Всякий марксист знает, что К. Маркс в своём бессмертном «Капитале» доказал не только то, что все социальные и экономические противоречия капиталистического общества прямо связаны с наличием частной собственности на землю и средства производства, но доказал и то, что неизбежно общество – социалистическое общество, в котором исчезнут экономические и социальные коллизии и в котором – после короткого, связанного с некоторыми лишениями, но, во всяком случае, очень полезного в нравственном отношении переходного периода – всем членам общества будут обеспечены не только вполне достаточные и с каждым днём улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей именно благодаря обобществлению земли и средств производства и планомерному использованию этих последних, при всеобщей обязательности труда.
Точно также известно всем сторонникам социализма, что В. Ленин в своём гениальном «Империализме, как высшая стадия развития капитализма», доказал, что капитализм в своём развитии неизбежно перерастает в свою высшую и последнюю стадию – империализм; что империализм есть умирающим капитализм; что в этом смысле империализм есть канун социалистической революции.
Обращение к этим двум гениальным теоретическим работам марксизма-ленинизма необходимо, во-первых, потому, что обе эти работы являются выдающимися образцами удивительного, наиболее точного, научного анализа развития общества, наиболее точного предсказания последствий исторических событий в то время, когда эти события только начинают происходить или только что свершились. Во-вторых, потому, что, после крушения СССР, новоявленная российская буржуазия с маниакальным упорством либо замалчивает, либо извращает, либо вообще отрицает то, что все предсказания, сделанные в этих гениальных произведениях, свершились в развитии Советского общества. Разве не было на практике социалистического общества, теоретически предсказанного К. Марксом, – социалистического общества – СССР, в котором не было экономических кризисов и социальных конфликтов и в котором всем членам общества были обеспечены не только вполне достаточные и с каждым днём улучшающиеся материальные условия существования, но также полное свободное развитие и применение их физических и умственных способностей именно благодаря обобществлению земли и средств производства и их планомерному использованию, при все общей обязательности труда? И разве это социалистическое общество не возникло в результате Великой Октябрьской социалистической революции, день которой был удивительно точно предсказан В. Лениным?
Вопрос о социализме уже давно вышел из стадии чисто теоретического вопроса. Социализм доказал свою победу не на страницах «Капитала» и «Империализма, как высшей стадии капитализма», а на фронтах мировых и гражданских войн, в политической и экономической жизни на более чем одной шестой части земной поверхности – СССР. И если СССР потерпел крушение, то остался, как залог будущего, тот неискоренимый факт, что только благодаря Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года отсталая страна совершила в небывалый в истории короткий срок (1917-1953 г.г.) беспримерные в истории успехи. Но тем самым был закончен спор и со сторонниками «социализма со всевозможными лицами».
Поэтому должны быть отвергнуты сразу, как наглая ложь, все утверждения этих в действительности агентов буржуазии, что в СССР социализма не было, что в СССР якобы был чиновничий госкапитализм.
Это чушь собачья, ибо капитализм предполагает частную собственность на землю и средства производства и наследственное право на них. Была в СССР частная собственность на землю и средства производства? Нет, не была. В СССР земля и средства производства находились исключительно в общественной собственности. Мог советский чиновник передавать по наследству общественную собственность? Нет, не мог, это бред сивой кобылы. Даже в самых либерально развитых капиталистических странах ни одному чиновнику ни придёт в голову передать по наследству государственную собственность, т.е. собственность, которая является совместной собственностью господствующего класса капиталистов; за это его просто посадят в сумасшедший дом.
С другой стороны, должны быть отвергнуты, как провокации, всякие дискуссии о характере современного российского общества. Ибо эти дискуссии сознательно навязываются буржуазными идеологами под тем предлогом, будто бы нынешнее российское общество во все и не капиталистическое, а какое-то ещё не понятое, недостаточно изученное общество, и поэтому требуется обсуждение дальнейшего развития этого общества. Это – обман, ибо капитализм во всех проявлениях своего хищнического мошенничества и во всех своих мельчайших исторических и национальных особенностях бесконечен, и никогда не будет изучен до конца; о частностях учёные (особенно педанты) не перестанут спорить никогда; ученые споры как о капитализме, так и о социализме (особенно о причинах гибели социализма) бесконечны, как бесконечна наука вообще. На этом основании ввязываться в бесконечные дискуссии, игнорируя практическую борьбу, было бы преступным легкомыслием, – но именно этого добиваются внедрённые в революционное рабочее движение агенты буржуазии.
Короче говоря, современное российское общество, это – государственно-монополистическое капиталистическое общество, что доказывается:
Во-первых, тем, что в нём со всей очевидностью господствуют главные особенности капитализма – частная собственность на землю и средства производства и наёмный труд и связанные с этим глубокие экономические и социальные противоречия;
Во-вторых, тем, что в нём налицо главные черты государственно-монополистического капитализма, а именно: монополизм, паразитизм, загнивание и умирание.
При таких обстоятельствах устраивать дискуссии о том, что представляет собой современное российское общество, могут либо новички, либо злейшие враги рабочего класса. Если очевиден тот великий факт, что современное российское общество – это государственно-монополистическое капиталистическое общество, то какие ещё могут быть дискуссии о характере этого общества? Поэтому не дискуссия, а практическая борьба за уничтожение капитализма и установление на его месте социализма, – вот действительная задача дня для сторонников социализма. Но и ошибкой было бы вообще отказываться от дискуссий на предмет изучения явлений современной общественной жизни. В таких случаях дискуссии не только допустимы, но и необходимы, но только по тем вопросам, которые не совсем понятны простым обывателям. В этом смысле первоочередной задачей является не столько дискуссия, а сколько разъяснение, как можно популярнее, смысла таких не совсем понятных простому человеку особенностей государственно-монополистического капитализма, как: монополизм, паразитический или загнивающий капитализм, наконец, умирающий капитализм.
Прежде всего, необходимо разъяснять во всех слоях населения, что монополизм, или просто монополии, есть не что иное, как, так называемые, госкомпании, которые, фактически подчинив себе государство, монополизировали в своих руках значительную часть добычи сырья, производства и сбыта товаров с одной единственной целью – получения максимально высоких прибылей путём эксплуатации рабочего класса, всего общества. Яркий пример этого – частные акционеры-миллиардеры госкомпаний и получающие астрономические доходы топ менеджеры и представители государства, с одной стороны, и еле-еле сводящие концы с концами наёмные рабочие (служащие), с другой стороны. Кроме того, разъяснять, что монополии по самой своей природе стремятся сохранить и закрепить завоёванное своё привилегированное положение и противятся всяким изменениям, которые могут подорвать её господство в обществе. Поэтому они могут оказаться заинтересованными в том, чтобы задержать научно-технический прогресс или дать ему одностороннее направление. Об этом ярко свидетельствует однобокое, сырьевое развитии современное России. В настоящее время вся её политическая и экономическая жизнь подчинена эгоистическим интересам сырьевых государственных монополий, которые, по сути, являются частными компаниями.
Далее, разъяснять, что паразитизм капитализма выражается в том, что капиталист, который раньше, когда не было (или почти не было) акционерных компаний, выполнял некоторые функции по руководству предприятием и производством, теперь стал фигурой, без которой производственный процесс может обойтись. Капиталист получает доход, не только не участвуя в организации процесса производства, а часто даже не зная толком, где находится предприятие, акции которого приносят ему дивиденд, и что оно производит. Всю работу по организации и управлению процессом производства выполняют наёмные работники. Класс капиталистов уже давно стал паразитическим наростом на теле общества. Он стал совершенно лишним в процессе производства. Кроме того, разъяснять, что паразитизм капитализма выражается в том, что увеличивается доля самодеятельного населения в непроизводственной сфере – огромный бюрократический аппарат, церковь, реклама, биржевые спекулянты, инвесторы, мелкотравчатые общества защиты прав человека и животных, индустрия развлечения (шоу бизнес), аналитики, эксперты и т.д., одним словом – паразиты, которые никакой пользы обществу не приносят, но зато, как саранча, проедают львиную долю результатов труда рабочего класса. Паразитизм капитализма выражается также в том, что наиболее сильные капиталистические страны превращаются в государства – ростовщики. Посредством навязывания кабальных займов они извлекают огромные доходы из стран-должников; причём огромная доля займов сосредоточивается в так называемых оффшорах, в которых практически отменно налогообложение капиталов. В то же время, разъяснять, что загнивание капитализма выражается в неспособности им полностью использовать наличные производительные силы, что проявляется в низких темпах роста производства, в периодических кризисах, в постоянной недогрузке производственных мощностей, в хронической безработице, наконец, в организации локальных и мировых войн в целях именно получения максимальных прибылей. Об этом ярко свидетельствуют нынешнее политическое и экономическое состояние всего мира.
Наконец, разъяснять, что умирающий, гибнущий капитализм означает то, что государственно-монополистический капитализм доводит обобществление производства до такой ступени, когда полностью завершается подготовка материальных условий социализма.
Короче говоря, капитализм, полностью исчерпав свою прогрессивную роль в развитии общества, дошёл до своей последней стадии развития – государственно-монополистического капитализма, поэтому с необходимостью должен уступить своё место более прогрессивному, социалистическому обществу.
Однако в силу противоположности основ капитализма и социализма, антагонизма интересов буржуазии и рабочего класса, мирное «врастание» капитализма в социализм, о чём болтают агенты буржуазии, невозможно; буржуазия, как известно из исторического опыта, никогда не отказывается от своего «священного» права частной собственности, никогда не уступает добровольно свое экономическое и политическое господство в обществе. Государственно-монополистический капитализм создаёт лишь только объективные условия перехода от капитализма к социализму; вот почему В. Ленин называл государственно-монополистический капитализм лишь только преддверием к социализму, кануном социалистической революции.
Но этого мало. Для того, чтобы этот переход осуществился, необходимо, чтобы к объективным условиям революции присоединилась субъективное условие, а именно: присоединилась «способность революционного рабочего класса на революционные массовые действия, достаточно сильные, чтобы сломить старый общественный строй, который никогда, даже в эпоху кризисов, не упадёт, если его не «уронят» (В. Ленин, «Крах II Интернационала», 1915 г., изд. 4, т. 21, с. 189-190). Поэтому тут не может быть и речи ни о дискуссиях, о характере современного российского общества и о причинах крушения социализма, ни об «иллюзиях» насчёт «социалистичности» современного российского государства. Тут речь идёт о самой безусловной обязанности сторонников социализма: обязанности будить революционное сознание и революционную решимость самых широких слоев трудового населения, помогать им переходить к революционным действиям и создавать организации для работы в этом направлении.
За рабочий класс!
Рафик Кулиев
5 января 2015 г.
5 января 2015 г.