«Перед вызовами, которых не было у его предшественников, оказалось поколение альфа (под греческой буквой «альфа» подразумеваются люди, родившиеся с 2010 по примерно 2025 год), — пишет немецкая газета «Вельт». — При этом пока о нём можно сказать лишь немногое, ведь самые старшие его представители только ходят в школу, а самые младшие ещё не родились: это ещё дети, но уже в скором времени они будут формировать общество так же, как сейчас делают это их уверенные в себе предшественники — поколение Z».
«Альфа — первое поколение, которое полностью вырастет в XXI веке, — отмечает издание. — Их родители — в основном миллениалы, появившиеся на свет в период с начала 1980-х до конца 1990-х, первые «цифровые аборигены». Эта привязанность к цифровым технологиям влияет на повседневную жизнь их детей и на то, как они растут, поясняет эксперт по молодёжи Симон Шнетцер, автор исследования «Молодые немцы».
«Потому что в отличие от своих родителей, которые по-настоящему соприкоснулись с интернетом только в подростковом возрасте, дети поколения альфа почти не знают аналогового мира».
«Даже в младенческом и младшем детском возрасте они контактируют со смартфонами, планшетами и программами распознавания речи. Многие из них могут интуитивно водить пальцем по экрану ещё до того, как научатся говорить — копируя поведение членов своих семей. Они знают, что интернет-герои могут сыграть их любимую песенку по первой просьбе. А мультфильм можно посмотреть в любое время и в любом месте с помощью стриминговых сервисов. Поколение альфа растёт в мире, который в детстве бэби-бумеров, поколения X и миллениалов казался научной фантастикой», — говорится в статье.
«Шнетцер убеждён, что привязанность к цифровым технологиям станет главной трудностью в общении с поколением альфа. «Это поколение растёт в иных условиях, чем любое другое до него», — объясняет Шнетцер. Дети альфа гипергибкие и с трудом переносят временные ограничения и привязку к определённому месту, например к детсаду или школе».
Задача педагогов и школ — помочь «альфам» утвердиться в этом новом мире. Шнетцер считает, что в дополнение к урокам истории им были бы полезны такие школьные предметы, как программирование и безопасное использование социальных сетей. Последнее особенно важно, поскольку многие дети альфа уже имеют огромный цифровой след, даже ещё не научившись ходить.
«Первое фото растущего маминого живота, видео первого невнятно произнесённого слова… с самого первого дня то, как они развиваются, записывается, сохраняется и распространяется в социальных сетях гордых родителей. Если не повезёт, то можно оказаться и ребёнком блогеров и через несколько лет иметь возможность посмотреть на ютьюбе процесс своего собственного рождения. У детей это может вызвать довольно неловкие чувства», — комментирует журналист.
«Помимо технического прогресса, сильное влияние на поколение альфа окажет и изменение климата. В конце концов жизнь этих детей будет затронута его последствиями уже в раннем возрасте. Основным для поколения альфа станет вопрос о том, как на окружающую среду влияет собственное поведение и как это вступает в противоречие в будничной жизни с ожиданиями благосостояния», — говорит Симон Шнетцер.
Поэтому исследователь предполагает, что среди таких детей осознанное отношение к окружающей среде и климату будет так же ярко выражено, как у их предшественников — активистов из поколения Z.
«Для того чтобы лучше оценить социальное поведение поколения альфа, исследования поколений сегодня по-прежнему сосредоточены в основном на поколении их родителей-миллениалов. Как они обращаются со своими чадами, как те растут? Миллениалов считают дезориентированными, но в то же время нацеленными на достижения и гиперперфекционистами. Это приводит, например, к тому, что они слишком опекают своих детей и не дают им делать то, что они могли бы сделать сами, показало исследование частного Института исследования поколений», — подчёркивается в публикации.
Почему это является проблемой, объясняет руководитель исследования и дипломированный психолог Рюдигер Маас: «Нам удалось установить, что чрезмерная опека даёт симптомы, схожие с симптомами ребятишек, которым уделяют недостаточно внимания. Однако сегодня чрезмерная опека встречается гораздо чаще». Дети чрезмерно опекающих их родителей не только менее счастливы, им также труднее справляться с межличностным взаимодействием в соответствии с их возрастом — например, заводить друзей или вступать в контакт с незнакомыми детьми.
«Проблему также может представлять самостоятельное решение конфликтов, выражение собственного мнения и использование воображения в играх со сверстниками. В рамках исследования это уже можно было сказать о 56% детей в возрасте от четырёх до пяти лет: они не демонстрировали игровое поведение, соответствующее возрасту. Ситуация не намного лучше для детей в возрасте двух-трёх и шести-семи лет. Вывод Института исследования поколений: «альфы» не только менее счастливы, чем дети до них, но и имеют более выраженные особенности социального поведения», — отмечает автор статьи.
Впрочем, Шнетцер считает, что на основе этого первого исследования преждевременно делать выводы о дальнейшем развитии поколения альфа. В конце концов последние полтора года были исключительной ситуацией. Например, из-за пандемии коронавируса единственные дети в семье не имели возможности общаться с другими ребятишками, что важно для их развития. «В зависимости от модели семьи и окружения за последние полтора года дети получили чрезвычайно разный опыт, и нельзя стричь всех под одну гребёнку», — полагает эксперт.
«Таким образом, Шнетцер подчёркивает общую проблему поколенческих исследований: прогнозы на основе влияния окружающей среды и исторических событий действительно можно сделать. Однако они лишь в ограниченной степени отражают индивидуальный опыт человека. Поэтому не стоит преждевременно создавать стереотипы», — резюмирует немецкая газета.