Россия готова следовать по пути, указанному Лениным, заявляли участники «круглого стола», проведённого фракцией КПРФ в Госдуме на тему о ситуации в образовании и науке нашей страны в условиях санкций и о принятии антикризисных мер. По их мнению, ленинские слова особенно актуальны сегодня, когда борьба за восстановление в нашей стране системы подлинного образования, позволяющего личности развиваться и строить большое будущее, стала линией фронта за будущее России.
Почему сила ленинского завета зазвучала с новой силой в эти дни? Народ интенсивно сравнивает, как в начале 20-го века из полуграмотной России советская власть в кратчайшее время явила миру государство всеобщей грамотности, что и стало залогом Великой Победы СССР над германским фашизмом и величайших научных открытий.
Последние 30 лет Болонская реформа корёжила нашу уникальную систему образования. Но, когда в послании Федеральному Собранию президент РФ заговорил о повороте к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов, российская общественность восприняла сказанное, как сигнал к действию по отмене «болонки», включая ЕГЭ и ОГЭ.
Лидер коммунистов Геннадий Андреевич Зюганов, открывая «круглый стол», напомнил, с чего начинал Ленин в трудные годы становления советской власти: «…он создавал не только чрезвычайные комиссии по борьбе с преступниками и бандитизмом, но и чрезвычайные комиссии по борьбе с безграмотностью и беспризорностью. Наша страна через десять лет стала самой грамотной. Мы вкладывали в образование и науку всё, что могли тогда вкладывать. Даже когда фашисты стояли в 17 километрах от Москвы, стояли на Волге под Сталинградом, советская страна тратила на образование более 7 процентов бюджета. В победном 1945-ом в СССР тратили почти 14 процентов, а в 50-е – каждый пятый рубль вкладывали в науку и образование. Неслучайно мы первыми прорвались в космос. Сейчас РФ тратит на образование куда меньше…».
Бюджетные данные: по отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов на образование составит в 2023 и 2024 годах — 0,9%, в 2025 году — 0,7%.
Наши беды, по словам Г.Зюганова, начались после 1991-го: всю экономику отдали Чубайсу и посадили 50 цэрэушников руководить процессом, «приватизировали» 80 тыс. заводов и фабрик по стоимости менее, чем за 3%.
В результате денег не оказалось ни на науку, ни на образование, ни пенсионерам, ни детям войны, ни многодетным семьям. «Сейчас выруливаем из этого тупика. Но без поддержки качественного образования решить проблему невозможно».
Пока его только разваливали, отбросив ленинский наказ. Реформаторы руководствовались предписаниями Всемирного банка. Г.Зюганов показал доклад этого банка, на нём красовался гриф «секретно», назывался он «Россия: образование в переходный период». В нём, по словам Зюганова, «…было расписано, как рушить наше образование: начальную школу – убрать, систему общественных дисциплин – убрать, базовые предметы — математику, русский, литературу, — всё, что формирует гражданина, убеждённого человека, полноценного специалиста, — убрать. Инженеры — не нужны, нужны бакалавры, магистры… Этот план все эти годы выполнялся российским Минобром… Да, и по сию пору он действует. Хотя КПРФ не раз призывала остановить разбой, начиная с проведения процедуры импичмента Ельцину»…
В то время, когда в РФ ломали через колено традиционное образование, Китай, встав на путь социализма, развивался семимильными шагами. Стоявший в то время во главе КНР руководящий состав почти весь учился в советских вузах. А в СССР почитали наследие Конфуция, произнёсшего за 500 лет до новой эры: детей надо учить бесплатно. Мудрец обращался к правителям мира. Но, его услышали не все.
В России лучшую систему бесплатного образования «накрыли» Болонской реформой и опустили на самое дно… В школах обучение подменили натаскиванием школьников на сдачу ОГЭ и ЕГЭ.
По этой причине, как рассказал участник «стола», студент Филипп Болгов, «…учащиеся перестают любить школу, они начинают её ненавидеть… Натаскивание на ОГЭ, ЕГЭ – это не учёба. Плохая оценка становится чуть ли не приговором — ты плохой ученик. Никто не думает, как помочь человеку тройку исправить на пятёрку, его только клеймят, зарождая в нём ненависть к знаниям, ко всему остальному». По словам Филиппа, в общеобразовательной школе, «половина предметов толком не преподавалась, биология – учебник и всё, на информатике учили устаревшему «языку». Ученики понимали, что такие уроки для галочки, что их пичкают бесполезными знаниями и ненавидели такую школу. Образовательный процесс был бесцельным, бессмысленны ОГЭ и ЕГЭ, из-за них отменено получение знаний».
Не потому ли, юные террористы, зарядившиеся с малолетства ненавистью, идут в свои школы расстреливать всех подряд? Этим вопросом задавались собравшиеся на «круглом столе».
Проблемы школы, заявлял Сергей Сотник, представившийся, как «советский пионер навсегда», — проблемы общества. «Школа станет нормальной, когда обновится общество. Сейчас система ценностей — деньги, власть и собственность. Нам нужно поднять наши исконные русские, советские ценности — справедливость, честь, совесть, порядочность, коллективизм».
Сотнику аплодировали. А студент Болгов хотел понять, «зачем ходить в школу?» Говорят, чтобы поступить в вуз. «А зачем – в вуз?». Чтобы получить корочки, и тебя хоть куда-то возьмут на работу. Вот только после бакалавриата трудно куда-либо устроиться, потому что бакалавр – непонятно кто – уже не ученикжелающих, но и не специалист.
Филипп Болгов не жил в Советском Союзе, но знает от старших и из книг, как тогда было: отучился в учебном заведении, получил специальность, а вместе с ней и распределение на работу. Для нынешней молодёжи такой порядок – мечта. Но, её у них отняла «болонка».
В масштабах страны зловредная «болонка» отняла целое поколение необходимых кадров. На этом заострил внимание первый заместитель председателя комитета по образованию и науке, академик Российской академии образования, член фракции КПРФ Олег Николаевич Смолин: «Для Союза промышленников и предпринимателей ключевая проблема – дефицит инженеров, в школах — не достаёт учителей математики, иностранного языка, русского языка и так далее… В медицине — в полтора-два раза меньше врачей, особенно – скорой помощи. Люди работают за себя и за того парня, а не получают даже за себя. Нагрузка на учителей в среднем по стране больше, чем на 1,7 ставки, в моем родном Омске педагоги работают на 2,1 ставки. Значительно обострилась ситуация в медицине… А зарплата, что у педагогов, что у медиков в среднем по России меньше 40 тыс. рублей, исключение – Москва и Питер, где платят заметно выше».
Всё меньше в стране научных работников. РАН бьёт тревогу: желающих работать в науке за постсоветский период уменьшилось в 2,7 раза. «А во всём мире в последние годы шёл приток в науку, — подчёркивал Смолин, — например, в Южной Корее на 120 процентов возросла численность научных работников, а Россия стала единственной страной из «большой двадцатки», где количество учёных сократилось».
Из РФ уехали за рубеж тысячи молодых учёных — там хорошо платят и создают условия для исследовательской деятельности. Сейчас отток мозгов замедлился. …А вот из школ и медучреждений кадры уходят и по сей день, куда угодно, из-за низких зарплат.
«Если бы парламент принял закон «Образование для всех», и реализовывались бы его положения, то кадровый кризис, как минимум в образовании, немедленно прекратился бы, — утверждал Смолин. – Идея проста: зарплата педагога должна быть в два раза больше, чем сейчас, она не может быть ниже средней по региону и по стране. Ликвидируем эту несправедливость, и не будет отбоя от желающих работать в школах. Мы, КПРФ, многократно предлагали коллегам в Госдуме принять наш законопроект, но «Единая Россия» голосует против».
Дискуссий об образовании в РФ проходило в нижней палате немало. Но, этот апрельский «стол» отличался особой откровенностью. Народ как будто бы почувствовал приближение желаемых перемен и заговорил во всеуслышание о наболевшем. Такие предчувствия наполняют общество в ожидании победы над украинским фашизмом, а также слова из послания президента о переходе высшей школы на специалитет.
«Стало можно говорить», — провозгласил Владимир Анатольевич Волков, научный сотрудник института биохимической физики РАН, член межведомственной рабочей группы по формированию требований к отраслевой системе оплаты труда научных работников. И сказал, что санкции против России требуют восстановления разваленной системы образования, науки, «ученый и преподаватель не должны ассоциироваться с бедностью. Несправедливая оплата труда учёного отталкивает талантливую молодежь от науки». Волков опрашивал коллег по научной сфере, сколько они получают. Оказалось, у лаборанта – 15 тыс. рублей, у научного сотрудника — около 25 тыс., только у зав.лабораторией, который работает чуть ли не круглосуточно, около 70 тыс. рублей».
А сами министры, назначающие такие заработки учёным, что получают? Например, у главного правительственного бухгалтера – до миллиона в месяц. Есть и покруче доходы. А что они дали государству?
В прошлом году межведомственная рабочая группа направила в Миннауки и высшего образования рекомендации: установить минимальный размер окладов научных работников не менее 34 тыс. 700 рублей, старшего научного сотрудника – 41 тыс. 700 рублей. «Тоже мало, но уже лучше, чем сегодня, -и нельзя допустить дробления окладов», отмечал Волков.
«Люди хотят сказать, у людей наболело, — отмечал Сергей Сотник.
Крайне наболело у члена-корреспондента, заместителя президента РАН у Владимира Викторовича Иванова. В его выступлении рефреном звучало: восстановить, восстановить, восстановить, изменив ресурсный путь, «по которому и сегодня продолжаем идти», на «созидательный, …взять курс на технологический суверенитет».
Иванов сослался на документ некой Организации экономического содействия и развития от 1993 году, в котором требовали от России сократить количество ученых, институтов, привести финансирование «в разумные рамки для бюджета»… К сожалению, по этой траектории мы идем до сих пор…, — считает Иванов. — За годы такого «реформирования» у нас исчезли многие КБ, исследовательские институты, сокращено наукоёмкое производство. У нас всё сужали и ломали, — а «там!» всё сохранили, даже нарастили»…
Нужно, настаивал Иванов, «восстановить РАН, взаимодействие науки с образованием, научно-исследовательскую и прикладную науку, без этого никакого развития в стране не будет».
Зал, где шёл «круглый стол», был переполнен, и всем хотелось выразить своё мнение. Во время прений у микрофонов выстроились очереди желающих выступить.
Полной противоположностью на этом фоне предстал зам. директора департамента подготовки профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпроса Александр Михайлович Калягин. Ему нечего было толком сказать заинтересованной аудитории. Всё, что произнёс чиновник в режиме видеоконференции, заключалось во фразе: «Министерство просвещения прикладывает огромные усилия, чтобы решать эти вопросы, …чтобы поднять престиж учителя, педагога, особенно в такой год. Вы знаете, что этот год объявлен президентом Годом педагога-наставника».
Калягин не исчерпал предоставленные ему для выступления минуты, а ведущий «стола», первый зам. руководителя фракции КПРФ Николай Васильевич Коломейцев, сообщил: «…нам господин Калягин подарил 4 с половиной минуты времени».
Они были использованы Инной Бирич, активисткой Движения родителей школьников Москвы, представителями педсообщества Сергеем Бойко, Зурабом Путуридзе, которые требовали немедленного принятия законопроекта Смолина-КПРФ «Образование для всех», возвращения в школы традиционных функций – обучения и воспитания, и, конечно, смены рыночного курса на социалистический.
Ораторы настаивали на замене чиновников в министерствах просвещения и науки, вспоминая, как ещё два года назад в Общественной палате родители в глаза сказали Кравцову о том, что он лично участвует в деградации образования и предложили покинуть пост. Но министр голосу разума не внял и ничего не исправил, школа только ухудшается.
Потому и Г.А.Зюганов заметил, что не видит «шевеления» в сторону освобождения образовательной и научной систем от пут «болонки».
В Госдуме, например, единороссы «продвигают» законопроект о переводе начальной школы в Якутии на обучение детей в юртах, среди оленей, под благовидным предлогом «не отрывать детвору от родителей». В ответ депутат-коммунист от Якутии Пётр Аммосов негодовал на всю Думу. А губернатор Московской области А.Воробьёв, ставленник Кремля, начал произвольничать против наукоградов, переводя их в ранг обычных поселений.
Да и не только эти действия продолжают давить на наши образование и науку, всё ухудшая и ухудшая их положение. Но, народное мнение уже всколыхнулось.
На «столе» был одобрен перечень мер, которые, считают участники, обязаны будут выполнить правительственные чиновники:
бесплатность обучения, справедливое финансирование школ, вузов, науки, финансирование приборной базы для исследований, увеличение студенческих стипендий до уровня прожиточного минимума, выделение на образование не менее 7% ВВП, прекращение тайного сохранения Болонского процесса.
О. Смолин, подытоживая дискуссию, заявил, что «готовится очередная редакция нашего, КПРФ, большого законопроекта об образовании для всех и более десятка законопроектов, отвечающих требованиям общества, находятся на рассмотрении Госдумы проекты о статусе педагогического работника и перевода ЕГЭ для начала в добровольный режим, чтобы, по крайней мере, принудительно не заставляли учащихся следовать «болонке».
Участники «круглого стола» высказались за продолжение диалога в заданном русле.
Галина Платова.