Дорогие товарищи!
Нынешний Пленум ЦС РУСО проходит в не совсем привычной обстановке, так как менее двух месяцев назад РУСО понесло тяжёлую утрату из-за кончины Председателя ЦС РУСО И.И. Никитчука. Иван Игнатьевич был истинным патриотом СССР, а впоследствии – и Российской Федерации, достойным руководителем на различных должностях и учёным, разрабатывавшим двигатели ракетных систем – носителей Стратегических ядерных сил СССР, а впоследствии – и Стратегических ядерных сил Российской Федерации. В последние году именно он сумел сплотить в коллектив российских учёных социалистической ориентации, активизировать их работу, наладить систематическое издание сборников материалов и статей научных конференций и круглых столов, проводимых РУСО. Хочется верить в то, что и его приемники в руководстве ЦС РУСО продолжат курс прежнего Председателя, а руководство КПРФ не перестанут поддерживать РУСО, как флагмана и крайне важную организацию по пропаганде марксистско-ленинских идей в борьбе за лучшую долю российского народа.
Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года создала политические и социально-экономические условия для развития народного образования, науки, техники, искусства, литературы и культуры в советском государстве. За короткий исторический период во всех сферах духовной жизни советского общества утвердилась социалистическая идеология. Под руководством большевистской партии успешно решалась задача формирования нового человека – активного строителя коммунизма. Впервые в истории человечества сложилась подлинно демократическая система народного образования. Последовательно претворялись ленинские идеи о народном образовании и коммунистическом воспитании.
Победа социализма в СССР, в состав которого входила РСФСР на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками, обеспечила быстрое и всестороннее развитие советского общества и советского государства, неуклонный рост материального благосостояния, образовательного и культурного уровня советского народа, позволила создать благоприятные условия для дошкольного воспитания детей, последовательно осуществить всеобщее среднее образование молодёжи, широко развить профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.
Все граждане СССР действительно имели подлинную возможность получения образования, им предоставлялось право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учётом общественных потребностей.
Целью народного образования в СССР в условиях планомерного и всестороннего совершенствования социализма, дальнейшего продвижения советского общества к коммунизму на основе ускорения социально-экономического развития советского общества и советского государства являлась подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, вооружённых глубокими знаниями, всесторонне, гармонично развитых граждан СССР, убеждённых борцов за коммунизм, воспитанных на идеях марксизма-ленинизма, в духе непримиримости к буржуазной идеологии и морали, любви к советской Родине, гордости за принадлежность к социалистическому Отечеству (социалистической Отчизне), дружбы и братства народов, сознательного отношения к труду, ответственности, организованности и дисциплины, соблюдения Конституции СССР, Конституции РСФСР и конституций других советских республик, законов СССР, законов РСФСР и законов других советских республик, уважения правил социалистического общежития, активно участвующих в общественной и государственной жизни.
На следующем этапе важнейшее значение приобретали повышение качества обучения и воспитания, формирование коммунистического мировоззрения, коренное улучшение подготовки молодого поколения к труду, постепенное введение в СССР всеобщего профессионального образования, обеспечение всех участков коммунистического строительства квалифицированными рабочими кадрами и специалистами, постоянное повышение их профессионального уровня. Успешное решение этих больших и ответственных задач призвано способствовать ускорению социально-экономического развития советского общества и советского государства на базе научно-технического прогресса, достижению высшего мирового уровня производительности труда, развитию и все более полному удовлетворению духовных потребностей граждан СССР, совершенствованию социалистических общественных отношений.
Образование в советском обществе и советском государстве являлось подлинно всенародным делом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, трудовые коллективы, семья совместными усилиями обеспечивали коммунистическое воспитание и образование подрастающего поколения. Особая роль в этом деле принадлежала педагогическим работникам, деятельность которых основывалась на идейно-политической убеждённости, высоком сознании своей профессиональной и общественной ответственности, педагогическом мастерстве, эрудиции и культуре. Труд учителя, воспитателя, других педагогических работников являлся благородным и почётным делом. Они формировали духовный мир юной личности, им советское общество вверяло самое дорогое – детей и молодёжь.
Значительный вклад в развитие народного образования вносила советская наука, достижения которой широко использовались в формировании всесторонне развитого человека как главной производительной силы и высшей ценности советского общества.
Законодательство СССР о народном образовании было призвано активно служить совершенствованию дела народного образования в СССР, дальнейшему укреплению социалистической законности в этой сфере общественных отношений и человеческой деятельности.
К сожалению, в конце 1991 года была осуществлена и свершилась величайшая геополитическая катастрофа XX века – СССР был рукотворно разрушен. На всём постсоветском пространстве были запущены тотальные процессы глубочайшего социального регресса. Не стала исключением и Российская Федерация, которая является правопреемницей не только РСФСР, но и самое главное – СССР. Именно благодаря этому факту Российская Федерация сохранила за собой право вето в ООН и поддерживает некоторые договоры, существующие ещё со времён СССР.
Тотальные процессы глубочайшего социального регресса затронули все стороны жизни в Российской Федерации. Не стала исключением и советская система народного образования, которая, несомненно, была самой лучший в истории человечества. Более того, она была интернациональной, что выражалось не только в создании национальных школ на территориях, некогда являвшихся периферией Российской Империи. Однако, и она была принесена в жертву безудержных жажды и желаний российских властных элит эфемерного «вхождения в Европу и цивилизованное сообщество». Ради этого Российская Федерация в ущерб интересам и развитию российского общества зачем-то подключилась к Болонскому процессу, который (введение кредитно-модульной системы) принёс с собой снижение качества образования в Российской Федерации, потому что вместо фундаментального образования через систему курсов, которые ранее предлагались для получения квалификационного уровня, студентам стало нужно прослушивать определённый набор узкоспециализированных дисциплин. Российское общество стало быстро терять всю инфраструктуру фундаментального образования, оставшуюся от СССР, активно и тотально скатываться в преимущественно платное образование.
Болонские принципы формально ничего вроде бы не предписывали, это всего лишь – некие пожелания, но в Российской Федерации был избран наихудший для российского общества вариант их реализации. Истоками Болонской системы была необходимость для властей государств ядра мировой системы капитализма интегрировать огромное количество эмигрантов в западноевропейские, американское и канадское общества. Проще всего это можно было осуществить через трансформацию систем образования, существовавших в этих государствах. Но, поскольку численность эмигрантов была высокой, включить их всех в некую элитную систему образования развитых капиталистических государств было трудно и едва ли возможно, к тому же, такую цель в них никто и не ставил. Поэтому системы образования в государствах ядра мировой системы капитализма их властями решено было понизить, например, до уровня бакалавра. Это могло бы способствовать тому, что тогда все эмигранты стали бы учиться. Фактически бакалавриат – это пролонгированное среднее образование. На словах у приверженцев Болонской системы бакалаврские дипломы были полноценными. Но на самом же деле бакалавриат являлся «недообразованием» и был создан для подготовки специалистов узкой направленности для обслуживания элит «дёшево и быстро». Целей и задач дать полноценное высшее образование в рамках этой идеи никогда не стояло. Бакалавры были всегда поражены в своих правах. Преподавать в высшей школе им было запрещено, заниматься наукой – также запрещено, выбирать ответственные должности – также запрещено.
Но какой смысл и какая необходимость присоединения к Болонскому процессу был у российских властных элит помимо их безудержных жажды и желаний эфемерного «вхождения в Европу и цивилизованное сообщество»? Если иметь в виду подлинные интересы российского общества, то они совершенно расходились с целями присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу, да и проблема адаптации эмигрантов в российское общество отсутствовала как таковая.
Кроме того, в народном образовании начали своё наступление идеи профессионализации и упрощения образования. По сути, выпал элемент разностороннего развития, впрочем, как и везде. В преподавании фундаментальных дисциплин стал господствовать недопустимый формализм. С упадком ряда базовых дисциплин происходила и дискредитация профессии учителя, недостаточно поддерживаемой государством, так как на всю сферу народного образования стал тратиться всё меньший и меньший процент от ВВП Российской Федерации. Возникающие так называемые «новые школы» в истории и социальной науке расшатывали научную базу и подвергали сомнению многие положения научного мировоззрения. Либерализация в науке, технике, искусстве, литературе и культуре заложила основы для роста капитулянтских настроений в сообществе наиболее образованных граждан Российской Федерации.
К этому в последние несколько лет добавилась крайне негативная деятельность лоббистов цифровизации и диджитализации в сфере образования, цели которых вообще не имеют ничего общего с системой образования как таковой, а преследуют задачи реализации тотальной слежки и контроля над сознанием детей и молодёжи и сбора надуманных и искусственных компрометирующих материалов на каждого из них для формального обоснования их последующей выбраковки и закрытия всяческих перспектив для серьёзной профессиональной деятельность в дальнейшем. Кроме того, через реализацию различных проектов цифровизации и диджитализации в сфере образования решается и ещё одна задача – ложное формальное обоснование беспочвенных, неправомерных и несостоятельных карьерных претензий отпрысков российских властных элит на допуск, доступ и попадание в формирующееся новое поколение российских властных элит.
Российская Федерация стала терять свои восходящие к СССР завоевания и позиции в мире, катастрофически уступая всё более и более в конкурентной мировой борьбе всё новым и новым государствам. Существующие иностранные рейтинги, оценивая способности старшеклассников и выпускников российских школ, в последние годы уже ставят их на позиции в четвёртом десятке списка всех государств по различным уровням интегрированных рейтингов. В Российской Федерации в последние десятилетия стало катастрофически не хватать квалифицированных специалистов высокого класса, возраст которых относиться к категории «моложе 50 лет». Для того, чтобы воспрепятствовать дальнейшему нарастанию этих негативных и уже слишком не туда зашедших тенденций, а также развернуть процессы социального регресса вспять, вновь запустив их на путь социально-экономического и социально-политического прогресса необходимо срочно и оперативно восстановить советскую систему народного образования. Эта задача становится посильной благодаря принятию и реализации на практике норм проекта федерального закона «О народном образовании в Российской Федерации», разработанного учёными РУСО и опубликованном для ознакомления на сайте РУСО (https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/proekt-fz-o-narodnom-obrazovanii-v-rf/).