Герою Социалистического Труда, капитану дальнего
плавания Архангельского тралового флота
Гуляеву Филиппу Сивирьяновичу
Уважаемый Филипп Сивирьянович!
Примите самые добрые пожелания по случаю Вашего юбилея — 90-летия со Дня Рождения!
На протяжении всей своей жизни Вы, Филипп Сивирьянович, как потомственный помор, трепетно с любовью относитесь к своей малой Родине и преданны главной профессии поморов – Рыбацкому делу.
Пройдя путь от рыбака до капитана рыбопромысловых судов Архангельского тралового флота Вы, своим трудом, отношению к вверенного Вам экипажам судов, заслуженно снискали уважение всех, кто с Вами преодолевал трудности рыбацкой профессии.
Вас знали и ценили, как опытного капитана – промысловика не только в Архангельском траловом флоте, Северном бассейне, но и в Министерстве рыбного хозяйства СССР.
За годы работы в Северном бассейне, руководимые Вами рыбопромысловые суда, неизменно добивались выдающихся достижений в вылове и производстве рыбной продукции. Причем независимо от районов и объектов промысла: от Баренцева, Норвежского морей и до районов Африки, Антарктики и Северо-западной части Тихого океана. Своим опытом Вы щедро делитесь с молодежью и всегда доступны и открыты для общения.
Родина заслуженно отметила Ваш рыбацкий труд, удостоив звания Героя Социалистического Труда и многими другими наградами.
Примите, дорогой Филипп Сивирьянович, от старшего поколения рыбников искренние поздравления с 90-летием со Дня Рождения и в добрый путь к 100-летию! Семь футов под килем!!!
Зиланов В.К., экс- заместителя Министра рыбного хозяйства СССР
* * *
Поморский характер
Уважаемый читатель!
Расскажу вам об известном, живущем в Архангельске, здравствующем ныне капитане промысловике Архангельского тралового флота, одном из четырёх Героев Социалистического труда тралфлота – Филиппе Сивирьяновиче Гуляеве. Родился Филипп 26 августа 1933 года в многодетной (4 дочери и сын) поморской семье капитана-рыбака промыслового бота селения Яреньга, что стоит на Летнем берегу Двинского залива Белого моря. Сивирьян Федотович Гуляев занимался прибрежным ловом сельди, наваги, камбалы и пертуя (мелкой трески и пикши), небольшими транспортными перевозками между селениями. Перед парнями деревень и поморских селений никогда не стоял вопрос: — Кем быть? Их с рождения окружали море, сети, лодки и всё, что с этим связано. Суровый климат – закалял их физически и духовно, учил в юном возрасте выживать, поэтому во взрослую жизнь – они входили подготовленными: уверенными, целеустремлёнными и определившими свою дальнейшую судьбу. Мужественные, смекалистые, выносливые, закалённые Студёным морем и суровые по характеру прадеды, деды и отцы – испокон веку, во всех поколениях – ходили на рыбный и зверобойный промысел, занимались охотой в северных лесах и подрастающие мальчишек — хотело походить на них.
В каждой поморской избе подрастали продолжатели семейных династий, которых сызмальства приучали к посильному труду, всем находили занятия по возрасту. Школьники, непременно, были обязаны помогать по хозяйству в доме и на приусадебном участке: наносить воды, напилить и наколоть дров, обиходить имеющуюся в хозяйстве скотину, помочь родителям посадить и прополоть грядки, собрать урожай. Зимой – убрать снег, в летнюю пору – сходить в лес за ягодами и грибами, половить рыбы в ближайших реках и озёрах. Беззаботного детства у поморских детей во все времена, не было! Так и Филипп Гуляев, уже в неполные шесть лет, выходил в море с отцом в своё первое плавание до селения Лопшеньга – испытал на себе качку и морскую болезнь. Продолжалось это и в школьные годы, когда он уже исполнял обязанности зуйка и матроса.
В годы Великой Отечественной войны деревенским пацанам приходилось работать, заменив взрослых мужчин, ушедших на фронт: ходить за плугом, вывозить на лошадях урожай с полей, перегонять лошадей на покосах, выходить на карбасах в море на лов рыбы, заниматься заготовкой леса – многое легло на их детские плечи. В 11 лет Филиппу доверили ружьё – он стал неплохим охотником – охотился на зверя и боровую дичь, сдавал мясо и шкуры государству, а его сверстники занимались в это время заготовкой ягод для раненых в госпиталях Архангельска. Слово «Надо!», было для детей войны Законом – они вносили свой посильный вклад в Победу, под лозунгом «Всё для фронта, всё для Победы!». Закончилась ВОВ – жизнь встала на мирные рельсы, однако, была достаточно трудной – в стране восстанавливали разрушенное хозяйство. Дети учились в школе. В 1950 году Филипп окончил 7 классов, подал заявление в Архангельское мореходное училище, сдал вступительные экзамены, но не прошел по конкурсу. Юноша не опустил руки и по совету взрослых отнёс документы в Архангельскую мореходную рыбопромысловую школу, которая за 3 года готовила штурманов малого плавания и судомехаников 3 разряда – специалистов для промыслового флота. Курсанты уже проучились 10 дней, ему пришлось навёрстывать упущенное. Учёба сменялась практикой на паровых промысловых траулерах, которыми быстро пополнялся рыбодобывающий флот. Траулеры бортового траления были финской, шведской и польской постройки. Те, кто прошёл эту настоящую школу мужества, работая на открытой палубе «бортовичков» в Заполярье в шторм, дождь, снег, туман по 16 часов – достойны особого уважения за их «адский» труд. Как вспоминает ветеран АТФ Филипп Гуляев: «Выходили мы на вахту, порой как следует, не отдохнув, а во время авралов не успев раздеться. Рабочая одежда, сапоги не успевали просыхать в сушилке, интенсивность рыбацкого труда была настолько высока, что, порой, сон валил с ног!». Это действительно так! Об этом же свидетельствует то, что люди, пришедшие тралфлот после амнистии 1953 года, в надежде на хорошую зарплату, сходив 1-2 рейса на рыболовном тральщике, подавали на расчёт, заявляя при этом: «Не нужен ваш тралфлот и зарплата! Мы так на каторге не работали!». Поэтому оставались в тралфлоте сильные духом, уверенные в себе люди. Во время учёбы в мореходке все без исключения курсанты занимались спортом в различных спортивных секциях при АМРШ, танцами. Часто проводились соревнования между группами и факультетами. Гуляев выбрал для себя греблю и лыжи, знакомые с детства, даже входил в сборные команды училища. Что касается учёбы, то, как он сам сказал: — Если в школе я учился с прохладцей, то тут учёба и тяга к знаниям увлекли меня – учился все три года на «отлично». Проявился настойчивый характер архангельского помора и в 1953 году он успешно закончил обучение.
За период обучения курсанты не набирали плавательский ценз 30 месяцев в качестве матроса, необходимый для получения рабочего диплома «Штурман малого плавания», поэтому приходилось работать матросами на промысловых траулерах, закрепляя полученные знания на практике. Распределился он в Архангельский траловый флот. На паровых судах: РТ- 90 «Мончегорск», РТ-57 «Воркута», РТ-104 «Амур» работал матросом, старшим матросом, боцманом, помощником мастера добычи, старшим мастером добычи (тралмейстером) засольщиком, мастером по обработке — постигая все премудрости нелёгкого рыбацкого труда. Спустя десятилетия, Филипп Сивирьянович с теплотой вспоминает первых капитанов-поморов – участников Отечественной войны: Н.С.Коряковского, П.М.Филимонова, В.И.Пономарёва, А.Ф.Пяткова и многих других, которые щедро делились с ним знаниями промыслового судовождения, богатым житейским опытом, умением работать и руководить вверенной вахтой и коллективом.
Летом 1954 года получил диплом ШМП, был направлен 3-м пом. капитана РТ-88 «Печорец». Руководил экипажем А.Ф.Пятков, известный помор-рыбак, у которого он и начал осваивать штурманские науки. С апреля 1955 года Филипп Гуляев – 3-й штурман РТ-162 «Курс», новостроя из Швеции, капитаном был С.Р.Афанасьев. Удачно вписался в экипаж судна и успешно работал, а траулер стал передовым судном тралфлота. Забегая вперёд, скажу: – на этом траулере он прошёл все ступени штурманского роста, стал капитаном! Однажды зимой, перед Новым 1956 годом, решил навестить родителей в Пертоминске и совершил лыжный марш-бросок в 90 километров от Северодвинска до Пертоминска за 7 часов. Застудил шейный отдел позвоночника, в июле стал инвалидом 2 группы – море было закрыто! Однако, сила духа и настойчивость помогли – активно занимался физическим трудом дома у родителей, физкультурой. Женился, жена Нэля (будущий врач) активно лечила, ездил на курорт в Сочи. По совету одного врача, превозмогая боль, снова тренировался, занимался домашним трудом. Они с супругой совершили настоящий подвиг, преодолев болезнь! В 1959 году пошёл на ВТЭК, которая, поудивлявшись, снизила группу до 3-й — появилась возможность вернуться в плавсостав флота. Три года болезни позади, направлен на РТ «Печорец» к капитану Пяткову. Далее направлен на курсы штурманов дальнего плавания в ШУКС, одновременно учился в Архангельском морском рыбопромышленном техникуме, заочно. Успешно их окончил в 1961 году и получил диплом ШДП. Направлен 2-м пом. капитана РТ «Курс» (к-н С.Р.Афанасьев, которого сменил в 1963 году И.П.Левшуков), а в конце года — назначен старшим помощником капитана. Траулер передовой на флоте по вылову рыбы, капитана И.П.Левшукова награждают орденом Ленина. Он-то и разглядел в молодом старпоме живую энергию, интерес к промыслу и людям, прочный внутренний стержень характера – рекомендовал в капитаны. Пройдя путь от матроса, младшего командира и штурмана до капитана, где каждая ступень была школой мастерства – он прекрасно знал производственный процесс, траулер и его возможности, разбирался в людях, научился руководить экипажем и был готов к самостоятельной работе. В июне 1964 года Ф.С.Гуляева утверждают капитаном, направляют на РТ «Курс». Именно бортовые траулеры флота дали возможность подготовить высококлассных специалистов для комплектации экипажей, начавших поступать в отрасль БМРТ (больших морозильных рыбопромысловых траулеров): судоводителей, механиков, радистов, наладчиков, электромехаников и других рыбаков. Они были настоящей кузницей кадров рыбной отрасли в послевоенный период. Опытные кадры легко осваивали новые БМРТ, технику, пелагический лов, новые тралы, районы, объекты лова и выпуск широкого ассортимента продукции. При этом, необходимо сказать, что в годы ВОВ командующий Северным флотом адмирал А.Г.Головко не раз отмечал, что наиболее подготовленными на Северном театре боевых действий, были рыбаки севера, настоящие профессионалы и их 50 промысловых траулеров, влившихся в состав Северного флота в качестве сторожевых кораблей и минных тральщиков, успешно выполнявшие поставленные боевые задачи.
Ф.Гуляев трудился в качестве подменного капитана на РТ-115 «Мезень», РТ-105 «Кемь», РТ-196 «Кировобад», РТ-160 «Красноярск» и поискового РТ-276 «Ростов». Рейсовые задания постоянно выполнялись и перевыполнялись, да и плавание было безаварийным — штурманская служба грамотно вела промысел в промрайонах, а капитан отлично знал районы в Баренцевом и Норвежском морях. С годами копился опыт, росло мастерство капитана Филиппа Гуляева. Руководство флота решило использовать удачливого и грамотного капитана на больших кормовых траулерах, где экипаж до 105 человек и районы промысла неограниченные. Он поработал старшим штурманом АБ-381 «Монголия» и АБ-113 Карпаты», освоил суда кормового траления. В 1969-1970 гг., Филипп Сивирьянович назначен капитаном-директором БМРТ «Карпаты», осваивает районы Антарктиды (облавливает натотению), далее находит скопления макруруса на Аргентинском шельфе. Но, по указанию главка «Севрыба» поиск прекратил, с жестокими штормами «ревущих сороковых» последовал в Юго-Восточную Атлантику к Африке на облов хека, где успешно закончил промысловый рейс. За доблестный труд награждён медалью в ознаменование 100-летия В.И.Ленина. В конце 1971 года направлен на АБ-456 «Северянин», где впервые был применен пелагический трал 2030 и через двое суток уловы сайды в районе Лофотенских островов, были 12-15 тонн за траление. Перспективность пелагического лова была доказана в этом рейсе и у берегов Канады на облове макруруса. На практике убедились, что для судов такого типа — нужен облегчённый вариант трала. Это было учтено в дальнейшем.
Успешная работа капитана на судах АТФ в разных районах убедила руководство флота, что его успех не случаен. В 1972 году Ф.С.Гуляева направляют на приёмку нового «Алтая» — АБ-126 «Карпогоры». Приёмка успешна, капитану удалось создать на траулере сплочённый, грамотный коллектив уже в первом промысловом рейсе в Атлантику на облове хека. Судовые службы работали слаженно, а первые траления разноглубинным тралом — вселили уверенность, в том, что экипажу по плечу любые задачи. Экипажем освоена работа на Ирландском шельфе. Рейсовое задание перевыполнено по всем показателям! Второй рейс начали в Баренцевом море на облове донных пород. Работали с «бортовиками» в группе, обстановка была слабой, за траление не более 1 тонны трески. «Карпогоры» снова доказали преимущества пелагического лова – за траление они вылавливали 8-10 тонн. После бункеровки переход к берегам Канады на Джорджес-банку. Группа ловила сельдь и скумбрию. С первых тралов поднимали по 25-30 тонн, суточные составляли 100 тонн и более. Скумбрия — рыба скоростная, поэтому нужна оптимальная скорость траулера до 5 узлов. Под нагрузкой все 5 дизелей! Это рыбаков не устраивало, необходима реконструкция трала. Тралмейстер Эдуард Поздеев – убрал мелкоячейную дель в крыльях трала, поменял распорные доски на доски меньшей площади. В результате, при тралении 4 дизеля и стояночный генератор обеспечивали нужную скорость, а 5-му дизель-генератору механики, во главе со стармехом Вячеславом Двойнишевым, делали профилактику и чистку. Раньше это делали в порту в МРТО, а теперь обслуживали силами экипажа в море. В текущем рейсе облавливали помолобуса, морского петуха, налима и прочие породы – везде рыбакам сопутствовал успех. За два года экипажем добыто 225 тыс. центнеров рыбы. В 1974 году присвоено звание «Экипаж коммунистического труда», капитан Ф,С.Гуляев награждён орденом Ленина. В те годы страна жила помыслами поднять экономику и благосостояние человека — лозунг «Пятилетку в четыре года!» — воспринимали как руководство к действию. На флоте широко развернулось соцсоревнование. Для некоторых экипажей вылов ста тысяч центнеров в год был недосягаемым результатом. Для «Карпогор» — это была норма! Девятая пятилетку выполнена экипажем за 3.5 года! Лидер Северного бассейна и инициатор соревнования на флоте за два года отличной работы снова добыл 210 тыс. центнеров рыбы, а за 9 лет работы траулера вылов составил более 900 тыс. центнеров. В 1981 году Ф.С.Гуляев награждён вторым орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического труда «Серп и Молот». В правительственной телеграмме говорилось: «От имени Коллегии Министерства рыбного хозяйства СССР, Президиума ЦК профсоюза работников пищевой промышленности сердечно поздравляем с высшей наградой Родины – присвоением звания Героя Социалистического труда. Благодаря большому трудолюбию, инициативе, настойчивости Вы в совершенстве овладели современными методами лова рыбы…». Вместе с капитаном были награждены орденами моряки траулера «Карпогоры». В 1982 году КДП Гуляева назначают на должность заместителя начальника Управления АТФ по флоту. Здесь он отвечал не только за безопасность мореплавания судов Архтралфлота, но и производственные показатели траулеров. Однако, его душа – оставалась там, в море на промысле! В 1984 году Филипп Сивирьянович написал рапорт о возвращении его в плавсостав. Направлен на приёмку БМРТ типа «И.Бочков» АБ-0027 «Николай Варламов». За пять длительных рейсов было сделано многое, но самое главное – освоена добыча рыбы в Тихом океане. А 1987 год ознаменовался новым рекордным выловом экипажа – 198 тыс. центнеров рыбы!
В 1988 году Филипп Сивирьянович Гуляев вышел на заслуженный отдых. Он удостоен государственных и отраслевых наград и знаков: медаль «Ветеран труда», «За доблестный рыбацкий труд в Заполярье», капитанским знаком «За безаварийное плавание», «Лучший по профессии», «»Победитель соцсоревнования» (за 6 лет!), «Ударник IX и X пятилеток» и многих других. Моряки и ветераны вспоминают его как грамотного, требовательного, ответственного специалиста и справедливого командира. Всегда проявлял инициативу в работе, был требователен, прежде всего к себе. Экипаж подбирал из профессионалов, которые на его траулере росли от 4 штурмана до старшего помощника, от 4-3 механика до стармеха, мастера добычи становились старшими мастерами и тралмейстерами-наставниками. Любой творческий, инициативный, дисциплинированный и добросовестный рыбак на судне, был замечен и отмечен капитаном. Многие штурмана, пройдя через «гуляевскую школу» рыбака, стали капитанами, известными на флоте специалистами. Ведь море – это не только труд, но и совместный отдых экипажа в тяжелых многомесячных рейсах. Капитан был постоянно в курсе судовых дел, знал, что происходит на судне, в экипаже, настроение, заботы и нужды моряков. О своих штормовых рейсах о написал немало стихов, а в 2009 году издал книгу воспоминаний «Рыбацкая нива».
Находясь на заслуженном отдыхе, капитан-ветеран Ф.С.Гуляев встречается с курсантами, школьниками, в рабочих коллективах – делится своими воспоминаниями, интересуется работой флота, участвует в шахматных турнирах среди ветеранов. Вот что сказал о нём один из экс-губернаторов области: «Филипп Сивирьянович Гуляев по праву считается гордостью нашей области. В его трудовой биографии немало поистине уникальных страниц. Наш земляк был капитаном-директором БМРТ «Карпогоры», первым в Архангельском траловом флоте, освоившим разноглубинный лов. Филипп Гуляев блестяще справился с освоением нового района промысла – Ирландский шельф. Такой же самоотверженной была его работа на траулере «Николай Варламов» и освоение Тихого океана. Настоящий поморский характер, рыбацкая смекалка и огромная самоотверженная самоотдача сделали Филиппа Гуляева легендарным капитаном, примером для молодых поколений рыбаков».
Сейчас в разгаре лето и наш ветеран, как всегда в этот период, живёт в Пертоминске, на малой родине. Там отдыхает, как он сам говорит, душой и телом — занимается рыбалкой, иногда охотой, обихаживает родовой дом. Он, по-прежнему, бодр, энергичен, деловит, порой, ироничен.
Капитаны-ветераны, все ветераны Архтралфлота от всей души поздравляют капитана дальнего плавания, рыбака-профессионала и нашего коллегу Филиппа Сивирьяновича Гуляева с замечательным Юбилеем – 90-лет со дня рождения! Счастья Вам — наш дорогой Юбиляр, семейного благополучия и крепкого поморского здоровья!!! Желаем, с капитанским достоинством, достичь 100-летнего Юбилея!
По поручению ветеранов-капитанов, КДП АТФ В.П. Лупачев