По итогам круглого стола «Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры»

«Наука и образование в условиях санкций: первоочередные антикризисные меры», по мнению Председателя ЦК КПРФ, руководителя фракции КПРФ в Государственной думе Геннадия ЗЮГАНОВА, — это главный вопрос современности. Именно он и стал темой обсуждения на «круглом столе», проведённом фракцией КПРФ в Госдуме.

Вступительное слово лидера КПРФ настроило участников форума на предметный разговор, чтобы появившаяся в последнее время надежда на отказ от предательских экспериментов в образовании и науке не угасла и заставила власть перейти от слов к делу.

Фракцией КПРФ давно подготовлен законопроект «Образование для всех». Не поддерживаемый пока властью, он ждёт своего часа. Те идеи, которые коммунисты не раз излагали в своих рекомендациях правительству и парламенту, опробованы и успешно реализуются в школе будущего в подмосковном совхозе имени Ленина.

Чтобы ответить на вопрос: «Почему КПРФ придаёт развитию науки и образования особое значение?» — Геннадий Андреевич предложил сделать небольшой исторический экскурс. Он процитировал слова великого китайского мыслителя Конфуция, который говорил: «Детей надо учить бесплатно!» И кто бы к нему ни приходил из любой провинции Китая, он учил и кормил своих учеников бесплатно. Бесплатно учила детей и Советская власть. А в царской России закон о всеобщем начальном образовании был принят лишь в 1916 году.

С чего начал Ленин? Не только с создания Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом, но и с Чрезвычайной комиссии по борьбе с безграмотностью и беспризорностью. В результате полуграмотная страна через десять лет стала самой образованной.

«Мы вкладывали в образование и науку всё, что могли, — продолжил экскурс в историю Геннадий Зюганов. — Даже когда фашисты стояли в 17 километрах от Москвы и дошли до Волги и Сталинграда, страна тратила на образование более 7% бюджета. В победном 1945-м мы тратили почти 14%. А в 1950-е годы мы каждый пятый рубль вкладывали в науку и образование». Поэтому и в космос прорвались первыми, и на Всемирной выставке достижений, проходившей в 1958 году в Брюсселе, изумили весь мир, представив спутник, первый самоходный комбайн, созданный на «Ростсельмаше», макет первой в мире атомной электростанции, построенной в Обнинске. А наша «Волга» получила Гран-при и была признана лучшим легковым автомобилем.

«Все наши беды начались после 1991 года, когда экономику отдали Чубайсу и пятидесяти церэушникам. Тогда было уничтожено почти 80 тысяч предприятий, распроданных по цене менее 3% от их реальной стоимости. В результате не оказалось денег ни на науку, ни на образование, ни на выплату пенсий, ни на поддержку «детей войны» и многодетных семей. Сейчас мы как будто выруливаем из этого тупика. Но без поддержки качественного образования решить проблему почти невозможно», — уверен Г.А. Зюганов.

Лидер КПРФ продемонстрировал документ под названием: «Россия. Образование в переходный период». Сверху гриф «Секретно». Это доклад, подготовленный Всемирным банком. Он был представлен 22 ноября 1994 года и действует по сию пору. В докладе почти сто страниц. И речь идёт в нём об уничтожении российского образования.

За два десятка лет в соответствии с рекомендациями Всемирного банка российская система образования, побывавшая под управлением министров Фурсенко, Ливанова, была изуродована до неузнаваемости. Фурсенко и сегодня даёт советы президенту. А Ливанов занял пост ректора Московского физтеха, притащив туда мертвечину из 1990-х, пахнущую, по словам Геннадия Зюганова, коррупцией, воровством и разложением.

«Взорванный завод можно восстановить за два года, но если взорвать систему образования, формирующую личность человека и закладывающую фундамент на будущее, то это нанесёт травму обществу на тридцать лет вперёд, затронув два поколения, — сказал Геннадий Андреевич. — И эту травму мы только сейчас начинаем залечивать».

В Послании Федеральному собранию президент дал установку: «вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием». Но прошло два месяца, а никаких шевелений в министерстве высшего образования нет и запаса времени тоже нет, заявил Зюганов.

Наука и образование — основополагающие сферы жизни общества. И фракция КПРФ в Государственной думе сделает всё, чтобы им помочь.

Наука и образование требуют новой политики

С докладом выступил профессор, доктор философских наук, академик Российской академии образования, первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег СМОЛИН.

«Мы вступили в новый период российской, а, возможно, и мировой истории. Новый период требует новой политики», — начал своё выступление депутат. Он выделил шесть направлений антикризисной политики, связанных с образованием и наукой.

1. Идеология

В условиях беспрецедентных санкций, число которых, по некоторым подсчётам, уже зафиксировано на отметке 14 тысяч, нам необходимо переходить от импортозамещения к концепции новой индустриализации, подчеркнул докладчик.

Почему новой? Во-первых, потому что результаты старой во многом уничтожены. По сравнению с 1990 годом в 2022 году в РФ выпуск комбайнов составил 10,3%; металлорежущих станков — 9,7%; экскаваторов — 7%; тракторов — 1,9%. Во-вторых, потому что технологии ушли вперёд. Новая индустриализация трактуется специалистами как интеграция науки, образования и производства.

2. Комплексные научно-технологические проекты

Минпромторг РФ и Российская академия наук согласовали шесть приоритетных направлений научно-технологического развития: медицинская техника и фармацевтика, современная химия, биотехнологии, микроэлектроника, лазерные и оптические технологии, станкостроение.

Однако создаётся впечатление, что правительство пытается продолжать работать в рамках тех же нацпроектов, госпрограмм, стратегий, которые были разработаны для другого исторического периода, пытаясь лишь отчасти их скорректировать, считает Олег Смолин.

Между тем необходим, по его мнению, принципиально иной подход — комплексные научно-технологические проекты по типу Манхэттенского в США или советского атомного, для которых были характерны предельная концентрация ресурсов и предельно сжатые сроки.

Показательны сравнительные данные о том, как Китай и мы планируем развивать микроэлектронику. Китайская программа на пять лет предусматривает в 30 раз больше затрат (1,5 трлн долларов), чем наша на 10 лет (47 млрд долларов, или 3,19 трлн руб.). А микроэлектроника — это ведь не только бытовая техника и автомобили, но и новейшее вооружение.

3. Кадры

Наша страна переживает настоящий кадровый кризис. Из 1300 учителей, опрошенных в 2018 году Общероссийским народным фронтом, 44% заявили о нехватке учителей математики, 39% — учителей иностранного языка, 30% — учителей русского языка и литературы; 26% — учителей начальных классов.

Ситуация в медицине аналогична. По информации министра здравоохранения РФ Михаила Мурашко, в 2022 году дефицит врачей составил около 25 тысяч человек, среднего медперсонала — около 50 тысяч человек.

«Этот дефицит покрывается за счёт значительной, а временами безумной перегрузки работников, — заметил Олег Смолин. — По официальным данным, средняя нагрузка российского учителя превысила 1,7 ставки. Я — по первой профессии учитель, как и Геннадий Андреевич. И хорошо знаю: чтобы провести 36 уроков в неделю, надо затратить часов 80 с учётом подготовки, работы с детьми и т.д. Либо ты не работаешь нормально, либо нормально не живёшь».

Подобное происходит и в медицине. По данным Общероссийского народного фронта, в 2018 году работали на полторы и более ставки 40% врачей, а на две и более ставки — 10% врачей. Сейчас проблема обострилась ещё сильнее.

При этом, по данным Высшей школы экономики, в 2020—2021 годах зарплата более 80% учителей была менее 40 тысяч рублей. Более 40% учителей ограничивают себя во всём, кроме еды.

80% всех врачей не получают того, что им положено по президентскому указу 2012 года, в том числе меньше 25 тысяч рублей получают почти 60% врачей.

А что в науке? По данным РАН, число научных сотрудников за послесоветский период сократилось в 2,7 раза. С 2005 по 2018 год число учёных в России сократилось на 16%. Тогда как во всех странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) их стало больше (в Южной Корее, например, почти на 120%).

Из образования работники уходят в другие сферы — с более высокой зарплатой и более низкими затратами труда; из медицины государственной — главным образом в медицину частную (доля платных медицинских услуг всё время увеличивается вследствие недостатка бюджетного финансирования); из области науки — как в другие области хозяйства, так и за рубеж.

В своём законопроекте «Об образовании для всех» фракция КПРФ предлагала установить педагогическим работникам заработную плату не ниже средней по региону и по Российской Федерации при работе на одну ставку. Однако «Единая Россия» его не поддержала.

Ещё один законопроект предполагал установление базовых окладов педагогических и медицинских работников на уровне не менее двух минимальных размеров оплаты труда по региону. Но и он был отклонён голосами фракции «Единой России».

4. Переориентация образования в национальных интересах

Если сравнить последний базисный учебный план школы советского периода с современным, то бросаются в глаза следующие обстоятельства. Резко сокращены предметы естественно-математического и технологического циклов, призванные обеспечить развитие новых технологий и модернизацию страны (математика, физика, химия, биология, технология), — от 14 до 39%. Также сокращены учебные предметы, оказывающие влияние на формирование гражданина и общероссийской гражданской идентичности (русский язык, история, география, литература), — от 14 до 33%. Взамен резко, в 2,3 раза, увеличены курсы обществознания (с целью переидеологизации под видом деидеологизации) и иностранного языка (в 1,9 раза).

Советский базисный учебный план был ориентирован главным образом на тех, кто будет жить и работать в своей стране, а современный учебный план — на тех, кто намерен работать в других странах или в международных компаниях.

Туда же тянет российскую молодёжь и болонская система, и в частности единый госэкзамен. Ведущие вузы, согласно проведённому Высшей школой экономики (ВШЭ) анализу, теряют в среднем 50% студентов, которые рано себя проявляют, имеют научные публикации ещё на этапе бакалавриата, поскольку молодые люди уезжают за рубеж.

Депутатами фракции КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым было внесено до десятка законопроектов, направленных на перевод единого госэкзамена в добровольный режим. Когда действовала такая система, почти 90% всех выпускников вузов России выходили специалистами, а сейчас таких лишь около 13%. При этом в технических вузах специалисты готовились как будущие конструкторы, а бакалавры — как будущие пользователи чужими конструкторскими разработками.

Депутаты из фракции КПРФ ещё год назад внесли законопроект о возвращении к добровольности участия в болонском процессе. (Однако и он был отклонён «Единой Россией». — Ред.)

5. Вложения в человеческий потенциал

На протяжении всего постсоветского периода российские власти последовательно проводили политику экономии на развитии человеческого потенциала. По доле расходов на образование из всех источников от ВВП Россия, по данным Всемирного банка, в 2012 году занимала 98-е место в мире, в 2018-м — 120-е место, в 2021 году вышла на 84-е место из 183 стран.

Дела с финансированием науки обстоят немногим лучше. Согласно исследованию ВШЭ, среди 62 стран Россия в 2016 году занимала 35-е место, в 2019-м — 37-е.

По данным РАН, указы президента РФ 2012 и 2016 годов, касающиеся науки, недофинансируются из всех источников не менее чем в полтора раза; а из федерального бюджета, по данным комитета Госдумы по образованию и науке седьмого созыва и минфина, — примерно, в 2,5 раза.

По индексу развития человеческого потенциала Россия находится на 52-м месте в мире.

«Между тем вложения в человека в долгосрочной перспективе наиболее выгодны», — справедливо заметил докладчик и задался вопросом: «Существует ли в резко изменившихся условиях, связанных с тяжелейшими экономическими санкциями, финансовая возможность для увеличения вложений в человека?» По его мнению, ответ очевиден: без переориентации экономики с экспортной нефтегазовой модели на новую индустриализацию и внутренний рынок эти возможности будут только сокращаться.

6. Преодоление бюрократизации в управлении наукой и образованием

В последние 10 лет в российском образовании и науке стремительно нарастает бюрократизация. В настоящее время эта проблема по остроте сопоставима с недофинансированием.

Вот некоторые предложения в части дебюрократизации образования из проекта Федерального закона «Об образовании для всех»: запретить управленческим структурам всех уровней запрашивать информацию у образовательных организаций, которая, согласно законодательству, должна размещаться на их сайтах; проводить не более одной проверки образовательных организаций — накануне нового учебного года.

Вектор стал похож на флюгер

Участники «круглого стола» в своих выступлениях развили и детализировали направления антикризисной политики в образовании и науке.

Член-корреспондент Российской академии наук, заместитель президента РАН Владимир ИВАНОВ отметил, что доклад, аналогичный тому, который был подготовлен Всемирным банком для погребения российского образования, выпустила в 1993 году Организация экономического содействия и развития для нашей науки. В нём ставились задачи сократить число учёных, институтов, привести финансирование в «разумные» для бюджета рамки и т.д. Что и было сделано: численность учёных фактически сократилась в 2,7 раза.

«По этой траектории мы и идём до сих пор», — сказал В. Иванов.

Надо менять позицию, мы должны переходить к экономике полного инновационного цикла. По мнению В. Иванова, нужно не импортозамещение, а технологический суверенитет. Необходимо восстановить триаду «академия, университет и гимназия», восстановить Академию наук как высшую научную организацию, передать ей полностью управление фундаментальными научными исследованиями.

«Наука не ограничивается одним узким сектором, поэтому необходимо воссоздать такую структуру, как Государственный комитет по науке и технологиям, который бы обеспечивал не только одно министерство научными исследованиями, разработками, а всю экономику, всю нашу страну», — подытожил зампрезидента РАН Владимир Иванов.

Бюрократия убивает

Председатель комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина ОСТАНИНА остановилась на проблеме достижения духовно-нравственного суверенитета нашей страны.

По данным прошлогодних соцопросов, 61% детей в возрасте от 7 до 14 лет не смогли вспомнить ни одной русской народной сказки или сказки русских писателей, зато с готовностью назвали иностранные в варианте голливудской продукции, 70% ребят не прочитали ни одной книги за пределами школьной программы, 61% выпускников российских школ хотели бы учиться за рубежом, 53% подростков хотели бы навсегда уехать из России и только 39% довольны качеством нашего образования.

Нина Александровна с тревогой напомнила о том вале насилия, который прокатился в последнее время по школам. Здесь и нападения школьников на своих сверстников и младшеклассников, и сексуальные преступления. Ответ на вопрос: «Почему так ведут себя наши дети?» — для депутата очевиден: потому что учитель загнан и забюрократизирован. Учителя, чтобы получать более-менее приличную зарплату, вынуждены работать по 40, а не по 18 часов, как было в советское время.

Не меньшую часть нагрузки на педагога даёт, конечно, и большая комплектность класса — 30—40 человек. «Оптимизация» не прекратилась, а где оптимизация, там и коммерциализация.

«В помощь родителям в советские годы были и продлёнки, и кружки, и секции. Сегодня продлёнки вроде есть, а по факту их нет, потому что учителю ничего за это не платят», — заявила депутат.

В чьих руках безопасность страны?

Отметив, что необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыте последних десятилетий, вице-президент Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор, научный руководитель Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Михаил СТРИХАНОВ подчеркнул: «Образование должно быть востребованным. Должна быть жёсткая связка с работодателем».

Большую тревогу у бывшего ректора МИФИ вызывает подготовка в нашей стране инженеров. Всего 16% выпускников школ выбирают ЕГЭ по физике. Но даже у этих ребят оценки оказываются чрезвычайно низкими. Если 100-балльную систему перевести в советскую пятибалльную, получится три с минусом. Такую оценку получают на экзамене по физике те, кто завтра будет работать в радиоэлектронной промышленности, на радиолокационных станциях, от кого будет зависеть безопасность нашей страны.

Учёный затронул также проблему цифровой трансформации образования. Дети не представляют сегодня жизни без гаджетов, интернета, соцсетей. Всё это создаёт угрозу для манипулирования молодым поколением. Смешение реального и виртуального пространств, «компьютерная наркомания» — очень опасный диагноз, заметил учёный.

О внутреннем суверенитете

Владимир ЗЕРНОВ, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета рассказал об интересном эксперименте, который как-то поставил учёный Сергей Петрович Капица. Будучи заведующим кафедрой физики Московского физтеха, он привёз из США задачник Фейнмана, задачи из которого давали поступающим в аспирантуру ведущих вузов Америки. Будущие американские аспиранты должны были решить за 3 часа 5 задач.

И вот всех студентов Московского физтеха — более 500 человек — посадили решать эти задачи. Тогда ещё студент, Владимир Зернов за час решил 15 задач и думал, что это лучший результат. Но он оказался лишь четвёртым. Если бы такой эксперимент проводился в МИФИ, результат был бы примерно такой же, убеждён учёный, которому позже довелось преподавать и в этом вузе. «Вот насколько наш уровень был выше, чем уровень основных конкурентов», — подчеркнул он. Это, естественно, отражалось на технических достижениях.

«Важно не только выделять достаточно денег на образование, но и эффективно их использовать, — продолжил В. Зернов. — На нашу космическую программу мы потратили на порядок меньше, чем основные конкуренты, а технологии, которые были разработаны Королёвым, Раушенбахом, Чертоком и командой, Легостаевым, до сих пор самые конкурентоспособные в мире». И, конечно, надо открывать новые бюджетные места в магистратуре и аспирантуре, убеждён учёный.

Станислав БУШЕВ, проректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, полагает, что важно сохранить молодых учёных, которые только начинают в России путь в науку. И поддержка должна начинаться со стипендий — студенческих, аспирантских. Сегодня на них трудно прожить. По мнению проректора МГУ, нужны гранты для молодых учёных.

Бушев также поднял вопрос о поддержке отечественной научной периодики. «Ведь дошли до пределов, когда даже гуманитариев заставляли рейтинговаться, вынуждая славистов писать о Пушкине на английском языке», — не мог сдержать своего возмущения Станислав Александрович.

Больной темой для научных организаций является отсутствие необходимого оборудования для исследований. Здесь должна быть государственная программа научного приборостроения, убеждён С. Бушев.

«В Германии, если прибору 15 лет, его списывают, считается, что на нём невозможно получить современные результаты. А у нас в институтах в ходу приборы 1970—1980-х годов. Надо увеличить целевое финансирование на обновление приборной базы научных организаций, в том числе за счёт перераспределения средств федерального бюджета, направляемых в фонды, осуществляющие грантовое финансирование исследовательской деятельности», — поддержал коллегу научный сотрудник Института биохимической физики РАН Владимир ВОЛКОВ.

Как член межведомственной рабочей группы по формированию требований к отраслевой системе оплаты труда научных работников, он основное внимание уделил вопросу заработной платы. «Жизненный путь учёного и преподавателя не должен ассоциироваться с бедностью и с невозможностью прокормить семью, — заявил он. — А это разве не бедность, когда в одном из ведущих подмосковных институтов аграрного профиля зарплата у лаборанта 15 тысяч рублей, у научного сотрудника — около 25 тысяч?! И только у заведующего лабораторией, который работает чуть ли не круглосуточно, около 70 тысяч рублей. В прошлом году межведомственная рабочая группа, по предложению министерства образования и науки, рекомендовала правительству установить минимальный размер оклада научного сотрудника 34700 рублей, старшего научного сотрудника — 41700 рублей. Тоже мало, но лучше, чем сегодня. Однако и это пока не сделано. Но даже если правительство рекомендации выполнит, установление минимальных окладов окажется бессмысленным, пока не прекратится дробление ставок научных работников. По данным минобрнауки, на начало 2022 года 47% работников в сфере научных исследований были трудоустроены на полставки и менее, а полная ставка была у меньшинства учёных.

Что ещё нужно сделать для установления справедливой системы оплаты труда в сфере науки? Да просто вспомнить хороший советский лозунг: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». А то что сегодня получается? В научных организациях Москвы, например, около двух третей фонда оплаты труда составляют так называемые стимулирующие выплаты. При этом отсутствует какая-либо регламентация порядка их начисления. В результате дифференциация между наименее и наиболее высокооплачиваемыми научными работниками порой составляет 20—30 раз. Зарплаты определённой части научного и научно-управленческого персонала исчисляются сотнями тысяч и даже миллионами рублей без учёта личного трудового вклада этих учёных и управленцев в научно-технический потенциал страны. Правительству надо принять нормативный акт о предельном соотношении между наибольшим и наименьшим размером заработной платы научных педагогических работников и административно-управленческого персонала, считает Владимир Волков.

О сложившейся повсеместно порочной практике переоформления задним числом срочных трудовых договоров с преподавателями вузов, которых вынуждают ежегодно увольняться с работы, заявил член президиума Федерального экспертного научно-методического совета профессор Московского авиационного института Валерий РУЧИНСКИЙ.

Представитель общественного движения «Родители Москвы» доктор философских наук Инна БИРИЧ выдвинула на первый план возвращение к главным ценностям русской цивилизации — соборности, коллективизму, когда государство становится гарантом справедливости и самоопределения нации, когда оно защищает общее дело. Участница «круглого стола» напомнила о том, как советские люди в годы войны и после неё самоотверженно трудились на благо Родины, не думая о высоком вознаграждении за свой труд.

Председательствующий за «круглым столом» первый заместитель руководителя фракции КПРФ в Госдуме Николай КОЛОМЕЙЦЕВ уточнил: «Когда после войны восстанавливали нашу страну, она принадлежала не 120 олигархам, а народу, и было чёткое понимание, во имя чего всё это делается. А сегодня вывозят за границу десятки и сотни миллиардов долларов — и никому нет до этого дела. Год назад голосами «Единой России» был принят закон: всю выручку от вывезенного экспорта оставить там». Вот и весь «патриотизм» власти.

Наукограды прибирают к рукам

Анатолий МИРОНОВ, председатель Российского координационного комитета профсоюзных и общественных организаций науки (РКК-Наука), с сожалением заметил, что в Совете по науке и образованию при президенте голос профсоюза совершенно не слышен. Там нет экспертов РКК-Наука. Между тем вопрос о советниках президента даже как-то стал предметом обсуждения на одной из конференций, проводимых РКК-Наука. Участники конференции пришли к заключению: для того чтобы коренным образом изменить систему образования и науки, надо поменять советников у президента. Были направлены соответствующие письма. Но ничего не изменилось.

Чиновники распоряжаются наукой, как кому вздумается. К примеру, губернатор Московской области решил, что в столичном регионе слишком много городских округов, и два наукограда — Пущино и Протвино, которые по закону могут быть только городскими округами, были объединены по инициативе Серпуховского Совета депутатов с большим городским округом Серпухов.

Наукограды в статусе городских округов имеют возможность самоуправления. Сейчас это самоуправление фактически обескровлено и передано на усмотрение городских властей.

«Нами направлен депутатский запрос, потому что наукоград организовывается постановлением правительства и нижестоящий уровень власти не вправе вносить в его статус какие-либо изменения», — сообщил депутат-коммунист Николай Коломейцев.

Приговор «реформе» образования

О глубочайшем кризисе в системе образования свидетельствовало выступление студента Государственного университета по землеустройству Филиппа БОЛГОВА. Сменив четыре школы и став уже студентом вуза, он с уверенностью может сказать, что абсолютное большинство детей и подростков ненавидят школу. Никакие статистические данные, научные изыскания не скажут об этом убедительнее. От учёбы в школе у Филиппа осталось только ощущение хаоса и бессмысленности: половина предметов толком не преподавалась, по обществознанию программа через каждые два года по сути дублировалась, по информатике — устаревшие языки программирования и т.д. О каком-либо дополнительном образовании вообще речи не было. Оценки зачастую зависели от симпатий учителя. И если ученик получает плохую оценку, никто не пытается ему помочь. Главное — сдать ОГЭ и ЕГЭ. А что останется при этом в голове ребят — никого не волнует.

Без оптимизма парень смотрит в будущее. Надежды на то, что после окончания вуза удастся найти работу, мало. Филиппу нравится советская система распределения. Сейчас её отчасти заменяет целевое обучение. Вот такой вариант стоит продвигать, считает Филипп Болгов.

Сергей КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования; сопредседатель общественной организации «Образование для всех», доктор педагогических и философских наук, доктор международного права, убеждён, что пришло время, применив механизм парламентского расследования, разобраться, кто и как пытался уничтожить образовательную систему России. По словам Комкова, в своё время 150 миллионов долларов получил господин Ясин, для того чтобы открыть в России так называемую Высшую школу экономики, на базе которой и разрабатывались реформы системы образования. Именно оттуда исходили все эти ЕГЭ, ОГЭ, вхождение в болонскую систему. ЕГЭ был придуман во Франции, его разрабатывали специально для выходцев из колониальных территорий. Таким образом и нашу страну пытались превратить в колониальную территорию.

Потом нас пытались влить в болонскую систему, для чего была практически полностью уничтожена вся система среднего профессионального образования. Её восстановление — сегодня одна из важнейших задач.

Доктор социологических наук из Нижнего Новгорода Галина ШИРОКАЛОВА считает, что если говорить о возвращении к доболонской системе, то нужно прежде всего вспомнить, сколько было аудиторных занятий у студентов тогда и сейчас: соответственно 36 и 27 часов в неделю. Мы можем увеличивать обучение до пяти, до шести лет, но, если на первом курсе не будет достаточного количества аудиторных занятий, результат окажется тот же, если не худший, потому что, начиная с третьего курса, студенты уже не учатся, а работают, заметила она.

Первое, с чего надо начать, чтобы преодолеть кризис в системе образования, полагает доцент Калужского государственного университета им. Э.К. Циолковского Елена КЛИМОВА, — это вернуть в федеральный закон государственные гарантии приоритетности образования, закрепив норматив ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10% национального дохода, а также защищённые расходные статьи бюджетов всех уровней. А затем немедля начать решать и другие важнейшие задачи: остановить приватизацию, коммерциализацию образовательных организаций, вернуть их сметное финансирование, систему подготовки учителей, закрепить законодательно контактную форму обучения как приоритетную, а в начальной и средней школе — как единственную. В структуре федерального государственного образовательного стандарта должен быть раздел содержания образования, включающий перечень обязательных учебных предметов. Сегодня учебники разрознены, нет системности. Дети перегружены пустой и бесполезной информацией. Обязательно следует вернуть начальное профессиональное образование, вечернюю школу. В конце концов, соблюдать Конституцию, по которой среднее профессиональное образование у нас бесплатное, а фактически уже половина учащихся техникумов и колледжей учатся платно.

То, что предлагают участники «круглого стола», — правильно и хорошо. «Но мы предлагаем хорошие меры уже 30 лет, — заметил доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александр БУЗГАЛИН. — Надо подумать, какие политические шаги, кроме тех, которые осуществляются и не дают результата, участники слушаний готовы предпринять».

«Если на выборы приходит только 11% избирателей и они определяют лицо власти, ситуация будет лишь ухудшаться, — сделал ремарку Николай Коломейцев. — Поэтому надо добиваться, чтобы не 11, а 90% избирателей приходили на выборы и думали, зачем, почему и за кого они голосуют».

* * *

Время, отведённое для «круглого стола», истекло, а участники форума всё выходили и выходили к микрофону, чтобы поделиться своими мыслями о том, как спасти систему образования и российскую науку, какие законодательные нормы надо принять для этого. В завершение «круглого стола» были приняты рекомендации, адресованные правительству и Федеральному собранию, а также государственным органам власти регионов.

В первых пунктах рекомендаций говорится: «Вернуться к рассмотрению проекта Федерального закона «Об образовании для всех», отклонённого по требованию правительства фракцией «Единой России». В ускоренном порядке рассмотреть и поддержать блок законопроектов, подготовленных депутатами фракции КПРФ в рамках стратегии «Образование — для всех», в том числе направленных на повышение статуса педагогических работников, увеличение студенческих стипендий, регулирование возможности электронного обучения и др. Поддержать концептуальные предложения стратегии «Образование — для всех» и подготовленных на её основе законопроектов». Последнее включает в себя повышение в ВВП доли финансирования общего и высшего образования, дебюрократизацию системы образования, прекращение «оптимизации» учебных заведений, повышение заработной платы педагогических работников, восстановление системы досрочных пенсий для педагогов, повышение студенческих стипендий, отказ от подушевого финансирования сельских школ, обеспечение бесплатным горячим питанием всех детей в школах и в системе профессионального образования, запрет на ликвидацию и реорганизацию коррекционных школ и детских садов без согласия общего собрания родителей и многое другое.