующую реформу, типа программы ИНВЕСТКВОТЫ 2.0 не завершив проект ИНВЕСТКВОТЫ 1.0 – это безответственная экономическая и социальная авантюра, больше похожая на пиар-компанию чиновников, чтобы покрасоваться перед президентом.   

Тем не менее, несмотря на отсутствие каких-либо положительных результатов для жителей России, запущенный в 2016 году эксперимент в рыбном хозяйстве страны продолжается.

Валентин Валентинович Балашов
Мурманск, 4 апреля 2021 года