Руслан Крупышев о диктатуре пролетариата  

Недавно была опубликована очень интересная статья Юрия Белова «К вопросу о диктатуре пролетариата».

   Это очень важная и злободневная статья, поднявшая важный вопрос о важных понятиях, далеко не всегда правильно понимаемых. Автор касается  немало очень важных сторон и моментов происходившего и происходящего и по своему основному духовному посылу вызывает и доверие, и уважение.

 Но всё же есть смысл высказать некоторые соображения  по данной теме. Размер комментарий не вместился в допустимый объём комментария, поэтому пришлось его вынести в виде отдельной статьи.

   Некоторое непонимание  в статье Ю.Белова вызывает разве что неубедительная ссылка на философов Э. Ильенкова, В. Давыдова и А. Арсеньева, что, мол , они ответили  «Нет!» на вопрос: «Может ли искусственный интеллект заменить человека?»

   Это  совершенно понятный и справедливый ответ, если разговор идёт о принципиальной полной независимости искусственного интеллекта от человека! Такой независимости (пока во сяком случае) нет!                                                                                                                               Но ведь конкретно в данной статье рассматривался совсем ДРУГОЙ МОМЕНТ взаимодействия человека и искусственного интеллекта. Речь шла  о том: «вытесняет  ли автоматизация и кибернетизация живой труд из производства?»    А ответ на этот вопрос однозначен: ( Да!  Вытесняет!). И последствия этого  весьма удручающие для всего мира. На факте вытеснения простого труда из производства сильные мира сего паразиты строят вполне реальный проект будущего сословного одномиллиардного мира  с 9/10 -тым сокращением численности обслуживающих этот миллиард и даже с их генетическим превращением в другую расу. А там сидят далеко не глупые головы, а самые извращённые из взращённых! Гений и злодейство, к сожалению,  несовместимы только в художественной литературе!

……………………..

     Хочется ещё сделать несколько комментариев с точки зрения теории интересов и внести некоторую терминологическую и сутевую ясность.

    Приведённое в статье Ю.Белова энгельсовское определение  пролетариата: « пролетариатом называется тот общественный класс, который добывает средства к жизни исключительно путём продажи своего труда, а не живёт за счёт прибыли с какого-нибудь капитала», очень точно раскрывает  основную СУТЬ этого понятия! В других  определениях «пролетариата» добавляется только ещё одна неотъемлемая важная его черта, а именно, что пролетариат — это категория людей, идущих В НАЁМ и продающих свою рабочую силу ПОКУПАТЕЛЮ (владельцу средства производства).    Эти два определяющих отличительных признака  исчерпывают  понятие «пролетариат».

   Но стоит ли это дореволюционное понятие перетаскивать в  период построения социализма?

   Во-первых,  таких «ПОКУПАТЕЛЕЙ» рабочей силы  в системе, строящей социализм, нет!

   Во-вторых, если опираться на энгельсовское определение «пролетариата», то получается, что весь работающий контингент строящей социализм страны, все  100%  работающего населения по факту превращаются, по определению Энгельса, в  «пролетариат»  ( т. е. живущих за счёт «продажи»( а в данном случае предложения) своего труда, а не  за счёт прибыли с какого-нибудь капитала)!

    И  если бы в действительности под «пролетариатом» имелось в виду  именно  100% работающего населения в СССР ( согласно определению сути пролетариата), то такая «диктатура пролетариата» ( то есть всех трудящихся), безусловно, была бы полностью понятна и оправдана, как полностью отвечающая сути строимой системы, и это ни за что бы не привело её к краху.

   Но непосредственно после революционных преобразований сразу перейти к такой 100% диктатуре было невозможно, потому что был необходим период  серьёзного переформатирования сознания масс,  до того веками находившихся под влиянием   социоэгоизма и социопаразитизма «элит», доминировавших всю предшествующую историю существования паразитических (эксплуататорских) общественных систем.

  И пока этого переформатирования не произошло, власть была поручена партии (в основном её высшему звену) с опорой на «пролетариат» в его досоветском понимании (т.е. на рабочих промышленных предприятий).

  А почему именно «пролетариату в досоветском понимании»? А потому, что он был более коллективно объединён по условиям работы и потому более склонен к коллективным действиям, в том числе протестным (в случае ущемления его прав и интересов) и в его руках был сильный рычаг влияния и давления на владельца посредством стачек с остановкой промышленного производства  и возможность организованного влияния даже на высшую власть с целью улучшения своего положения.  Предполагалось также, что пролетариат,  немало претерпевший от эксплуатации,  не захочет её повторения и потому сможет служить  надёжной опорой для новой власти, при которой эксплуатация недопустима в принципе, потому что отсутствие эксплуатации является основным принципом жизни, провозглашённым новой властью.

     Но все эти надежды на власть и на пролетариат после революции,   после изменения условий жизни и труда не слишком оправдались. Наиболее ярко это подтвердила неудачная попытка защиты рабочих своих интересов в Новочеркасске в 1962 г.

    А ещё в обществе стали происходить принципиальные, ещё небывалые изменения. В частности, не только производство, но и наука, как предвидел Маркс, стала становиться производительной силой общества! А с этим развитием научно-технического прогресса кроме классического пролетариата в дореволюционном понимании, появилось много других важных  слоёв общества, эксплуатируемых в капиталистических обществах не в меньшей степени пролетариата ( в его прежнем понимании).

     Но ПАРАЗИТИЗМ так называемой «элиты » общества в капиталистических странах нашёл новые возможности приспособить все эти изменения в своих паразитических интересах. И эксплуатируемыми оказались разработчики технологий, компьютерные гении и т.п. чрезвычайно важные для  общества и его развития люди, на результатах работы которых денежная «элита» (владельцы предприятий, а теперь уже и институтов) стали делать ещё                     бо’льшие  прибыли, чем на труде работающего у станка.   И злободневность опоры левых сил только  на («пролетариат » в прежнем его понимании) несколько ослабла.

  Зато стал заметно прорисовываться основной источник эксплуатации: а именно,  ПАРАЗИТИЗМ сильных мира сего, другими словами,  денежной «элиты». И именно НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА стала выходить в разряд главной кровоточащей  проблемы в обществах на капиталистических началах. Степень неравенства в этих обществах и всех негативных следствий этого неравенства стала резко возрастать, и в настоящее время эта нравственная проблема достигла своей крайней всем очевидной степени.

    Но, несмотря на нарастающий рост производительных сил и развитие экономики (т.е. созревания и даже перезревание экономических условий перехода к новой социалистической формации), ни предрекаемой марксисткой теорией мировой революции, ни абсолютного обнищания не произошло! Не произошло и предсказываемого нарастания пролетарской активности. Экономика росла, предрасположенности к социализму тоже, но ПАРАЗИТИЗМ «элиты»  каждый очередной раз находил  всё новые и новые свои способы приспосабливать появлявшиеся новые  для неё  вызовы под свои паразитические интересы, в очередной раз доказывая, что нравственный фактор играет гигантскую роль в обществе. Но это почему-то продолжало находится вне пристального теоретического внимания!      

   Неудачи построения социализма и последовавший серьёзный кризис в социалистическом лагере  совершенно однозначно  показал   совершенно назревшую необходимость доработки, уточнения и ОБНОВЛЕНИЯ  существовавшей теории. Вопрос только в чём и как.   

   Совершенно очевидно, что обновления не должны касаться основной стратегической задачи левого движения ( а именно, построения разумного, высоконравственного, социогуманистичного общества), разве только уточнения некоторых формулировок и  деталей этой стратегической задачи. Обновления  должны касаться в основном задач тактического и практического плана. Но именно тактика и практика всегда решали судьбу стратегических задач. Так что думать, анализировать,  пересматривать  и совершенствовать теорию совершенно необходимо особенно в наше сильно усложнившееся время!

  Но вернёмся к СССР и понятию «пролетариата и его диктатуры» в нём.

Как уже было отмечено, досоветское определение «пролетариата» не применимо в строящей социализм стране, потому что оно уже не полностью учитывает всех, попадающих под это определение, а распространение этого понятия сразу на весь трудовой народ  и привлечение к управлению не применимо, потому что народные массы нравственно ещё не созрели. 

   Тем не менее вопреки сказанному  выше в СССР «пролетариат» (в досоветском его понимании) продолжал пользоваться особыми привилегиями даже после официальной отмены «диктатуры пролетариата».  Вплоть до самого развала в СССР существовала  разнарядка приёма в партию: один НТР на 10 пролетариев в досоветском понимании. Всё это явно не отвечало задумке построения  первой в мире системы повышенной разумности, социогуманистичности и справедливости. И это несоответствие не могло не сказаться на качестве власти. 

    Но гигантский шаг к задуманной системе в экономическом  направлении тем не менее был сделан и сделан крайне успешно! Из доходных кривых исчез многопорядковый, чрезвычайно узкий фантастической высоты гнойной паразитической природы архи тонкий супер максимум («аппендикс»), который является неотъемлемым признаком присутствия крайне паразитирующей и крайне влиятельной при капитализме супер «элиты». Это было достигнуто исключительно только за счёт экономических преобразований, а именно, за счёт запрета капиталистического откровенно паразитического права «делать   капитал на капитале» ( являющегося источником дикого неравенства и прочих его негативных следствий при капитализме).                                                                                                                                                         

    В СССР  право «делать капитал на капитале» было  запрещено и заменено справедливым правом «на труд» и на оплату «по труду», определивших основной гуманистический принцип бытия! И согласно принципу ( бытие определяет сознание) эти «право на труд» и «оплата по труду» переформатировали народные массы, существенно повысив уровень их нравственности до достижения численного превосходства социогуманистических сил в обществе!  Поэтому совершенно разумно, что после этого опора власти должна была быть  сделана не на пролетариат в его досоветском понимании, а на всех СОЦИОГУМАНИСТОВ в полном объёме и в полном соответствии с целью  строимой социогуманистической системы. То есть необходима была опора преимущественно на людей, у которых социогуманизм был наиболее ярко выражен,   не зависимо от того, каким видом  профессиональной деятельности они занимаются.                                                                                                Хорошо известно из истории, что   вожди формировались не по пролетарскому принципу! Энгельс, к примеру, мягко говоря, был далеко не из пролетариата! Есть и другие примеры.                                                                                               Почему же партия должна была строиться по пролетарскому происхождению?                                                                                                                                     В какой-то степени это было оправдано из тактических соображений лишь до революции и небольшое время  осуществления основных социалистических преобразований.

    И именно в диктатуре социогуманистического абсолютного большинства крайне нуждалась власть в строящей социализм системе!                                                И неиспользование всего имеющегося в народных массах социогуманистического потенциала и открыло дорогу медленно нарастающему процессу нравственной деградации партии, а особенно  её верхних этажей власти (особо привлекательных для социоэгоистов), что и привело к краху самой системы. Система рухнула не снизу, а СВЕРХУ, с верхних этажей власти, оторвавшихся от народа,  в полном противоречии желаниям и стремлениям абсолютного большинства!!! Всё это пошагово наглядно и на цифрах рассмотрено и показано в теории интересов и подтверждено происшедшим.                                                                               

     Так что лозунг «диктатуры пролетариата  ( в его досоветском понимании)» к 1961 г. ( ко времени   22 съезда  партии) однозначно перестал отвечать времени не только содержанием, но и  назначением. Но целенаправленного обращения к ( «диктатуре»)   социогуманистической части населения не произошло!                                                                                                              И события в Новочеркасске 1962 года только подтвердили происшедшие перемены. Власть недопустимо опасно была сосредоточена  в руках её верхних этажей. Опасно в том смысле, что такая концентрация власти в  стране, строящей социализм, требует особо строгого контроля  нравственной стороны управляющих, что практически во всяком случае прежними механизмами  очистки власти осуществить было невозможно!  А если  общество, строящее социализм,  допускает нравственное попустительство ( то есть практически теряет возможность влияния на власть), то возникает огромная опасность  её деградации, что показывает и теория интересов и крайне наглядно подтвердила практика.                                                                                       Власть,  нравственно деградировав,  оторвалась от масс и даже от партии и обрушила всю с таким трудом построенную социалистически ориентированную систему вопреки мнению народных масс, уже сильно переориентированных на социалистический лад!!!   Вот этот нравственный  момент оказался недостаточно детально отработанным в теории, сосредоточившей  основное внимание на экономической  стороне общественных процессов, которые действительно были успешно решены.

      Экономический фактор был понят достаточно правильно, а человеческий ( нравственный) фактор в значительной степени был упущен из внимания и не только марксизмом! Упущение роли человеческого фактора марксизмом привело к реинкарнации капитализма в первой стране почти построенного социализма, а упущение его роли в капиталистическом мире привело к крайней степени развития паразитизма «элит», угрожающих уже даже существованию самого человечества.

   Вот изучение этих опаснейших  для общества явлений (проявлений социоэгоизма и социопаразитизма), их природы и механизмов  их появления, развития и угроз, с ними связанных, а также  понимание и разработка средств борьбы с ними является важнейшей задачей современной теории.

  И первой попыткой разобраться с нравственной стороной проблем более менее системно, к тому же количественно, является подход, названный теорией интересов.

Вводная статья в теорию интересов:  «https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-problemy-obschestva-model-interesov»