Русская рыболовная рулетка: кто ее остановит?

  Завершившийся 2023 год, ставший одновременно и последним годом очередного шестилетия президентства В.В. Путина, ознаменовался положительными показателями в разных областях экономики, несмотря даже на санкции коллективного Запада.

Произошло это и в рыбном хозяйстве страны.   Как рапортуют президенту и стране руководители Минсельхоза и Росрыболовства отрасль, преодолев пандемию короновируса  и санкционные последствия, выловили около 5,3 млн т водных биоресурсов, что выше прошлого года. Произведено более 4,2 млн т рыбопродукции из которых 2,2 млн т направлено на экспорт.

Возросли и результаты товарной аквакультуры достигнув отметки в 402 тыс т.   Приводя все эти и ряд другие сведения, министр Минсельхоза Д.Н. Патрушев и руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков ни слова о таких важнейших показателях, как потребление рыбы,  рыбопродукции населением станы, а так же о ценах на них. А ведь это основные показатели ради чего и существует рыбное хозяйство страны.  

К сожалению, потребление рыбы и рыбопродукции населением страны снижается, а цены на нее продолжаю расти. Это и побуждает умалчивать об этом высоких чиновников. Глядишь, президент узнает или народ взбунтует, тогда им не усидеть в своих доходных креслах.   Принимая во внимание, что руководители рыбной отрасли о причинах такого парадоксального феномена в рыбной отрасли, когда вылов, производство растет, а потребление падает, розничные цены на рыбопродукцию растут, умалчивают, привожу ниже анализ происходящего в капиталистической России за последнее десятилетие на основе имеющихся факов.   

С развалом страны Советов  и переходом экономики новой капиталистической России с плановой системы на рыночные отношения произошла и реорганизация государственных органов власти, включая  Министерства рыбного хозяйства СССР, которое было преобразовано в Комитет рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации.  

В последующем управление рыбным хозяйством на федеральном уровне прошло 8 преобразований и с 7 апреля 2004 года и до настоящего времени этот орган в системе правительства России, но непосредственно подчиняющийся Минсельхозу РФ, функционирует под скромным наименованием Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство-аббревиатура введенная Правительством РФ).  

В ходе этих преобразований произошло не только снижение значения отрасли в системе правительства, но и то, что руководство России приняло решение на федеральном уровне отказаться от управления всем «рыбным хозяйством», как это сложилось исторически, а перешло на управление в ограниченном сегменте отрасли только в «рыболовстве».  

Наряду с этим менялось наименования первых должностных лиц, ответственных за функционирование и развитие отрасли: от Председателя Комитета по рыбному хозяйству до Руководителя Федерального агентства по рыболовству.   Всего на этих государственных должностях за 32-летний период «поработали в рыбе» 13 назначенцев, в том числе в качестве руководителей Росрыболовства – трое.

Среди них это С.В. Ильясов (2004-2007гг.), А.А. Крайний (2007-2012 гг.) и последний, отметивший в этом году 10-летний юбилей с момента своего назначения в этой должности, И.В. Шестаков (2014 г. по н/в).   Все трое руководителей по своему базовому образованию, как и по прошлой своей основной работе, не имели отношения к рыбной отрасли. Так, Ильясов С.В. — д.т.н., член-корреспондент РАН, энергетик, политик; Крайний А.А.- военный журналист, зав. отделом газеты «Комсомольская правда», предприниматель; Шестаков И.В. – к.э.н., экономист, юрист, управленец.

Словом, состоявшиеся специалисты в своей профессиональной, по базовому образованию, области, добившихся в ней, полагаю, определенных результатов.   По каким признакам и кто их рекомендовал на руководство столь сложной в хозяйственном и политическом отношении отрасли, каким является рыболовство?   Остается загадкой, как и те задачи, которые конкретно ставили перед ними Президент и Председатель Правительства Российской Федерации при их назначении или, не исключаю, что возможно и лоббирующие их определенные круги предпринематели-собствнники, рыбопромышленники?   Что побудило трех последних назначенцев — Ильясова, Крайнего и Шестакова при отсутствии у них базового рыбного образования и опыта работы в рыбной отрасли, дать все же согласие занять государственную должность, касающуюся рыболовства?  

Ответы на эти непростые вопросы, по моему мнению, частично могут дать те практические результаты, которые достигнуты или не достигнуты в отрасли во время нахождения их в должности руководителей Росрыболовства. И главный показатель в этом, полагаю, с государственной позиции — «А как это все отразилось на потреблении рыбы и рыбопродукции населением страны – увеличилось оно или снизилось?».  

Не ставя перед собой задачи выполнить такой анализ по всем трем, сменяющим друг друга упомянутых выше руководителям (оставлю это другим исследователям, публицистам и историкам отрасли), привлеку внимание читателей к результативности (и то фрагментарно), к «достижениям» в области рыболовства в период руководства ею И.В. Шестакова. Хотя сам он предпочитает именовать руководимое им направление не «рыболовством», не «рыбным хозяйством», как это предписано правительством и соответствующим законом, а загадочным «рыбохозяйственным комплексом», не имеющего законодательного определения.  

Шестаков «рулит рыбой» уже чуть более 10 лет, и он на этом посту, выражусь его сленгом, «РЕКОРДСМЕН» по занятию этой должности за весь 32-летний период новой капиталистической России.   Да и оценка его деятельности, судя по публикациям специалистов рыбной отрасли, публицистов, аналитиков в СМИ, за этот период весьма неоднозначны. Зачастую она коренным образом расходится с таковой оценкой властных структур.  

Назначение 35-летнего Ильи Васильевича Шестакова в должности заместителя Министра сельского хозяйства – руководителя Федерального агентства по рыболовству состоялось 17 января 2014 года Распоряжением Правительства Российской Федерации за №24-р за подписью Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева. В нем кратко было сказано: «Назначить Шестакова Илью Васильевича заместителем Министра сельского хозяйства – руководителем Федерального агентства по рыболовству, освободив от занимаемой должности».  

До этого назначения И. Шестаков исполнял в течение почти 3 лет обязанности заместителя Министра сельского хозяйства в периоды, когда министром была, при  его назначении небезызвестная Елена Борисовна Скрынник. На эту должность Шестаков был назначен в 32-летнем возрасте! Что тоже своего рода возрастной «РЕКОРД» для такой должности при том значении, которое занимает сельское хозяйства в экономике России.  

Ряд обозревателей высказывают мнение, что такой стремительный карьерный взлет молодого И.В. Шестакова, не нюхавшего запаха пахотной земли, навоза, не говоря уже о коровниках, свинофермах, птичниках и конюшнях, во многом обязан связям его отца — В.Б. Шестакова с В.В. Путиным.   Действительно, Василий Борисович Шестаков с юношеских лет знаком с Владимиром Владимировичем Путиным еще со времен проживания, учебы и работы в Ленинграде.

Совместно они занимались в одной секции борьбой дзюдо, самбо. Уже в московский период у них вышло и совместное пособие — учебник «Путин В. В., Шестаков В. Б., Левицкий А. Г. Учимся дзюдо с Владимиром Путиным. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 159 с».   Наряду с этим, сам Илья Васильевич Шестаков к моменту своего назначения в должности заместителя Министра сельского хозяйства – руководителя Федерального агентства по рыболовству прошел «обкатку» в различных должностях, работая в ряде коммерческих организаций Санкт-Петербурга, на своей малой родине.  В разные годы занимал он и такие высокие и ответственные должности как заместитель начальника Управления кредитов ОАО «Газпром», генеральный директор ОАО Российского НИИ сельского хозяйства, заместитель директора и директора различных департаментов Минсельхоза России.  

В питерский период проявил себя и как активный сторонник молодежного движения. Совместно с Дмитрием Грызловым (сын Грызлова Б.В. в прошлом Председатель Госдумы) он в 2000 году возглавил политсовет санкт-петербургского регионального отделения движения «Молодежное единство» — крыло партии «Единство», с 2005 г. – «Молодая гвардия «Единой России».   В 2007 году в Санкт-Петербургском государственном университете экономики и финансов И.В. Шестаков защитил диссертацию кандидата экономических наук на тему «Формирование механизма реализации инновационной политики в РФ».  

В 2009 году он закончил Российскую академию государственной службы при президенте России, с 2017 года ему присвоен чин действительного государственного советника I класса.   Возглавив 17 января 2014 года Росрыболовство, Илья Шестаков наследовал, от своих предшественников, сформированное базовое законодательство – ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которым определялись принципиальные основы наделения пользователей долями — квотами на вылов водных биоресурсов на долгосрочной основе.

В последующем он получил в обиходе наименование «исторический принцип». Сторонником такого подхода был и первый заместитель Председателя Правительства России В.А. Зубков, курировавший и успешно, в то время рыбную отрасль (правительство возглавлял тогда В.В. Путин).   Применение на практике «исторического принципа» позволили за короткий период вывести отрасль из системного кризиса, отменив аукционы на доли-квоты, придать ей вектор развития и приступить к модернизации и обновлению основных производственных фондов, включая рыбодобывающий флот и береговые рыбоперерабатывающие предприятия.  

Пути дальнейшего развития рыбного хозяйства были детально рассмотрены на III Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства и отражены в его Решении. В нем было подчеркнуто целесообразность «…закрепления долей-квот… за пользователями… на исторической основе на последующий после 2018 года период на 20 (двадцать) лет». Это принципиальное Решение съезда поддерживалось, в то время и Правительством Российской Федерации во главе с В.В. Путиным.  

Было рекомендовано повысить статус Федерального агентства по рыболовству до Министерства рыбного хозяйства России.   Участники Съезда выступили против «аукционов долей-квот», против внедрения системы «квоты под киль» и других «новшеств», не оправдавших себя и не имеющих аналогов в мировой практике, которые лоббировали далекие от рыбной отрасли чиновники самого разного уровня.  

Касаясь необходимости обновления основных производственных фондов и прежде всего рыбодобывающего флота и береговых рыбоперерабатывающих предприятии, что единодушно поддерживалось всеми участниками Съезда, предлагалось пойти по пути, существующему в мировой практике, — финансированию этих направлений самими собственниками флота и рыбофабрик под долгосрочные кредиты банков или государства на льготной основе. Допустим не более 4% годовых, как это имело и имеет место и сейчас, в ряде зарубежных стран с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством.  

Многочисленные в отрасли частные и акционерные фирмы, предприятия, организации были объединены, для представления и отстаивания интересов своих членов в государственных структурах, в общественные неправительственные союзы, ассоциации, объединения по бассейновому принципу, а также по направлениям деятельности своих членов. Среди них такие как Росрыбколхозсоюз, Росрыбхоз, ВАРПЭ, СРПС, АДМ, Ассоциации рыбопромышленников Камчатки, Магадана, Сахалина, Хабаровска, Приморья и многие другие.


С ними существовали деловые отношения и у руководства Минсельхоза и Росрыболовства, что было начато и успешно работало на интересы отрасли в бытность Министром сельского хозяйства А.В. Гордеева.   Существенное значение для обоснованного использования водных биоресурсов и прежде всего мониторинга за состоянием сырьевой базы рыболовства и ее прогнозирования имела отлаженная годами сеть самостоятельных бассейновых научно-исследовательских институтов рыбного хозяйства и океанографии – ПИНРО, ТИНРО, КаспНИРО, АтлатНИРО и многие другие.

В них сформировался профессиональный коллектив ученых, своя научная школа и кадры, признаваемых не только в России, но и за рубежом. Именно ученые и специалисты этих бассейновых НИИ пополняли головной в отрасли институт — ВНИРО, находящийся в Москве.   Все это и многое другое выдвигало перед И.В. Шестаковым, как руководителем отрасли, казалось бы, конкретную прагматическую задачу — оптимально использовать имеющийся потенциал и научные наработки, продолжить ее развитие эволюционным путем в интересах населения России.  

Однако, в ходе проведения своей первой Коллегии Росрыболовства в 2014 году, Илья Шестаков заявил о необходимости введения после 2017 года (окончание 10-летнего цикла «исторического принципа») новой системы по наделению пользователей долями-квотами. И что это необходимо в целях повышения эффективности работы отрасли, ускоренного обновления рыбодобывающего флота и главное, как он подчеркнул, позволит избежать принятия правительством «аукционного», как на этом настаивал ФАС, наделение пользователей долями-квотами на очередной период.

Такой дебют нового руководителя вызвал, мягко говоря, ропот недоумения, неудовольствия всего зала, в котором проходила коллегия.   Предложение Шестакова, по мнению многих рыбопромышленников и их представителей, было, по существу, отказ от «исторического принципа», что, при его внедрении, приведет к переделу не только рыбных ресурсов, но и основных фондов. В последующем такая оценка подтвердилась на практике.  

На той же первой Коллегии Шестаковым не были представлены детали «новой системы», полагаю сознательно, с тем, чтобы избежать резких протестов рыбопромышленников, относящихся к средним и малым предприятиям. Потому что именно их такая система могла бы больше всего затронуть. Предлагалось самим рыбопромышленникам совместно с руководством Росрыболовства приступить к формированию нового подхода.

Повторюсь, с тем, чтобы, якобы, избежать неминуемого внедрение «аукционной» системы наделения пользователей долями-квотами.   В дальнейшем именно такой подход «самим сформировать» новую систему наделения пользователей и начали осуществлять на практике с использованием механизма заседаний рабочих групп, как в Минсельхозе, так и в Росрыболовстве, естественно под председательством самого Шестакова. Эти заседания проходили в атмосфере острой полемики между противниками и сторонниками навязываемой Шестаковым предстоящую «модернизацию» (его определение того периода) исторического принципа.

Одновременно подобные заседания, вплоть до Парламентских слушаний, проходили и в Государственной думе Федерального Собрания.   Как участник ряда таких заседаний, считаю, что они прояснили многие стороны шестаковского подхода к «модернизации» исторического принципа. Основная суть их сводилась к осуществлению нового передела сырьевых водных биоресурсов, подведя под это соответствующую законодательную базу. Естественно все понимали, что для этого нужно изменение законодательства и соответствующее решение властных структур и прежде всего Президента России В.В. Путина.   

В последующем, вероятно с подачи Президентской Администрации, было принято решение вынести этот вопрос на рассмотрение и выработку соответствующего решения на президиум Госсовета.   Были созданы с этой целью Рабочая и Редакционная группы. Первую возглавил губернатор Сахалинской области О.Н. Кожемяко, вторую — И.В. Шестаков, он же и заместитель председателя Рабочей группы. Со стороны администрации президента курировал и активно влиял на выработку решений помощник Президента РФ И.Е. Левитин.  

Вмести с тем до самого дня проведения президиума Госсовета, которое состоялось 19 октября 2015 года и до подписания В.В. Путиным 9 ноября 2015 года соответствующего поручения по реализации выработанных решений, о них не было известно широкой рыбацкой общественности.     Всвоем вступительном слове  на заседании президиуме Госсовета Президент России В.В. Путин четко поставил главную задачу перед рыбной отраслью: «…способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией…».

Это по существу директива – руководство к действию на весь период нахождения во главе рыбной отрасли И.В. Шестакова. Выполнил ли он ее? Об этом ниже.     Накануне до президиума Госсовета заместитель Министра сельского хозяйства — руководитель Росрыболовства И.В. Шестаков впервые был официально принят Президентом России В.В. Путиным. В ходе ее Шестаков кратко доложил о положение дел в отрасли и уверенно ответил на ряд вопросов президента, чем и подтвердил «на камеру», что успешно вошел в «рыбу» и даже свободно владеет профессиональной терминологией.

Это все «на камеру» и было широко растиражировано в средствах массовой информации.   Ни единого слова не было произнесено «на камеру» о предстоящей «модернизации» исторического принципа. Публично. Полагаю, эта часть обсуждалась все же, но уже за закрытыми дверями, без прессы.

Президент России В.В. Путин проводит 20 июля 2015 года рабочую встречу с заместителем Министра сельского хозяйства – руководителем Федерального агентства по рыболовству И.В. Шестаковым.   В перечне поручений Президента России В.В. Путину по итогам президиума Госсовета от 9 ноября 2015 года, все же состоялось, под давление рыбацкой общественности и поддержке губернаторов приморских регион, пролонгация исторического принципа наделение пользователей долями-квотами на 15-летний период, что положительно было воспринято рыбопромышленниками и союзами и ассоциациями рыбаков.  

Но, наряду с этим, присутствовала и солидная «ложка дегтя». Она была облачена в следующую формулировку: «…выделение до 20 процентов квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели (закупка новых судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях), и строительство объектов переработки водных биологических ресурсов».

Одновременно с этим предусматривалась и возможность выставление на аукционные торги долей-квот, прежде всего крабов – самого ликвидного ресурса.   Именно это и составляло основу «модернизации исторического принципа», выдвинутого Шестаковым и при активной поддержке помощника президента И.Е. Левитина. За спиной их, полагаю, стояли лоббисты крупных рыбопромышленных компаний, среди которых близкая к властным структурам ООО «Русское море — Добыча». Основана она была в 2011 году, такими знаковыми «рыбными предпринимателями», как Геннадием Тимченко, Глебом Франком и Максимом Воробьёвым.

В последующем с 2014 года она была переименована в ООО «Русская рыбопромышленная компания (РРПК)», функционирующая по сей день, полагаю, и за счет «инвестиционных квот» и «крабовых аукционов». Правда первоначальные ее отцы-основатели ушли из нее с тем, чтобы публично не быть связанными с ее деятельность, касающейся лоббированию инвестквот и прочие.   В последующие почти два года осуществлялась под руководство Шестакова разработка и согласование поправок в законодательную базу, формирование подзаконных актов с тем, чтобы «инвестиционная система», получившая наименование у рыбопромышленников и в обиходе «инвестквоты» вступила в силу сразу после 2017 года.  

Одновременно такой подход продолжал вызывать активные протесты со стороны ряда союзов, ассоциаций и специалистов отрасли вплоть до открытых обращений к Президенту России В.В. Путину. Однако это не было принято во внимание властными структурами. Более того они направлялись Администрацией Президента для ответа заявителям в Минсельхоз и Росрыболовство тем, кто и является инициаторами реформирования отрасли и кого призывают к ответу.  

В этих условия рыбацкая общественность во главе с ее федеральной ассоциацией ВАРПЭ проводит 26 февраля 2018 года IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Обращаю внимание, что Съезд не «работников рыбного хозяйства», как это было на предыдущих I, II и III Съездах, а «работников рыбохозяйственного комплекса». Последний термин взят, простите меня, с потолка и он постоянно навязывался Шестаковым в госорганах и СМИ. Видимо организаторы IV Съезда и в этом решили пристроиться в кильватер идей Шестакова.  

В последующем Шестаков пытался придать термину «рыбохозяйственный комплекс» официальный статус. С этой целью даже вышло соответствующие распоряжение Правительства от 26 ноября 2019 г. № 2798-р за подписью его председателя Д.А. Медведева. В нем такое был дано  определение «рыбохозяйственного комплекса»: «… понимается производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя следующие виды деятельности: добыча (вылов) и переработка водных биологических ресурсов; транспортировка, хранение, выгрузка и реализация рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов; производство продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов; оптовая торговля рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов и продуктами их переработки, продвижение и маркетинг рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов; международное сотрудничество в сфере рыбоводства; охрана и отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов; строительство, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация судов рыбопромыслового флота; управление рыбными терминалами морских портов и инфраструктурой для приемки, хранения и переработки продукции из водных биологических ресурсов; научно-исследовательская деятельность, профильное образование и подготовка кадров».

И даже назначен ответственный за его развитие государственный чиновник. Не трудно догадаться, что им стал все тот же И.В. Шестаков.   Однако с назначением Председателем Правительства РФ М.В. Мишустина это медведевско-шестаковское определение «рыбохозяйственного комплекса» не было подтверждено, как и ответственного, за него, что отражено в соответствующем решении последнего (Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 года N 993-р). По факту это определение было правительством  отменено без объяснения причин.  

Таким образом, на сегодняшний день законодательно закреплено только одно определение рыбной отрасли — «Рыбное хозяйство – виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» (пункт 20 статьи 1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).   В этом же законе имеется и  определение  «рыболовства». Под ним  понимается:  «…деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов» (пункт 9 статьи 1 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).  

Исходя из этого, и следует во всех официальных документах  государственного, правительственного уровня, в СМИ,   употреблять «рыбное хозяйство», «рыболовство», а не выдумывать  не существующего в природе «рыбохозяйственного комплекса», да еще и не утвержденного ни законом, ни Правительством РФ. К тому же это термин не имеют даже научного обоснования.   Но чиновники гнут свое – только и только «рыбохозяйственный комплекс» и никакого «рыбного хозяйства».

Даже Президента России В.В. Путина сделали поклонником выражения «рыбохозяйственного комплекса».  Почему? Ответ, как я ранее в одном из своих комментариев писал, очевиден. С тем, чтобы надувать щеки в значимости управляемого ими якобы «большим рыбохозяйственным комплексом» не неся конкретную ответственность за результаты в конкретно обозначенной отрасли – «рыбном хозяйстве» и «рыболовстве».  

Вернемся к IV Съезду.  В своем Решение участники отстаивали «исторический принцип» и те положительные тенденции, которые в отрасли имелись. Более того IV Съезд настаивал на проведение оценки эффективности проводимых «инвестиционных квот», участие своих представителей в разработке законов и подзаконных актов, касающихся рыбной отрасли. Эти и другие решения Съезда властями были проигнорированы.  

В результате были все же сформированы и приняты Государственной думой  при поддержке только одной фракции «Единая Россия» (КПРФ, «Единая Россия – За Правду», ЛДПР и «Новые люди голосовали против, либо воздержались) соответствующие поправки в ФЗ «О рыболовстве и сохранение водных биологических ресурсов», как их предлагали Минсельхоз, Росрыболовство при поддержке Правительства РФ.   В последующем они были утверждены Президент РФ В.В. Путин. На их основе правительство России приняло пакет нормативных подзаконных актов, разработанных Минсельхозом и Росрыболовством. С завершением этих процедур Росрыболовство приступило к практической реализации инвестиционного проекта, получившего, напомню, в обиходе наименования «инвестквот».

Одновременно с этим было выставлено 50% долей-квот краба на аукционы.   В целом из общего объема ОДУ на «инвестквоты» было направлено 20% возможного вылова за год, что составило в целом по двум бассейна – Дальневосточному и Северному рыбных ресурсов около 725 тыс. тонн и более 45 тыс. тонн краба. Все эти объемы могли бы, при сохранении «исторического принципа», как он действовал до его «модернизации», подлежать распределению по долям между существующими рыбодобывающими компаниями.

Их просто, но по закону, отняли у всех и выставили на торги по особым правилам.   В результате эти объемы приобрели те компании, в основном крупные и те, кто располагал финансовыми ресурсами, включая заемные, с тем, чтобы строить суда на российских верфях и рыбфабрики на российской территории. 

Такого механизма нет, и не было, ни в одной стране мира с рыночной экономикой и развитым морским рыболовством.    В большинстве государств с развитым рыболовством, а это Китай, Норвегия, Исландия, Индонезия, США, Япония, Вьетнам, Канада, Перу и многие другие, не применяют для своих рыбопромышленников и рыбаков такие «экономически» необоснованные механизмы как «инвестквоты», «аукционы по краба» и «платность ресурсов».   

Морское рыболовство и аквакультура, регулируется в них посредством продуманной налоговой системой и, как правило, эти направления, поддерживаются государством, через различные формы. Наделение пользователей квотами на вылов осуществляется, в упомянутых государствах, по историческому принципу с учетом национальных традиций.  Такой подход подтверждается практикой.

Например, лидер мирового рыболовства и аквакультуры Китай в год вылавливает до 22 млн т и выращивает в морской, пресной воде до 68 млн т водных биоресурсов, что позволяет обеспечивать население страны рыбой и рыбопродукцией не менее 39 кг/чел/год. По этому, важнейшему показателю, Россия значительно отстаёт от мирового лидера, ввиду ошибочности своей рыбохозяйственной политики.  

Рыбная отрасль России стала ввиду этого донором отечественных судостроительных верфей при этом рыбопромышленники все больше и больше влезают в долги.   Не доведя до завершения начатую компанию «инвестквот» и не определив на практике ее экономико-социальные последствия и эффективность, Шестаков приступил к новому, 2 этапу передела квот. Но она будет касаться пока только рыбных ресурсов Дальневосточного бассейна. В последующем с увеличением запасов трески и пикши в Баренцевом море нагрянет, уверен, 2 этап «инвестквот» и для Северного бассейна.  

Вместе с тем, из самого поручения президента России от 15 января 2015 года не вытекает, периодичность проведения «инвестквот». Тогда подразумевалось, что это разовая акция. Но чиновники считают, что это якобы требуется для дополнительного строительства рыбодобывающего флота для дальневосточного бассейна и проводить мы ее в праве.   Ведя практическую работу по внедрению «инвестквот» и «аукционов по крабу» И.В. Шестаков неожиданно Распоряжением Правительства РФ от 30 января 2021 года № 207-р за подписью М.В. Мишустина понижается в статусе.

В распоряжении лаконично констатировано, без пояснений: «Назначить Шестакова Илью Васильевича руководителем Федерального агентства по рыболовству, освободив его от занимаемой должности».   Из этой формулировки вытекает, что Шестаков лишился должности заместителя Министра сельского хозяйства (и кабинета в министерстве в Орликовом переулке) и остался только руководителем Росрыболовства (с кабинетом на Рождественском бульваре).  
Причины, такого понижения государственного чиновника, затеявшего преобразование рыбной отрасли посредством «инвестквот», «аукционов по крабу», реорганизацию, точнее ликвидацию, науки в отрасли и многое другое, пока не совсем ясны.   Вероятно, активность Шестакова и наметившаяся полная провальность его реформ, вынуждает кое-кого принять решение — вывести его из обоймы Минсельхоза.  

Не исключена и такая версия, что кто-то посчитал, что многовато для одного министерства двух руководителей — детей высокопоставленных родителей: министра Д.Н. Патрушев (отец Н.П. Патрушев — Секретарь СБР)  и замминистра И.В. Шестаков (отец И.Б. Шестаков — близок к В.В. Путину).

Вот и «убрали» из Минсельхоза младшего по должности И.В. Шестакова. Так спокойнее, да и от глаз СМИ подальше.    Одно несомненно, что лишение должности заместителя Министра сельского хозяйства резко снижает административный ресурс Шестакова, особенно по таким направлениям, как законодательные инициативы, международная деятельность, выход на верха и многое другое.    

А как отражаются проводимые Шестаковым реформы в отрасли на потребление рыбы и рыбопродукции населением страны?   Этим озабочен и Президент России В.В. Путин. Так он 16 августа 2023 года, проводя заседание с членами Правительства РФ и приглашенных на него руководителей отдельных ведомств, неожиданно поставил беспокоивший его вопрос: «…вот потребление рыбы 22 кг (имеется в виду на человека в год) составило в 2022 году, а по рекомендации Минздрава должно быть 28 кг. Илья Васильевич (имеется в виду руководитель Росрыболовства Шестаков), что нам мешает добиться нужных результатов?»  
К сожалению, президент привел некорректные цифры. Потребление в 22 кг — это данные Росстата в сырце, а рекомендация Минздрав в 28 кг это в готовой рыбопродукции. Фактически же она, в готовой продукции, составляет не более 13-14 кг и продолжает снижаться. Об это свидетельствую и данные Росстата по потреблению рыбы населением страны даже в сырце. Из графика-рисунке 1, приведенного ниже видно, что эта тенденция особенно проявилась за период внедрения «инвестквот» и «аукционов по крабу».  

Ответа от руководителя Росрыболовства на вопрос В. Путина тогда, да и сейчас, так и не последовало. И понятно причины. Суть их проста: цены на рыбу и рыбную продукцию растут, спрос на нее по этой причине падает, растет экспорт рыбы, рыбопродукции и т. д., что и влияет на потребление ее населением страны. Об этом руководитель Росрыболовства доложить президенту не осмелился. А если бы и осмелился, то неминуемо был бы отправлен в отставку.

Рис 1. Потребление водных биоресурсов населением России в сырце по данным Росстата.  

Справедливости ради должен все же признать, что ответ на поставленный президентом вопрос о низком потреблении рыбы населением страны все же последовал. Но какой? Простой. Взяли и отменили в «Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2030 года» показатель потребления рыбы на человека в год. Вот так – лихо!

И теперь и спрашивать за этот важнейший показатель неправомерно и некого.   Не менее существенно и то, что в последние годы в силу ряда причин идет устойчивое повышение оптовых и особенно розничных цен на рыбу и рыбопродукцию на внутреннем российском рынке. Это в свою очередь влияет на ее доступность для покупателей, поскольку доходы населения остаются пока невысокими. В качестве индикатора такого роста на рисунке 2 приводятся данные по ценам сельди соленой – продукта традиционного и всегда востребованного в России.

Как видно из этого графика, только за последние десять лет цены на него возросли почти вдвое. Особенно резкий их рост пришелся на последнее шесть лет, что совпало с внедрением аукционов на квоты вылова и инвестиционных квот (квот «под киль»).     

Аналогичное положение с ростом цен складывается и по другим видам рыбопродуктов. Такой «взрывной» рост розничных цен на рыбу и рыбопродукцию остается без внимания как Минсельхоза, Росрыболовства, так и Правительств РФ во главе с его председателем М.В. Мишутиным и его заместителем, курирующую вопросы рыбного хозяйства В.В. Абрамченко.

По росту розничных цен на крупы, хлеб, яйцо была реакция и предприняты определенные меры по стабилизации розничных цен, а вот по рыбе «ни гу-гу». Почему? Да по тому, что эта отрасль и розничная торговля ее продукцией Правительство РФ, полагаю, отдало на «руление-кормление» определенным чиновникам и торгашам. Вот они и задирают розничные цены до небес, кладя прибыль в сои кошельки.  
 
Рис.2. Динамика среднегодовых цен производителя и потребительских (розничных; руб./кг) на сельдь соленую с 2000 по 2023 годы (по данным РОССТАТА).    

Остался без ответа и еще один вопрос президента «…что нам мешает добиться нужных результатов?». Поскольку для этого надо было признать ошибочность проводимого Минсельхозом и Росрыболовством реформирования отрасли в основе которого «инвестквоты» и «аукционы по крабу» при, отсутствие главной стратегической целевой установки – увеличение потребления рыбы и рыбопродукции населением страны.   Вероятно, интуитивно, В. Путин увидел, что чиновники что-то недоговаривают, скрывают от него, дает им поручение разработать «…план мероприятий (дорожную карту) по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года, а также обеспечить его реализацию. Президент требует доложить об исполнении его поручения до 1 февраля 2024 года. Пока ничего не известно, по крайне мере рыбацкой общественности об этой загадочной «дорожной карте».  

Не лучшее положение и в экономико-финансовой деятельности рыбохозяйственного сектора за период его реформирования. Так кредиторская задолженность возросла почти в трое и достигла 920 млрд рублей, что тоже «РЕКОРД» в современной России. Прибыль уменьшилась, но возросла задолженность по займам и кредитам.

Отрасль движется к банкротству. Спасать ее придаться государству за счет нас — налогоплательщиков.   А может в этом и есть замысел реформаторов? Обанкротить крупные рыбодобывающие компании и рыбфабрики и затем на их основе создать госпредприятия. Вряд ли. Скорее продать их, вновь на аукционах, новым собственникам. Так и будет крутиться русская рыболовная рулетка в капиталистической России.  

А как сам И.В. Шестаков оценивает свои достижения, находясь более 10 лет в должности руководителя Росрыболовства?   В одном из недавних интервью рыбацкому сайту «ФИШНЬЮС» он подчеркнул, что рыбная отрасль «…изменилась…самое важное, — это инвестиции, которые сейчас идут в отрасль: по программе инвестиционных квот и крабовых аукционов…произошла значительная трансформация рыбохозяйственного комплекса, за которую всем нам не стыдно. Позитивное развитие». Обращаю внимание, что вместо ранее употребляемого термина «модернизация» появилось загадочное «трансформация». Вот такая самооценка не только себя, но и уверенность, что это разделяется всеми нами.  

Последнее, уверен, не разделяют такую оценку деятельности  руководителя Росрыболоства многие союзы, ассоциации рыбаков и их члены, а также специалисты и ученые отрасли. К ним отношу и себя. И не только по отношению к «стыду» (мне стыдно), как к нравственной категории, но прежде всего с моей профессиональной отрицательной оценкой, затеянной  « модернизации-трансформации» рыбной отрасли под руководством Шестакова и поддержавшей его фракцией в Госдуме «Единая Россия».

Это стратегическая ошибка, которая приведет к очередному кризису в рыбной отрасли страны.   Иначе, судя по регулярным наградам руководителя Росрыболовства И.В. Шестакова, оценивает его деятельность власть. Так по данным ТАСС он был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2015), орденом Почета (2021 год), орденом «За морские заслуги» (2023 год) и рядом грамот. И все эти поощрения осуществлены при его руководстве Федеральным агентством по рыболовству.   

Полагаю, они были за «достижения» прежде всего  в «рыбохозяйственном комплексе». За такие, как  реализацию  «инвестквот и аукционов»,  «поступления» в государеву казну миллиардов рублей от «инвестквот и аукционов», повышения платности за ресурсы, что вынудило рыбопромышленников, влезь в долговую кабалу с тем, что бы «оплатить» все это. И как следствие произошло не только  ухудшение экономических показателей отрасли, но и  к падению потребления рыбы и рыбопродукции населением страны.

Сюда же можно отнести и реорганизацию-ликвидацию отраслевых бассейновых НИИ, и многое другое. Пора уже за такие «достижения» и Героя России присвоить инициатору всего этого.   Вмести с тем такое отношение властей еще и свидетельствует о намерениях и далее следовать по пути «инвестквот», «аукционов по крабу» и повышения платности за биоресурсы.  

Вот уж поистине как в известной поговорке «Рыба гниет с головы, но чистят ее с хвоста». С одной поправкой власть «чистить рыбу» и не собирается, поскольку она потеряла нюх на гниющую голову рыбы. Пора все же властям начинать восстановить обоняние и начинать чистить рыбу с гниющей головы, и вспомнить директиву Президента России В.В. Путина от 19 октября 2015 года о «…наполнении российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией…». И не только вспомнить, но и неукоснительно ее выполнять.  

Следует на государственном уровне принять положение о том, что основная цель рыбной отрасли — это насыщение внутреннего рынка отечественной рыбной продукции по нормам, рекомендованным Минздравом и по доступной цене для населения России с разным уровнем дохода.      Что же ждет, с учетом вышеизложенного анализа, в ближайшей перспективе рыбную отрасль и ее тружеников?   До завершения выборов президента, а они состоятся в середине марта этого года, ничего не изменится.   После вступления в должность вновь избранного президента и формированием нового Правительств России, его структуры, утверждения министров, руководителей ведомств возможны, но не факт, изменения, которые могут затронуть и рыбное хозяйство страны.  

Для того, чтобы это произошло, следует уже сейчас посылать властным структурам и кандидатам в президенты соответствующие сигналы от союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников, специалистов, ученых, сенаторов, депутатов Федерального Собрания Российской Федерации, фракций, которые и ранее выступали против «инвестквот», «аукционов по крабу» и других структур, связанных с деятельностью в рыбном хозяйстве, если они считают необходимыми такие перемены.   

Перспективным представляется проведение с этой целью V Всероссийского съезда работников рыбного хозяйства или соответствующей Конференции, Круглого стола.    Интересам инициаторов и участников «трансформации рыбохозяйственного комплекса» отвечает сохранение действующей системы, которая позволяет им осуществлять каждый раз по их указания предел водных биоресурсов с использованием механизма «инвестквот» и «аукционов по крабу». 16.02.2024 года          

В. Зиланов, профессор, член РУСО, заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области.