Президентские рыбные директивы не выполняются. Кто в ответе?

На историческом заседании Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития рыбного хозяйства, состоявшегося 19 октября 2015 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин обращаясь ко всем присутствующим, да и ко всем, кто трудится в отрасли, особо подчеркнул: «Главная цель нашего заседания – определить меры, которые будут способствовать наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией. Решения именно этой задачи как раз люди от нас с вами и ждут».

Именно «наполнение российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией» и является (седьмой год по счету) главной президентской директивой для руководства ею всеми исполнительными и законодательными органами власти федерального и регионального уровня.

Но что осуществили посредством законодательных и подзаконных актов те, кому Президент В.В. Путин доверил рулить с 2015 года и по настоящее время «рыбохозяйственным комплексом» (понятие введено было Медведевым Д.А. Распоряжением Правительства РФ, в нарушение законодательно закреплённого понятия «рыбное хозяйство») для решения этой главнейшей задачи?

Какими мерами, какими наборами и каких приёмов, каких организационно-технических инструментов кураторы рыбной отрасли разрабатывали и применяли на практикевсе то, что должно было привести к безусловному выполнению президентской директивы: наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией?

Как известно, «рыбохозяйственным комплексом» руководили в период с 2015 года и по настоящее время, реализуя президентскую директиву по рыбе, Министерство сельского хозяйства (министры А.Н. Ткачев, Д.Н. Патрушев) и Федеральное агентство по рыболовству (руководитель И.В. Шестаков). Оба эти федеральные ведомства плотно опекал до 2020 года Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев и его заместители А.В. Дворкович до 2018 года и В.В. Абрамченко с 2020 года по настоящее время.

Если посмотреть на результаты шестилетних трудов упомянутых выше федеральных ведомств и их руководителей по реализации главной рыбной директивы, очерченной президентом, то нужно честно признать, что она не выполняется. Более того, она попросту ИГНОРИРУЕТСЯ.

Так, по данным Росстата, потребление рыбы в сырце в 2013 — 2014 годах составляло 23-25 кг/чел/год, а спустя шесть-семь лет, в 2020 году – уже стало около 20 кг/чел/год. По экспертной оценке в 2021 году эта цифра составит уже 18-19 кг/чел/год.

Напомню, что это, согласно методике Росстата, потребление в сырце. Другими словами, — вместе с костями, кишками, плавниками, глазами и чешуей, которые в пищу (по крайней мере, в нашей стране) не употребляются. Если же пересчитать показатели Росстата, исходя из рыбопродукции, как это делается во всем мире (и именно этот показатель рекомендует Минздрав России для нашего населения и он должен составлять не менее чем 22 кг/чел/год), то тогда потребление рыбы в России в последние годы не превышает и 12-14 кг/чел/год.

Настораживает и тот факт, что падение потребление рыбопродукции происходит и в целом ряде приморских регионах страны, чего в прошлые годы не наблюдалось.

Не менее удручающие показатели, по данным Росстата, мы наблюдаем и относительно роста стоимости рыбы и рыбопродукции. Если в 2013-2014 годах средняя потребительская цена на рыбу мороженную неразделанную составляла 91-111 рублей за кг, то в 2019-2020 годах стоимость рыбы подскочила до 170-180 рублей, а в 2021 году приблизилась уже к 300 рублей за кг, а по целому ряду видов и выше. Аналогичный рост потребительских цен произошёл и на рыбу солёную, вяленую, копчёную, а также на консервы, не говоря уже о красной икре и морепродуктак, цены на которые просто «зашкаливают».

В целом рост цен на рыбную продукцию за шестилетие произошел более, чем в двое! Напомню, что заработная плата и пенсии за этот период такого роста не имели, они едва успевали за инфляцией, да «сдабривался» разовыми «подачками» к дням голосования или российским праздникам.

К таким плачевным результатам, приведших к полному срыву рыбной президентской директивы, привели те «меры», которые в течение вот уже более пяти лет действуют в рыбной отрасли и «внедрены» они были федеральными органами исполнительной и законодательной властью и при активном участии их первых руководителей.

Среди таких «мер» прежде всего пресловутая «модернизация», которая на самом деле явилась разрушительницей исторического принципа наделения рыбопромышленных компаний водными биологическими ресурсами, введение «инвестквот», аукционы долей-квот на право промысла, платность рыбных ресурсов, реформирование рыбохозяйственной науки и многое другое.

Все это, как показала пятилетняя практика, не только не ведет к выполнению рыбной президентской директивы, но переворачивает эту директиву с «ног на голову».

Что это значит? Это значит, что проводимые в отрасли «реформа» необходимо остановить и принять действительно те меры, которые возвратят рыбу в Россию и приведут к «наполнению российского рынка качественной и доступной по цене отечественной рыбной продукцией», как заверял россиян Президент страны семь лет назад.

Срочность принятия таких мер, по моему мнению, диктуется ещё и текущей непростой ситуацией. А она такова, что с введением Западом санкций, особенно в банковской системе, и возможным закрытием для нас ряда иностранных портов базирования рыболовного флота и рынков сбыта рыбной продукции, приобретения судового оборудования, судоремонта и т. д. усложняет работу отрасли. Более того, продавливание инициаторами «реформ» продолжения проекта «инвестквот 2.0» в такой сложной политической и экономической ситуации НЕМИНУЕМО приведёт к падению производства и вызовет экономический и социальный кризис, как в отрасли, так и в стране.

Можем ли мы все это предотвратить? Полагаю, ОБЯЗАНЫ!

Об этом свидетельствует и наш собственный, в недалёком прошлом, исторический опыт функционирования рыбной отрасли даже в условиях полной изоляции.

У нас значительные запасы водных биоресурсов в морских районах у своего побережья, в реках, озёрах внутренних водоёмов на территории страны, сформирована прочная научная база, имеются квалифицированные кадры рыбной отрасли и достаточные производственные мощности — всё это позволяет наполнить внутренний рынок отечественной рыбопродукцией по доступной цене.

При одном-единственном условии – необходимо остановить разрушительную реформу рыбной отрасли и сменить кадровый состав руководство штаба рыбной отрасли России.

В. Зиланов